В.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению в 4 классе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературное чтение 4 класс | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема урока | «Чем должен жить человек?!». По произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». |
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Сандракова Наталья Сергеевна |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Поронайск Сахалинская область |
Методическая информация | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок комплексного применения знаний. |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | а) образовательные: создать условия для формирования читательской компетенции младшего школьника, применения ЗУН читательской деятельности в знакомых и новых учебных ситуациях; способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев (через слушание, чтение и анализ произведения), умения выражать свои чувства словом; способствовать формированию навыков правильного и выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи); б) развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления; способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства; в) воспитательные: помочь раскрытию истины о том, что человек становится по- настоящему счастлив лишь тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает; способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Ответ каждого из учеников на риторический вопрос произведения «Чем должен жить человек?!», раскрытие общечеловеческих ценностей жизни. Привитие любви и интереса к чтению. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология развития критического мышления, технология сотрудничества. Словесные методы: фронтальная беседа, словарно-лексическая работа. Проблемные методы: метод отбора фактов, метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного. Наглядные методы: обращение к музыкальным и зрительным образам, анализ и сравнение чувств детей и героев произведения. Практически-действенные методы: аналитическая работа с текстом, выполнение тестов, творческая работа по написанию синквейна. |
Время реализации урока | 45 минут. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | На уроке дети знакомятся с понятием- риторический вопрос. Получают навык глубокого анализа произведения для раскрытия его идеи. Учатся прислушиваться к своим чувствам и ощущениям и учатся сами открывать важные ценности жизни. Формируется умение работать с текстом и находить в нем ответы на возникающие вопросы, тем самым прививается интерес к чтению и формируется навык осознанного чтения. Содержание урока направлено на расширение словарного запаса детей и кругозора, формирование их любознательности. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиапроектор, экран, компьютер, экран; индивидуальные маркерные доски с маркерами, индивидуальные рабочие листы. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Толковый словарь Даля; памятки для учащихся (словарь настроений, термины средств художественной выразительности речи, перечень литературных жанров), рабочий лист (прилагается). |
Список учебной и дополнительной литературы | Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению./ М.: ВАКО-2004. Узорова О.В., Е.А.Нефедова Тесты по литературному чтению. 4 класс./М.:АСТ-2007 |
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | |
1. Организационный момент. | Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок литературного чтения. Улыбнемся друг другу и приготовимся к разгадыванию новых тайн. Садитесь. |
2. Целеполагание и мотивация. | а) Определение темы урока. Учитель: Назовите имя автора и название произведения, с которым начали знакомиться на прошлом уроке. Сегодня мы познакомимся с заключительной частью произведения. Начнём знакомство необычно. Заглянем в конец. Прочитайте последние 4 слова произведения. (… чем должен жить человек…) Так и звучит тема нашего урока: «Чем должен жить человек...» Учитель: Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие.) Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что что-то нужно домыслить…) В литературе это называют: риторический вопрос. Прочитайте в словаре, что это означает? (Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.) В конце риторического вопроса в литературе иногда ставят вопросительный и восклицательный знак. Как вы думаете, почему? б) Постановка целей урока. Учитель: Кто попробует сформулировать цель урока? (Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному автором вопросу.) Поможет нам в достижении целей К.Г. Паустовский, если вы будете вдумчивыми читателями и активными собеседниками. Не бойтесь высказывать своё мнение. |
| Учитель: Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, над которыми работали на прошлом уроке. Приступим к выполнению теста на индивидуальных рабочих листах. На работу дается 3 минуты. (Индивидуальная работа детей.) Приступаем к проверке. За правильность ответа рядом будем ставить баллы. (Учитель просит детей комментировать ответы.) I уровень (1 балл) 1. Кого из русских писателей называют «певцом и защитником природы»? а) К. Паустовского; б) Б. Житкова; в) В. Драгунского; г) другой вариант ответа. 2. К какому литературному жанру можно отнести произведение «Корзина с еловыми шишками»? а) рассказ; б) басня; в) сказка; г) другой вариант ответа. I I уровень (2 балла) 3. Кем был Э.Григ? а) писателем; б) композитором; в) музыкантом; г) другой вариант ответа. 4. В какой стране происходят описанные в произведении события? а) в России; б) в Норвегии; в) в Бергене; г) другой вариант ответа. 5. Почему в кабинете Грига не было ковров, портьер и мягкой мебели? а) он любил простор; б) у Грига была аллергия; в) это могло приглушить звук; г) другой вариант ответа. Учитель: Запишите в рабочий лист полученное общее количество баллов. |
4. Применение знаний и способов действий. | 1) Подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения.
а) Словарно- лексическая работа. Учитель: Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов по словарю: Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах. Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром. Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение. Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части. б) Описание места и времени концерта. Учитель: Сколько лет исполнилось Дагни? (18) Куда она впервые собралась идти? (На концерт симфонической музыки) Что, по вашему мнению, может случиться с Дагни на концерте? Проверим предположение. Ваши одноклассники приготовили выразительное чтение описания концерта. Напомним им: что надо соблюдать при чтении? (Паузы, темп, громкость, правильность…) Ваша задача внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни. в) Выразительное чтение 4 части текста. Анализ чтения г) Беседа эмоционально - оценочного плана Учитель: О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.) О чем была музыка? (О её Родине.) 2) Анализ музыкального образа с опорой на текст. Учитель: Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его. Слов какой части речи много в описании? (Очень много глаголов. ) Прочитайте их. Почему автор использует так много глаголов? ( Показывает развитие действия.) Одинаково ли звучит мелодия? В каком темпе будем читать: быстром, умеренном, медленном? (Сначала медленно, затем с ускорением.) С какой громкостью: громко, умеренно, тихо? (Сначала тихо, затем с нарастающей громкостью.) Поупражняемся в выразительном чтении. (Чтение детьми описания музыки.) Проанализируем, чьё чтение понравилось и почему? (Анализ и высказывания детей.) 3) Слушание музыкальных произведений Э.Грига. Учитель: Кто из вас хотел бы тоже послушать описанную Паустовским музыку? Вы сейчас прослушаете два музыкальных фрагмента произведений Э.Грига. Ваша задача: определить, какая из мелодий соответствует описанной в тексте. Закройте глаза и постарайтесь представить услышанное. (Слушание разной по характеру музыки Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» «В пещере Горного Короля» и «Утро».) Учитель: Кто считает, что первая прослушанная музыка подходит под описание? Вторая? Обоснуйте свой выбор. Расскажите, какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании музыки? Какие бы цвета взяли для написания картины к музыке из перечисленных: теплые – холодные; яркие – бледные; светлые – тёмные? (Теплые, яркие, светлые.) Вывод: Музыка способна вызывать в воображении картины образы у людей, способных чувствовать.
Учитель: Кто еще раз хотел бы услышать это музыкальное произведение под названием «Утро»? Отдохнем под нее. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- ветер с деревьев сбивает росу. Руки в стороны и тихо помашем- это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- сядем и руки назад. 5) Анализ чувств Дагни с опорой на текст. Учитель: Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. (Работа с текстом в парах.) 4. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. 3. Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. 2. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок… 1. Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря. Учитель: Какие чувства она испытывала сначала? (Сначала она ничего не слышала. Внутри нее шумела буря). Как вы понимаете: «Внутри нее шумела буря». (Проснулось в душе сразу много чувств и переживаний.) Затем? (Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром рожок.) Почему Дагни плакала? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только тогда, когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.) Совпали ли ваши чувства с теми, что испытала Дагни? Чьи чувства были сильнее: ваши или Дагни? Докажите свое мнение словами текста. (Высказывания детей). Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный? (Духовный.) Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли? («Так, значит это был он! Тот ….За вашу щедрость….жить человек…»). Почему музыка Грига близка и понятна людям? (Композитор берет мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре.) Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь, гремели аплодисменты? Вывод: В своей музыке Григ делится своими чувствами со слушателями |
5. Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока. | Учитель: Перенесемся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой? («…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна»). Что он хочет этим сказать? (Люби жизнь.) Что в мыслях Грига говорит ему Дагни? («Спасибо»- не зная за что.) Что в действительности Дагни говорит в ответ композитору спустя 10 лет? (Спасибо!) Прочитаем слово «спасибо» с оттенком: растерянности, радости, удивления, равнодушия, уверенности, благодарности. С каким чувством она говорит это слово? (Благодарности.) За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…») Что имела в виду Дагни под словами «…то прекрасное»? Поняла ли она то, что хотел ей сказать Григ? Кто уже догадался об ответе на вопрос урока: «Чем должен жить человек?…» (Любовью.) Запишите на маркерных досках по несколько слов- ответов на вопрос: Жить с любовью к чему? (В соответствии с выводами по тексту дети пишут: к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине….) Как вы думаете, изменится ли в жизни героев в повседневной жизни, под воздействием музыки? (Изменится.) У рассказа есть продолжение. Кто бы хотел услышать его? (Чтение кульминационного момента учителем.) Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все её существо чувства красоты этого мира. — Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя.! И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде. Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдет даром. Чем будет жить Дагни? (Любовью к природе ,к искусству, к жизни.) Вывод: Мы вдумчивые читатели так как все наши выводы совпали с выводами, данными в тексте. |
| Учитель: Предлагаю заняться творческой работой и выразить свои чувства и обобщить полученные переживания и выводы в 5 строках- синквейне. В четверках пишем синквейны по выбору на слова: жизнь, природа, музыка, Э.Григ, Дагни. В 4 строке можно использовать сделанные на уроке выводы.
(Детьми зачитываются составленные синквейны.) Учитель: С работой все успешно справились, значит- вы внимательные читатели! |
| Учитель: Домашняя работа состоит из 2 частей: обязательное задание 1, а 2 или 3 по желанию. Кому захотелось выполнить задание только 1 и 2? 1 и 3? Все задания? 1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения; 2*) записать в тетрадь выводы по тексту; 3*) написать синквейн к словам: природа, музыка, жизнь, Э.Григ, Дагни. |
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | Учитель: Пригодятся ли полученные знания этого урока вам в дальнейшем в жизни? Какие выводы сделали для себя? Какой вид работы больше понравился на уроке? За что могли бы себя похвалить? Учитель: Оценим свою работу на уроке. Выполним самооценку по критериям: «5»
«4»
«3»
Учитель: Кто поставил себе оценку «5», «4»? (Комментарии учителя). |
9. Итог урока | Учитель: Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни. На этом мы прощаемся с Э. Григом и К. Паустовским до новых встреч. А я хочу прочитать свой синквейн о вашей работе на этом уроке. Спасибо за работу. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."
Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...
Презентация к уроку .К.Паустовский"Корзина с еловыми шишками".Великий сказочник и музыкант Э.Григ.
Бинарный урок: чтение и музыка....
Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Презентация содержит в себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками". А так же прилагаетс...
Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE или htt...
К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....
Урок литературнрго чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"
Урок литературного чтения по УМК "Школа России" с презентацией....
Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....