рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

рабочая программа по литературному чтению с 1 по 4 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1-4_kl.docx90.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ИМ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Б.Ф.САФОНОВА

        

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   по литературному чтению

1 – 4 класс

г. Мончегорск


Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Содержание и структура программы соответствует п. 19.5 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» основных задач предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Основными целями при реализации данной рабочей программы являются:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • совершенствование фонематического слуха
  • осуществление грамматико-орфографической пропедевтики
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • воспитание  эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Общая характеристика курса

 Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (24учебные недели) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.

В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается изучение литературного чтения.

        Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

«Техника чтения».  На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

В разделе «Первоначальное литературное образование» программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

«Формирование умений читательской деятельности».  На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане 

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по предметной области «Филология»  с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению.  

               Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы  рассчитана на реализацию в течение 4 лет на 675 учебных часов:

  • в 1-м классе -  132 часов, из расчета 4 учебных  часов  в  неделю.(33 учебные недели) из них 92 часа в период обучения грамоте и 40 часов систематический курс
  • во 2-м классе -  136  часов, из расчета  4 учебных  часов  в  неделю.(34 учебные недели)
  • в 3-м классе -  102 часа, из расчета  3 учебных  часа  в  неделю.(34 учебные недели)
  • в 4-м классе -  102  часа, из расчета 3  учебных  часа  в  неделю.(34 учебные недели)

Для реализации программного содержания используются:

  1. Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.: Просвещение
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях – М: Просвещение
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях – М: Просвещение
  4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях – М: Просвещение
  5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях – М: Просвещение

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

        

        Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы

        

п/п

Содержательная линия

класс

всего

По примерной программе

1

2

3

4

ог

лч

1

Круг чтения и опыт читательской деятельности

2

Техника чтения

3

Первоначальное литературное образование

4

Формирование умений читательской деятельности

5

Виды речевой деятельности

  • слушание (аудирование)

14

8

22

19

21

84

80-100

  • чтение

51

22

67

55

50

245

190-225

  • говорение

27

10

44

19

17

117

100-110

  • письмо

-

-

3

7

10

20

20-25

6

Резерв

-

-

-

2

4

6

Всего

92

40

136

102

102

472

472

Работа над содержательными линиями: «Круг чтения и опыт читательской деятельности», «Техника чтения», «Первоначальное литературное образование», «Формирование умений читательской деятельности» идет на каждом уроке.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение»  

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Работа над содержательными линиями: «Круг чтения и опыт читательской деятельности», «Техника чтения», «Первоначальное литературное образование», «Формирование умений читательской деятельности» идет на каждом уроке.

Круг чтения.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есе-нин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности.

Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование) 84 часов

22часа

22 часов

19 часов

 21час

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала).

.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Личностные УУД 

  • оценка жизненных ситуаций: осознание своих чувств о прочитанном.
  • формирование личностного восприятия художественного текста.
  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных норм.

Регулятивные УУД 

Познавательные УУД 

  • ориентирование в учебнике: прогнозирование содержания раздела.
  • отвечать на вопросы учителя.
  • наблюдать за структурой литературного произведения (басня),  за интонацией, настроением, рифмой и ритмом стихотворного текста.
  • делать выводы
  • сравнивать объекты по нескольким основаниям: литературная и народная сказка.
  • учиться работать с информацией: искать нужную для выполнения задания информацию в тексте (слова для характеристики героев),
  • составлять модель басни.

Коммуникативные УУД 

  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
  • воспринимать на слух произведение, понимать услышанное
  • оформлять свои мысли в устной речи: обсуждать

Чтение (245 часов)

 73 часа

 67 часов

 55 часов

 50 часов

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение  искажения окончаний (II класс),. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение  искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение  искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Личностные УУД 

  • формирование личностного восприятия, эмоционального отношения к культуре своей страны.
  • формирование личностного восприятия художественного текста.
  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных норм.

Регулятивные УУД

  • определение цели выполнения задания совместно с учителем.
  • определение плана действий для выполнения задания.
  • корректирование правильности выполнения задания в соответствии с поставленной целью.
  • контролировать чтение,  корректировать правильность чтения  (исправлять ошибки).
  • оценка правильности выполнения задания.

Познавательные УУД 

  • сравнение объектов (слов, текстов) по нескольким основаниям:  художественный и научно-популярный тексты, эпическое и лирическое стихотворения, произведения разных авторов на одну тему.
  • определять существенные признаки литературных объектов
  • наблюдать за особенностями построения текста, за рифмой и ритмом стихотворного текста, за позицией автора и героя в тексте, авторским отношением к героям произведения.
  • наблюдать, анализировать текст, находить в нем используемые автором средства художественной выразительности, делать выводы
  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос.
  • учиться работать с информацией: самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, слушать других.
  • высказывать свою точку зрения.
  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя
  • выразительно читать текст
  • оформлять свои мысли вслух: представлять картины осенней природы.
  • сотрудничать (в группах) в  совместном решении задачи: поиск средств художественной выразительности в тексте, чтение по ролям.

Говорение (47 часов)

 37 часов

44 часа

19 часов

17 часов

 

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки.

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией.

Умение участвовать в

литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.).

Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Личностные УУД 

  • формирование личностного восприятия художественного текста.
  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных норм.

Регулятивные УУД 

  • определять цель изучения раздела совместно с учителем.
  • определять план выполнения задания: ведение читательского дневника.
  • определять совместно с учителем критерии правильности выполнения задания.
  • корректировать правильность выполнения задания, исправлять ошибки.
  • оценивать правильность выполнения задания в соответствии с заданными критериями.

Познавательные УУД 

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения курса.
  • определять круг своего незнания.
  • сравнение и группирование объектов (тексты, слова) по нескольким основаниям: жанры устного народного творчества, тематические группы, произведения разных авторов на одну тему.
  • определение существенных признаков объектов литературного творчества (малые фольклорные жанры
  • учиться задавать вопросы.
  • составлять  (коллективно) простой план текста сказки, рассказа, стихотворения.
  • пересказывать прочитанное на основе составленного плана.
  • учиться работать с информацией: путеводители по библиотеке (справочные стенды, указатели, каталоги и пр.),  читать графическую информацию (условные знаки), искать разные источники информации

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать речь других.
  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
  • оформлять свои мысли в устной речи: отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы, придумывать тексты по заданию
  • сотрудничать в совместном решении задачи.

Письмо (20 часов)

3 часа

7часов

10 часов

Создание письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Личностные УУД 

  • формирование личностного смысла восприятия литературного произведения.
  • освоение личностного смысла учения

Регулятивные УУД

  • определять совместно с учителем критерии правильности выполнения задания.
  • оценивать правильность выполнения задания в соответствии с заданными критериями.

Познавательные УУД 

  • Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в письменной речи: сочинение потешек, прибауток, небылиц с опорой на опыт созидания народного творчества.

Резерв (16 часов)

-

4 часа

5 часов

7 часов


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Добукварный период (19ч).

Ориентироваться в «Азбуке».

Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе  с «Азбукой».

Практически различать речь устную(говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение).

Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.

Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения.

Составлять  простейшие предложения  и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам.

Составлять предложения по сюжетной картинке в соответствии с заданными схемами. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах.

Моделировать  слова при помощи схем.

Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слух ударный слог в словах. Называть способы выделения ударного слога в слове.

Обозначать  ударный слог  на схеме слова условным знаком.  Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.            Наблюдать, какие неречевые звуки нас окружают.                                     Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые  звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Произносить и слышать изолированные звуки.

Выделять Слоги- слияния и звуки за пределами  слияния в словах.      

 Производить слого - звуковой анализ слова.  Определять место изученной буквы  на  «ленте букв».

Букварный период (59ч).

Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Выделять звуки в процессе слого- звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу.                                                                  

  Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы.                                                                        

Наблюдать над расхождением написания слов.                                                 Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.                                                 Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости- мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.  Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись.                                                                     Классифицировать слова в соответствии с их значением.                               Моделировать слого- звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой- моделью. Анализировать  ленту букв: называть группы букв( гласные. Согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.). Объяснять  особенности букв  каждой группы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите.                                         Устанавливать, что последовательность  букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв  русского алфавита.

Послебукварный период (14ч).

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.                                                                            

 Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту.  Пересказывать  текст на основе опорных слов.  Определять главную мысль текста.  Определять известную и неизвестную информацию в тексте.  Соотносить книги и рисунки, книги и текст.                                      Воспроизводить диалог  героев произведения  по образцу, заданному учителем.                                                                                                           Распределять роли, читать по ролям. Декламировать стихотворение хором. Читать самостоятельно наизусть.                                                              

  Читать самостоятельно рассказы. Определять смысл поступка героев.  Соотносить поступки героев со своими поступками.  Придумывать свои рассказы на определённую жизненную ситуацию.                                           Сравнивать рассказ и стихотворение.                                                                   Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Участвовать в групповом проекте. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке.

Вводный урок(1ч).

Ориентироваться в учебнике.                                                                        Находить нужную главу в содержании учебника.                                        Понимать условные обозначения,  использовать их при выполнении заданий. Находить в словаре непонятные слова.

Жили-были буквы (7ч).

Прогнозировать содержание раздела.                                                         Расставлять книги на выставке  в соответствии  с темой раздела.               Выбирать книгу по заданному параметру.                                                    Воспринимать на слух  произведение.                                                           Отвечать на вопросы по содержанию  художественного произведения.         Объяснять название произведения.                                                                  Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.                                                                                    Передавать  характер героя с помощью мимики, жестов, изображать героев. Определять главную мысль произведения. Составлять план пересказа прочитанного.                                                                                              Участвовать в конкурсе чтецов.

Сказки, загадки, небылицы (8ч).

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела.                  Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.                                      Читать известную сказку плавно, целыми словами, воспринимать художественное произведение на слух.                                                       Анализировать представленный в учебнике картинный план.                        Рассказывать сказку на основе картинного плана.                                    Отвечать на вопросы по содержанию произведения.                                     Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку.                                                                                       Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

Апрель, апрель, звенит капель! (5ч).

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.      Воспринимать на слух художественное произведение.                          

   Читать вслух лирические  стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.                                                                                          

  Находить  в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы ,им созданные.                                            

 Наблюдать за ритмом стихотворного произведения , сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.                                          

  Сравнивать  стихотворения разных поэтов.                                         Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.  

И в шутку и всерьёз (5ч).

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.   Воспринимать произведение на слух.                                                        

 Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.     Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты  юмористического текста.                                                                                 Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Оценивать свои достижения.

Я и мои друзья (7ч).

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.             Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Определять тему произведения  и главную мысль.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

О братьях наших меньших (7ч).

Прогнозировать содержание  раздела. Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно- популярный текст. Определять их особенности.

Называть особенности сказок – несказок; придумывать свои собственные сказки – несказки.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрацию.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.  

2 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Самое великое чудо на свете (2ч).

Ориентироваться  в учебнике по литературному чтению

Знать и применять систему условных обозначений.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Представлять любимую книгу и любимых героев.

Находить интересную и нужную книгу.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Участвовать в коллективном проекте « О чём может рассказать школьная библиотека».

Готовить выступление на заданную тему.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Устное народное творчество (12ч).

Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать, выражая настроение произведения.

Объяснять смысл пословиц. Соотносить  содержание рассказа с пословицей, придумывать рассказ по пословице.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки.

Рассказывать сказку ( по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Осень (8ч).

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроения поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их.

Объяснять интересные выражения в лирическом  тексте.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности, создавать  с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Русские писатели (14ч).

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения  вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть  волшебные события  и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

О братьях наших меньших (12ч).

Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

Сравнивать художественный  и научно – познавательный тексты.

Определять последовательность событий.

Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение.

Определять героев произведения, характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Из детских журналов (8ч).

Планировать работу на уроке.

Отличать журнал от книги.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Оценивать свои достижения.

Люблю природу русскую. Зима (10ч).

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.  

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам, придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов  в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения , читать стихи наизусть.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Писатели детям (19ч).

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать  на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Объяснять лексическое  значение некоторых  слов на основе словаря  учебника и толкового словаря.

Определять особенности  юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Читать текст в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Я и мои друзья (11ч).

Прогнозировать содержание раздела. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять  и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение  к героям и их поступкам, выразительно читать по  ролям.

Составлять план рассказа. Составлять короткий рассказ  на предложенную тему.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Люблю природу русскую. Весна (11ч).

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слов.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать  самостоятельно вопросы  к стихотворению.

Контролировать и оценивать  своё чтение , оценивать свои достижения.

И в шутку и всерьёз (15ч).

Планировать виды работ с текстом.

Понимать особенности  юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно  на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать  стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Литература зарубежных стран (14ч).

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Сравнивать  песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Давать характеристику героев произведений.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты  литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события  и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Оценивать свой ответ.


3 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Самое великое чудо на свете (3ч).

Обобщать полученную информацию по истории, создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.  Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.   Участвовать в работе пары и группы, читать текст  друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Устное народное творчество (9ч).

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свой сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.  Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свой достижения

Поэтическая тетрадь 1(7ч).

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Великие русские писатели (17ч).

Прогнозировать содержание раздела. выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.   ■ Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и- замаскированный, скрытый смыс

Поэтическая тетрадь 2(2ч).

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью слоаря в учебнике и или толкового словаря.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения

Литературные сказки (7ч).

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Были- небылицы (8ч).

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям

Поэтическая тетрадь 1 (4ч).

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

Люби живое (13ч).

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения, жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 2(6ч).

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать Свое мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (9ч).

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

По страницам детских журналов (6ч).

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды

Зарубежная литература (11ч).

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя ( с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки. Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

4 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

Вводный урок (1ч).

Прогнозировать содержание раздела .                                                                     Знать  и  применять систему условных обозначений при выполнении заданий.       Знать фамилии, имена, отчества писателей, произведения которых читали  в 1-3 классах.                                                                                                                     Предполагать на основе  названия содержание главы.

Пользоваться  словарём в конце учебника.

Летописи, былины, жития (8ч).

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины.                                            Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.             Сравнивать  текст летописи с художественным текстом.                                        Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.                        Сравнивать былины и волшебные сказки.                                                               Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать характер человека; высказывать  своё отношение.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий ( с помощью учителя).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Чудесный мир классики (15ч).

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям  произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Поэтическая тетрадь (8ч).

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию , которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

Литературные сказки (12ч).

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль  произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Делу  время – потехе час (7ч).

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Читать без ошибок, в  темпе разговорной речи.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения, определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Страна детства (7ч).

 Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Определять , что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения).

Придумывать музыкальное  сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать  текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь (5ч).

Подбирать любимые стихи к теме.

Сравнивать стихи разных поэтов.

Определять  особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Природа и мы ( 11ч).

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Составлять самостоятельно текст для  энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь (7ч).

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Родина (7ч).

Планировать работу на уроке,  подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Страна Фантазия (5ч).

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать  фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (9ч).

Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять  рассказ  о герое , используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях – М: Просвещение

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях – М: Просвещение

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях – М: Просвещение

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях – М: Просвещение

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

  1. Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см.

Словари  по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) (по возможности)

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (по возможности)

  1. Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности)

Аудиоцентр/ магнитофон. (по возможности)

Мультимедийный проектор (по возможности)

Компьютер

Экспозиционный экран

Сканер

Принтер лазерный

Копировальный аппарат

Фотокамера цифровая (по возможности)

  1. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).- Видеобукварь

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

  1. Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

  1. Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...