Конспект урока литературного чтения 4 класс «Путешествие 9. 1923 год. Редакция «Воробья».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Меркулова Ирина Ивановна

Тема данного урока изучается в разделе «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» по программе "Школа 2100" в 4 классе.  На уроке рассматривается начало творческого пути в детской литературе Б. Житкова. А так же роль известных писателей С.Я. Маршака и К. Чуковского в судьбе Б.Житкова. В приложении к конспекту предлагается презентация и краткая биография писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 37.

Тема раздела: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

Тема: «Путешествие 9. 1923 год. Редакция «Воробья»».

Цели: формирование типа правильной читательской деятельности

Задачи:

Познавательные

  • формировать навыки осознанного выразительного чтения,  дать представление о литературном творчестве Б.Житкова.

регулятивные

  • развивать словарный запас учащихся. Развивать навык выразительного чтения.
  • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам, биографическими данными.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

личностные

  • Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию; чувствовать красоту художественного слова.
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих  и окружающих людей.

Тип урока: урок ознакомления с биографией писателя Б. Житкова.

Оборудование к уроку: выставка книг Б.С. Житкова, фото Петрограда 20-х годов ХХ в., листы с вопросами по творчеству С.Маршака, компьютер, экран, мультимедийный проектор,  презентация Microsoft Power Point

План урока: 

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

I.

Организационный.

«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу  с вами! (хорошего вам настроения!)»

1-2 мин.

II.

Актуализация знаний.

5-7 мин.

III.

Основной этап. Продуктивное чтение:

  • Работа с текстами до чтения

Фронтальная работа с разворотом учебника.

25-30 мин.

  • Работа с текстом во время чтения

Первичное самостоятельное чтение. Работа в парах по знанию текстов писателя.

  • Работа с текстом после чтения

Составление схемы по именам писателей. Творческий пересказ.

IV.

Домашнее задание.

Предоставление выбора.

5-7 мин.

V.

Подведение итогов. Рефлексия.

-Кто считает, что был активен на уроке? Кто не уверен в себе?  

Самооценка сигнальными карточками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ход урока 

№ этапа

Содержание

Формирование УУД

I.

II.

III.

  • «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу  с вами! (хорошего вам настроения!)»

  • Чтобы продолжить наше путешествие, вспомним о детской литературе какого времени мы узнавали? (17-20 вв.)
  • Верно. Мы узнали, что судьбы авторов и книг складывались непросто. Время всё расставило на свои места. До наших дней дошли и не потеряли своего значения только те, которые… Продолжите мысль. (учат доброте, чуткости, сопереживанию, помогают многое  осознать в себе и в окружающих).
  • Приведите примеры таких книг.
  • Могут ли наступить времена, когда такие книги не будут цениться? Почему вы так думаете?

Работа с текстом «Путешествия девятого».

Слайд 2-3.

  • Обратимся к учебнику, откройте с. 31 и прочитайте подзаголовок. Посмотрите на фото на экране. Перед вами Петроград 1920-х годов. Обратите внимание на то, какие люди жили в то время – это футбольная команда, воздухоплаватели, семья, учащийся артиллерийской школы. Какие же книги читали в то время? Кто и о чем писал для детей?
  • Прочитаем самостоятельно текст «Путешествия» (с.31-32) до слов «Близнецы зашептали…».
  • Что вы уже знаете о журнале «Воробей»?
  • О чем говорит обстановка в редакции?
  • Чем заняты работники редакции?

Слайд 4.

  • При чьём разговоре мы присутствовали, догадались ли вы, кто такие Самуил Яковлевич и Борис Степанович?
  • Верно, речь идет о Самуиле Яковлевиче Маршаке.

Игра «Найди пару». Соедините на свих листочках произведение и его героя. Работаем в парах. Приложение 1.

Заказное из Ростова для товарища Житкова!

Заказное для Житкова?  Извините, нет такого!

Где же этот гражданин? Улетел вчера в Берлин.

  • Как легко и быстро вы определили героев и произведения этого замечательного писателя. Что же мы можем сказать о его творчестве? Как вы думаете, можно ли доверять его высокой оценке рассказа Бориса Степановича? (Он прекрасный детский писатель, его творчество хорошо известно многим детям, его любят, и он любит детей, понимает их интересы).
  • Вы, наверно, уже догадались кто же второй собеседник, которого увидели ребята? Вспомним всё, что мы знаем о Борисе Степановиче? Можете найти в тексте и зачитать. (Немолодой человек, худой, по-военному подтянутый, нервничает, хорошо знает море).
  • Проверим наши предположения. Самостоятельное чтение текста (с.32-33) до слов «…Стена комнаты…». Так о ком же речь? Верно, о Борисе Степановиче Житкове.

Слайд

Сообщение ученика о биографии Б.С. Житкова. Приложение 2.

Работа с текстом после чтения.

  • Приходилось ли вам раньше читать о писателях? О ком из друзей Б.Житкова мы узнали еще? (Близкий друг детства  - Николай Корнейчуков.).

Слайд

- Чем он помог своему другу детства? (решится написать для детей)

- Прочитайте названия морских узлов на с.35. Сколько времени вам понадобилось бы, чтобы научить друга вязать такие узлы? А чему еще вы можете научить друга?

- Дружба Житкова и Чуковского прошла через всю их жизнь. Когда осенью 1923 г., вернувшись из очередного путешествия, Житков, изнеможденный, усталый, пришёл на квартиру к Чуковскому, его встретил не просто знаменитый писатель, его встретил друг детства.

Составить схему с именами писателей, о которых мы сегодня говорили.

Творческий пересказ «Как Житков стал писателем» от первого лица (Житкова или Чуковского).    

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

IV.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветными карточками. Я согласна  с самооценкой многих.

V.

Домашнее задание слайд

Прочитать рассказ Житкова «Николай Исаич Пушкин».

Следующее задание на выбор.

  • Найти информацию о применении морских узлов.
  • Составить мини викторину по творчеству писателей, с которыми сегодня встретились.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 4 классе. – Часть 1. - М: Баласс, 2013.
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4класс. - М.: Баласс, 2013.
  3. Методическое пособие для учителя к учебникам по чтению « В одном счастливом детстве», М: Баласс, 2013.
  4. http://printrus.ru/afisha-dlya-reklami-otlichnaya-nisha.html афиша
  5. http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706231229170.jpg обложка книги
  6. http://www.csdb-samara.ru/zitkov.html  обложка книги
  7. http://www.rusalbom.ru/photo/default/79?date1=1914&date2=1920&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC русский альбом
  8. http://www.livelib.ru/author/15795 биография

Приложение 2.

Биография

Борис Житков родился в Новгороде в 1882 году.

 Трёхлетний Борис однажды бесследно пропал. Мальчика нашли на Торговой стороне. Он хотел купить пароход за предусмотрительно захваченную из дому копейку.

Борис Житков с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из "Горя от ума", главы из "Евгения Онегина", стихи Лермонтова и учился гребле и плаванию в порту, с гимназистами, которым точно бы не видать образования, кабы не его семья. Он стал хорошим столяром, моряком, охотником, даже дрессировал животных. Ручной волк из одноименного рассказа не выдумка, он действительно жил в доме Житковых, и его действительно звали Волк. С самого детства Борис слыл искусным рассказчиком, артистически воспроизводил чужую устную речь.

Летом 1912 года Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. Все виды морской службы прошел Житков - от юнги до помощника капитана. Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; заведовал техническим училищем...

Он приехал в Ленинград осенью 1923 года. Поначалу ему не везло - не удавалось устроиться на службу ни в авиационную мастерскую, ни в Ленинградский порт, ни в кораблестроительный техникум. Страна еще не оправилась от ран, нанесенных ей гражданской военной разрухой, работу было найти нелегко.

11 января 1924 года - в тот день, когда Борис Житков впервые принес свой рассказ в редакцию альманаха "Воробей", началась его литературная деятельность.

 За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел и подсказал немало новых: он - один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для ребят, еще не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей, в определении его задач и целей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах - "Пионере", "Чиже", "Еже", "Юном натуралисте". Он работал почти до последнего дня.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие 9 Петроград 1920-е годы Выполнила: Меркулова И.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ №25» г. Саранска

Слайд 3

Семья Бариновых, 1920-1925 гг. Образцова Антонина Ивановна Московская школа артиллерийской подготовки Футбольная команда, 1920-1921 гг. Воздухоплаватели, 1920-1921 гг.

Слайд 4

При чьём разговоре мы присутствовали? Кто такие Самуил Яковлевич и Борис Степанович? Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 5

Поэт, писатель, литературный критик, переводчик, редактор. Добрый друг детей. В произведениях учит ребят радоваться красоте поэтического слова. Своими стихами рассказывает занимательные и поучительные истории и сказки. Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 6

Бори́с Степа́нович Житко́в (30 августа (11 сентября) 1882 года, Новгород — 19 октября 1938 года, Москва) — русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Слайд 8

Корней Иванович Чуковский Николай Корнейчуков

Слайд 9

К.И Чуковский Б.С. Житков С.Я. Маршак Написал «морской» рассказ для детей Близкий друг детства. Помог решиться написать для детей Редактор журнала «Воробей»

Слайд 10

Список источников http://printrus.ru/afisha-dlya-reklami-otlichnaya-nisha.html афиша http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706231229170.jpg обложка книги http://www.csdb-samara.ru/zitkov.html обложка книги http://www.rusalbom.ru/photo/default/79?date1=1914&date2=1920&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=%CF%EE%EA%E0%E7%E0%F2%FC русский альбом http://www.livelib.ru/author/15795 биография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "И.С.Тургенев "Воробей"

Урок с использованием метода ученического проекта, ИКТ, групповой формы работы....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ М. Бородицкая "Вот такой воробей", С. Махотин "Местный кот"

Иногда не хватает времени и сил для подготовки к уроку. Буду очень рада, если кому-то пригодится материал: презентация и план урока....

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...