Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов
материал по чтению по теме

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc524 КБ

Предварительный просмотр:

I.Введение.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение , что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями , которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывая возрастные психологические особенности ребенка.

Уроки обучения грамоте , чтения в начальной школе – это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему учителя стремятся строить уроки чтения так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание , но и в первую очередь на чувства детей , вызвало у них желание стать лучше, помогало им понять , к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться , по возможности без назидания «перекидывало мостик» от текста к реальной жизни ребят.

Еще раз следует подчеркнуть, что чтение – это не только особый предмет, которым ребенку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому начиная с первого класса  идет кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося с учетом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, внимания, памяти и мышления.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех  познавательных процессов.


II. Теоретическая часть + практическая часть.

1.Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Теоретической основой работы являются :

  • Исследования А.Н. Корнева о причинах нарушения чтения у детей, о методах  устранения этих нарушений;
  • Методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А. Кузнецовым и Л.Н. Хромовым;
  • Методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым-психологом Ли Кларком2;
  • Система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста, предложенная Г.Г. Граник;
  • Система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная ид. Ладановым и О.А. РозановоЙЗ

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

1) Восприятие текста.

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения;

- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

- избавиться от регрессий;

- развитие антиципации текста.

1. Упражнение на увеличение поля зрения.

1) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:

подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения 25 с);

исполнительный этап - последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных

упражнений предлагается игра «Печатная машинка».

«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные

слова на уроках русского языка; термины - на уроке «Мы и окружающий мир» и т.д.).

Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.

Е

М

Т

А

О

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Ё

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала про водится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

Лимон, nанама. У Оли лимон. У Коли nанама.

ЛИ

МА

ПА

О

КО

НА

КА

У

МОН

3) Так же здесь могут быть использованы слоговые таблицы Н.А.Зайцева. Благодаря таблицам ребенок сразу погружается в разнообразный мир букв, складов и слов, и обучается чтению очень быстро и непринужденно. Таблицы располагаются на стене и у каждого ученика на парте.

В таблице №1 все звонкие склады – в верхней части, глухие – в нижней. В таблице №2 все твердые склады – слева, все  мягкие – справа.(приложение 1)

2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

вол/мол мул вол волк столб болт вол тол  вот

мак/маг мак мат  мал смак бак мак лак мак рак гак

ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

маска/манка марка каска пасха маска миска

 Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

каркас карась карат каркать карниз карниз карст

катер кратер катет катет катион катoд каток

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое

предыдущее слово закрывается карточкой.

2) Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную

единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2х5 см). Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

5. Развитие антиципации текста.

1) На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка.

После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

2) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка».

По .. де .. ре .. Вы .. ре .. бо .. -пре .. Ста .. де .. ре .. тя .. Тя .. -потя .. , вы .. не мo ..

3) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные:

    к-н   кино, океан, конь, окно...

с-л сила, соль, осел, село ...

4) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

        Он сам во всем…               Сделал дело…

Дверь была…              Тише едешь…

5) Восстановить диалог.

- Ты уже читал эту книгу?

-…

-Я тебе ее дам прочитать?

-…

- Ты что, медленно читаешь?

Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам  их восстановить.

2) Развитие внимания.

Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить

уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

1) Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.

Подчеркнуть в ряду буквы:

м - а / м с а ы у м а м  а у ы с у о н о с а м  и у о;

у – ы / м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и р;

2) Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга.

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т  

Найти общее понятие для слов каждого

ряда. Какое из них лишнее?

3) Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

4)Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения.

Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.

78 86 32 76 90 73         уд вд ыж зы ха ал

78 86 32 76 80 73         уж вд ых щи бв ба

3) Чтение и память.

В книге О.А. Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память - это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 ± 2 единицы хранения. У младшего школьника - на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емкими, Т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

1) Игра «Слова».

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, осень» - на уроке русского языка;

«Лес, животные, приборы и оборудование» - на уроке «Мы и

окружающий мир». «Искусство, живопись» - на уроке изобразительного искусства.

2) Игра «Кто больше запомнит?» или «Снежный ком». Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое и т.д.

Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка имена существительные женского рода.

З) Игра «Запоминаем рисуя».

Ведущий готовит список из 20 слов.

Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

4) Игра «Запоминаем слова». Игра проводится в парах.

Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

5) Игра «Посмотри и запомни».

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.

Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

4) Приемы осмысления текста. 

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй прием: антиципация - предвосхищение или смысловая догадка.

Третий прием: реципация - мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Определение смысловой структуры текста.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

1. Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть

текста (определить, где она заканчивается).

2. Работа с деформированным текстом.

  • Собери рассыпанные тексты.

Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссёре, том, создал, волк.

  • Собери предложения из частей.

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке;

где Балтийское море;

когда защищается;

плывущие по Ледовитому океану;

гагары хорошо знают;

куда и прячутся;

ядовитая змея кусает человека только тогда;

3. Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.

4. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Работа над прогнозированием текста.

1. Допиши словосочетания:

        перочинный ...         карие ...

        грецкий ...         кромешный ...

2. Дополни предложение.

На берегу разложили костёр, чтобы ...

Для большого строительства этого маловато, но достаточно для ...

  1. Допиши текст.

4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.

2.О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении "про себя" скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда, возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения мы используем в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

  1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

  1. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинаем с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Разминку проводит любой учащийся-ведущий. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

а) вдох носом, выдох через рот;

6) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж

Лошадки поскакали: цок-цок-цок

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з-з.

Или:

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с  

Летел комар и звенел: з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху): з-з-з – пусть летит!

Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами.

Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Ц Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р

Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж

Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П

Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С

К П Ш Л Ц 3 Ч К Л Н В Д Щ Ф Т

Р М Н П Т Н Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В

Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд – с гласным [о], третий ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику (см.рис.): 

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру и читают все слоги).

Далее отводим  время для жужжащего чтения. При этом 3 мин учащиеся читают вслух с использованием решеток. Решетки представляют собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги, размером 10х26 сантиметров. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 1х6 сантиметров. Решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до 6 миллиметров. Тренировка начинается с решетки, перегородки которой составляют 4 миллиметра (№4). При чтении решетки накладываем горизонтально на читаемую часть страницы. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл. Когда появится ощущение легкого чтения, решетку № 4 необходимо заменить на решетку № 5 и т.д.

После чтения вслух учащиеся 3 мин читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы), и 3мин читают только глазами.

Довольно часто на уроках мы используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Чем же привлекателен для детей данный вид работы? А тем, что ребята сами изготавливают костюмы для инсценировки. Костюмы простые, но оригинальные для детей данного возраста. И преимуществом при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой-то роли. А кто не готовился к уроку, видит, что интересно, - в другой раз уж и он постарается, да так, чтобы заслужить большую похвалу, чем его друзья. А если несколько учащихся готовят один и тот же костюм, то, наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение "буксиром" (если один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит как бы "образец" чтения и старается успевать за хорошо читающим).

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "игра в прятки" и "мнимое слово".

"Игра в прятки": ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

"Мнимое слово": учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребенка возможности самоутверждения.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Начиная с 1 класса мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним. В 1 классе. делали схемы предложений, штриховку, печатали сочинения-миниатюры.

Во II- III классах начали проводить тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И.П. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. За это время при условии ежедневной работы оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смысл предложений, читать ему становится интересно, а потому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Большое внимание уделяем пересказу прочитанного. План пересказа нередко предлагают сами дети, а учитель вводит поправки или корректирует данную ими формулировку того или иного пункта"Мнимое слово": учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребенка возможности самоутверждения.


3.Как добиться оптимальной скорости чтения.

Предлагаю рассмотреть восемь резервов обучения чтению. Я отбирала очень тщательно и отобрала всего лишь восемь рекомендаций, но зато это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не дочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутдра за один прием.

1)Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского (3).

Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит

10Х2=20 (чел.-мин)

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. тридцать человек в классе, тренаж идет в течение пяти минут: 30Х5 = 150 (чел.-мин) тренировочной работы. Таким образом происходит увеличение тренажа в 7,5 раз, целенаправленно отведя для этого всего 5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

Еже урочные пятиминутки чтения. Это резерв мы заимствован в школах Монгольской Народной Республики. У каждого ребенка на парте лежит

книга на русском языке. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает по обычной методике и в третьем классе он имеет пять уроков чтения, то за неделю он, как правило, опросит по одному разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две минуты, две минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, - он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.

Последнее время очень много спекулятивных разговоров ведется о генах, наследственности, способностях. Я думаю, что дело здесь не в генах. Просто обучение чтению организовано нерационально. При двухминутной тренировке в неделю научить читать детей невозможно, какие бы гены у них ни были.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

5Х4Х6=120 мин

То есть пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 120 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект.

2) Чтение перед сном.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон прядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

3) Режим щадящего чтения.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения, о котором мы говорим,- это такой режим, когда ,ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если

-16-

ребенок просматривает диафильмы; две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку ... Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. Я думаю, ни один родитель не пожалеет денег на то, чтобы приобрести диапроектор и купить диафильмы занимательного содержания: сказки, героические истории, которые так любят дети.

Следует обратить внимание родителей на то, что в диафильме почти 40 кадров - это 80 строчек. Далеко не каждому ребенку по силам про читать за вечер 80 строчек. Поэтому читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.

Хорошо бы совместить вторую и третью рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

4) Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной  памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых  разработаны профессором И. Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Более четверти века назад была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, очень ограниченным тиражом - всего 2000 экземпляров. Поэтому есть смысл сейчас напомнить, каким образом проводятся зрительные диктанты.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет  примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс

обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, данной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое; от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учительница стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях  или на листочках. Диктанты не проверяются и не возвращаются. Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. Читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

В качестве примера привожу несколько измененные тексты 18 наборов, разработанных И. Т. Федоренко, а также тексты зрительных диктантов Я.В.Беспаловой и В.С.Беспалова, основанными на русских народных пословицах и поговорках. Приложение №2 (Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв.)

5) Многократное чтение.

Я заимствовала из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко три типа упражнений, которые представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем н осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует

повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на пять, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко - Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

6) Чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

7) Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

 Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в. конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

8) Прием стимулирования. 

Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы здесь остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах.

В конце урока чтения обычно оставляю три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через .неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим , сколько у тебя слов было неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Однако следует отметить, что некоторые учителя по неопытности применяют этот прием не совсем правильно. Они создают в процессе применения этого способа не положительное, а отрицательное отношение, возбуждают у ребенка отрицательные эмоции, и вот тогда дело может обернуться плохим результатом. Наблюдался даже один случай аллергии ученика на замеры скорости чтения. Поскольку такой случай, хотя и единичный, имел место, то следует предупредить учителей, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.


Приложение №1

Слоговые таблицы по системе Н.А. Зайцева.

Таблица №1

Б

БЬ

В

ВЬ

Г

ГЬ

Д

ДЬ

Ж

    ЖЬ

З

ЗЬ

Й

БА

БЯ

ВА

ВЯ

ГА

ГЯ

ДА

ДЯ

ЖА

ЗА

ЗЯ

БО

БЁ

ВО

ВЁ

ГО

ГЁ

ДО

ДЁ

ЖЁ

   ЖО

ЗО

ЗЁ

БУ

БЮ

ВУ

ВЮ

ГУ

ГЮ

ДУ

ДЮ

ЖУ

ЗУ

ЗЮ

А

Я

БЫ

БИ

ВЫ

ВИ

ГЫ

ГИ

ДЫ

ДИ

ЖИ

ЗЫ

ЗИ

О

Ё

БЭ

БЕ

ВЭ

ВЕ

ГЭ

ГЕ

ДЭ

ДЕ

ЖЕ

ЗЭ

ЗЕ

У

Ю

Ы

И

П

ПЬ

Ф

ФЬ

К

КЬ

Т

ТЬ

Ш

    ШЬ

С

СЬ

Э

Е

ПА

ПЯ

ФА

ФЯ

КА

КЯ

ТА

ТЯ

ША

СА

СЯ

ПО

ПЁ

ФО

ФЁ

КО

КЁ

ТО

ТЁ

ШЁ

   ШО

СО

СЁ

ПУ

ПЮ

ФУ

ФЮ

КУ

КЮ

ТУ

ТЮ

ШУ

СУ

СЮ

ПЫ

ПИ

ФЫ

ФИ

КЫ

КИ

ТЫ

ТИ

ШИ

СЫ

СИ

ПЭ

ПЕ

ФЭ

ФЕ

КЭ

КЕ

ТЭ

ТЕ

ШЕ

СЭ

СЕ

Л

ЛЬ

М

МЬ

Н

НЬ

Р

РЬ

ЛА

ЛЯ

МА

МЯ

НА

НЯ

РА

РЯ

ЛО

ЛЁ

МО

МЁ

НО

НЁ

РО

РЁ

ЛУ

ЛЮ

МУ

МЮ

НУ

НЮ

РУ

РЮ

А

Я

ЛЫ

ЛИ

МЫ

МИ

НЫ

НИ

РЫ

РИ

О

Ё

ЛЭ

ЛЕ

МЭ

МЕ

НЭ

НЕ

РЭ

РЕ

У

Ю

Ы

И

Х

ХЬ

Ц

   ЦЬ

Ч

   ЧЬ

Щ

   ЩЬ

Э

Е

ХА

ХЯ

ЦА

ЧА

ЩА

ХО

ХЁ

ЦО

ЧЁ

   ЧО

ЩЁ

ЩО

ХУ

ХЮ

ЦУ

ЧУ

ЩУ

ХЫ

ХИ

ЦЫ

   ЦИ

ЧИ

ЩИ

ХЭ

ХЕ

ЦЕ

ЧЕ

ЩЕ

Таблица №2

А

О

У

Ы

Э

Я

Ё

Ю

И

Е

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БЭ

БЪ

БЬ

БЯ

БЁ

БЮ

БИ

БЕ

П

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

БЭ

ПЬ

ПЯ

БЁ

БЮ

БИ

БЕ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВЭ

ВЪ

ВЬ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВИ

ВЕ

Ф

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

ФЭ

ФЬ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФИ

ФЕ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГЫ

ГЭ

ГЬ

ГЯ

ГЁ

ГЮ

ГИ

ГЕ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КЭ

КЬ

КЯ

КЁ

КЮ

КИ

КЕ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДЭ

ДЪ

ДЬ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДИ

ДЕ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТЭ

ТЪ

ТЬ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТИ

ТЕ

Ж

ЖЁ

ЖА

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

ЖЬ

ЖО

Ш

ЩЁ

ША

ШУ

ШИ

ШЕ

ШЬ

ШО

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЭ

ЗЪ

ЗЬ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗИ

ЗЕ

С

СА

СО

СУ

СЫ

СЭ

СЪ

СЬ

СЯ

СЁ

СЮ

СИ

СЕ

Й

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ

ЛЬ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛИ

ЛЕ

М

МА

МО

МУ

МЫ

МЭ

МЬ

МЯ

МЁ

МЮ

МИ

МЕ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НЭ

НЬ

НЯ

НЁ

НЮ

НИ

НЕ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РЭ

РЬ

РЯ

РЁ

РЮ

РИ

РЕ

Х

ХА

ХО

ХУ

ХЫ

ХЭ

ХЬ

ХЯ

ХЁ

ХЮ

ХИ

ХЕ

ЦИ

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЕ

Ч

ЧЁ

ЦЫ

ЧА

ЧУ

ЧИ

ЧЕ

ЧЬ

ЧО

Щ

ЩЁ

ЩА

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

ЩЬ

ЩО


Тексты зрительных диктантов по И.Т. Федоренко            Приложение №2     

Предложения

Число букв

Время

экспозиции

Набор № 1

1

Тает снег

8

4

2

Идёт дождь

9

4

3

Небо хмурое

10

5

4

Коля заболел

11

5

5

Запели птицы

11

5

6

Поле опустело

12

6

Набор №2

1

Трещат морозы

12

6

2

Я ищу землянику

13

6

3

В лесу росла ель

13

6

4

Наступила осень

14

7

5

Дни стали короче

14

7

6

В лесу много берез

15

8

Набор №3

1

Прилетели птички

15

8

2

Ярко светит солнце

16

8

3

Лида вытерла доску

16

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

5

Подул резкий ветер

16

8

6

Зоя прилежно учится

17

8

Набор №4

1

Дятел долбил дерево

17

8

2

Я хочу посадить цветы

18

7

3

Иней украсил деревья

18

7

4

Без воды цветы завянут

19

7

5

Пролетело жаркое лето

19

7

6

Возле дома посадили ель

20

7

Набор №5

1

Солнышко светит и греет

20

6

2

Федя решал задачу у доски

21

6

3

Загорелась в небе зорька

21

6

4

На деревьях сверкал иней

21

6

5

Город Киев стоит на Днепре

22

6

6

В лесу собирают землянику

22

6

Набор №6

1

Зимой река покрылась льдом

23

5

2

Мальчик подарил маме цветы

23

5

3

Дежурные стёрли пыль с доски

24

5

4

Колхозники работают на лугу

24

5

5

На огород забрались цыплята

24

5

6

Мы жили возле березовой рощи

24

5

Набор №7

1

Небо покрылось серыми тучами

25

4

2

Дети посадили во дворе акацию

25

4

3

Бабушка купила внуку букварь

25

4

4

Землю согрело теплое солнышко

26

4

5

Моя сестра работает на фабрике

26

4

6

Ласково грело весеннее солнце

26

4

Набор №8

1

Идет дождик

10

5

2

Мы любим наш Киев

14

7

3

Бабушка печет пирог

17

8

4

У Андрея чистая тетрадь

20

10

5

Помогай своему товарищу

21

10

6

Быть здоровым очень важно

22

10

Набор №9

1

Вода в море соленая на вкус

22

7

2

Наша страна борется за мир

22

7

3

Началась большая перемена

23

7

4

Дети ходили в лес за грибами

23

7

5

Руки надо мыть водой с мылом

23

7

6

Красивы улицы нашего города

24

7

Набор №10

1

Москва - столица нашей Родины

24

5

2

Школьники поливают саженцы

24

5

3

Депутаты съехались на съезд

24

5

4

Надо быть честным и правдивым

25

5

5

Звезды сияют на башнях Кремля

25

5

6

Летом наша семья жила на Волге

25

5

Набор №11

1

Весело колосится густая рожь

25

4

2

Поля запорошило белым снегом

25

4

3

Мы читали интересный рассказ

25

4

4

Мичурин много и упорно работал

26

4

5

Новые дома растут очень быстро

28

4

6

Из машины вышел наш учитель

26

4

Набор №12

1

Мальчики принесли сухих веток

26

4

2

В поле поспевает рожь и пшеница

26

4

3

На стройку привезли рамы и двери

27

4

4

Дети всех стран хотят жить в мире

27

4

5

Свежий ветерок повеял прохладой

23

4

6

Сверкнула молния и загремел гром

28

4

Набор №13

1

Давно скосили и убрали луга и поля

28

4

2

Белка взобралась на верхнюю ветку

29

4

3

Солнце светило ярко, и дети купались

30

4

4

Травы скашивают во время их цветения

31

4

5

Дедушка Филипп пасет коровок на лугу

32

4

6

Люблю я в поле встречать восход солнца

32

4

Набор №14

1

Поднялась за рекой большая серая туча

32

4

2

В далекой тайге живут охотники-эвенки

33

4

3

Все радовались встрече с космонавтами

33

4

4

Разведчики отправились в опасный путь

33

4

5

Дружная семья и землю превратит в золото

34

4

6

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

34

4

Набор №15

1

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород

34

4

2

Меж редеющих верхушек показалась синева

35

4

3

Хороши привольные широкие степи Украины

35

4

4

На смелого собака лает, а трусливого кусает

36

4

5

Павел и Вика любят читать волшебные сказки

36

4

6

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

37

4

Набор №16

1

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

36

5

2

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

36

5

3

Школьники готовятся к новому учебному году

37

5

4

Много работы в яблоневом саду ранней весной

37

5

5

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

38

5

6

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

38

5

Набор №17

1

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

38

5

2

Пробилась из-под земли вода  и родился родничок

39

6

3

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

39

6

4

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

40

6

5

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

41

7

6

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

42

7

Набор №18

1

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук

42

7

2

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

43

7

3

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье

44

7

4

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

45

8

5

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

46

8

6

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами

46

8

 Тексты зрительных диктантов Я.В.Беспаловой и В.С.Беспалова.

Предложения

Число букв

Время

экспозиции

Набор №1

1

Утро мудро

9

4

2

Будь здоров

10

5

3

Делай добро.

10

5

4

Беда ум родит.

11

5

5

День - трудень.

11

5

6

С делом не шути

12

6

Набор №2

1

Было, да сплыло.

12

6

2

Беден, да честен.

13

6

3

Ошибка не обман.

13

6

4

Умный уступает.

13

6

5

Свой хлеб сытее.

14

7

6

Первый блин комом.

15

8

Набор №3

1

Век живи, век учись.

15

8

2

Один в поле не воин.

15

8

3

Секрет не для двоих.

16

8

4

Без труда нет добра .

16

8

5

Время дороже золота.

17

8

6

Шути, да оглядывайся

17

8

Набор №4

1

Без ума голова - котел.

17

8

2

Вольного бьют больно.

18

7

3

Кто ленив, тот и соплив.

18

7

4

Людей сближает улыбка

19

7

5

В злобе теряется разум.

19

7

6

Непоседа портит беседу.

20

7

Набор №5

1

Без старых не проживешь.

20

6

2

Без терпенья нет уменья.

20

6

3

Бумага терпит, перо пишет

21

6

4

Добро помни, а зло забывай

21

6

5

Спрос не грех, отказ не беда

22

6

6

Говори меньше - умнее будешь

23

6

Набор №6

1

Говорит бело, а делает черно.

23

5

2

Мать плачет, что река льется.

23

5

3

За доброго человека сто рук.

23

5

4

В гостях хорошо, а дома лучше.

23

5

5

3доров на еду, да хил на работу

24

5

6

Речи, как лед, а дела, как полынь

24

5

Набор №7

1

Ум без догадки и гроша не стоит.

25

4

2

Глаза страшатся, а руки делают.

25

4

3

Других не суди - на себя посмотри.

25

4

4

После драки кулаками не машут.

25

4

5

Русский человек добро помнит.

25

4

6

С миру по нитке - голому рубашка.

25

4

Набор №8

1

Сробел - пропал.

12

6

2

Каша - радость наша.

15

7

3

Ссора - оружие глупца.

17

8

4

Аптека не при6авит века.

20

10

5

Без беды друга не узнаешь

21

10

6

Тому тяжело, кто помнит зло.

22

10

Набор №9

1

Как ты к земле, так и она к тебе.

23

7

2

После дела и гулять хорошо

23

7

3

Без хлеба куска везде тоска

23

7

4

Частые гости - в доме порядок

23

7

5

Доброму слову - добрый ответ

23

7

6

Больше слушай - меньше говори

24

7

Набор №10

1

Доброе слово - это доброе дело.

24

5

2

Добро того учит, кто слушает

24

5

3

Бранись, а рукам воли не давай

24

5

4

С поклону голова не отвалится

25

5

5

Силу применить легче , чем разум

26

5

6

Берут завидки на чужие пожитки

26

5

Набор №11

1

Поменьше слов, побольше дела.

24

4

2

Азбука - к мудрости ступенька

24

4

3

Бархатный весь, а жальце есть

24

4

4

Старого учить, только портить

25

4

5

Болен - лечись, а здоров - берегись

26

4

6

Своего не бросай, чужого не бери.

26

4

Набор №12

1

Ошибся, что ушибся - вперед наука.

26

4

2

Будет и на нашей улице праздник

26

4

3

Людям хорошо - тогда и тебе хорошо

27

4

4

На всякое хотенье есть терпенье

27

4

5

Кто быстро помог, тот дважды помог

28

4

6

Красив тот, кто красиво поступает

28

4

Набор №13

1

Без дела жить - только небо коптить.

28

4

2

Дитя плачет, а у матери сердце болит.         

29

4

3

Бабушке один только дедушка не внук

30

4

4

Без ужина подушка в головах вертится

31

4

5

Любви, огня и кашля  от людей не спрячешь

32

4

6

Кто часто злится и завидует , тот слабый.

32

4

Набор №14

1

Не беда оши6иться, беда не исправиться.

32

4

2

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают

33

4

3

Не для того голова, чтобы шапочку носить

33

4

4

С малыми детками горе, а с большими - вдвое

33

4

5

Хороший ученик тот, кто поправит учителя

34

4

6

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову

34

4

Набор №15

1

Н е затем руки даны, чтобы даром болтаться.

34

4

2

Человек должен быть доволен своим трудом

35

4

3

Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.

35

4

4

Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит

36

4

5

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

36

4

6

Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

37

4

Набор №16

1

От лихого человека - хоть полу отрежь, да уйди

36

5

2

На смелого собака лает, трусливого кусает

36

5

3

Битого, пролитого да прожитого не воротишь

36

5

4

Солнце, как родная матушка никогда не обидит

37

5

5

Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдет

38

5

6

Когда хочешь себе добра, то никому  не делай зла

38

5

Набор №17

1

Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

38

6

2

У бездельника охота до того, чтобы обмануть того.

39

6

3

Гости по одежке встречают, а по разуму провожают

39

6

4

Не гонись за двумя зайцами - ни одного не поймаешь

40

6

5

Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься

41

7

6

Хорошо из лаптей обувать сапог, а не сапог - лапти

42

7

Набор №18

1

Скоро сказка  сказывается, да не скоро дело делается.

43

7

2

Заразительны не только дурные примеры, но и хорошие

43

7

3

За правое дело своей головы не жалей         и чужой не дорожи

44

7

4

Следуй своей  дорогой, и пусть люди говорят, что угодно

44

7

5

Будешь сладок – живьем проглотят, будешь горек – проклянут.

47

8

6

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

46

8


IV. Заключение.

Задания и упражнения , предлагаемые детям 1-4 классов многообразны. В силу необычности , вызывают целеустремленность в ребенке и способствуют овладению техникой чтения. Развиваемые в детях качества измеряются не только скоростью чтения, но и умения обобщения, анализа, сопоставления, наблюдения, догадки, воображения и т.д. Чтение с такими качествами поможет ребенку в дальнейшем расширить грани своих интересов, грани познания. Овладев техникой чтения, ребенок с интересом читает и познает окружающий мир; чтение становится  основой его успешной  учебной деятельности.

Все задания и упражнения успешно используются на уроках и позволяют добиться положительных результатов, без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов. При этом учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Также упражнения позволяют применять метод индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить ваше внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если  коллектив поработает в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.


V. Библиография.

  1. Журнал «Начальная школа» 1989г. № 5
  2. Журнал «Начальная школа» 2006г. №2
  3. Журнал «Начальная школа» 1994г. №4
  4. Шульгина В.П. «Методическая копилка» 1999г.
  5. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева «Раздаточные материалы» 2002г.
  6. В.Б.Эдигей «Увлечение чтением» 2000г.
  7. Л.А. Фролова «Резервы обучения чтению» 1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Данный материал поможет учителям начальных классов сформировать навык чтения у детей через развитие познавательных процессов....

Формирование навыков чтения на основе развития познавательных процессов

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из бу...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без ...