Занятие кружка по скорочтению
план-конспект занятия (чтение) по теме

Усольцева Галина Ивановна

Оптимальное чтение – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста, именно над этим работают учителя начальных классов. Предлагаю вашему вниманию занятие кружка по скорочтению в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы скорочтения   или «Как помочь ребёнку научиться бегло читать»

Кружок по скорочтению в 4 классе. МАОУ Абатская СОШ №1. Открытое занятие.

Учитель: Усольцева Г.И.

Тема:  Приёмы скорочтения   или «Как помочь ребёнку научиться бегло читать»

Цель: Показать  способы повышения качества и техники чтения и познакомить с причинами медленного чтения.

План занятия

  1. Установка на чтение
  2. Слоговая таблица читаем с гласными   а  о   у  е  я   ы   и  /2слайд /

Читают согласные, подставляя гласные /вста, кста, лка, . всто, ксто, лко/

вст

дрв

вкд

кртл

клшс

ткр

вдрг

стрк

мпк

мдкр

брв

спр

ктрд

шкл

встр

  1. Чтение стихотворения с разрывом   / 3слайд/

Утром бы         ло солнечно
И совс              ем тепло.
Озеро ши          рокое
По дво               ру текло.

  1. Наблюдение за секундной стрелкой от 1 до 3 минут

  1. Чтение смысловой таблицы с зачёркнутой или закрытой буквой

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

  1. Игра на внимание «Пальцы»

  1. Чтение текста в учебнике 1раз 2 раз быстро ещё быстрее выразительно, красиво, с переходом на незнакомую часть.   Три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

               Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на  незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  1. Физ.минутка под музыку.

  1. Читаем таблицы Шульте /4 слайд/

Чтение 8 таблиц Шульте (20 х  20). Нужно найти числа от 1 до 25 беззвучно за 25 секунд. Порядок цифр различный. Чтение в паре. Один ищет, другой наблюдает.

5

17

9

15

2

18

6

4

20

14

13

21

3

10

25

16

8

24

12

23

11

1

19

22

7

  1. Чтение книги или текста по команде учителя:
  • Вслух
  • Шепотом
  • По слогам
  • Растягивая слова
  • Читаем быстро
  • Читаем молча 5 минут
  1. Чтение за указкой на доске или за карандашом в книге.

  1. Жужжащее чтение 5 минут одновременно, вслух один  текст.

  1. Чтение скороговорок
  • Говори, говори, да не заговаривайся.
  • На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
  • Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Каково волокно, таково и полотно
  • Полили ли лилию, видели ли Лидию?

  1. Чтение 15 согласных букв на выдохе /5 слайд/

Артикуляционная гимнастика перед чтением:

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох по порциям.

ВЧФЛЖЗЦКНШСБТМП

ЛБВМСШГРДКПБЛСТ

ГНТЦФБХНМВСПРЛЧ

ГКТБДЗЩЗБЧВНВМР

ЖДМФЩМКПБРВСШХЧ

МВЗРБФДГПТККЗРЧ

  1. Чтение пирамиды /6 слайд/

                      со        о        ва

                    ли          о          са

                 ко             о              за

                        ко                 о                 са

                     лу                    о                     жа

  1. Смотрим на середину, стараясь увидеть боковые числа:

                                              3_______4_______7

                                       10_________5_________41

                                 24____________6____________55

                           45_______________8_______________94

                  36___________________9___________________14

            87_____________________19_____________________79

  1. Чтение деформированных предложений /7 слайд/

  • летом одним и зимой цветом
  • рыбу на ловят рыбаки рыбалке
  • ко друзья пришли мои на мне праздник
  • любимое дерево мое белая береза
  • мы до электричке доехали на станции

  1. Спокойное чтение стихов.
  2. Итог занятия.

                                                               

Литература:

                                                                                                Учитель: Усольцева Г.И.

                                                                 МАОУ Абатская СОШ №1

                                                                                   Тюменская область

2014г.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Причины медленного чтения:

  • Слабо развита артикуляция
  • Мало поле зрения
  • Повторы слов, слогов
  • Отсутствие гибкости чтения
  • Отсутствие внимания

Упражнения для развития беглого чтения:

  • Из букв составить слово
  • АРСТА  - астра    АЗУБР – арбуз
  • Зуб.?.оса   /зубр-роса/

  • Превращаем слова, заменяя одну букву:

Соль – роль – моль –боль

Сок – сон – сор- сыр- сыч

  • Для развития поля зрения использовать пирамиду, смотреть на точку, а читать целое слово:

                    со        о      ва

                 ли          о          са

                            ко             о              за

                        ко                 о                 са

                     лу                    о                     жа

  • Чтение по таблице согласных букв.

Читают согласные, подставляя гласные /вста, кста, лка, . всто, ксто, лко/

вст

дрв

вкд

кртл

клшс

ткр

вдрг

стрк

мпк

мдкр

брв

спр

ктрд

шкл

встр

  • Чтение по команде:

1 минута – чтение про себя

1 минута – чтение по слогам

1 минута – медленное чтение

1 минута – выразительно

1 минута – быстрое чтение

  • Три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

               Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на  незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

  • Исправь предложения:

Этажерка лежит на журналах.

Лужок выскочил на жабу.

Лыжам нужна Женя.

Дом сторожит Дружка.

  • Прочитать стихотворение с зачёркнутой начальной буквой, нужно догадаться, что написано:

Весна идёт
Агния Барто

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

  • Чтение 8 таблиц Шульте (15 х  15). Нужно найти числа от 1 до 25 беззвучно за 25 секунд. Порядок цифр различный. Чтение в паре. Один ищет, другой наблюдает.

5

17

9

15

2

18

6

4

20

14

13

21

3

10

25

16

8

24

12

23

11

1

19

22

7

  • Для развития внимания полезно наблюдать за секундной стрелкой от 3 до 10 минут.

  • Чтение скороговорок, пословиц, поговорок:

Водовоз вез воду из-под  водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

 На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

Наш дуда и туда и сюда.

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Летят три пичужки через три пусты избушки.

 В один, Клим, клин колоти.

 Каково волокно, таково и полотно

  Либретто “Риголетто”.

 Полили ли лилию, видели ли Лидию?

 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Чтение согласных.

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ПРИЁМЫ
СКОРОЧТЕНИЯ

или

«Как помочь ребёнку

научиться бегло читать»

        Оптимальное чтение – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Г.И. Усольцева

учитель начальных классов

МАОУ Абатская СОШ №1

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Презентация к занятию кружка "Маленькие россияне" 1 занятие

Пользуясь презентацией, можно рассказать первоклассникам о России и ее символах....

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...