Тема урока: Звуки [г], [г’], буква Г, г.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Лаврова Нина Ивановна

 

Тема  урока:  Звуки [г],  [г’], буква  Г, г  Тип урока: урок «открытия» нового знания.  Цель: создание  условий для осознания и осмысления нового материала, для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                      Данный урок представлен по ходу изучения темы «Звук - буква» курса обучение грамоте в 1 классе по программе «Школа России».    Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.  При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, независимо от их знаний и умений. Больше внимания уделяла детям, которые по каким-то причинам отстают от основной массы учащихся в классе.  Все мои усилия  были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, развитие речи.                                                                                                                                          Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе. На уроке четко прослеживается развитие УУД. На уроке дети показали свою активность и интерес к новым знаниям. Это был открытый урок. Он вызвал интерес среди коллег. Готовясь к нему, что-то позаимствовала в учительской среде сети Интернет, что-то в педагогических изданиях. Так что большое спасибо всем, кто трудится. дерзает, делится своим опытом. Думаю у нас у всех одна цель: дать знания, развивая творчески.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

«Сухиничская средняя общеобразовательная школа№ 12 »

Урок обучения грамоте  в 1 классе

Тема  урока:  Звуки[г],  [г’], буква  Г, г.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

                                                                      Разработан учителем начальных классов

                              Лавровой Ниной Ивановной

г. Сухиничи 2013г.

Тема  урока:  Звуки [г],  [г’], буква  Г, г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. 

Цель: создание  условий для осознания и осмысления нового материала, для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

Задачи урока: 

Образовательные:

- познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми буквами;

Развивающие:

 -способствовать  развитию речи, словесно – логического  и наглядно – образного мышления, умения различать мягкие и твёрдые согласные;

- развивать умение работать в паре,  самостоятельно, делать выводы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся,  применение полученных знаний в практической ситуации;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, умение давать самооценку своим действиям; способствовать повышению  культуры учебного труда и  поведения на занятии.

Планируемый результат:

Предметные:

 Ученик получит возможность научится:

- давать характеристику согласным звукам;

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- читать слова с изученными буквами;

- группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

- классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные:

 

Регулятивные УУД:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

- ставить и решать учебную задачу под руководством  учителя;

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- давать оценку своим действиям на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-  способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);

     -  высказывать предположения, анализировать, моделировать.

Коммуникативные УУД:

 - соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

 - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; дополнять и контролировать друг друга;

 - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 

Личностные:

 - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

 - проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

 - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

 - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Методы обучения:

- Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

     Формы обучения:

- фронтальная работа;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный

момент.

Цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

 

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

                        В путешествие пойдем, букву новую найдём.

                        Слушай, думай, наблюдай, анализируй, отвечай.

                        Будем мы трудиться. Нам, нельзя лениться.

- Дети! Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

- Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

- Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

- Ребята, мы с вами

пришли на урок обучения грамоте. Для

чего?

- Молодцы!

-   Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Учащиеся проверяют

готовность к уроку.

- Узнать что-то новое,

повторить изученный материал, показать свои знания и т.д.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

организация учащимися своей деятельности, целеполагание.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

целеполагание.

2. Актуализация знаний.

Цель:  Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

3.Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы урока.

Цель:

выбор способа и средств по решению проблемы.

– Сейчас вспомним, чему

учились на предыдущих

уроках. 

-Скажите,  для чего нам нужны глаза?

-А уши?

-Что мы  слышим: звуки или буквы?

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

Игра «Живые буквы»

1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Назовите лишнюю букву. Почему?

3) Встаньте те, у кого написаны «буквы с секретом». Что вы о них знаете?

4) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. Какая из них лишняя? Почему?

5) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

6) К ним присоединятся учащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие  согласные звуки. Образуйте пары.

- Ребята, как вы думаете, почему ученики, у которых на карточке написаны буквы В и К, не смогли определиться, к каким буквам им присоединиться?

- Кто знает хорошо ленту букв и сможет сказать, какие буквы составят им пару?

А вот о какой из них пойдёт сегодня речь, вы узнаете в ходе нашего эксперимента.

Возьмите лежащие на партах листочки.  Прошу вас выполнять действия, услышанные в загадке, которую я вам загадаю:

Раз – листочек поднимаем,

Два – по краю вертикально загибаем,

Три – свернём вверху горизонтально,

На четыре – по линейке оборвали

Пять, развернём её опять.

Буква спряталась внутри.

Кто догадлив? Назови!

- Действительно мы сегодня работаем с буквой «Г».

- А кто нам расскажет, на что похожа буква «Г»?

Слайд 1 - на что похожа буква г.

- Итак, кто назовёт тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Чем будем заниматься на уроке?

- Раз будем изучать новую букву и её звуки, то, как называется такой урок?

- Составьте план, по которому будем работать на уроке.

- Ребята, исследуйте эту букву, что о ней можете сказать? Помните, что свои исследования вы должны доказывать.

Работать будете в паре. Соблюдайте правила работы в паре

(При затруднении:

- Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Уши закрываем, горло проверяем

-Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? Послушайте, как он звучит в словах

игра «Доскажи словечко».

1. Брат хорошо играет на… (гитаре)

2. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый… (гусь).

3.   Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я… (гантели).

4. Гена наш играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

- Какие слова  вы услышали с мягким Г? 

- Назовите слова с твёрдым Г

- Назовите первые звуки слов - отгадок

- Какой вывод отсюда следует?

Физкультминутка

Игра «Гости»

 Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – ему низкий поклон, а если нет – приседаем.

Гнездо, …, …, грамота, голодный, …, горох, …, …, …  ,газета, груши, горы, …, Гималаи, …,  горе, грусть, грубиян, …, загадка, снегоход, отгадка

-Чтобы видеть

-Чтобы слышать.

-Звуки.

-Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

-Гласные поются, воздух проходит свободно, без преграды, а согласные не поются, при произнесении согласных воздух встречает преграду , мешает язык, губы, зубы, слышится шум или голос и шум.

-Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

-Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых  написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)

2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, е) Рассказывают правила, приводят примеры

4) (Й, н, л, м, р)

Й (ещё не проходили)

5) (Б, в,  д, з,)

6) (П,  к, т, с)

-У них нет пары.

- Ф, Г

Слушание, выполнение заданий, отгадывание загадки.

-Это буква Г

Делают предположения

Называют тему

- Называют план работы.

Изучить новую букву и её звуки, определить их работу.

- Урок «открытия нового знания»

Представление результатов исследования:

-согласная - живёт в районе согласных ,не поётся, воздух встречает преграду

 звонкая,

парная в паре с К

Отгадывают загадки.

- Гена, гитара

- Гуси, гол

Называют первый звук слов-отгадок [г],  [г’]

-  Буква Г имеет два звука [г],  [г’]

Выполняют команды учителя

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные

давать характеристику согласным звукам,

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников

Регулятивные:

-определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя, выражая её словесно

- учатся высказывать своё предположение

Личностные:

- проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. 

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

4. Формулирование проблемы. Планирование учебной деятельности.

Цель: реализация устранения проблемы в соответствии с планом; уточнение темы урока.

5.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового

6. Развитие умений – применение нового знания.

Первичное закрепление.

Цель : применение нового знания в типовых заданиях

7. Развитие умений – применение нового знания.

Цель: выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

8. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведение итога.

Работа со схемами (электронная азбука)

Работа со слоговой таблицей

Спойте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

Спойте слоги, в которых гласные указывают на твёрдость согласного.

Поиск печатной буквы г.

Работа по карточке в группе.

Найти и зачеркнуть слова с буквой г

г

р

а

н

и

т

г

р

е

л

а

ф

ы

в

А

п

х

о

Ж

к

н

г

с

Я

ч

и

с

у

г

а

т

ь

г

у

д

о

к

н

и

к

е

я

л

ч

с

к

т

м

р

Э

л

й

е

у

ы

к

г

у

я

с

и

ы

Э

г

л

о

б

у

с

н

А

Ю

г

о

р

к

а

ю

г

е

ъ

г

о

л

м

э

ъ

з

ю

г

й

ц

у

к

е

г

о

л

о

д

Молодцы!  Какие вы у меня внимательные.

Мы сейчас тоже поиграем в ваш любимый футбол.

Музыкальная физкультминутка «Футбол»

 

1.

Работа по учебнику

Стр.118 Составление рассказа на тему «Город гномиков».

- Ребята откройте свои учебники на стр. 118, кого вы видите на рисунке?

- Да, это город гномиков.  На рисунке чудо-полянка, на ней живут грибы - боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
- Сколько грибочков здесь живет?
 

- Чем занимаются жители города?

- В форме чего построены дома?

- Какие слова со звуком Г можете назвать?

- Прочитайте  предложение над рисунком.

- Как вы понимаете то, что прочитали?

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете их смысл?

- Назовите слова со звуком г.

-Это дети, золотое правило, которое надо запомнить  и всегда его выполнять.

Физкультминутка для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

 «Глазкам нужно отдохнуть.»

Ребята закрывают глаза.

 «Нужно глубоко вздохнуть.»

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

           «Глаза по кругу побегут.»

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

 «Много-много раз моргнут»

Частое моргание глазами.

 «Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 «Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

Вы, наверное, устали?

-Да!

-И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш!»

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

(с.119) Работа с учебником.

Чтение слов в столбиках самостоятельно.

-Какую особенность заметили при чтении слов?

Почему? Объясните!

Чтение текста учеником.  (с.119)

Беседа по содержанию.

- Что собирала Галя и Гена?

Сколько набрали грибов Галя и Гена? - Как их можно назвать?

- Гриб – грибники - это какие слова? (Родственные)

- Какие грибы нашла Галя?  

- А  Гена?

- Кто знает, как называются  они?

- В красном мухоморе содержатся токсичные вещества. Мухомор считается ядовитым. Мухомор использовали раньше люди в борьбе с мухами от этого и название.

- Какой вывод можно сделать, говоря о грибах?

Молодцы!!

Чтение текста еще раз. (цепочкой по предложению)

- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?

- А как нужно собирать грибы?

Будьте аккуратны в своих делах. Помните, что природа – это живой организм.

Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

 Беседа:

 - Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- А сейчас

«Пантомима»

Вы пантомимой должны показать результаты своей работы: руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

- Сочините с родителями  свою сказку по рисунку на стр.118

Поют все слоги

Затем по рядам с мягкими, твёрдыми

Учащиеся работают в группах (по рядам):

Представитель от каждой группы представляет результат

(называют слова)

 

- гномиков

 

-12

-Копают землю на грядках, выращивают землянику, ромашки. Гуляют с маленькими детьми.

-Дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга

- Огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город

Учатся рассуждать.

- Слова Галя, Гена написаны с заглавной буквы.

Имена собственные

- Грибники

- Родственные

- Боровики

- Поганки

- Мухоморы

Есть съедобные грибы, а есть несъедобные

- Грибы нельзя рвать, их надо аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

Звуки [г],  [г’], буква  Г, г.

-Познакомиться со  звуками [г],  [г’], буква  Г, г.  , учиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

- умение ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Регулятивные:

- умение проговаривать последовательность действий на уроке

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.