Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Данная сказка учит детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважения к другим народам мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_m._yu._lermontova_ashik-kerib.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Цель урока:
- знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»
Задачи урока:
-создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;
-совершенствование осознанного чтения;
-закрепить особенности волшебных сказок;
-обогащать словарный запас детей;
-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.
Ход урока.
Мотивация и актуализация знаний.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.
Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?
(Стихи и сказки)
Как называется произведение, которое Вы начали самостоятельно читать на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»
К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)
Какие бывают сказки? (народные и авторские)
К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)
Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые,
о животных).
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту сказку.
Выясним к какому виду сказки принадлежит сказка «Ашик- Кериб».
Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой.
Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
-О ком нам расскажет сказка?
- Чем занимался Ашик-Кериб?
- Почему люди уважали его?
- Как он познакомился со своей невестой?
(чтение отрывка)
Какое сравнение использует автор? (как зимнее небо)
Что предложила девушка Ашик-Керибу?
Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?
(чтение отрывка по ролям)
О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)
Какое решение принял Ашик Кериб?
Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?
Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?
Почему он так поступил?
Прочитайте отрывок о том, как она приняла страшную весть?
Почему она поверила Куршуд-беку?
Почему Магуль-Мегери не поверила в это?
Добился ли Ашик Кериб того чего хотел?
Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? (паша)
Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. (103)
– Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?
Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.
(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)
Давайте рассмотрим названия турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. (Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) – работа с картой.
– Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Чем закончилась сказка?
Кто догадался к какому виду сказок относится сказка «Ашик-Кериб»? Докажите.
(три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
Закрепление нового материала.
-Понравилась ли вам сказка?
-Назовите действующих лиц сказки.
Давайте дадим характеристику главным героям. Слайд
Прочитаем пословицы стр. 113.
-Для чего автор описал нам их?
-Может ли для тебя это быть ценным?
Рефлексия.
Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?
Домашнее задание.
Перечитать сказку разделить на смысловые части.
Словарик восточных слов.
Аян- Ага- знатный господин.
Ана- мать.
Ашик- музыкант, балалаечник.
Аллах- бог.
Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
Зарок- клятвенное обещание.
Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
Маулям- создатель.
Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.
Оглан- юноша.
Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
Паша- в старой Турции титул генералов.
Сааз- турецкая баладайка.
Салям- алейкум- здравствуйте.
Чауши- слуги.
Ф.И.______________________________________
Тест
1) Кем был Ашик-Кериб
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий тест на вдумчивое чтение (по сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб")
Данный краткий тест содержит 8 вопросов с открытым ответом (т.е. дети должны записать ответ сами, а не выбрать верный вариант из списка). Тест именно на вдумчивое и внимательное чтение, а не просто на...
Сказка М.Ю. Лермонтова "Ашик Кериб"
урок литературного чтения...
Технологическая карта урока «Знакомство c турецкой сказкой М.Ю. Лермонтова Ашик-Кериб».
Логически выставленный урок....
Конспект урока математики в 4 классе по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"
Второй урок /математика/ метапредметного дня по произведению М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Предложение. Урок-закрепление по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"
Третий урок /русский язык/ метапредметного дня по мотивам сказки М.Ю.Лермонтова "Ашик-Кериб"....
Тест по сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб" по литературному чтению 4 класс
Тест по сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"...
Викторина По сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Викторина По сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». Литературное чтение. 4 класс....