"Формирование личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения"
материал по чтению на тему

Сережкина Ирина Ивановна

Материал выступления был представлен в ходе работы региональной научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnykh_uud.docx24.6 КБ
Office presentation icon formironie_lichnostnykh_uud.ppt408.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Сережкина И.И.,

                                                                МБОУСОШ № 12 г. Североморск,

                                                                учитель начальных классов

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми. И современная школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать у учащихся умения учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями.

Можно выделить три вида личностных действий:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою родину и  народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю",   "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва;
  • нравственно – этическая ориентация – знание и выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости, развитие этических чувств – стыда, вины, совести.

Литературное чтение – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения личностных результатов в систему учебников "Школа России" введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты. В курсе "Литературное чтение" это разделы: "Устное народное творчество", "Родина", "Поэтическая тетрадь", "Люблю природу русскую", "Из русской классической литературы" и другие, а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычиях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения.

Основу содержания литературы составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое классическое произведение обращено к вечным человеческим ценностям. Ребенок осваивает основные нравственно – этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального  состояния, как предпосылки собственного поведения в жизни.  Многие изучаемые на уроке художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активизирует мысль ребенка. На уроке возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, дети общаются между собой, влияют друг на друга.

Личностные универсальные действия формируются на уроках литературного чтения через задания:

- на интерпретацию текста;

-высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией;

- анализ характеров и поступков героев;

- формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость сказки? Найди слова, где выражена главная мысль произведения. Для чего писатель решил рассказать нам эту историю? Как можно поступить в этой ситуации?)

В первом классе при работе над стихотворением "Я выросла" у детей формируется школьная мотивация, при изучении стихотворения "Мой брат Мишка" формируется личностная идентичность – роль брата или сестры; в "Азбуке" есть произведения на развитие гражданственности: "Наше Отечество", "Название русских городов".

Многие произведения по литературному чтению несут духовно – нравственный смыс, и, работая с ним, невозможно пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, "Цветик - семицветик" В.Катаева, "Тайное становится явным" В. Драгунского. На этих произведениях развивается действие самопознания - "Не было ли в твоей жизни похожей ситуации?" Сердечность, забота друг о друге, человечность воспитывается в произведении Н.М.Артюхова "Большая береза", в произведении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" – ответственность за красоту природу, за животных и птиц.

Для развития личностных универсальных учебных действий можно использовать разные образовательные технологии:

- технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения;

- технология ситуативного обучения – формирует умение демонстрировать свою позицию, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

- ИКТ – технологии – позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

- проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

Формирование личностных универсальных учебных действий происходит на всех этапах образовательно – воспитательного процесса. Формирование личностных универсальных учебных действий позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.  В.А.Сухомлинский писал: "Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком…"

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова.
  2. Планируемые результаты начального общего образования

 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения Сережкина Ирина Ивановна, МБОУСОШ № 12 г. Североморск, учитель начальных классов Сережкина Ирина Ивановна, МБОУСОШ № 12 г. Североморск, учитель начальных классов

Слайд 2

Важнейшая задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 3

Три вида личностных действий: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою родину и народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю", "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва; нравственно – этическая ориентация – знание и выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости, развитие этических чувств – стыда, вины, совести.

Слайд 4

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика; обеспечивает понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирует первоначальные этические понятия о добре и зле, нравственности; формирует индивидуальный эстетический вкус

Слайд 5

Личностные универсальные действия формируются на уроках литературного чтения через задания: - на интерпретацию текста; -высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; - анализ характеров и поступков героев; - формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость сказки? Найди слова, где выражена главная мысль произведения. Для чего писатель решил рассказать нам эту историю? Как можно поступить в этой ситуации?)

Слайд 6

Образовательные технологии: - технология проблемного диалога – стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения; - технология ситуативного обучения – формирует умение демонстрировать свою позицию, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия; - ИКТ – технологии – позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

Слайд 7

технология уровневой дифференциации - формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. - проектная деятельность – формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

Слайд 8

Ответственность за красоту природы, животных и птиц Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» -Это реальный случай из жизни? -Как относится поэт к главному герою?

Слайд 9

Картина Васнецова « Три Богатыря» Традиции и обычаи русского народа

Слайд 10

В.А.Сухомлинский писал: "Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком…"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Формирование личностных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

Личностные качества позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями....

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...