Л.Н.Толстой "Сыновья"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_otets_i_synovya.doc | 59.5 КБ |
prezentatsiya_tolstoy_otets_i_synovya.pptx | 1.41 МБ |
izgotovlenie_venika.pptx | 985.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это залог благополучия.
Задачи: познакомить с произведением Л. Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте.
Развивать ассоциативное мышление, логику, речь.
Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Разрешите начать мне урок.
Я хочу, чтобы был он вам впрок.
Предлагаю я вам размышлять,
Доказывать, спорить и представлять.
Стадия вызова:
приём "Мозговой штурм"
-Я хочу показать этот всем известный предмет.
Ребята даже проводили своё небольшое исследование этого предмета и сейчас они расскажут, что же им удалось узнать о венике.
-А вы, внимательно слушайте, и каждая группа сделает своё предположение для чего же ребята сегодняшний урок литературы начали с рассказа о венике.
Исследовательская группа представляет свою работу. Приложение 1.
-"Веники – это орудие труда, которое сопровождало человечество практически с момента его поселения в пещерах. Трудно себе представить в какой хлам превратилось бы жилище человека, если бы не веник.
- Спасительный веник приходил на помощь в любой момент времени и был доступен всем людям. Даже сейчас, в век научно-технического прогресса, современные цифровые интернет-пылесосы так и не смогли вытеснить веник из дома.»
-Русская народная пословица гласит: "У нас так ведется, что изба веником метется".
Слайд 2,3
-В толковом словаре Ожегова слово ВЕНИК означает: "Связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей".
Слайд 4
-В результате анализа научной литературы, мы выяснили, что процесс производства веников начинается именно с того, как нам получить необходимый для работы материал. Растение, из которого делают веники, по научному называют СОРГО, а в народе просто веники.
Вот так оно выглядит, где-то в конце августа.
Слайд 5
-Сорго убирают тогда, когда стволы станут цвета соломы, то есть как бы высохнут.
Слайд 6
-Срезать их можно секатором, длину выбираем с учётом длины будущего веника плюс немного запас. Предварительно снимаем лишние листья.
-Ствол сорго состоит как бы из полых внутри трубочек, соединенных между собой твёрдыми местами - здесь они легко ломаются.
- И только когда материал полностью высох приступаем к самому процессу изготовления.
Практическая работа (Ученики рассматривают стебельки и пытаются их ломать)
-Берём высохшие растения и удаляем оставшиеся листья, чтобы у нас остались только гладкие стволы. В итоге мы должны получить вот это.
Слайд 7
-После того как семена удалены разделяем все растения на несколько пучков. Толщина пучка должна быть такая, чтобы удобно было держать в руке - ведь это будущий веник, но не забываем и о густоте самих метёлочек (чтобы был погуще).
Слайд 8
-Аккуратненько подравниваем наши пучки и начинаем делать ручку будущего веника. Для этого нам нужна проволока достаточно гибкая, чтобы её можно было согнуть в кольцо, но чтобы она не сломалась. Вместо проволоки можно взять крепкую верёвку .
-В двух или трёх местах обматываем ручку проволокой и затягиваем её достаточно сильно плоскогубцами, чтобы веники не рассыпались. Главное не перестараться, иначе можно просто передавить.
Слайд 9
-Теперь формируем метёлку. Берём веник и делим ту часть, что с метёлочками на три части. Берём проволоку, сгибаем её пополам и одеваем на серединную часть.
-Затем загибаем края в разные стороны и обхватываем ими боковые пучки. Продеваем концы в обратную сторону и закручиваем.
Слайд 10
Вот и всё остаётся только :
1)ножницами подравнять веник там где метёлочки, чтобы нигде не торчали кусочки.
2)острым ножом или секатором обрезать концы рукоятки, чтобы были одинаковой длины.
-Наш веник готов. Теперь можно опробовать его, убрав за собой весь тот мусор, что получился в процессе работы .
-Осетинская пословица гласит: "Свой веник лучше метёт".
Слайд 11
-Как вы думаете для чего ребята сегодня рассказали вам о венике?
Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.
прием « Корзина идей»
Звучит музыка «Родительский дом» Приложение 2
Слайд 2
Беседа:
- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, дом,
семью).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися, учитель записывает на доске предположения детей)
Работа в группах:
- Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас.
-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».
(Группам раздаются карточки с пословицами. На доске все пословицы, затем ненужные убираются.)
Какие пословицы подходят к теме «Семья»?
1. Вместе – мы сила.
2. Нет друга – ищи, а нашел – береги
3. Согласную семью и горе не берёт.
4. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
5. Своя семья – самые верные друзья.
6. Сердце матери лучше солнца греет.
7. Вся семья вместе, так и душа на месте.
8. Уговор дороже денег.
9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
10. Согласие крепче каменных стен.
11. Красив тот, кто красиво поступает
12. На что и клад, коли в семье лад.
13. Одна пчела не много меду натаскает.
14. Крепкую дружбу и водой не разольешь
15. Один в поле не воин.
16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
17. Добрый человек добру и учит.
18. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.
20. Всякий человек на деле познаётся.
Проверка работы в группах.
-На уроках литературы мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы наша речь была яркой и приятной для других, проведем речевую разминку.
- Да-да-да- вода, провода, природа, лебеда
Ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
Жи-жи-жи- ежи ,ужи, ножи, лыжи
Чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
Слайд 3
- Проворонила ворона вороненка.
- Медленно
- С логическим ударением на 1 слово
- С логическим ударением на 2 слово
- С логическим ударением на 3 слово
Молодцы, ребята.
Фаза осмысления:
-Сегодня мы с вами говорим о семье, как сделать так, чтобы все были вместе, дружны. А попытаемся ответить на этот вопрос при изучении произведения Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.
- Что вы о нем уже знаете?
-Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л. Н. Толстого (выступление подготовленных учащихся)
Слайд 4-11
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100– летие со дня смерти писателя.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.
Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).
Работа над текстом.
- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
- Над чем надо задуматься?
- Какому жизненному правилу вас учит произведение?
Вторичное чтение произведения:
- К какому жанру относится это произведение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним какие жанры вы ещё знаете?
Слайд 12
- Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка)
- Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт. (Загадка)
- Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (Стихотворение)
- Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ)
Так вот, ребята в литературе есть ещё один жанр, который называется притча.
Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками. Её смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поучения как некая премудрость.
Слайд 13
А вот какое объяснение дают словари слову ПРИТЧА.
На доске расположена карточка с определением:
ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).
ПРИТЧА – так называется небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.
Чтение с остановками:
Чтение эпизода об отце и сыновьях
- Что отец часто говорил сыновьям?
- Объясните, почему сыновья ссорились?
- Что тогда отец сказал сыновьям?
-Что попросил сделать отец?
- Объясните, почему сыновья не могли сломать веник?
- Было ли сыновьям легко?
- Что тогда сказал отец?
- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?
- Скажите, над чем же надо задуматься?
Работа по рисунку:
Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку.
Слайд 14
Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль рассказа?
«Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
Подведение итогов урока.
- С каким произведением познакомились?
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Инструктаж по домашнему заданию.
Попробуй сочинить:
1. Напиши свою притчу, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2.Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.
Рефлексия.
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему: «Семья»
- Семья
- Большая, дружная.
- Помогает, выручает, учит.
- Семья вместе – душа на месте.
- Родители
Слайд 15
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА
Лев Николаевич Толстой
Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. Сказка Голодная мычит, Сытая жуёт, Малым детям Молоко даёт. Загадка Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. Стихотворение Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. Рассказ Жанры
Притча Притча – так называется небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль). Притча – поучение в примерах. (В.И.Даль).
Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если сориться да все врозь, - вас всякий легко погубит.
Семья- это счастье, любовь и удача, Семья- это летом поездки на дачу. Семья- это труд, друг о друге забота, Семья- это много домашней работы. Семья- это важно. Семья- это сложно. Но жить одному без семьи невожможно !
Источник шаблона Интернет – ресурсы: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА «У нас так ведётся, что изба веником метётся»
Толковый словарь Ожегова: «Веник – связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей».
СОРГО
Свой веник лучше метёт. Осетинская пословица