А.П.Чехов "Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Продолжать знакомство детей с рассказами А.П.Чехова; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.П.Чехов «Мальчики»

Цели урока: Анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока: Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

-Сегодня мы продолжим работу с произведением А.П.Чехова «Мальчики»

Психологический настрой.

2. Сообщение темы урока, постановка целей.

- Чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения.

- Какие герои являются  главными действующими лицами?

- Говорить мы сегодня будем о главных героях.

-В конце урока постараемся ответить на вопрос: Чему учит автор произведения?

 - Мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка,  Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.

- Володя и Чечевицын.

Формулирование темы урока.

Преобразование информации из символической в речевую.

Формулирование учебной задачи.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно.

- Каким словарём вы пользовались?

 -Проверим, как вы с этим справились.

- Мы пользовались толковым словарём.

Розвальни, башлык, сюртук, кучер, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, урядник. (Слова записаны на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах доски. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.)

Поиск необходимой информации из различных источников.

4.Планирование учебной деятельности.

5. Практическая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

-Сегодня, как вы правильно определили, мы будем говорить  о главных героях.

- Кто они?

- Они похожи?

- Значит, мы можем их сравнить.

-Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?

- Посмотрите на план, по которому мы будем работать.

План характеристики героев произведения: (написан на доске)

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши  внешность  героя  (его  лицо,

одежду, манеру  поведения).

3. Речь героя

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя?

5. Что общего между героями.

6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам

8. Отношение автора к героям.
9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

1.- Ответьте на первый пункт плана.

2.- Найдите описание мальчиков в тексте.

- У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые по вашему мнению подходят мальчикам.

- Из представленных иллюстраций выбери мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения .

3.- Какова речь героев?

- Какие это слова? (Найди в тексте)

- Теперь вы знаете значение этих слов.

4.- Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя? (найди отрывок в тексте)

5.- Что же общего между героями?


6.- Чем герои отличаются друг от друга?

7. - Как вы относитесь к мальчикам?

- Почему герои решились на побег?

Выбери:

Герои решились на побег, потому что:

  • Были смелыми и решительными
  • Были глупыми и самонадеянными
  • Мало знали и плохо представляли трудности пути
  • Не любили своих близких
  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
  • Любили путешествовать и узнавать новое.

- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?

-  Правильно ли они поступили?

8. – Как автор относится к своим героям?

9. – На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

-Володя и Чечевицын.

- В чём-то похожи, но и различаются.

- По внешности, одежде, поведении.

Работа по плану:

1.Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру.

2. Володя   с.125,128,

Чечевицын с.126, 128,130.

Работа в парах.

Володя:             Чечевицын:

пухл                     худ

бел                      смугл

весёлый                угрюмый

разговорчивый     малообщительный

 странный             некрасив

странный  

Всё время о чём-то думает

Занят своими мыслями.

3. Речь героев загадочна, много непонятных слов.

Монтигомо Ястребиный коготь

Пампасы

Мустанги

Бледнолицый

Майн-Рид

-Это слова из произведений  известного английского писателя Майн-Рида.

Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен

Чечевицын решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый.

- Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают.

Высказывания детей.

Выбор учащихся

- Могло случиться что-нибудь страшное.

- Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе.

- Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие.

(Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам.)

Ответы детей.

Работа по плану.

Проговаривать последовательность действий.

Умение ориентироваться в учебнике.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Работа в парах.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение вырабатывать совместные решения.

Осуществлять контроль с заданным эталоном.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Слушать и понимать речь других.

Формулировать собственное мнение.

Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Формирование установки на безопасный,

здоровый образ жизни.

Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке.

Формулировать собственное мнение.

Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других.

Формулировать собственное мнение. Слушать и понимать речь других.

6. Подведение итогов урока.

-Чему учит автор  произведения?

- Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?  От каких хотели бы избавиться?

(положительные и отрицательные качества)

- Какой вывод сделаем по уроку?

- Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.

-Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.

- Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.

 Ответы детей.

- Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.

- Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Слушать и понимать речь других.

Формировать мотивацию к учению.

7. Домашнее задание.

- Составить план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ .

8. Рефлексия.

- Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок  солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение.

Оценка собственной деятельности.