ПРОГРАММА "Литературное чтение" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 192 КБ |
dokument_microsoft_word_2.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ "Школа №18"
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013
/Литературное чтение/1 класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Общее количество часов: | 132 |
№ | Тема урока | Кол-во | Содержание урока | Материалы, пособия |
Раздел 1: Раздел I. «Говорим, рассказываем...» - 14 ч | ||||
1. | Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. | 1 | Календарь и календарные праздники. | 4–5 |
2. | Животные и растения вокруг нас. | 1 | Слова-названия | 6–7 |
3. | Природа вокруг нас. | 1 | Знакомство с предложением. | 8–9 |
4. | Летом в деревне (на даче). | 1 | Составление предложений. | 10–11 |
5. | Кто помогает человеку в саду и в огороде? | 1 | Знакомство с текстом. | 12–13 |
6. | Звуки вокруг нас. Звуки речи. | 1 | Составление текста с опорой на рисунки. | 14–15 |
7. | Цирк. | 1 | Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. | 16–17 |
8. | На рыбалке. | 1 | Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 18–19 |
9. | Сказочные герои. Сказочные предметы | 1 | Предложение. Текст. | 20–21 |
10. | Театр | 1 | Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным кар- тинкам с введением диалога действующих лиц | 22–23 |
11. | Гласные звуки. | 1 | Гласные звуки. | 24–25 |
12. | Мои игрушки. | 1 | Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | 26–27 |
13. | Наши занятия. Повторение | 1 | Ударение. | 28–29 |
14. | Итоговый урок. | 1 |
|
|
Раздел 2: Раздел II. Учим буквы – учимся читать и писать - 66 ч | ||||
1. | Звуки, обозначаемые буквами г, п, и. | 1 | Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» – «буква». | 33–34 |
2. | Звуки, обозначаемые буквами т, р. | 1 | Звуки, обозначаемые буквами т, р. | 35 |
3. | Гласный звук [о], буква о.Заглавная буква О | 1 | Гласный звук [о], буква | 36–37 |
4. | Гласный звук [а], буква а. | 1 | Гласный звук [а], буква | 42–43 |
5. | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме. | 44–45 |
6. | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. | 1 | Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме. | 46–47 |
7. | Заглавная буква И. | 1 | Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме. | 48–49 |
8. | Согласные звуки [н], [н,], буква н. | 1 | Чтение слогов и слов с буквой н. | 50–51 |
9. | Согласные звуки [к], [к,], буква к.Упражнения в чтении и письме | 1 | Чтение слогов и слов с буквой к. | 52–53 |
10. | Знакомство с местоимениями он, она, оно, они | 1 | Знакомство с местоимениями он, она, оно, они | 54 |
11. | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | Чтение слогов и слов с буквой У, у. | 56–57 |
12. | Упражнения в чтении и письме. | 1 | Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения | 58–59 |
13. | Согласные звуки [с], [с,], буква с.Упражнение в чтении слов | 1 | Чтение слогов и слов с буквой с. | 60–61 |
14. | Работа с текстом. | 1 | Чтение текста |
|
15. | Упражнения в чтении и письме.(1) | 1 | Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? | 64–65 |
16. | Согласные звуки [л], [л ], [м], [м ], буквы л, м. Упражнение в чтении и письме | 1 | Звонкие согласные звуки [л], [л], , [м], [м], , буквы л, м. Строчные буквы л, м. | 66–67 |
17. | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление за- главной буквы в словах – географических названиях. | 70 |
18. | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме | 1 | Употребление заглавной буквы в словах-географических названиях. Работа с текстом. | 71 |
19. | Заглавная и строчная буква С, с.Упражнение в чтении и письме | 1 | Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами. | 72–73 |
20. | Заглавная буква М. | 1 | Упражнения в чтении и письме. | 78 |
21. | Заглавная буква в словах и предложениях. | 1 | Развитие осознанности и правильности чтения. | 79 |
22. | Урок развития речи. | 1 | Упражнения в чтении и анализе текста. |
|
23. | Согласные звуки [ш], буква ш. | 1 | Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш | 80–81 |
24. | Заглавная буква Ш. | 1 | Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами. | 82–83 |
25. | Упражнения в чтении и письме.(5) | 1 | Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. | 84–85 |
26. | Упражнения в чтении и письме.(6) | 1 | Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. | 86–89 |
27. | Заглавная буква А. | 2 | Чтение слов, предложений с заглавной буквой А. | 90–91 |
28. | Проверка техники чтения и письма. | 1 | Проверка техники чтения. |
|
29. | Согласные звуки [д], [д,], буква д. | 1 | Согласные звуки [д], [д,], буква д. | 92–93 |
30. | Упражнения в чтении и письме.(7) | 1 | Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами. | 94–95 |
31. | . Согласные звуки [в], [в,], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. | 1 | Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-. | 96–97 |
32. | Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне. | 98–99 |
33. | Буква е. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Звуки буквы е. | 100–101 |
34. | Упражнения в чтении и письме(8) | 1 | Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом. | 102–103 |
35. | Буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий. | 1 | Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. | 104–105 |
36. | Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. | 106–107 |
37. | Упражнения в чтении и письме.(9) | 1 | Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. | 108–109 |
38. | Согласные звуки [б], [б,], буква б. | 1 | Согласные звуки [б], [б ], | 110–111 |
39. | Упражнения в чтении и письме.(10) | 1 | Развитие умения видеть в слове его части.Работа с текстом. | 112–113 |
40. | Заглавная буква Б. | 1 | Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. | 114–115 |
41. | Согласные звуки [з], [з,], буква з. | 1 | Согласные звуки [з], [з ], | 116–117 |
42. | Заглавная буква З. | 1 | Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. | 118–119 |
43. | Буква я. | 1 | Звуки буквы я. | 120–121 |
44. | Заглавная буква Я. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений. | 122–123 |
45. | Согласные звуки [х], [х], , буква х. | 1 | Согласные звуки [х], | 124–124 |
46. | Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. | 1 | Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи–-ши. | 126–127 |
47. | Заглавные буквы Х и Ж. | 1 | Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными со- гласными [ж], [ш]. | 128–129 |
48. | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | Чтение текста. |
|
49. | Строчная и заглавная буква й, Й. | 1 | Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 130–131 |
50. | Согласный звук [ч ], буква ч. | 1 | Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 132–133 |
51. | Заглавная буква Ч. | 1 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 134–135 |
52. | . Согласные звуки [ц], [щ], , буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. | 1 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 136–137 |
53. | Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами. | 1 | Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом. | 138–139 |
54. | Согласные звуки [ф], [ф], , буква ф. | 1 | Чтение слогов, слов с буквой ф. | 140–141 |
55. | Заглавная буква Ф. | 1 | Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф. | 142–143 |
56. | Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э. | 1 | Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом. | 144–145 |
57. | Заглавная буква Э. | 1 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. | 146–147 |
58. | Внеклассное чтение. | 1 | Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки». |
|
59. | Буква ю и её звуки. | 1 | Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 148–149 |
60. | Заглавная буква Ю. | 1 | Упражнения в чтении | 150–151 |
61. | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 152–153 |
62. | Разделительный ь. | 1 | Разделительный ь, его роль в слове. | 154 |
63. | Буква ъ, Разделительный ъ. | 1 | Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом. | 155 |
64. | Алфавит. Упражнения в чтении и письме. | 1 | Алфавит. Упражнения в чтении и письме. | 158 |
65. | Проверочная работа. | 1 | Проверка техники чтения. |
|
Раздел 3: «Попрыгать, поиграть…» - 12 ч | ||||
1. | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости | 2 |
|
|
2. | Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») | 1 |
|
|
3. | Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») | 2 |
|
|
4. | Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») | 1 |
|
|
5. | Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») | 1 |
|
|
6. | Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | 2 |
|
|
7. | Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | 2 |
|
|
8. | Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. | 1 |
|
|
Раздел 4: «Наш дом» - 10 ч | ||||
1. | Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») | 2 |
|
|
2. | О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») | 2 |
|
|
3. | О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») | 1 |
|
|
4. | Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) | 2 |
|
|
5. | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2 | 2 |
|
|
6. | Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2 | 1 |
|
|
Раздел 5: «Ребятам о зверятах» - 14 ч | ||||
1. | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки | 2 |
|
|
2. | Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости | 2 |
|
|
3. | Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») | 2 |
|
|
4. | Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | 1 |
|
|
5. | «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») | 2 |
|
|
6. | Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») | 2 |
|
|
7. | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» | 2 |
|
|
8. | Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 | 1 |
|
|
Раздел 6: «Маленькие открытия» - 16 ч | ||||
1. | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | 2 |
|
|
2. | Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | 2 |
|
|
3. | Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») | 2 |
|
|
4. | Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») | 2 |
|
|
5. | Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») | 1 |
|
|
6. | Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | 2 |
|
|
7. | Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») | 2 |
|
|
8. | «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4 | 2 |
|
|
9. | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). | 1 |
|
|
Состояние на 20.09.2013 22:44:57
© Сетевой Город. Образование 2.40.17310
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
"Литературное чтение" 1 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1 класса, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Количество часов на изучение программы 132ч.
Количество часов в неделю 4ч.
Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МКОУ " Школа № 18" на 2013-2014 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
УМК представлен
- учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2006.-208с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2010.-64с. . (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.-192с. (. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
- Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Пояснительная записка
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков чтения в начальной школе.
Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной,через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии общие с курсом русского языка.
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают позицию учителя.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков — индивидуальное дело учителя.
Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1) тематика чтения;
2) техника чтения;
3) формирование приемов понимание прочитанного;
4) элементы литературоведческого анализа текста;
5) практическое знакомство с литературоведческими понятиями;
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
1 класс
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
1й класс | ||
• осмысленное, правильное чтение целыми словами; • ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного; • подробный пересказ текста; • составление устного рассказа по картинке; • заучивание наизусть небольших стихотворений | • высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений | •соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений; •умение различать рассказы и стихотворения
|
Виды и формы контроля.
- Текущий.
• Беседа по вопросам.
• Составление плана.
• Озаглавливание частей рассказа.
• Выборочное чтение.
• Выразительное чтение.
• Чтение по ролям.
• Рассказ по ключевым словам.
• Рассказ от лица героя.
• Чтение наизусть.
• Пересказ текста по частям.
- Тематический.
• Чтение наизусть стихотворений
• Проверка уровня начитанности
- Итоговый
• Комплексная проверочная работа
• Проверка техники чтения без учета темпа
• Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Предметная методика
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Межпредметные связи
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Литературное чтение имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, риторики.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Личностные результаты по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
1–2 классы – необхо- димый уровень | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого».
Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»
| ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)
| САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой; испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.
ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. Признавать свои плохие поступки |
Регулятивные универсальные учебные действия по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
1 класс – необхо- димый уровень | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию)
| Учиться работать по предложенному плану
| Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного |
2 класс – необхо-димый уровень
(для 1 класса – повышен-ный уровень) | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
|
Познавательные универсальные учебные действия по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
1 класс – необхо- димый уровень | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности | Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему |
2 класс – необхо-димый уровень
(для 1 класса – это по-вышен-ный уровень) | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы | Составлять простой план небольшого текста-повествования |
Коммуникативные универсальные учебные действия
по Образовательной системе «Школа 2100»
Классы | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
1-2 классы – необхо- димый уровень | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
Основные виды учебной деятельности.
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания
текста.
Пересказывать текст художественного произведения (подробно).
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
Творческая деятельность
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.
Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2007 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2009 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2009 | Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» | Методические рекомендации для учителя. |
4. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
| Сборник программ | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2007 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2009 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...