Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                               на основе авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько «Обучение грамоте» и  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы обучающимся по УМК «Школа России».

Срок реализации рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» - 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

 «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

        Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

        Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

        Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

        Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

        Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

        Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

        Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,  составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

        Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.  Учащиеся получают   первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

        При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

        Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

        Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе ственным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для начального общего образования отводит в первом классе на изучение литературного чтения 132 часа (исходя из 33 рабочих недель по 4 урока в неделю). Из них на курс «Обучение грамоте» - 23 недели (92 часа), на «Литературное чтение» - 10 недель (40 часов).

Логические связи данного предмета с остальными предметами

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Наиболее тесная связь с предметами «Русский язык» и «Окружающий мир».

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

 Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:


      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
      Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Принципы отбора материала

    В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Логика структуры программы

Рабочая программа подготовлена в соответствии с локальным актом «Положение о рабочей программе учителя ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга». Структура программы включает в себя титульный лист, пояснительную записку,  требования к уровню подготовки учащихся в контексте ФГОС, содержание программы учебного предмета (перечень и названия разделов и тем), календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля,  перечень учебно-методических средств обучения, список литературы для учителя.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы и т.д.

Формы реализации программы:

  1. фронтальная
  2. парная
  3. групповая
  4. индивидуальная

Методы:

  1. практический
  2. объяснительно-иллюстративный
  3. частично-поисковый
  4. исследовательский
  5. наблюдение
  6. проблемно-поисковый
  7. информативный

Способы и средства:

  1. модели и таблицы
  2. технические средства
  3. рисунки
  4. дидактические материалы

Программа предпологает организацию проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

  Личностными результатами обучения в начальной школе являются :

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

 выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

 

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

 Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :  

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

-  умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются :

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

-  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-   составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 

Творческая деятельность

Выпускник научится:

-  читать по ролям литературное произведение;

-   использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

-  создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Содержание программы учебного предмета

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и  письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог (с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения).

После курса «Обучения грамоте»  продолжается изучение предмета «Литературное чтение».  На него отводится в  1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель).

Систематический курс

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту.

Работа с разными видами текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа,  нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания   к   авторскому слову в художественном произведении.

Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

Ученик научится:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в

минуту при чтении незнакомого текста);

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • находить заглавие текста, называть автора произведения;
  • знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
  •  оценивать поступки героя с помощью учителя и с опорой на текст и личный опыт; узнавать сюжет по иллюстрациям;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

Разделение часов по темам по литературному чтению

Жили-были буквы (5 ч)

      Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (6 ч)

      Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (6 ч)

      Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (7 ч)

      Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (6 ч)

      Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (7 ч)

      Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Изучается во всех разделах.

    Сказки народов России


Тема раздела

п/п

дата

корректировка

Тема урока

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 четверть (36ч)

Подготовительный  период

1

Мой первый школьный учебник «Русская азбука».  Письменная речь и устная.

Общее представление о языке.

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Познавательные общеучебные действия:

  • Знаково-символические;
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

У П логические Д:

  • Анализ объектов

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

У П логические Д

  • Анализ объектов
  • Выбор критериев для сравнения;
  • Синтез как составление частей целого;
  • доказательство

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция;
  • Оценка;

Коррекция

2

Предложение и слово.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

3

Слог. Ударение.

Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

4

Слог. Ударение.

5

Звуки речи.

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

6

Звуки в словах, гласные и согласные звуки.

7

Слияние согласного звука с гласным.

8

Слияние согласного звука с гласным.

9

Алфавит.

Букварный период

10

Гласный звук а, буквы А. а. 

Стр.20

Выделение в словах отдельных звуков, звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

11

Гласный звук О. Буквы О. о 

12

Гласный звук и. Буквы И. и.

13

Гласный звук ы. Буква ы. Повторение и закрепление пройденного.

14

Гласный звук У. Буквы У. у.

15

Гласные звуки и буквы. Обобщение.

16

Согласные звуки н. н. Буквы Н, н. 

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

17

Согласные звуки н. н. Буквы Н, н.

18

Согласные звуки с, с. Буквы С.с.

19

Согласные звуки с, с. Буквы С.с.

20

Согласные звуки к, к. буквы К.к. Закрепление.

21

Согласные звуки т, т. Буквы Т. т. 

22

Согласные звуки т, т. Буквы Т, т. 

23

Согласные звуки л, л. Буквы Л, л. 

24

Согласные звуки л, л. Буквы Л, л. Закрепление и обобщение.

25

Согласные звуки р, р. Буквы Р, р.

26

Согласные звуки р, р. Буквы Р, р. 

27

Согласные звуки в, в. Буквы  В, в. 

28

Согласные звуки в, в. Буквы В, в. (Закрепление и обобщение)

29

Гласные буквы Е.е. 

30

Гласные буквы Е.е. (Закрепление)    

31

Буква е - показатель мягкости предыдущего согласного звука.

32

Согласные звуки п, п. Буквы П, п. 

33

Согласные звуки п, п. Буквы П, п. (повторение и обобщение)

34

Согласные звуки м, м. Буквы  М, м.

35

Согласные звуки м, м. Буквы  М, м. (закрепление)

36

Согласные звуки з,з. Буквы З, з.

2 четверть (28ч)

1

Согласные звуки з, з. Буквы З, з. (закрепление)

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

2

Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. 

3

Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. (закрепление)

4

Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. (закрепление, обобщение)

5

Согласные звуки д, д. Буквы

 Д. д.

6

Согласные звуки д, д. Буквы Д, д (закрепление).

7

Гласные буквы Я, я. 

8

Гласная буква Я – показатель мягкости предыдущего согласного в слоге-слиянии

9

Гласная буква Я. Повторение и обобщение. Внеклассное чтение.

10

Согласные звуки г, г. Буквы

 Г, г.

11

Согласные звуки г, г. Буквы

 Г, г.(закрепление)

12

Согласный звук ч. Буквы Ч, ч.

13

Согласные звук ч. Буквы Ч, ч.

Сочетания ча, чу, чк, чн. 

14

Согласный звук ч. Буквы Ч, ч.

(обобщение и повторение)

15

Буква Ь- для обозначения мягкости согласного.

16

Повторение изученного материала. Внеклассное чтение.

17

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине буквой Ь знак. (138-139)

18

Согласный звук ш. Буквы Ш, ш. 

19

Согласный звук ш. Буквы Ш, ш. Закрепление и повторение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

20

Повторение изученного материала. Внеклассное чтение.

21

Согласный звук ж. Буквы  Ж, ж. 

22

Согласный звук ж. Буквы  Ж, ж. Закрепление.

23

Согласный звук ж. Буквы  Ж, ж. Закрепление.

24

Гласные буквы Ё, ё. 

25

Обозначение буквой ё  гласного звука о после мягких согласных в слиянии

26

Гласные буквы Ё, ё. Повторение, обобщение.

27

Звук Й, буква й. 

28

Согласные х, х. Буквы Х, х.

3 четверть (36ч)

1

Согласные х, х. Буквы Х, х.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

2

Повторение изученного материала. Внеклассное чтение.

3

Гласные буквы Ю, ю.

4

Буква Ю- показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

5

Согласный звук Ц. буквы Ц, ц.

6

Согласный звук Ц. буквы Ц, ц.

Повторение изученного материала. Внеклассное чтение.

7

Гласный звук Э. Буквы Э, э.

8

Гласный звук Э. Буквы Э, э.

Закрепление.

9

Повторение изученного материала. Внеклассное чтение.

10

Согласный звук щ буквы  Щ, щ. 

11

Согласный звук щ буквы  Щ, щ. Закрепление.

12

Согласный звук щ буквы  Щ, щ. Закрепление, обобщение.

13

Согласные звуки ф, ф. Буква Ф, Ф.

14

Согласные звуки ф, ф. Буква Ф, Ф. Закрепление.

15

Буква разделительный Ъ знак.

16

Буква разделительный Ъ знак.

Послебукварный период

17

Л.Н.Толстой «Три калача и одна баранка», К.Льдов «Господин учитель «Жук»

Обобщение, систематизация, закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Познавательные общеучебные действия:

  • Классификация;
  • Сериация;

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание

18

Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима»

19

С.Я.Маршак «От А до Я» В.Берестов «Читалочка»

20

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

21

Алфавит К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

22

Первоучители словенские. Первый букварь. В. Куприн.

23

А.С.Пушкин «Только месяц показался»

24

Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. О детях.

Обобщение, систематизация, закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

25

К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон»

26

В.В.Бианки «Первая охота»

27

С.Я.Маршак Угомон», «Дважды два»

28

М.М.Пришвин. «Предмайское

Утро», «Глоток молока».

29

А.Л.Барто «Помощница», «Игра в слова», «Зайка»

Проверка навыка чтения.

30

Михалков «Котята», Осеева «Печенье»

31

Стихи Берестова

Жили – были буквы

32

В.Данько «Загадочные буквы».

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически- правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

У П логические Д: Анализ объектов

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

33

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

34

Г.Сапкир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

35

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

36

Из старинных книг. Разноцветные

страницы. Вопросы и задания по теме.

4 четверть (32ч)

Загадки. Сказки. Небылицы

1

Русская народная сказка «Теремок»

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится  понятие – «настроение автора».

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

2

Русская народная сказка «Рукавичка»

3

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

4

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

5

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Русская народная сказка «Петух и собака»

6

К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Из старинных книг .Л.Толстой «Зайцы и лягушки». Разноцветные страницы. Викторина сказок. Вопросы и задания по теме.

Апрель, апрель! Звенит капель…

7

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Блещеев «Травка зеленеет..»

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

8

А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники»

9

С.Маршак «Апрель»

И.Токмакова «Ручей»

10

Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?»

11

В.Берестов «Воробушки»

Р.Сеф «чудо»

12

Из старинных книг. А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

И в шутку и всерьёз

13

И.Токмакова «Мы играли в                               хохотушки».

Я.Тайц «Волк»

Воспроизведение текста по вопросам или по  картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится  понятие – «настроение  и чувства героя».

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

14

Г.Кружков «Ррры».Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

15

К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет»

16

О.Григорьев «Стук»,

И.Токмакова «Разговор»

17

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

К.Чуковский «Телефон»

18

Из старинных книг.К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

19

М.Пляцковский «Помощник».

Разноцветные картинки.

Вопросы и задания по теме.

Я и мои друзья

20

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

Рассказы и стихи о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся  понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;

Коррекция

21

В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

22

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…»

23

Я.Аким «Моя родня»

А.Барто «Вот так защитник!»

24

Ю.Энтин «Про дружбу»

С.Маршак «Хороший день»

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

25

Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

О братьях наших меньших

26

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

Произведения о взаимоотношениях человека с природой

Познавательные общеучебные действия:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов;
  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Личностные УУД:

  • Нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Оценка;

27

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Кипите собаку»

28

М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

В.Берестов «лягушата»

29

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж»

30

Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

31

С.Аскаков «Гнездо»

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

32

Повторение и обобщение изученного. Проверка навыка чтения.


Формы и средства контроля

  • Чтение текста,
  • беседы по вопросам,
  • чтение наизусть,
  • фронтальный опрос,
  • пересказ.

Безотметочная система контроля в 1 классе.

Перечень учебно-методических средств обучения

Горецкий В. Г., Кирюшкин, В. А. Азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. - М.: Просвещение,2011.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты писателей и поэтов.

 Интернет, медиа-ресурсы.

1  www.planetaznaniy.astrel.ru

2   www.nachalka.com

3  www.school.edu.ru

4   www.4stupeni.ru

5   www.zavuch.info

6   www.openclass.ru

7   www.festival.1september.ru

8  www.uroki.net

9   www.metodkabinet.eu

10 www.planetashkol.ru

Список литературы для учителя

УМК

Горецкий В. Г., Кирюшкин, В. А. Азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. - М.: Просвещение,2011.

Дополнительная литература

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2012.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...