С.А.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Крикунова Елена Дмитриевна

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s._eenin.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     стихотворение С.А. Есенина « Черёмуха».

Цель:     познакомить учащихся с биографией С. Есенина и его стихотворением «Черёмуха»

Задачи: 1)развивать умения выразительно читать стихотворные произведения;

              2)формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности ( метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения);

              3) воспитывать любовь к слову, к родной природе.

            Ход урока

1. Организационный момент

2.Введение в тему урока.

Загадка о черемухе.

У. -Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему нашего урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

(попросить 1 ученика прочитать текст)  Слайд

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

               (черёмуха)

- Докажите, что это черемуха.

(Выслушиваю ответы детей, их доказательства)

-Верно

 Слайд. Рисунок  черемухи на доску.

 В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черёмуха – дерево, которое отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате.

3. Новая тема.

-Чей портрет вы видите?  

Слайд.

-С.А. Есенина.

 Портрет С. А.Есенина на доску.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о биографии С. А. Есенина.

-Какие стихи Есенина вы уже читали?

(«Белая береза», «Поет зима, аукает…», «С добрым утром»)

-Итак, тема нашего сегодняшнего урока:  образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха». 

Открыть тему на доске.

Учитель наизусть читает стихотворение.

У.: Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное? Объясните свой выбор.

Ответы учеников.

У. А какие чувства возникли в вашем сердце?

( радость, восхищение, восторг.)

У. Ребята, запомните, что лирические стихи отражают не событие,  а   душевное переживание поэта, его настроение. Читая стихотворение « Черёмуха», мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Художник пользуется палитрой красок, изображая красавицу черёмуху, поэт «рисует» свой пейзаж с помощью слов. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя автор и не расписывает детально каждую строку.

4. Чтение и анализ стихотворения.

Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать стихотворение и постараться в своём внутреннем видении представить картину.

У. Нарисуйте словесную картину. ( Заслушиваем детей) Если дети «нарисовали» только черёмуху, попросить их медленно перечитать текст и постараться увидеть ещё один образ (ручей).

Лингвистическое комментирование.

На доске записаны словосочетания из текста. Дети с учителем объясняют значение словосочетаний.

Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом ( круча – крутой спуск, обрыв).

Работа с поэтической лексикой.

У. Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?

Д. Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.

У.При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

Д.Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая.

У.  Как называются эти слова?

Д. Это эпитеты.

У. Что такое эпитеты?

Д. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы  какой? какая? какие?

У. Эпитет – это образное художественное определение предмета. Он может быть эмоционально окрашенным или нейтральным, но в любом случае помогает автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи выражения чувств настроения (тревоги, радости, ликования), шутливой оценки чего-либо; помогает описать внешний вид предмета. Давайте и мы с вами придумаем эпитеты к слову черёмуха.

Д. Белоснежная, кудрявая, пушистая, весёлая и др.

У. Найдите в тексте стихотворения цветовые эпитеты.        

Д. Серебряный ручей, зелень золотистая.

У. Что они означают?

Д. Серебряный – со стальным блеском, чистый, прозрачный, искрящийся на солнце;  

     Золотистая - с золотым блеском,- видимо, тоже от солнца.

У. А теперь, давайте найдем эпитеты, которые помогут описать свойства предметов.

Д. Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.

У. А как вы думаете, чем привлекает черемуха автора?

Д. Она душистая, веточки у неё золотистые, словно кудри,  на коре дерева -  капельки росы, около корней журчит серебряный ручей.

У. А на кого похожа черемуха? С кем её Есенин сравнивает?

Д. С красивой девушкой.

У. Как мы этом узнаем?

Д. «И ветки золотистые, что кудри завила…»

У. Для того чтобы мы ярче, нагляднее представили себе предмет, автор вводит сравнение. В  

     жизни мы часто употребляем сравнения. Мы говорим: он как медведь; солнце как  

     огненный шар; вода как лед; смех как колокольчик. То же самое делает и поэт, когда

     создает стихотворение. Сравнение присоединяется словами как, словно, будто, что, точно;

     а иногда выражается творительным падежом: снег лежит ковром, озеро смотрит зеркалом.

    Теперь давайте найдем сравнения  в нашем стихотворении.

Д. «И ветки золотистые, что кудри завела…»

У.  Итак, в этом стихотворении черемуха – это красивая девушка. А кого автор представляет  

     юношей?

Д. Серебряный ручей.

У. Как вы догадались? Прочитайте этот отрывок.

Д. Ручей волной гремучею

     Все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею

     Ей песенку поет.

У. А теперь, обратим внимание на словосочетания  сияет  в серебре, зелень горит. Зелень  

     покрыта росой, и её капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на  

     солнце она искрится подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал  

     его с помощью переносных значений слов. Перенос значений на основе сходства,  

     сравнения называется метафорой. 

     Представьте себе, что вы поэты. Подберите сравнения и метафоры для следующих слов:  

     черемуха, береза, глаза.

Д. Черемуха кручинится, черемуха, как невеста; следы берез, береза как девица; синева глаз,    

     глаза как море.

У. А есть ли в этом стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?

Д. Есть. Это черемуха, роса, ручей.

У. Докажите это примерами из текста.

Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа, являются олицетворением.  Олицетворение – это разновидность метафоры.

5. Работа над временными изменениями в тексте.

У. В стихотворении мы выделяем два образа. Черёмуха и ручей.

Черёмуха                                                                                           Ручей

                                      В начале стихотворения

Какой  мы видим черёмуху?                                         Какой ручей? ( …струится маленький)

(… « с весною расцвела, …кудри завила,

  … зелень в серебре»)

                                  

                                               В конце стихотворения

«…развесившись, стоит…,                                                 «..волной гремучею обдаёт…»                                                                      

   

…зелень в золоте горит»

                                                                                                       « вкрадчиво поёт..»

У. Итак, мы с вами увидели в стихотворении развитие лирического сюжета во времени. Мы явно представили, что прошло время, черёмуха распустилась, расцвела, и ручей набрался сил от вешних вод. Их отношения изменились: вначале ручей был просто рядом с ней, а потом – как бы обнимает её и « вкрадчиво ей песенки поёт».

Возвращаясь к словесным картинам, мы можем изменить своё представление?

Да, мы можем изобразить два разных рисунка. т.к. в стихотворении показано движение времени, а в связи с этим и изменения в отношениях лирических  героев. ( Первая картина – начало цветения черёмухи, маленький ручей;  вторая – черёмуха вся в цвету, ручей – большой, «гремучий».)

6. Выразительное чтение стихотворения.

7. Дома придумайте сказку о черёмухе, но такую, чтобы в ней говорилось, не просто о дереве, а о дереве живом, способном чувствовать и даже разговаривать. Примеры эпитетов, метафор, сравнений и олицетворений (из стихотворения)  вы выпишите в тетрадь.

 8.Урок заканчивается коллективным чтением стихотворения «Черёмуха». По желанию ученики могут выучить стихотворение.

9. Рефлексия урока.

Ребята, какое у вас настроение, после изучения произведения? Как вы оцените свою работу на уроке? Какими знаниями вы бы могли поделиться на следующем уроке? А о чём вы можете рассказать своим близким?

Роса медвяная –

Зелень пряная –

Проталинка –

Волна гремучая –

Обдаёт –

Вкрадчиво –

Под кручею –

Роса медвяная –

Зелень пряная –

Проталинка –

Волна гремучая –

Обдаёт –

Вкрадчиво –

Под кручею –

Роса медвяная –

Зелень пряная –

Проталинка –

Волна гремучая –

Обдаёт –

Вкрадчиво –

Под кручею –

Роса медвяная –

Зелень пряная –

Проталинка –

Волна гремучая –

Обдаёт –

Вкрадчиво –

Под кручею –