Л.Н.Толстой "Сыновья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рябухина Наталья Петровна

Конспект урока литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy_otets_i_synovya.doc59.5 КБ
Файл prezentatsiya_tolstoy_otets_i_synovya.pptx1.41 МБ
Файл izgotovlenie_venika.pptx985.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»

Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это залог благополучия.

Задачи: познакомить с произведением Л. Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте.

Развивать ассоциативное мышление, логику, речь.

Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.

Ход урока:

  Организационный момент.

Эмоциональный  настрой.

Разрешите начать мне урок.

Я хочу, чтобы был он вам впрок.

Предлагаю я вам размышлять,

Доказывать, спорить и представлять.

Стадия вызова:

приём "Мозговой штурм"

-Я хочу показать этот всем  известный предмет.

Ребята даже проводили своё небольшое исследование этого предмета и сейчас они расскажут, что же им удалось узнать о венике.

-А вы, внимательно слушайте, и каждая группа сделает своё предположение для чего же ребята сегодняшний урок  литературы начали с рассказа о венике.

Исследовательская группа представляет свою работу.        Приложение 1.

-"Веники – это орудие труда, которое сопровождало человечество практически с момента его поселения в пещерах. Трудно себе представить в какой хлам превратилось бы жилище человека, если бы не веник.

- Спасительный веник приходил на помощь в любой момент времени и был доступен всем людям. Даже сейчас, в век научно-технического прогресса, современные цифровые интернет-пылесосы так и не смогли вытеснить веник из дома.» 

-Русская народная пословица гласит: "У нас так ведется, что изба веником метется".

Слайд 2,3

-В толковом словаре Ожегова слово ВЕНИК означает: "Связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей".

Слайд 4

-В результате анализа научной литературы, мы выяснили, что процесс производства веников начинается именно с того, как нам получить необходимый для работы материал. Растение, из которого делают веники, по научному называют СОРГО, а в народе просто веники.

Вот так оно выглядит, где-то в конце августа.

Слайд 5

-Сорго убирают тогда, когда стволы станут цвета соломы, то есть как бы высохнут.

Слайд 6

-Срезать их можно секатором, длину выбираем с учётом длины будущего веника плюс немного запас.  Предварительно снимаем лишние листья.

-Ствол сорго состоит как бы из полых внутри трубочек, соединенных между собой твёрдыми местами  - здесь они легко ломаются.

- И только когда материал полностью высох приступаем к самому процессу изготовления.

Практическая работа (Ученики рассматривают стебельки и пытаются их ломать)

-Берём высохшие растения и удаляем оставшиеся листья, чтобы у нас остались только гладкие стволы. В итоге мы должны получить вот это.

Слайд 7

-После того как семена удалены  разделяем все растения на несколько пучков. Толщина пучка должна быть такая, чтобы удобно было держать в руке  - ведь это будущий веник, но не забываем и о густоте самих метёлочек (чтобы был погуще).

Слайд 8

 -Аккуратненько подравниваем наши пучки и начинаем делать ручку будущего веника. Для этого нам нужна проволока достаточно гибкая, чтобы её можно было согнуть в кольцо, но  чтобы она не сломалась. Вместо проволоки можно взять крепкую верёвку .

-В двух или трёх местах обматываем ручку проволокой и затягиваем её достаточно сильно плоскогубцами, чтобы веники не рассыпались. Главное не перестараться, иначе можно просто передавить.

Слайд 9

-Теперь формируем метёлку. Берём веник и делим ту часть, что с метёлочками  на три части. Берём проволоку, сгибаем её пополам и одеваем на серединную часть.

-Затем загибаем края в разные стороны и обхватываем ими боковые пучки. Продеваем концы в обратную сторону и закручиваем.

Слайд 10

Вот и всё остаётся только :

1)ножницами подравнять  веник там где метёлочки, чтобы нигде не торчали кусочки.

2)острым ножом или секатором обрезать концы рукоятки, чтобы были одинаковой длины.

-Наш веник готов. Теперь можно опробовать его, убрав за собой весь тот мусор, что получился в процессе работы .

-Осетинская пословица гласит: "Свой веник лучше метёт".

Слайд 11

-Как вы думаете для чего ребята сегодня рассказали вам о венике?

      Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.

прием « Корзина идей»

Звучит музыка «Родительский дом»       Приложение 2

Слайд 2

Беседа:

- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню?  (родителей, дом,

семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися, учитель записывает на доске предположения детей)

Работа в группах:

- Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль  в жизни каждого из нас.

-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

(Группам раздаются карточки с пословицами. На доске все пословицы, затем ненужные убираются.)

Какие  пословицы подходят к теме «Семья»?

1.  Вместе – мы сила.

2.  Нет друга – ищи, а нашел – береги

3.  Согласную семью и горе не берёт.

4.  Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

5.  Своя семья – самые верные друзья.

6.  Сердце матери лучше солнца греет.

7.  Вся семья вместе, так и душа на месте.

8.  Уговор дороже денег.

9.  Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

10.  Согласие крепче каменных стен.

11.  Красив тот, кто красиво поступает

12.  На что и клад, коли в семье лад.

13.  Одна пчела не много меду натаскает.

14.  Крепкую дружбу и водой не разольешь

15.  Один в поле не воин.

16.  Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

17.  Добрый человек добру и учит.

18.  Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.

20. Всякий человек на деле познаётся.

Проверка работы в группах.

-На уроках литературы мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы наша речь была яркой и приятной для других, проведем речевую разминку.

  1. Да-да-да- вода, провода, природа, лебеда

Ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора

Жи-жи-жи- ежи ,ужи, ножи, лыжи

Чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка

Слайд 3

  1. Проворонила ворона вороненка.
  • Медленно
  • С логическим ударением на 1 слово
  • С логическим ударением на 2 слово
  • С логическим ударением на 3 слово

Молодцы, ребята.

Фаза осмысления:

-Сегодня мы с вами говорим о семье, как сделать так, чтобы все были вместе, дружны. А попытаемся ответить на этот вопрос при изучении произведения Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

- Что вы о нем уже знаете?

-Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л. Н. Толстого (выступление подготовленных учащихся)

Слайд 4-11

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это  уголок  русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.

Человек, чьё имя хорошо известно не только  в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это  неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100– летие со дня смерти писателя.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.

Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.

Первичное чтение  произведения «Отец и сыновья»  учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).

Работа  над текстом.

- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).

- Над чем надо задуматься?

- Какому жизненному правилу вас учит  произведение?

Вторичное чтение произведения:

 - К какому жанру относится это произведение?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним какие жанры вы ещё знаете?

Слайд 12

  • Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка)
  • Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Малым детям

Молоко даёт. (Загадка)

  • Вот моя деревня,

Вот мой дом родной;

Вот качусь я  в  санках

По горе крутой. (Стихотворение)

  • Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ)

Так вот, ребята в литературе есть ещё один жанр, который называется притча.

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками. Её смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поучения как некая премудрость.

Слайд 13

А вот какое объяснение дают словари слову ПРИТЧА.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).

ПРИТЧА – так называется  небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.  

Чтение с остановками:

Чтение эпизода об отце и сыновьях

- Что отец часто говорил сыновьям?

- Объясните, почему сыновья ссорились?

- Что тогда отец сказал сыновьям?

-Что попросил сделать отец?

- Объясните, почему сыновья не могли сломать веник?

- Было ли сыновьям легко?

- Что тогда сказал отец?

- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?

- Скажите, над чем же надо задуматься?

Работа по рисунку:

Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку.

Слайд 14

Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль рассказа?

      «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

 Подведение итогов урока.

- С каким произведением познакомились?

- Чему научились на уроке?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

 Инструктаж по домашнему заданию.

Попробуй сочинить:

1. Напиши свою притчу, название которой можешь заимствовать у Толстого.

2.Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.  

Рефлексия.

А сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему: «Семья»

  1. Семья
  2. Большая, дружная.
  3. Помогает, выручает, учит.
  4. Семья вместе – душа на месте.
  5. Родители

 Слайд 15

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» Рябухина Наталья Петровна учитель начальных классов МАОУ СОШ №9 г. Армавир

Слайд 3

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой

Слайд 12

Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. Сказка Голодная мычит, Сытая жуёт, Малым детям Молоко даёт. Загадка Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. Стихотворение Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. Рассказ Жанры

Слайд 13

Притча Притча – так называется небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль). Притча – поучение в примерах. (В.И.Даль).

Слайд 14

Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если сориться да все врозь, - вас всякий легко погубит.

Слайд 15

Семья- это счастье, любовь и удача, Семья- это летом поездки на дачу. Семья- это труд, друг о друге забота, Семья- это много домашней работы. Семья- это важно. Семья- это сложно. Но жить одному без семьи невожможно !

Слайд 16

Источник шаблона Интернет – ресурсы: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веник

Слайд 2

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА «У нас так ведётся, что изба веником метётся»

Слайд 3

Толковый словарь Ожегова: «Веник – связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей».

Слайд 4

СОРГО

Слайд 11

Свой веник лучше метёт. Осетинская пословица