Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat_chtenie_vneklassnoe_chtenie_reg_komponent.docx | 99.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам педагогов.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
2. Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 3 класс : методические рекомендации / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
3. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 102 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Свиридовой, Н. А. Чураковой, в том числе:
- практических работ – 4 часа;
- учебных экскурсий – 1 часа;
- исследований – 6 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Характеристика исследования:
- по числу участников (групповое, коллективное),
- по длительности (краткосрочное),
- по предметному содержанию (монопредметное),
- по внешнему виду деятельности (исследовательское).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения
Должны знать:
- наизусть 10–12 стихотворений разных авторов;
- имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 4–5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
Уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной,
- личностного саморазвития,
- смыслопоисковой.
Уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
- работать с разными источниками информации;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- декламировать произведения;
- осмысливать цели чтения;
- создавать произведения собственного сочинения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценностей текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений и формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных действий (выбор книги, определение ее темы по иллюстрациям или аннотации, ориентирование в оглавлении и содержании и т. п.). Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетными целями изучения этого предмета являются обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности, умение воспринимать на слух и понимать художественные произведения; осознанное чтение текстов разных жанров; выбор вида чтения в соответствии с учебной целью; участие в диалоге при обсуждении текста, его пересказ и др.
Это определило цели обучения литературному чтению:
– создание условий для совершенствования всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников.
– осуществление помощи младшему школьнику в осознании того, что мир литературы интересен, разнообразен; каждый читатель может найти в нем близкое и нужное для себя.
С учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– приобретение художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений;
– овладение осознанным, правильным и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книги; обогащение нравственного опыта младших школьников.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат литературные понятия, свойства этих понятий и связь между ними. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие связь мира художественной литературы и реального мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и частичному анализу используемой информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Деятельностная направленность обязательного минимума потребовала усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомлению детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов, научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя осуществляется, как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
Формировании тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 136 (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Дата проведения Содерж-ная линия (перечень разделов) | № п/П | Количество часов, отводимое на изучение раздела | Темы уроков | Учебные материалы к ним | Страницы учебника, рабочей тетради. | Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС) | Возможные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Личностные | |||||||||
1 четверть ( 9 недель, 36 часов) | |||||||||||
Глава1. Вступаем в неизведанный мир-26 | |||||||||||
1 | Знакомство в учебником. Мориц. «1 сентября» | Учебник | С3-4 | В результате освоения данного модуля Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке - это необычный облик Мирового дерева. | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: – использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета; – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; – владеть общим приемом анализа литературного произведения. Коммуникативные: – строить монологическое высказывание; – участвовать в учебном диалоге; – аргументировать свою точку зрения Уметь различать художественные поэтические приёмы, выразительно читать стихи. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанно; высказ-ние своей точки зрения и уважение мнения собеседника, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении | Фронтальная | 10 | |||
2 | Сотворение мира. Калевала- карельское сказание. | презентация | С6-10 | Работа | С.3 - стих. наизуст ь. | ||||||
3 | Античный гимн «Природе». Гимн «Пану». | Хрестоматия | |||||||||
3 – 5 (3 ч) | РНС «Яичко». Сказка – цепочка. «Коза с орехами» Х | РН сказки | С21-26 | Выполнение творческих заданий | С.12-14, чтение по ролям | ||||||
6 | В/ч КНС «Петух и павлин» | КНС(р.к) | |||||||||
7 | Англ.народная поэзия «Дом, который построил Джек» | С15-17 | Работать с текстом (правильно называть, определять тему и жанр). Выразительно читать диалоги. | С. 1517, выраз. читать. | |||||||
8 | Малые жанры фольклора. Скандинавский миф. | словарь | С20-23 | С.18, наизуст ь. | |||||||
9 – 10 (2ч) | Фимиам Природе. Гимн Домовому.(Х) | Учебник | С8-9 | С.21, читать. | |||||||
11 | РНС «Петушок – золотой гребешок» | РН сказки | С24-26 | Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения во время чтения | С.31-35, читать с.35-40,пересказ по частям. | ||||||
12-13 (2 ч) | РНС «Сивка- бурка» | Учебник | С31-40 | С.42-44, переска з; с.44- 47, переска з | |||||||
14-15 (2ч) | РНС «Хаврошечка» | Учебник | С42-47 | С.49-50, наизусть по выбору | |||||||
16 | В/ч КНС «Злая ворона» | КНС(р.к) | Книга для чтения | иллюстрации | |||||||
17 | Развитие речи. Составление отзыва о произведении. | презентация | С48 | Составление отзыва | Записать в р.т | ||||||
18 | В/ч Калмыцкие пословицы и поговорки. | (р.к) | Книга для чтения | Записать в р.т. | |||||||
19 | Поэзия и мотивы фольклора. Г.М.Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес» | Учебник | С49-50 | Работа в парах, слушание | Наизусть по выбору | ||||||
20 | В/ч Поэзия и мотивы фольклора. Ф.И.Тютчев «Полдень», Д. Долинский «Ливень» (р.к) | Учебник (р.к) | С 49 -50 | Работа в парах, слушание | |||||||
21-22 (2ч) | Сила слова. Носов. «Шурик у дедушки» | Портрет, выставка Словарь | УчебникС51-60 | Совместная работа, Выполнение творческих заданий | Эпитеды к словам: лето, друзья, кникулы | ||||||
23-24 (2ч) | В/ч Сказка «Огниво». | Хрестоматия С10-20 | Делить сказку на части, составлять словесный план. | Записать план в тетрадь | |||||||
25 | М.В.Исаковский «Попрощаться с теплым летом» | Учебник | С 61 - | Уметь определять художественные приёмы | Выразительное чтение | ||||||
26 | Проверочная работа по разделу. | С61-62 | Контрольно – оценочная деятельность | Книга из библиотеки | |||||||
Раздел 2. В единой семье всего живого- 18 | В результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть особенностями новых жанров: мифа как способа жизни древнего человека, помогающего установить отношения с миром природы, и былины как эпического жанра; должен иметь представление об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин, научиться отличать волшебную сказку от мифа Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: – использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы; – строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни, доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках | ||||||||
1 -2 (2ч) | Олимпийские боги. Легенда о Прометее | Кун «Мифы | С64-67 С 68 - 73 | Выполнение разноуровневых заданий | Нарисовать родословную | ||||||
3 | В .А.Жуковский, А.К.Толстой. Стихи | Учебник | С 74 | Уметь определять художественные приёмы | Наизусть любое | ||||||
4 – 5 (2ч) | В/ч Герой и его подвиг. Персей.(Х) | Кун «Мифы | Хрестоматия С30-38 | Групповая работа | Пересказ, иллюстрация | ||||||
6 – 7 (2ч) | Славянские природные боги. «Земля со дна океана»(легенда). «Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка). | Словарь | С75-81 | Выполнение разноуровневых заданий | Пересказ, иллюстрации | ||||||
8 | Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» | Кун «Мифы | Презентации | Совместная деятельность | Подготовить устное сообщение | ||||||
9 - 10 (2ч) | Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне» | Иллюстрации | С84-97 | Выполнение разноуровневых заданий | С.84-92, наизусть отрывок по выбору. | ||||||
2 четверть ( 7 недель, 28 час) | |||||||||||
11-12 (2ч) | В/ч. Ш. Перро. «Спящая красавица»(Х) | Мультфильм | Хрестоматия | Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану | Пересказ | ||||||
13 | Поэзия в контрастных образах. Лермонтов. «На севере…» | Учебник | С98-99 | Групповая, фронтальная работа | С.98-99, наизуст ь по выбору | ||||||
Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер.». | Учебник | С 103 - 105 | Творческие задания | С.105 наизусть. | |||||||
14 | Мотивы фольклора в произв. соврем. авторов. С. Г. Козлов «Такое дерево» | Презентация, выставка | С105-106 | Выполнение разноуровневых заданий | С 106 на вопросы | ||||||
15 | Е.А.Евтушенко «Заря у клена.». С.Г. Козлов. «Как поймать облако» | Учебник | С106-109 | Совместная деятельность | С.106- 109,чтение по ролям | ||||||
16 | Японские хокку. Созерцание. | Аудиодиски | С110 | Творческая работа | Составить своё хокку | ||||||
17 | С.А. Есенин «С добрым утром!» | Презентация | Творческая работа | Выразительное чтение | |||||||
18 | Заключительный урок-театр по разделу. | театрализация | С111 | Разработка и проведение своих выступлений | Подготовиться по вопросам с. 112 | ||||||
Раздел 3. Открываем мир заново-20 | |||||||||||
1 | Мать Сыра Земля (Из славянских мифов) | Презентация | С114-1115 | В результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в произведениях разных жанров: гиперболы, контрасты, сравнения, ориентироваться в тексте и подтверждать7выводы, обращаясь к тексту. Комментировать и доказывать ответ словами из текста. Упражняться в развитии монологической речи (три-пять предложений). Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: – использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы; – строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: – уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе оценить поступки героев; читать по ролям. | Оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; – признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия. Уметь доказывать,что встихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительн, обыгрывая звукоподражение. | Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану | Найти 5 пословиц о земле | |||
2 | Древнегреческие мифы. Похищение Персефоны | Кун. «Мифы» | С 116 -118 | Творческое задание. | С.116-118, читать | ||||||
3 | «Небесные великаны» (Сказание). | Учебник | С 119 - 120 | Совместная деятельность | С.119- 120, читать | ||||||
4 | Магия слова. Заклички. | Учебник | С121 | Групповая, фронтальная работа | Записать в тетрадь | ||||||
5 | В/ч Д Кугультинов «Степная быль» | (р.к) В мире литературы | С117 -122 | Совместная деятельность | Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка | ||||||
6 | К.Г. Паустовский «Прощание с летом». | Презентация | С123-125 | Выполнение разноуровневых заданий | Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка | ||||||
7 | А.С. Пушкин «Вот север...», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою.». | Учебник | С126-128 | Совместная деятельность | Написать сочинение«Чудесная жизнь леса зимой». | ||||||
8 | «Хитрая лиса» (Корякская сказка) | Учебник | С128-130 | Творческая работа | С.128-130, Чтение по ролям | ||||||
9 | В/ч КНС «Богатырь Шарада» | (р.к) Книга для чтения | С 191 - 193 | Совместная деятельность | Записать в тетрадь названия прочитанныхсказок | ||||||
10 | Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка» | Мультфильм | Совместная деятельность | Написать отзыв о своём впечатлении от мультфильма | |||||||
11 - 12 (2ч) | Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка» | Учебник | С130-145 | Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану | С.130- 137,пер есказ на 4 части Ответы на вопросы учебника | ||||||
13 | Малые жанры в авторских произведениях. Яснов «Мы и птицы» | Учебник | С145-147 | Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану | С. 145146, наизусть. | ||||||
14 | В/ч Б. Дорджиев «Баллада о журавлях» | (р.к) В мире литературы | С99 - 101 | Групповая, фронтальная работа | Рисунки | ||||||
15-16 (2ч) | Бажов П.П. «Серебряное копытце» | УчебникПрезентация | С 147 - 152 | Групповая, фронтальная работа | С153. Читать по ролям | ||||||
17 - 18 (2ч) | Бажов П.П. «Серебряное копытце» | Учебник | Групповая, фронтальная работа | Работа по вопросам учебника | |||||||
19 | Контрольная работа | индивидуальная | Подготовить выступления | ||||||||
20 | Поэтический вечер. Н.И.Рыленков, А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов. | Аудиодиск | С160-163 | Разработка и проведение своих выступлений | С 164 | ||||||
3 четверть 10 недель, 40 часов | |||||||||||
Раздел 4. Времена, когда звери говорили- 20 ч. | |||||||||||
1 | «Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка) | Сказки народов | С 4-7 | В результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе: олицетворения, эпитеты, анализировать образные средства языка японской поэзии хокку, ориентироваться в тексте большого объема, находить смысловые отрывки из текста, отвечая на вопросы; отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется отношение к предметам того или иного героя. | Регулятивные: – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставлять свою оценку – понимать цель чтения – извлекать информацию, представленную в разных формах; Коммуникативные: – строить монологическое высказывание; – участвовать в учебном диалоге; – аргументировать свою точку зрения | Учиться объяснять самому себе, что в произведении хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; – способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника | Выполнение творческих заданий | С 4-5 по ролям | |||
2 | «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка). | Сказки народов | С 4-7 | Выполнение творческих заданий | С.6-7, читать по ролям. | ||||||
3 | «Медведь и бурундук» (Нивхская сказка) | Сказки народов | С 4-7 | Выполнение творческих заданий | С.8-10, переска з по частям. | ||||||
4 | П.Н. Барто «Зимние гости». | Учебник | С 13 | Групповая, фронтальная работа | С 13 | ||||||
5 | Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» | 14 - 20 | Творческая работа | С 14 -19 | |||||||
6 | И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы», « Броненосцы». | С 21 -23 | Выполнение творческих заданий | С.21-23, пересказ по вариантам. | |||||||
7 | Упражнения для фантазии. Тим Собакин. Стихи. | С25 | Творческая работа | С.24, наизусть. | |||||||
8 | В/ч.М. Хонинов «Хитрый ёж» | (р.к) В мире литературы | С 106 - 114 | Групповая, фронтальная работа | Написать отзыв о своём впечатлении от | ||||||
9 | В/ч. Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом». | Библиотечный урок | Групповая, фронтальная работа | Написать отзыв о своём впечатлении от | |||||||
10- 13 (4 ч) | Правда и вымысел. Паустовский. «Стальное колечко» | С26-29 | Выполнение разноуровневых заданий | Ответы на вопросы в учебнике | |||||||
14 | В/чтение по произведениям Паустовского, Скребицкого | Библиотечный урок | С36 | Совместная деятельность | |||||||
15 | Кольцевой способ в стихотворениях русских поэтов | С38 | Творческая работа | Наизусть | |||||||
16-17 (2ч) | Ю.Коваль. Рассказы | Презентация | С39-42 | Выполнение разноуровневых заданий, пересказ по плану | Ответы на вопросы в учебнике | ||||||
18 | Центральный образ в стихотворении. С.Я Маршак «Ландыш». Н.Н. Матвеев «Солнечный зайчик». | Портреты | С43-46 | Выполнение творческих заданий | Наизучть по выбору | ||||||
19 | Образ персонажа. Драгунский. «Красный шарик в синем небе» | Выставка книг | С46-48 | Выполнение разноуровневых заданий | С 48 | ||||||
20 | В/ч Б. Сангаджиева «Ночью в степи» | (р.к) В мире литературы | С 123-130 | Совместная деятельность | |||||||
Раздел 5. Всмотрись в мир своей души- 17 | |||||||||||
1 | Происхождение человечества. | Учебник | С50-51 | В результате освоения данного модуля ученик должен знать двучленную структуру басни: сюжетную часть и нравоучение в виде итоговой морали, научиться отличать сказку о животных от басни, применять полученные знания при чтении басен; сочинять и декламировать басни собственного сочинения, владеть сравнительным анализом басен разных композиций. | Регулятивные: – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; – вносить необходимые коррективы Познавательные: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; – строить речевое высказывание в устной Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения | Учиться оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; доброжелательно, эмоцио нально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | Совместная деятельность | ||||
2-3 (2ч) | Фантастический образ Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин». | Учебник | С52-54 | Выполнение творческих заданий | С.52, наизусть. | ||||||
4 | И.А. Крылов. Знакомство с баснописцем. | Портрет, выставка | С53 | Выполнение разноуровневых заданий | |||||||
5-6 (2ч) | Басни Крылова. | Учебник | С54-56 | Совместная деятельность | |||||||
7 | Сравнение басен Крылова с Эзопом | Презентация | С56-58 | Выполнение разноуровневых заданий | |||||||
8 | С.В. Михалков «Бараны» | Учебник | С58 | С. 58 | |||||||
9 | В/ч А. Бадмаев «Найди свою звезду» | (р.к) В мире литературы | Выполнение творческих заданий | Написать отзыв о своём впечатлении | |||||||
10 | РНС «У страха глаза велики» | Учебник | С59-62 | Совместная деятельность | С 59 -62 пересказ | ||||||
11-13 (3ч) | Сказки- басни. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | Иллюстрации | С63-72 | Выполнение разноуровневых заданий | Ответы на вопросы в учебнике | ||||||
14-15 (2ч) | Паустовский. «Кот – Ворюга» | Иллюстрации | С73-78 | Совместная деятельность | Пересказ | ||||||
16 | И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай». | Учебник | С79-82 | Групповая и инд.работа | Подготовить ься к внеклассному чтению | ||||||
17 | В/ч Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова». | Библиотечный урок | Групповая и инд.работа | Написать отзыв о своём впечатлении | |||||||
Раздел 6. Пересоздаем мир в творчестве- 19 часов | |||||||||||
1-2 (2ч) | «Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа). | Кун. «Мифы» | С84-90 | Совместная деятельность | С.85-88, читать. С.88-90, читать | ||||||
3 | Взгляд художника на мир. М.Я. Бородицкая «Художник», Ю.Коваль. «Соловьи» | Портрет, выставка книг | С91-94 | Групповая и инд.работа | Ответы на вопросы с. 95 | ||||||
4 | 4 четверть 8 недель – 32 часа | ||||||||||
5 | Читатель в литературе. Заходер. Что такое стихи? К.Д.Бальмонт «Трудно Фее». | С95 | В результате освоения данного модуля ученик способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения, научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров, познакомится с особенности жанра волшебной сказки. | Регулятивные: – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной – вносить необходимые коррективы Познавательные: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | Выполнение творческих заданий | С 96 – 97 наизусть | ||||
6 | Мотив «маленького героя» в произведениях. | Презентация | С96-99 | Выполнение разноуровневых заданий | Ответы на вопросы | ||||||
7 | К.Д.Бальмонт «Гномы». | Учебник | С 98 -99 | С 99 | |||||||
8 | В/ч. : Был город-фронт – была блокада. | Библиотечный урок | Написать отзыв о своём впечатлении | ||||||||
9-13 (5ч) | Андерсен. «Дюймовочка» | Мультфильм Учебник | С100-120 | Совместная деятельность | Ответы на вопросы в уебнике | ||||||
14-17 (3ч) | С.Лагерлёф. «Путешествие Нильса с дикими гусями» | Учебник | С121-132 | Выполнение разноуровневых заданий | Ответы на вопросы в учебнике. Краткий пересказ | ||||||
18 | Мир природы. Пришвин. «Разговор деревьев» | Выставка книг | С133-135 | Совместная деятельность | С 134 | ||||||
19 | «Проверь себя» Урок- игра. Феи, гномы, эльфы | С136 | Выполнение разноуровневых заданий | ||||||||
Раздел 7. Без тебя мир неполный -15 | |||||||||||
1 | Сила природы. Миф о Девкалионе и Пирре | Кун. «Мифы» | С138-140 | В результате освоения данного модуля ученик научится выразительно читать стихотворения, определять жанровую принадлежность текста, выделять причинно-следственные связи, указывать на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов, способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения, научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров. научится определять жанровую принадлежность текста, проводить исследование особого почерка автора на примере одного произведения | Регулятивные: – обращаться – вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – сопоставлять свою оценку Познавательные: – использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием переносить взаимосвязи Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения | Признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни | Групповая и инд.работа | С 138 - 140 | |||
2 | Н. Некрасов. « Дед Мазай и зайцы». | Иллюстрации, картины | С141-144 | Совместная работа. Слушание. | С 141 – 144 отрывок наизусть | ||||||
4 | Любящий взгляд в стих. Ю. Кушака «Подарок на день рождения», «Котенок» | С145-146 | Выразительное чтение, слушание грамзаписи | Наизусть по вариантам | |||||||
5 | В/ч. Александр Крестинский «Мальчишки из блокады». | Библиотечный час | Совместная работа. Слушание | Подготовить выступление | |||||||
6 | Сила любви. И.С. Тургенев. «Воробей» | Портрет, презентация | С146-147 | Составление отзыва | Написать отзыв о своём впечатлении | ||||||
7-8 (2ч) | Гарин- Михайловский. «Тёма и Жучка» | Портрет, выставка книг | С148-159 | Совместная работа, составление цитатного плана | |||||||
9 | Сочинение «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» | С159 | Контрольно –оценочная деятельность | ||||||||
10 | Человек – пример. Э. Мошковская. «Нужен он» | Словарь синонимов | С160 | Выразительное чтение, презентация проектов | Записать в тетрадь | ||||||
11-13 (3ч) | В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | иллюстрации | С161-172 | Совместная работа, выполнение творческих заданий | Ответы на вопросы в учебнике Написать отзыв о своём впечатлении | ||||||
14 | В/ч А. Балакаев «Легенда о земле» (отрывок из повести) | (р.к) В мире литературы | С146 - 150 | Совместная работа, выполнение творческих заданий | Написать отзыв о своём впечатлении | ||||||
15 | Контрольная работа | ||||||||||
16 | О человеке и человечестве. Махотин. «В тридцатом веке» | Презентация | С173-174 | Составление отзывов на прочитанные произведения | С 174 | ||||||
17 | В/ч Н. Крудова «Мой лебедь» | В мире литературы | С 25 -30 | Совместная работа, выполнение творческих заданий | Написать отзыв о своём впечатлении | ||||||
18 | Заключительный урок – театр «Дорогою Добра» | Презентация проектов | Книги на лето |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Андерсен, Г. Х. Сказки / Г. Х. Андерсен. – М. : Эксмо, 2010.
2. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. – Калининград : Янтарный сказ, 2007.
3. Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.
4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М. : Дрофа, 2003.
5. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе / В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. – М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005.
6. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : АСТ, 2010.
7. Кун, Н. А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2010.
8. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. – М. : Художественная литература, 1983.
9. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
10. Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. – М. : АСТ: Астрель, 2010.
11. Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. – М. : Эксмо, 2005.
12. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1–4 классы / под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д. : Легион, 2010.
13. Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для детей, учителей и родителей / В. А. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 1998.
14. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.
15. Шедевры русской живописи : альбом (на рус., англ. яз.). – М. : Белый Город, 2007.
16. Эзоп. Басни / Эзоп ; пер., вступ. ст. и примеч. М. Л. Гаспарова. – М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru
2. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.ru
3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://www.nachalka.info
4. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
5. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа : http://festival. 1september/ru
3. Наглядные пособия.
1. Портреты детских писателей: XIX в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
2. Портреты детских писателей: ХХ в. : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
2. Необыкновенные приключения Карика и Вали (DVD).
3. Легенды и мифы Древней Греции (DVD).
4. Шедевры русской живописи (CD).
5. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы, тематическое планирование 3 класс
Все рабочие программы и тематическое планирование 3 класс УМК Школа 21 века....
Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России по ФГОС
Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России по ФГОС составитель Зайцева И.М....
Рабочие программы+тематическое планирование 2 класс"Школа России"
Рабочие программы и тематическое планирование по литературному чтению,русскому языку, математике,окружающему миру,изо и технологии для 2 класса "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочие программы+тематическое планирование 4 класс ФГОС Школа России.
Рабочие программы и тематическое планирование ФГОС 4 класс УМК "Школа России"(литературное чтение,русский язык,математика,окружающий мир,технология,ИЗО)....
Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова
Рабочие программы разработаны в соответствии с требованием ФГОС...
Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова
Рабочая программа по математике. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением...
Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова
Рабочая программа по математике. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением...