Конспект урока литературного чтения 4 класс «Путешествие 9. 1923 год. Редакция «Воробья».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Тема данного урока изучается в разделе «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» по программе "Школа 2100" в 4 классе. На уроке рассматривается начало творческого пути в детской литературе Б. Житкова. А так же роль известных писателей С.Я. Маршака и К. Чуковского в судьбе Б.Житкова. В приложении к конспекту предлагается презентация и краткая биография писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Школа 2100" | 83.5 КБ |
Презентация к уроку чтения 4 класс "Школа 2100" | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 37.
Тема раздела: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»
Тема: «Путешествие 9. 1923 год. Редакция «Воробья»».
Цели: формирование типа правильной читательской деятельности
Задачи:
Познавательные
- формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б.Житкова.
регулятивные
- развивать словарный запас учащихся. Развивать навык выразительного чтения.
- развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам, биографическими данными.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
личностные
- Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию; чувствовать красоту художественного слова.
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.
Тип урока: урок ознакомления с биографией писателя Б. Житкова.
Оборудование к уроку: выставка книг Б.С. Житкова, фото Петрограда 20-х годов ХХ в., листы с вопросами по творчеству С.Маршака, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
I. | Организационный. | «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» | 1-2 мин. |
II. | Актуализация знаний. | 5-7 мин. | |
III. | Основной этап. Продуктивное чтение:
| Фронтальная работа с разворотом учебника. | 25-30 мин. |
| Первичное самостоятельное чтение. Работа в парах по знанию текстов писателя. | ||
| Составление схемы по именам писателей. Творческий пересказ. | ||
IV. | Домашнее задание. | Предоставление выбора. | 5-7 мин. |
V. | Подведение итогов. Рефлексия. | -Кто считает, что был активен на уроке? Кто не уверен в себе? Самооценка сигнальными карточками. |
Ход урока
№ этапа | Содержание | Формирование УУД |
I. II. III. |
Работа с текстом «Путешествия девятого». Слайд 2-3.
Слайд 4.
Игра «Найди пару». Соедините на свих листочках произведение и его героя. Работаем в парах. Приложение 1. Заказное из Ростова для товарища Житкова! Заказное для Житкова? Извините, нет такого! Где же этот гражданин? Улетел вчера в Берлин.
Слайд Сообщение ученика о биографии Б.С. Житкова. Приложение 2. Работа с текстом после чтения.
Слайд - Чем он помог своему другу детства? (решится написать для детей) - Прочитайте названия морских узлов на с.35. Сколько времени вам понадобилось бы, чтобы научить друга вязать такие узлы? А чему еще вы можете научить друга? - Дружба Житкова и Чуковского прошла через всю их жизнь. Когда осенью 1923 г., вернувшись из очередного путешествия, Житков, изнеможденный, усталый, пришёл на квартиру к Чуковскому, его встретил не просто знаменитый писатель, его встретил друг детства. Составить схему с именами писателей, о которых мы сегодня говорили. Творческий пересказ «Как Житков стал писателем» от первого лица (Житкова или Чуковского). | Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
IV. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветными карточками. Я согласна с самооценкой многих. | |
V. | Домашнее задание слайд Прочитать рассказ Житкова «Николай Исаич Пушкин». Следующее задание на выбор.
|
Используемые учебники и учебные пособия:
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе. – Часть 1. - М: Баласс, 2013.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4класс. - М.: Баласс, 2013.
- Методическое пособие для учителя к учебникам по чтению « В одном счастливом детстве», М: Баласс, 2013.
- http://printrus.ru/afisha-dlya-reklami-otlichnaya-nisha.html афиша
- http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706231229170.jpg обложка книги
- http://www.csdb-samara.ru/zitkov.html обложка книги
- http://www.rusalbom.ru/photo/default/79?date1=1914&date2=1920&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC русский альбом
- http://www.livelib.ru/author/15795 биография
Приложение 2.
Биография
Борис Житков родился в Новгороде в 1882 году.
Трёхлетний Борис однажды бесследно пропал. Мальчика нашли на Торговой стороне. Он хотел купить пароход за предусмотрительно захваченную из дому копейку.
Борис Житков с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из "Горя от ума", главы из "Евгения Онегина", стихи Лермонтова и учился гребле и плаванию в порту, с гимназистами, которым точно бы не видать образования, кабы не его семья. Он стал хорошим столяром, моряком, охотником, даже дрессировал животных. Ручной волк из одноименного рассказа не выдумка, он действительно жил в доме Житковых, и его действительно звали Волк. С самого детства Борис слыл искусным рассказчиком, артистически воспроизводил чужую устную речь.
Летом 1912 года Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. Все виды морской службы прошел Житков - от юнги до помощника капитана. Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; заведовал техническим училищем...
Он приехал в Ленинград осенью 1923 года. Поначалу ему не везло - не удавалось устроиться на службу ни в авиационную мастерскую, ни в Ленинградский порт, ни в кораблестроительный техникум. Страна еще не оправилась от ран, нанесенных ей гражданской военной разрухой, работу было найти нелегко.
11 января 1924 года - в тот день, когда Борис Житков впервые принес свой рассказ в редакцию альманаха "Воробей", началась его литературная деятельность.
За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел и подсказал немало новых: он - один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для ребят, еще не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей, в определении его задач и целей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах - "Пионере", "Чиже", "Еже", "Юном натуралисте". Он работал почти до последнего дня.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Бариновых, 1920-1925 гг. Образцова Антонина Ивановна Московская школа артиллерийской подготовки Футбольная команда, 1920-1921 гг. Воздухоплаватели, 1920-1921 гг.
При чьём разговоре мы присутствовали? Кто такие Самуил Яковлевич и Борис Степанович? Самуил Яковлевич Маршак
Поэт, писатель, литературный критик, переводчик, редактор. Добрый друг детей. В произведениях учит ребят радоваться красоте поэтического слова. Своими стихами рассказывает занимательные и поучительные истории и сказки. Самуил Яковлевич Маршак
Бори́с Степа́нович Житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, Новгород — 19 октября 1938 года, Москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.
Корней Иванович Чуковский Николай Корнейчуков
К.И Чуковский Б.С. Житков С.Я. Маршак Написал «морской» рассказ для детей Близкий друг детства. Помог решиться написать для детей Редактор журнала «Воробей»
Список источников http://printrus.ru/afisha-dlya-reklami-otlichnaya-nisha.html афиша http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706231229170.jpg обложка книги http://www.csdb-samara.ru/zitkov.html обложка книги http://www.rusalbom.ru/photo/default/79?date1=1914&date2=1920&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC русский альбом http://www.livelib.ru/author/15795 биография
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "И.С.Тургенев "Воробей"
Урок с использованием метода ученического проекта, ИКТ, групповой формы работы....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ М. Бородицкая "Вот такой воробей", С. Махотин "Местный кот"
Иногда не хватает времени и сил для подготовки к уроку. Буду очень рада, если кому-то пригодится материал: презентация и план урока....
Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» Планируемые результаты:П...