Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством писателя, будут анализировать поступки героев, совершенствовать навыкичтения, развивать речь, память, мышление, внимание, будут учится бережному отношению к природе, умению с ней дружить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_d._n._mamin_-_sibiryak_priemysh.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ»
Открытый урок
в 4 классе по чтению
на тему
Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Приёмыш»
Подготовил и провел
учитель начальных классов
Суханова Инна Александровна
2013 г.
Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Цели: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя; способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.
Оборудование: презентация по теме урока, словарь Ожегова, тесты для проверки домашнего задания, квадраты с зашифрованным словом, презентация для релаксации, музыка «Утро в лесу» Э.Грига, карточки характеристики Соболько, смайлики.
Ход урока
Слайд 1 Урок лит. чтения 4 кл.
1. Организационный момент
- Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
2. Проверка домашнего задания
(работа по тестам)
- Как назывался раздел, который мы закончили читать?
А) Делу время – потехе час.
Б) Поэтическая тетрадь.
В) Страна Фантазия.
Г) Родина.
2. Из какого стихотворения взяты строки :
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.
А) Опять сон
Б) Детская
В) Бабушкины сказки
Г) Бежит тропинка с бугорка
- Какое произведение мы не читали в разделе «Поэтическая тетрадь»
А) Детская
Б) Ёлка
В) Бабушкины сказки
Г) Бежит тропинка с бугорка
- Соедини стрелками поэта и название стихотворения.
В.Я.Брюсов бабушкины сказки
С.А.Есенин детская
М.И.Цветаева бежит тропинка с бугорка
3. Подготовка к восприятию нового материала
- Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения следующего раздела.
Слайд 2 – река, лес, небо
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
- Чему будут посвящены произведения? (Природе…)
- Называется раздел…Слайд 3 «Природа и мы»
- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг Слайд 4
- Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)
- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Слайд 5 – Портрет, годы жизни и смерти
4. Сведения об авторе
- А сейчас послушайте о жизни и творчестве писателя, и расскажет вам об этом Жидеева Анна.
- Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Учитель:
- Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
- А сейчас, послушайте Пономарёву Веронику.
- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.
Учитель:
- Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
5. Постановка цели урока
- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика.
Ш | Е | * |
М | * | Ы |
Р | И | П |
7 | 4 | * |
5 | * | 6 |
2 | 3 | 1 |
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом Мамина-Сибиряка «Приемыш».
- Можете ли по названию рассказа предположить, о чем пойдет речь?
6. Работа по словарю С.И. Ожегова.
- Не читая произведения, ответьте, как вы понимаете слово приёмыш?
(Высказывания уч-ся)
- Существует словарь русского языка, автор которого Сергей Иванович Ожегов. В нем говорится так: (зачитываем)
Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь
А мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
7. Словарная работа
При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.
Я обращалась к словарю Ожегова и вот, что у меня получилось.
Слайд 6 - Словарная работа
Слайд 7
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Слайд 8
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Слайд 9
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
8. Физкультминутка
А) Встать, руки вперед, вверх, в стороны, вниз (3 раза)
Руки на пояс, круговые движения головой.
Прыжки.
Б) Релаксация (просмотр презентации)
- В этой презентации вы увидите красоту природы, а смотреть вы ее будете на фоне музыки, которая называется «Утро в лесу», а написал эту музыку композитор Эдвард Григ.
- Где мы с вами встречали это имя? (Ответы детей)
9. Изучение нового материала.
А) Первичное чтение.
(чтение текста учителем)
Б) Анализ рассказа.
Слайд 10
* Понравился ли вам рассказ?
* Где происходят события?
* Кто герои?
* Кто же такой Приемыш? Почему ему дали такое имя?
Слайд 11
* Как Приёмыш появился у Тараса?
* Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)
* Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)
* Как вы думаете, правильно ли поступил Тарас?
* Как бы вы поступили на его месте?
Слайд 12
* Как Приемышу жилось у Тараса?
* Как старик к нему относился?
* Почему отлет Приемыша опечалил старика?
* Как это произошло?
10. Индивидуальная работа
- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста
Соболько
бобыль
пёстрый
князь князем
лучший друг человека
гордая
умный
дружелюбный
ласковый
(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
11. Рассуждение.
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)
Учитель: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья и расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет.
Слайд 13 Фото «Лебединая верность».
Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- А можно идею произведения высказать пословицей
Слайд 14 «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
12. Итог урока
Слайд 15
- Какой рассказ мы сегодня читали?
- Чему вас научил этот рассказ?
- Как вы должны относиться к животным?
Слайд 16
- И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»
- Я вам сейчас раздам вот такие смайлики (показ смайликов), а вы выберете с каким настроением прошел урок.
(учитель раздает смайлики, и дети выбирают их по своему настроению)
13. Домашнее задание
Слайд 17 - Домашнее задание
- Выразительное чтение рассказа с. 76-84
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк"Сказка про храброго Зайца"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"....
Праздник "8 марта-мамин день"
Сценарий праздника включает в себя стихи, частушки, сценки, конкурсы....
мини-исследование "Мамина радость"
Мини-исследование проведено накануне праздника мам учащимися 1 класса. Они исследовали причины маминой радости. Работа детей была обобщена и сделан вывод....
Внеклассное мероприятие на тему : " Светлый праздник-мамин день"
Это внеклассное мероприятие проведено с умственно отсталыми детьми 2-х коррекционных классов в 2010 году. Было проведено много конкурсов для них и родителей, бабушек. Дети пели песни и частушки,...
От улыбок маминых светло
Утренник во 2 классе для мам и бабушек......
"Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день"
Разработка праздничного утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта...
"Мамины руки мамино сердце"... сценарий и презентация праздника к Дню матери
Разработка сценария...