«Литературное чтение в начальной школе»
статья по чтению (1 класс) по теме

Туришева Галия Кубаевна

В статье описывается система работы - путешествие в страну "Литературию" с целью выработки у учащихся сознательного, беглого и выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации МО «Володарский район»

СТАТЬЯ

«Литературное чтение в

 начальной школе»

                                                

                                                        Учитель начальных классов

                                                        МБОУ «Большемогойская средняя

                                                        общеобразовательная школа»

                                                        Туришева Галия Кубаевна

с. Большой Могой

2014 год.

Литературное чтение в начальной школе

        Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

        Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не далась»,

        Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на TV, в кино,  театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

        Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учебником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

        Чтение, книга, - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря ширя – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

        Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.        

        Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность, как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя, обращенную к нему, учится понимать о чем, что, кто и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:

  •  Понимаю ли я автора?
  •  Трудно мне или легко читать его произведение?
  •  Нравится оно мне или нет?
  •  Весело мне или грустно, когда я читаю?
  •  Что бы сделал я в подобной ситуации?

        Замечательно по этому поводу сказал Д.С.Лихачев: «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом. делает вас мудрым. Но все это дается вам только, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.

        Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда:

  • ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем;
  • когда он откроет личный смысл в читаемом;
  • когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

        Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребенок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребенка, заставит задуматься о чем-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребенка как открытие чего-то нового лично для него.

        Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?

        Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»,

        Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтении как уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

        Значение понятия «интерес» в педагогической психологии очень свободное. Этот термин употребляется для обозначения таких понятий как «понимание», «любопытство», «сосредоточение», «осведомленность», 2желание» и «мотивация». В теории учения И.Герберта именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Мы возьмем за основу общепсихологическое определение интереса как эмоционального переживания познавательной потребности. Важность создания условий возникновения интереса к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. Ими были выделены следующие критерии:

  •  возможность проявить  в учении умственную самостоятельность и инициативность;
  •  создание проблемных ситуаций;
  •  разнообразие учебного материала;
  •  опора на прежде усвоенные знания;
  •  личное отношений учителя к предмету, его «живое», эмоционально    окрашенное слово.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало это системы – в семье. Прежде всего ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в 16 веке были написаны строчки:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге.

1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребенка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г.Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали»:

«Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».

        2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира от реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?».

        3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

        4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.

        5. Последняя особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.

        В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вчитывают в тексте автора, не находят оставленные им «вехи», не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы – ничего этого ребенок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские «вехи», без осмысления которых не может быть понимания.

        «Страна Литературия» - удивительная страна, куда попадают мои ученики, впервые переступив порог школы. Книжкино царство – мудрое государство. Здесь живут детские писатели XIX и XX веков. Они  расскажут о своей биографии и творчестве для юных читателей. С портретов заглянут в детские глаза.

                Книга – учитель,

                Книга – наставник,

                Книга – надежный товарищ и друг.

                Ум, как ручей, высыхает и старится

                Если ты выпустишь книгу из рук.

        Здесь живут мудрые пословицы о книге.

                «Книга – твой друг, береги ее!»

                «С книгой жить – век не тужить».

                «Кто много читает, тот много знает».

                «Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее».

                «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».

                «Книга – твой друг, без нее, как без рук».

        Встретятся правила обращения с книгой.

                1. Не забывай возвращать книгу в библиотеку вовремя.

                2. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.

                3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.

                4. Не перегибай книгу по корешку.

                5. Не пиши и не рисуй в книге.

                6. Не вырывай листы.

                7. Не закладывай в книгу посторонние предметы.

        Огромна по территория эта страна.

                                Познавательная область.

                                        1 класс.

                        Родная школа, светлый класс,

                        Веселый круг друзей.

                        Как много впереди у нас

                        Счастливых школьных дней.

                

                                Любознательный край

                                        2 класс

                        Мы без книги, как без рук,

                        Книга – это первый друг.

                        Ведь без книги как без света,

                        Как без доброго совета.

                        

                                Увлекательная республика

                                        3 класс

                        Кто с книгой по жизни шагает,

                        Кто с нею умеет дружить,

                        Тому эта книга всегда помогает

                        Учиться, работать и жить.

                        Приключенческий автономный округ

                                        4 класс

                        Книга все тебе расскажет,

                        С ней беседа не наскучит,

                        Край родной она покажет

                        И любить тебя научит.

        И какая же страна без классной библиотеки. Ее нам помогают пополнять наши депутаты Совета МО «Володарский район»: Бидалиев Андрей Калиевич, Ажбаев Руслан Галимжанович; депутат Государственной Думы Астраханской области Дрыгин Борис Аркадьевич. Огромное им спасибо. Большое спасибо родителям.

        Чтение – это нелегкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребенок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определенных навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя –найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

        Методике известны многие приемы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

        Главный из них – это многочтение, такой прием, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения. ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

        Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на все новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит так, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЕТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.

                       

           

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...