Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_litchtenie_vin_3_klass.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Барнаула
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"
Индустриального района г. Барнаула
ПРИНЯТО на заседании ШМО Китаева О.Ю. руководитель ШМО Протокол от _______ №____ (дата) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Ильиных Л.И. ____________________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________________ Т.В. Коробкина Приказ от_______№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Надежда Андреевна Кузнецова
Барнаул, 2014
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Предмет литературное чтение входит в предметную область «Филология».
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умение пользоваться устным и письменным литературным языком.
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса:
- обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.
Программа по “Литературному чтению” УМК “Начальная школа 21 века” служит для реализации традиционной образовательной системы.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
- дифференцировать обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного бразования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка,- и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и воспитание.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Основные принципы построения курса «Литературное чтение»
системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;
преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.
Специфические особенности курса литературное чтение в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и техническими умениями;
- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различие художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
2. Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел “Виды речевой и читательской деятельности”
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (60-75 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым чтением по собственному желанию и в зависимости от целей чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведене и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказ;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя сужественные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел “Литературоведческая пропедевтика”
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в тексте произведения эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
- находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел “Творческая деятельность”
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать “живые картины” к изученным произведениям;
- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произвдений;
- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам “Народные сказки”, “Книги о детях”, “Сказки о животных”, “Животные – герои литературных произведений”;
- творчески пересказывать произведения от лица героя;
- создавать по образце небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел “Чтение: работа с информацией”
Ученик научится:
- определять и формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- делить текст на основные части, составлять план текста;
- понимать информацию представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять ее;
- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик может научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
- целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в тексте научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, матапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального рассийского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, наодов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемя мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эмтетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерприетации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в числовой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причино-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и пра каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению учетом специфики и содержания предметной области “Филогогия” должны отражать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре,первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
- умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у ученика умения учиться – овладение им универсальными учебными действиями, которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
3. Содержание курса “Литературное чтение” 3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного или того же автора в сравнении; особенности произведения. Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношения к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельно выполнение заданий к тексту.
Универсальные учебные действия(УДД)
- понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- понимать и ставить учебную задачу, определять способы решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать –вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от учебной задачи;
- выделять главную и дополнительную информацию при составлении плана;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного, пользуясь разными видами пересказа;
- произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учётом цели высказывания и особенностей слушателя;
- участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважение к мнению собеседника;
- читать самостоятельно произведения и книги по заданной теме, жанру или авторской принадлежности;
- классифицировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской принадлежности.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворения и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассазы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношение к Родине, к труду, к друг другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений;
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изученные в 1 и 2 классах сказки, рассазы, басни, былина, сказы, стихотворные произведения.
Народная сказака: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над здом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей, особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость ибразов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) - промежуточный жанр чежду художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературные произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог; произведение. Герой, портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
УДД:
- сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходства и различия;
- отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
- оравнивать тексты малых жанров фольклора по структуре.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений, «дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
УДД:
- понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
- распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
- интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту;
- инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
- создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие-послесловие «Об авторе», «От автора».) Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
УДД:
- воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
- выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте произведения; интерпретировать текст.
- устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно- следственные связи;
- систематизировать, выделять главную и дополнительную информацию (О произведении, героях и поступках);
- понимать информацию данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
- ориентироваться в книге, словарях, справочниках.
4. Тематическое поурочное планирование курса “Литературное чтение”
№ урока | Тема урока | Вид занятия | Планируемые результаты изучения темы | Виды, формы деятельности |
Устное народное творчество (16 ч) | ||||
1 | Произведения фольклора | Урок изучающего чтения | Знать: понятие «загадка». Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки. | Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка В. Даль «Старик-годовик». |
2 | Произведения фольклора | Урок изучающего чтения | Выделять особенности пословиц. Различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц | Фронтальная и индивидуальная работа Пословицы. Какие бывают пословицы. |
3 4 | Русские народные сказки | Урок изучающего чтения | Воспринимать на слух фольклорное произведение, объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность Выделять присказки, находить и читать описания героев. Работать с таблицей | Фронтальная и индивидуальная работа Р.н.с. Самое дорогое» Р.н.с. «Про ленивую и радивую» |
5 | Сказки о животных | Урок слушания | Воспринимать произведения на слух Моделировать обложку и определять тему и вид сказки, сравнивать сказки, выделять особенности (зачин, повторы, имена героев) Работать с книгами сказок о животных | Слушание и работа с детскими книгами. Фронтальная и индивидуальная работа Р.н.с. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» |
6 | Сказки с загадками | Урок изучающего чтения | Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки. Сравнивать сказки волшебные и бытовые | Фронтальная и индивидуальная работа Русские народные сказки. «Дочь-семилетка». р.н.с. «Умная внученька» |
7 8 | Волшебные сказки. | Урок изучающего чтения | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки, читать выразительно отдельные эпизоды. Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев, группировать их. | Фронтальная и индивидуальная работа Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». |
9 | Сказки народов России. | Урок слушания | Слушать и слышать русскую народную сказку, моделировать обложку, определять вид сказки, определять положительных и отрицательных героев, группировать их | Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах Русская народная сказка. «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» (хр.) |
10 | Малые жанры фольклора | Урок изучающего чтения | Объяснять литературоведческие понятия (фольклор, скороговорка, потешка, загадка, пословица) Различать произведения фольклора. | Фронтальная и индивидуальная работа Скороговорки. Потешки. |
11 | Обобщение по разделу | Проверочный | Определять алгоритмы выполнения работы. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестоматии, справочной литературе. Сравнивать малые жанры фольклора, приводить примеры. | Самостоятельная работа Проверь себя Проверка навыка чтения |
12 13 14 15 | Былины | Урок изучающего чтения Урок слушания | Объяснять понятие «былина», знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин, характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль Сравнивать героев (внешний вид, характер, подвиги) | Фронтальная и индивидуальная работа «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» Слушание и работа с детскими книгами: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» Рубрика «Книжная полка» |
16 | Урок-обобщение по разделу | Проверочный | Самостоятельно работать с заданиями рубрики исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию | Самостоятельная, фронтальная и индивидуальная работа Рубрика «Проверь себя» |
Басни (5 ч) | ||||
17 18 | Басни Эзопа и И.А. Крылова | Урок изучающего чтения | Знать понятия: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни Крылова и Эзопа | Фронтальная и индивидуальная работа Эзоп «Лисица и виноград» И.А. Крылов «Лисица и виноград» Доп. чтение: Эзоп «Ворон и лисица» |
19 | Басни И.А. Крылова | Урок изучающего чтения | Правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; выразительно читать басни с листа и наизусть | Фронтальная и индивидуальная работа «Волк и ягнёнок» «Крестьянин и Работник» |
20 | Басни | Урок слушания | Правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен разных авторов; выразительно читать басни с листа и наизусть | Фронтальная и индивидуальная работа Эзоп «Голубь, который хотел пить», А.Е. Измайлов «Филин и чиж» |
21 | Басни (Обобщение по разделу) | Проверочный | Уметь выполнять задания, отвечать на вопросы, доказывать, объяснять | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя» |
Произведения А.С. Пушкина (10 ч) | ||||
22 23 | Произведения А.С. Пушкина | Урок изучающего чтения | Определять задачу чтения, тон, темп. Уметь: находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте Моделировать обложку: указывать жанр, тему, сравнивать произведения сходные по сюжету | Фронтальная и индивидуальная работа Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…» «Бой Руслана с головой» |
24 25 26 | Сказки А.С. Пушкина | Урок изучающего чтения | Определять задачу чтения, тон, темп. Уметь: находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте Моделировать обложку: указывать жанр, тему | Фронтальная и индивидуальная работа, работа в паре А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..." |
27 28 | Сказки А.С. Пушкина | Урок слушания | Работать с книгами сказок, воспринимать на слух; выражать своё отношение к сказкам | Фронтальная и индивидуальная работа К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина» А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
29 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка; выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема, жанр); выполнять самопроверку по готовому образцу. | Фронтальная и индивидуальная работа А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» |
30 | Стихи о няне | Изучающего чтения | Воспринимать на слух стихотворное произведение; высказывать свою оценку, читать выразительно передавая интонационный рисунок; находить справочную информацию (об авторе, о няне) | Фронтальная и индивидуальная работа А.С. Пушкин «Няне» |
31 | Обобщение по разделу | Проверочный | Уметь выполнять задания, отвечать на вопросы, доказывать, объяснять | Самостоятельная работа с рубрикой «Проверь себя» |
Стихи русских поэтов (5 ч.) | ||||
32 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; выразительно читать стихотворение; давать оценку своему чтению | Фронтальная и индивидуальная работа Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою...» |
33 | Стихи об осенней природе | Изучающего чтения | Находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), выразительно читать стихотворение; давать оценку своему чтению | Фронтальная и индивидуальная работа А.Н. Майков. «Осень» |
34 | Стихи А. Фета | Изучающего чтения | Находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), выразительно читать стихотворение; давать оценку своему чтению | Фронтальная и индивидуальная работа «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» |
35 | Стихи русских поэтов | Изучающего чтения | Находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), выразительно читать стихотворение; давать оценку своему чтению | Самостоятельная работа. Слушание и работа с книгами. Рубрика «Книжная полка», доп. чтение И. Бунин «Листопад» |
36 | Контрольный урок | Проверочный | Самостоятельная деятельность | |
Произведения Л.Н. Толстого (11 ч) | ||||
37 38 | Жанры произведений Л.Н. Толстого | Изучающего чтения | Знать произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы). Уметь: различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк», доп. чтение «Ореховая ветка». |
39 40 | Сказки Л.Н. Толстого | Урок слушания | Знать произведения Л. Н. Толстого; называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания | Фронтальная и индивидуальная работа «Работник Емельян и пустой барабан» |
41 42 | Научно-популярные художественные рассказы | Изучающего чтения | Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-популярные художественные рассказы | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Н. Толстой. «Зайцы», «Лебеди», доп. чтение «Лев и собачка» |
43 44 | Художественные рассказы Л.Н. Толстого | Изучающего чтения | Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Н. Толстой «Прыжок» |
45 | Былина Л.Н. Толстого | Изучающего чтения | Уметь сравнивать произведения, определять жанровые особенности | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» |
46 | Книги Л.Н. Толстого | Изучающего чтения | Ориентировка в мире детской книги | Фронтальная и индивидуальная работа Рубрика «Книжная полка», Л.Н. Толстой. А. Сергиенко «Как Толстой рассказывал сказку об огурцах» |
47 | Обобщение по разделу | Проверочный | Уметь выполнять задания, отвечать на вопросы | Самостоятельная Рубрика «Проверь себя» |
Произведения Н. Некрасова (7 ч.) | ||||
48 | Стихотворения о детях | Изучающего чтения | Уметь использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое отношение к прочитанному | Фронтальная и индивидуальная работа Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» |
49 | Стихи о детях | Урок слушания | Читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое отношение к прочитанному | Фронтальная и индивидуальная работа Доп. чтение Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении) |
50 51 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Уметь использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое отношение к прочитанному | Фронтальная и индивидуальная работа Н.А. Некрасов. «Славная осень…», «Зелёный Шум», К. Чуковский «Зеленый шум» |
52 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Уметь читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое отношение к прочитанному | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах Н. Некрасов «Мороз воевода» |
53 | Стихи Н.А. Некрасова | Изучающего чтения | Работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Коллективная, работа в парах К. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова», Н.А. Некрасов «Саша» |
54 | Русские поэты | Обобщение по разделу | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя», «Книжная полка» | |
Произведения А.П. Чехова (6 ч.) | ||||
55 56 | Повести и рассказы | Изучающего чтения | Уметь находить в тексте описания пейзажа; понимать главную мысль, объяснять заглавия; выражать свое отношение к прочитанному; передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст | Фронтальная и индивидуальная работа А. П. Чехов «Степь», доп. чтение «Белолобый» |
57 58 | Произведения о детях | Изучающего чтения | Находить в тексте описания портрета героя, понимать главную мысль, объяснять заглавия, передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности | Фронтальная и индивидуальная работа А. П. Чехов «Ванька» |
59 | Книги о животных | Изучающего чтения | Передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Андреев. «Кусака» |
60 | Очерки и воспоминания об А.П. Чехове | Знать имя, отчество и фамилию писателя; произведения А. П. Чехова. | Фронтальная и индивидуальная работа Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова» | |
61 | Сказки зарубежных писателей (4 ч) | |||
62 | Сказки Ш. Перро | Изучающего чтения | Различать сказки народные и литературные; определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; передавать сюжет сказки, находить его части; | Фронтальная и индивидуальная работа «Подарки Феи» |
63 | Сказки Ц. Топелиуса | Изучающего чтения | Определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; передавать сюжет сказки, находить его части; | Фронтальная и индивидуальная работа «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» |
64 | Сказки зарубежных писателей | Изучающего чтения | Знать имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений, различать сказки народные и литературные | Фронтальная и индивидуальная работа Сказки Г. Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская» |
65 | В мире сказок | урок-утренник | Инсценирование эпизодов сказок | Коллективная, групповая работа |
Стихи русских поэтов (7 ч) | ||||
66 | Стихи о Родине | Изучающего чтения | Знать имена русских поэтов и их произведения; понятия: тон, темп, ритм стихотворения. | Фронтальная и индивидуальная работа И. С.Никитин «Русь» |
67 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Выделять языковые средства художественной выразительности; | Фронтальная и индивидуальная работа И.С. Никитин «Утро» |
68 | Стихи о детях и для детей | Изучающего чтения | Самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; | Фронтальная и индивидуальная работа И. Суриков «Детство» |
69 | Стихи русских поэтов | Изучающего чтения | Понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора) | Стихи русских поэтов. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» |
70 | Стихи о Родине | Изучающего чтения | Передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | Фронтальная и индивидуальная работа С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» |
71 | Стихи о Родине и родной природе | Урок слушания | Фронтальная и индивидуальная работа Слушание и работа с детскими книгами. Ф. Глинка «Москва» | |
72 | Обобщение по разделу | Проверочный | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя» | |
Произведения Д. Мамина- Сибиряка (6 ч) | ||||
73 74 75 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; | Фронтальная и индивидуальная работа Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
76 | Сказки о животных | Изучающего чтения | Определять авторскую позицию, работать с сюжетом и планом; пересказывать по плану подробно и кратко | Фронтальная и индивидуальная работа Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» |
77 78 | Произведения о животных | Знать фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. | Фронтальная и индивидуальная работа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» | |
Произведения А. Куприна (8 ч) | ||||
79 80 81 82 | Произведения о людях | Изучающего чтения | Делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану | Фронтальная и индивидуальная работа А. Куприн «Синяя звезда» |
83 84 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи | Фронтальная и индивидуальная работа А. Куприн «Барбос и Жулька» |
85 | Книги о животных | Урок слушания | Знать произведения А. И. Куприна разных жанров | Фронтальная и индивидуальная работа Рубрика «Книжная полка», И. А. Куприн. «Собачье сердце» |
86 | Рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка и А. Куприна | Проверочный | Различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы Обобщение по разделу. | Фронтальная и индивидуальная работа Рубрика «Проверь себя» |
Стихи С. Есенина (7 ч) | ||||
87 | Стихи о Родине | Изучающего чтения | Передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Фронтальная и индивидуальная работа С.А. Есенин «Я покинул родимый дом» |
88 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Находить языковые средства художественной выразительности | Фронтальная и индивидуальная работа С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» |
89 | Стихи о природе | Изучающего чтения | Определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора) | Фронтальная и индивидуальная работа С. Есенин «Берёза», стихи о берёзе (отрывки) |
90 91 | Стихотворения для детей | Изучающего чтения | Знать стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения | Фронтальная и индивидуальная работа С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
92 | Родные поэты | Изучающего чтения | Передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение. Выбор лучшего чтеца. | Фронтальная и индивидуальная работа С. Есенин «Сыплет черемуха снегом..», И. Тургенев «Деревья» |
93 | Обобщение по разделу | Проверочный | Знать наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя» |
Произведения К.Г. Паустовского (12 ч) | ||||
94 95 96 97 | Произведения для детей | Изучающего чтения | Читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя, самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; пересказывать по плану (подробно и кратко) | Фронтальная и индивидуальная работа К. Паустовский «Стальное колечко» |
98 99 100 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках | Фронтальная и индивидуальная работа К. Паустовский. «Кот-ворюга» |
101 | Рассказы К.Г. Паустовского | Изучающего чтения | Различать художественные и научно-познавательные рассказы; различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания) | Фронтальная и индивидуальная работа К. Паустовский. «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», рубрика «Книжная полка» |
102 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Знать произведения К. Г. Паустовского разных жанров, различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора) | Фронтальная и индивидуальная работа К. Паустовский «Тёплый хлеб», И. С. Тургенев «Воробей» |
103 | Контрольный урок | Проверочный | Обобщение по теме | Самостоятельная работа. Контрольная работа |
104 | Моя любимая книга | Урок-утренник | Коллективная работа | |
Произведения С. Я. Маршака (4 ч) | ||||
105 106 | Стихи о Родине и родной природе | Изучающего чтения | Уметь понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения | Фронтальная и индивидуальная работа С. Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш» |
107 | Пьесы-сказки С.Я. Маршака | Урок слушания | Знать и называть произведения С. Я. Маршака | Фронтальная и индивидуальная работа С.Я. Маршак «Кошкин дом» |
108 | Произведения и книги С.Я. Маршака | Проверочный | Выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); давать оценку своему чтению | Фронтальная, самостоятельная и индивидуальная работа В.Е. Субботин «С Маршаком» |
Рассказы Л. Пантелеева (5 ч) | ||||
109 110 | Художественные рассказы | Изучающего чтения | Знать понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Пантелеев «Честное слово», В.А. Осеева «Бабка» |
111 112 | Исторические рассказы | Уметь отличать исторический рассказ, выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Пантелеев «Честное слово» | |
113 | Рассказы о детях и для детей | Урок слушания | Отличать фантастические рассказы, рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения | Фронтальная и индивидуальная работа Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая» |
Произведения А. Гайдара (6 ч) | ||||
114 | Произведения для детей | Изучающего чтения | Уметь работать с сюжетом и планом; определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; | Фронтальная и индивидуальная работа А. Гайдар «Горячий камень» |
115 116 | Повесть о детях | Изучающего чтения | Знать произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения; рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения | Фронтальная и индивидуальная работа А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок) |
117 | Писатели о писателе | Изучающего чтения | Читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту | Фронтальная и индивидуальная работа С.В. Михалков «Аркадий Гайдар» К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» С.В. Михалков «Ошибка» |
118 | Книги о детях и для детей | Урок слушания | Читать выразительно подготовленный текст | Фронтальная и индивидуальная работа Рубрика Книжная полка «Читаем о детях и для детей. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» |
119 | Произведения о детях и для детей | Проверочный | Уметь отвечать на вопросы рубрики | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя» |
Произведения М. Пришвина (7 ч) | ||||
120 121 | Разножанровые произведения М.М. Пришвина | Изучающего чтения | Знать произведения М. Пришвина разных жанров. | Фронтальная и индивидуальная работа М. М. Пришвин «Моя Родина» (очерк), «Двойной след» |
122 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; уметь представить книгу | Фронтальная и индивидуальная работа М. Пришвин «Выскочка» |
123 124 | Рассказы о природе | Изучающего чтения | Различать художественные и научно-познавательные рассказы; находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний | Фронтальная и индивидуальная работа «Жаркий час», В.А. Чалмаев «Воспоминание о М. М. Пришвине» |
125 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | Проверочный | Самостоятельная работа Рубрика «Книжная полка» | |
Произведения зарубежных писателей (10 ч) | ||||
126 127 128 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Работать с текстом произведения, делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план | Фронтальная и индивидуальная работа Дж. Лондон «Бурый волк» |
129 130 131 | Рассказы о животных | Изучающего чтения | Сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей | Фронтальная и индивидуальная работа Э. Сетон-Томпсон «Чинк» |
132 | Книги о животных | Урок слушания | Знать произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди) | Фронтальная и индивидуальная работа |
133 | Книги зарубежных писателей | Фронтальная и индивидуальная работа Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | ||
134 | Произведения зарубежных писателей | Проверочный | Уметь отвечать на вопросы рубрики | Самостоятельная работа Рубрика «Проверь себя» |
135 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | Проверочный | Уметь работать самостоятельно | Самостоятельная работа |
136 | Летнее чтение | Библиотечный урок | Выбор книг по темам | Фронтальная и индивидуальная работа |
5. Материально-техническое обеспечение
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Программа 1-4 классы - М.: Вентана – Граф, 2013
- Ефросинина Л.А. Методическое пособие «Литературное чтение. 3 класс.» - М.: Вентана – Граф, 2013
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.: Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Комплект из 2-х частей - М.: Вентана – Граф, 2013
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.: Литературное чтение. 3 класс. Учебная хрестоматия. Комплект из 2-х частей - М.: Вентана – Граф, 2013
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.: Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь 3 класс - М.: Вентана – Граф, 2013
- М.И. Оморокова: Учимся читать выразительно. 2-4 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013
- Литературное чтение в начальной школе: оценка планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки техники чтения, диагностические задания в 2 ч. Л.А. Ефросинина – 2012
- Электронные образовательные ресурсы
6. Критерии оценивания учащихся по предмету
Проверка навыков чтения и понимания прочитанного
В 1 классе проверяются овладение слого-аналитическим способом чтения, понимание общего смысла, темп чтения (в конце года не менее 30 слов в минуту)
Во 2 классе проверяется овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).
В 3 классе проверяется умение читать целые слова, словосочетания, фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворений (темп чтения не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча).
В 4 классе проверяется овладение синтаксическим способом чтения, темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказать текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть.
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1 класс
Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми словами, слова из более чем 3-х слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту.
Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает целыми словами и по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения 20-25 слов в минуту.
Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками» - ученик читает по слогам, допускает более ошибок, темп чтения 15-20 слов в минуту или нижу.
2 класс
«5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, темп чтения - не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы по содержанию прочитанного.
«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного, не допускает грубых речевых ошибок.
«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту, передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» - ученик не выполняет требований установленных для отметки «3».
3 класс
«5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией, умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем свое обоснованное суждение.
«4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно, умеет передавать содержание прочитанного, темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
«3» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение, делает не более пяти ошибок, в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки, темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
«2» - ученик не выполняет требований установленных для отметки «3».
4 класс
«5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 100 слов в минуту молча, умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставлять факты и делать выводы, может составлять рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимую часть текста.
«4» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов в минуту молча, при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя, может составить рассказ о герое, понимает главную мысль, умеет высказать мнение о прочитанном.
«3» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов в минуту молча, определяет основную мысль произведения с помощью учителя, затрудняется в кратком пересказе прочитанного, рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем, понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
«2» - ученик не выполняет требований установленных для отметки «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...