К.Д.Бальмонт "Снежинка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр» с. Сергиевск
муниципального района Сергиевский Самарской области
Методическая разработка
урока по литературному чтению
в 4 «А» классе.
Учитель: Некрасова Елена Леонидовна
Класс: 4
Урок: Литературное чтение
Тема: Стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка»
Цели урока:
- продолжить знакомство учащихся с творчеством К.Д.Бальмонта;
- развивать интерес к художественному слову;
- учить выявлять авторскую позицию и формировать своё отношение к
прочитанному.
Оборудование: Электронное приложение.
Ход урока
1. Введение в тему урока
У. Послушайте стихотворение и скажите, о чем идет речь?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Бело ока, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
У. О какой царице идет речь? (Зима)
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как ее описывают? (Бело ока, Белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (Зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (Снег)
- Что такое снег?
Д. Снег – это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда.
- Из чего он состоит? (Снежинки)
2. Определение темы урока
У. – Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они?
Любил рассматривать снежинки и русский поэт К.Д.Бальмонт. Каждый, кто прочтет его стихотворение, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту, и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта. И когда он сам будет разглядывать снежинку, душа его откликнется, и человек восхитится прелестью снежинки.
Учитель показывает слайд «Зимний пейзаж»
3. Работа по теме урока
1.Учитель показывает слайд «Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942)»
2. Чтение учителем стихотворения
У. А вот какая бывает снежинка, вы узнаете, прослушав стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
- Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение? (Светлое, лирическое, мечтательное, радостное)
- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Что нравится поэту в снежинке?
- Какие слова рассказывают о красоте снежинки? (Светло- пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
Учитель показывает слайд.
3. Чтение стихотворения учениками
- Найдите прилагательные, с помощью которых описывается снежинка.
- Куда стремится снежинка?
- Что такое лазурная высь?
- Что значит для снежинки небо и земля?
- Почему автор называет снежинку умелой?
- Что происходит с другими снежинками?
- Найдите слова, относящиеся к ветру.
- Каким может быть ветер?
4. Физминутка
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.
У. – Какое слово автор использует вместо слова «снежинка»? (Звезда)
Поэт не говорит «снежинка, как звезда». Он просто называет ее звездой. Как называется такое скрытое сравнение?
- Какие природные явления описаны в стихотворении? (Метель. Ветер. Лучи солнца. Снежинка. Тающие хлопья. Земля)
- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное существо? (Чистая, смелая, умелая, просится, покинула, дрожит).
- Похоже ли первое и последнее четверостишия? Почему в первой строфе интонация восклицательная, а в последней повествовательная? (В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, а в последней – немного грустит о ее скором конце).
- Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения, выражая разные чувства.
- Как будем читать стихотворение? (Торжественно, с восторгом, с удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфе).
5. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений.
6. Выявление главной мысли.
Свой идеал красоты поэт увидел в чудесном творении природы – снежинке. Для него она символ чистоты. В одном мгновении полета снежинки поэт увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти.
7. Моделирование обложки к стихотворению.
Выполнение упражнений в тетради.
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение.