ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
опыты и эксперименты по чтению по теме

Ондар Орланмаа Бапай-ооловна

Сут-Хольскийкожуун

МБОУ Кара-Чыраанская СОШ

ОндарОрланмааБапай-ооловна

учитель начальных классов

I категории

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ

ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

 

Вот уже много лет отрабатываю навык чтения у своих учеников. На практике убедилась в полезности всех видов тренировочных упражнений, разработанных И.Т. Федорченко.  Продолжая его традицию систематической работы со зрительными диктантами, предлагаю идентичные наборы зрительных диктантов, основанные на русских народных пословицах и поговорках. Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным фольклором, который обогащает их речь, учит народной мудрости.

В процессе работы у меня возникали опасения: более легкое запоминание пословиц по сравнению с обычными предложениями не позволит столь эффективно тренировать оперативную память учащихся.  Но наблюдения показали, что короткая экспозиция исключает легкость запоминания. Считаю также целесообразным чередовать письмо зрительных диктантов И.Т. Федорченко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках.

Прииспользовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

1)    Предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами, для этого лучше использовать плакатные листы;

2)    Тексты диктантов удобнее писать ученикам на листочках; листочки не проверяются и не возвращаются;

3)    Наборы с 1 по 7 – для 1 класса; с 8 по 10 – для 2 класса; с 10 по 18 – для 3 класса.

4)    Читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.

 

 

 

Набор 1

1)     Утро мудро. 9-4

2)     Будь здоров. 10-5

3)     Делай добро. 10-5

4)     Беда ум родит. 11-5

5)     День – трудень. 12-6

 

Набор 2

1)    Было да сплыло. 12-6

2)    Беден, да честен. 13-6

3)    Ошибка не обман. 13-6

4)    Умный уступает. 13-6

5)    Свой хлеб сытнее. 14-7

6)    Первый блин комом. 15-8

 

Набор 3

1)Век живи, век учись. 15-8

2) Один в поле не воин. 15-8

3) Секрет не для двоих. 16-8

4) Без труда нет добра. 16-8

5) Время дороже золота. 17-8

6) Шути, да оглядывайся. 17-8

 

Набор 4

1)    Без ума голова – котел. 17-8

2)    Вольного бьют больно. 18-7

3)    Кто ленив, тот и сонлив. 18-7

4)    Людей сближает улыбка. 19-7

5)    В злобе теряется разум. 19-7

6)    Непоседа портит беседу. 20-7

 

Набор 5

1)     Без старых не проживешь. 20-6

2)     Без терпенья нет уменья. 20-6

3)     Бумага терпит, перо пишет. 21-6

4)     Добро помни, а зло забывай. 21-6

5)     Спрос не грех, отказ не беда. 22-6

6)     Говори меньше – умнее будешь. 23-6

 

Набор 6

1)    Говорит бело, а делает черно. 23-5

2)    Мать плачет, что река льется. 23-5

3)    За доброго человека сто рук. 23-5

4)    В гостях хорошо, а дома лучше. 23-5

5)    Бранись, а рукам воли не давай. 24-5

6)    Поменьше слов, побольше дела. 24-5

 

Набор 7

1)    Ум без догадки и гроша не стоит. 25-4

2)    Глаза страшатся, а руки делают.25-4

3)    Других не суди – на себя погляди. 25-4

4)    После драки кулаками не машут. 25-4

5)    Русский человек добро помнит. 25-4

6)    С миру по нитке – голому рубашка.25-4

 

Набор 8

1)     Сробел – пропал. 12-6

2)     Каша – радость наша. 15-7

3)     Ссора – оружие глупца. 17-8

4)     Аптека не прибавит века. 20-10

5)     Без беды друга не узнаешь. 21-10

6)     Тому тяжело, кто помнит зло. 22-10

 

Набор 9

1)    Как ты к земле, так и она к тебе. 23-7

2)    После дела и гулять хорошо. 22-7

3)    Без хлеба куска везде тоска. 23-7

4)    Частые гости – в доме порядок. 23-7

5)    Доброму слову – добрый ответ. 23-7

6)    Больше слушай – меньше говори. 24-7

 

Набор 10

1)     Доброе слово – это доброе дело. 24-5

2)     Добро того учить, кто слушает. 24-5

3)     Бранись, а рукам воли не давай. 24-5

4)     С поклону голова не отвалится. 25-5

5)     Силу применить легче, чем разум. 26-5

6)     Берут завидки на чужие пожитки. 26-5

 

Набор 11

1)   Поменьше слов, побольше дела. 24-5

2)   Азбука – к мудрости ступенька. 24-4

3)   Бархатный весь, а жальце есть. 24-5

4)   Старого учить, только портить. 25-4

5)   Болен – лечись, а здоров – берегись. 26-4

6)   Своего не бросай, чужого не бери. 26-4

 

Набор 12

1)     Ошибся, что ушибся – вперед наука. 26-4

2)     Будет и на нашей улице праздник. 26-4

3)     Людям хорошо – тогда и тебе хорошо. 27-4

4)     На всякое хотенье есть терпенье. 27-4

5)     Кто быстро помог, тот дважды помог. 28-4

6)     Красив тот, кто красиво поступает. 28-4

 

Набор 13

1)     Без дела жить – только небо коптить. 28-4

2)     Дитя плачет, а у матери сердце болит. 29-4

3)     Без ужина подушка в головах вертится. 31-4

4)     Любви, огня и кашля от людей не спрячешь. 32-4

5)     Кто часто злится и завидует, тот слабый. 32-4

 

Набор 14

1)     Не беда ошибиться, беда не исправиться. 32-4

2)     Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. 33-4

3)     Не для того голова, чтобы шапочку носить. 33-4

4)     С малыми детками горе, а с большими – вдвое. 33-4

5)     Хороший ученик тот, кто поправит учителя. 34-4

6)     Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. 34-4

 

Набор 15

1)     Не затем руки даны, чтобы даром болтаться. 34-4

2)     Человек должен быть доволен своим трудом. 35-4

3)     Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. 35-4

4)     Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. 36-4

5)     Смотри дерево по плодам, а человека по делам. 36-4

6)     Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.  37-4

Набор 16

1)    От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди.                   36-5

2)    На смелого собака лает, а трусливого – кусает. 36-5

3)    Битого, пролитого да прожитого не воротишь. 36-5

4)    Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. 37-5

5)    Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдет.               38-5

6)    Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.                38-5

 

Набор 17

1)    Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.                    38-5

2)    У бездельников охота до того, чтоб обмануть кого.                39-6

3)    Гостя по одежде встречают, а по разуму провожают.             39-6

4)    Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.          40-6

5)    Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься.            41-7

6)    Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог – лапти. 42-7

 

Набор 18

1)     Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 43-7

2)     Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие. 43-7

3)     За правое дело своей головы не жалей, и чужой не дорожи.               42-7

4)     Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.                  44-7

5)     Будешь сладок – живьем проглотят, будешь горек – проклянут.        47-8

6)     Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.              46-8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zritelnykh_diktantov.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Сут-Хольский кожуун

МБОУ Кара-Чыраанская СОШ

Ондар Орланмаа Бапай-ооловна

учитель начальных классов

I категории

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ

ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Вот уже много лет отрабатываю навык чтения у своих учеников. На практике убедилась в полезности всех видов тренировочных упражнений, разработанных И.Т. Федорченко.  Продолжая его традицию систематической работы со зрительными диктантами, предлагаю идентичные наборы зрительных диктантов, основанные на русских народных пословицах и поговорках. Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным фольклором, который обогащает их речь, учит народной мудрости.

В процессе работы у меня возникали опасения: более легкое запоминание пословиц по сравнению с обычными предложениями не позволит столь эффективно тренировать оперативную память учащихся.   Но наблюдения показали, что короткая экспозиция исключает легкость запоминания. Считаю также целесообразным чередовать письмо зрительных диктантов И.Т. Федорченко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках.

При  использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

  1. Предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами, для этого лучше использовать плакатные листы;
  2. Тексты диктантов удобнее писать ученикам на листочках; листочки не проверяются и не возвращаются;
  3. Наборы с 1 по 7 – для 1 класса; с 8 по 10 – для 2 класса; с 10 по 18 – для 3 класса.
  4. Читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.

Набор 1

  1. Утро мудро.                  9-4
  2. Будь здоров.                 10-5
  3. Делай добро.                10-5
  4. Беда ум родит.             11-5
  5. День – трудень.           12-6

           Набор 2

  1. Было да сплыло.              12-6
  2. Беден, да честен.             13-6
  3. Ошибка не обман.           13-6
  4. Умный уступает.             13-6
  5. Свой хлеб сытнее.           14-7
  6. Первый блин комом.       15-8

Набор 3

1)Век живи, век учись.              15-8

2) Один в поле не воин.             15-8

3) Секрет не для двоих.              16-8

4) Без труда нет добра.               16-8

5) Время дороже золота.             17-8

6) Шути, да оглядывайся.           17-8

Набор 4

  1. Без ума голова – котел.             17-8
  2. Вольного бьют больно.             18-7
  3. Кто ленив, тот и сонлив.           18-7
  4. Людей сближает улыбка.          19-7
  5. В злобе теряется разум.            19-7
  6. Непоседа портит беседу.          20-7

Набор 5

  1. Без старых не проживешь.                     20-6
  2. Без терпенья нет уменья.                       20-6
  3. Бумага терпит, перо пишет.                   21-6
  4. Добро помни, а зло забывай.                  21-6
  5. Спрос не грех, отказ не беда.                 22-6
  6. Говори меньше – умнее будешь.            23-6

Набор 6

  1. Говорит бело, а делает черно.                    23-5
  2. Мать плачет, что река льется.                    23-5
  3. За доброго человека сто рук.                      23-5
  4. В гостях хорошо, а дома лучше.                 23-5
  5. Бранись, а рукам воли не давай.                 24-5
  6. Поменьше слов, побольше дела.                24-5

Набор 7

  1. Ум без догадки и гроша не стоит.                       25-4
  2. Глаза страшатся, а руки делают.                         25-4
  3. Других не суди – на себя погляди.                      25-4
  4. После драки кулаками не машут.                        25-4
  5. Русский человек добро помнит.                          25-4
  6. С миру по нитке – голому рубашка.                    25-4

Набор 8

  1. Сробел – пропал.                                      12-6
  2. Каша – радость наша.                               15-7
  3. Ссора – оружие глупца.                            17-8
  4. Аптека не прибавит века.                         20-10
  5. Без беды друга не узнаешь.                      21-10
  6. Тому тяжело, кто помнит зло.                  22-10

Набор 9

  1. Как ты к земле, так и она к тебе.                              23-7
  2. После дела и гулять хорошо.                                     22-7
  3. Без хлеба куска везде тоска.                                      23-7
  4. Частые гости – в доме порядок.                                 23-7
  5. Доброму слову – добрый ответ.                                 23-7
  6. Больше слушай – меньше говори.                              24-7

Набор 10

  1. Доброе слово – это доброе дело.                             24-5
  2. Добро того учить, кто слушает.                              24-5
  3. Бранись, а рукам воли не давай.                             24-5
  4. С поклону голова не отвалится.                             25-5
  5. Силу применить легче, чем разум.                         26-5
  6. Берут завидки на чужие пожитки.                          26-5

Набор 11

  1. Поменьше слов, побольше дела.                          24-5
  2. Азбука – к мудрости ступенька.                          24-4
  3. Бархатный весь, а жальце есть.                            24-5
  4. Старого учить, только портить.                            25-4
  5. Болен – лечись, а здоров – берегись.                     26-4
  6. Своего не бросай, чужого не бери.                        26-4

Набор 12

  1. Ошибся, что ушибся – вперед наука.            26-4
  2. Будет и на нашей улице праздник.               26-4
  3. Людям хорошо – тогда и тебе хорошо.         27-4
  4. На всякое хотенье есть терпенье.                 27-4
  5. Кто быстро помог, тот дважды помог.          28-4
  6. Красив тот, кто красиво поступает.              28-4

Набор 13

  1. Без дела жить – только небо коптить.            28-4
  2. Дитя плачет, а у матери сердце болит.           29-4
  3. Без ужина подушка в головах вертится.         31-4
  4. Любви, огня и кашля от людей не спрячешь. 32-4
  5. Кто часто злится и завидует, тот слабый.       32-4

Набор 14

  1. Не беда ошибиться, беда не исправиться.                           32-4
  2. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.                         33-4
  3. Не для того голова, чтобы шапочку носить.                       33-4
  4. С малыми детками горе, а с большими – вдвое.                 33-4
  5. Хороший ученик тот, кто поправит учителя.                      34-4
  6. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.                      34-4

Набор 15

  1. Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.                   34-4
  2. Человек должен быть доволен своим трудом.                   35-4
  3. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.                   35-4
  4. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.                36-4
  5. Смотри дерево по плодам, а человека по делам.              36-4
  6. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.           37-4

Набор 16

  1. От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди.                   36-5
  2. На смелого собака лает, а трусливого – кусает.                      36-5
  3. Битого, пролитого да прожитого не воротишь.                       36-5
  4. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.                  37-5
  5. Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдет.               38-5
  6. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.                38-5

Набор 17

  1. Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.                    38-5
  2. У бездельников охота до того, чтоб обмануть кого.                39-6
  3. Гостя по одежде встречают, а по разуму провожают.             39-6
  4. Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.          40-6
  5. Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься.            41-7
  6. Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог – лапти.            42-7

Набор 18

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.                       43-7
  2. Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие.                43-7
  3. За правое дело своей головы не жалей, и чужой не дорожи.               42-7
  4. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.                  44-7
  5. Будешь сладок – живьем проглотят, будешь горек – проклянут.        47-8
  6. Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.              46-8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю для отработки навыка чтения английской транскрипции учащимися.

Уважаемые коллеги!Путем проб и ошибок пришла к созданию так называемого тренажера для отработки навыка чтения сочетающихся транскрипционных знаков учащимися.Тренажер работает!Читать надо начинать пост...

Зрительные диктанты для отработки навыков чтения в 1 классе (1-4)

Предлагаю тексты зрительных диктантов для отработки навыков чтения в1 классе ("Школа  России"), начиная с букварного периода по мере изучения новых букв. Слова  и предложения написаны на отд...

Отработка навыка чтения Р-РЬ

Учебные таблицы предназначены для отработка навыков чтения в 1 классе...

Отработка навыка чтения

Задания для отработки навыка чтения по каждой букве....

Упражнения для отработки навыка чтения

Наряду с отработкой навыка чтения идет работа над такими психическими процессами как внимание, память....