Г.скребицкий "передышка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рогова Светлана Александровна

урок -  рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.skrebitskiy_peredyshka.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская

Г. Скребицкий «Передышка»

Цель:   1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения

2. Развивать  умение мыслить, выражать свою мысль, выделять                             главное.

   Нравственная проблема

   3. Воспитывать любовь к природе

   4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.

I подготов п\в

Беседа об авторах, описывающих природу

Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете?

Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский…

Какие это люди?

Наблюдательные, внимательные, любящие природу…

Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка»

II подготов п\в

В тексте  вам встретятся слова:

ВЯЗАНКА ХВОРОСТА

ДРОГИ
ПРОТАЛИНЫ
СТОРОЖКА

Послушайте произведение и скажите о чем оно?

Чтение учителем текста

III Снятие п\в

Так о чем это произведение?

О березе, о плохом поступке детей

Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения?

Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей.

IV Анализ

Прочитаем комбинированно I часть

О чем прочитали?

Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята

Перечитайте отрывок на с.94

(1,2 абзац).

Где она росла?

Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло?

Солнце печет, жара, конца- краю нет

Как назвали место, где росла береза? С. 94

Посидели ребята…

А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96

Кругом неуютно…

На сколько логических частей можно разделить эту часть?

2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят

Давайте озаглавим эти отрывки

  1. Береза- спасительница
  2. Костер под деревом

Комбинированное  чтение II части

О чем  узнали из этой части?

Как погибла береза

Перечитаем отрывок, где автор показал гибель березы. Как умело он подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу между жизнью и смертью. С.97

Но вот и зима…

Как озаглавим?

Гибель березы.

Комбинированное чтение III части

О чем эта часть рассказывает?

Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку?

С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац

Как озаглавим?

Ошибка исправлена

Итак, что у нас получилось? (читаем план)

Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять.

Найдите описание березы ЛЕТОМ  с.94

                                             ВЕСНОЙ С.96

                                             ОСЕНЬЮ С.96

                                             ЗИМОЙ С.97

РИСУНКИ

Зеленая, развесистая

Нарядная, клейкие листы

Желтая, золотые листья

Нежно- розовая на синем фоне

Найдите описание березы в конце истории. С.97

(И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова

Почему так трагически закончилась жизнь дерева?

Безжалостное, необдуманное отношение людей

Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу.

Какой была береза в начале этой истории?

Развесистая…

А какой она стала?

Сухой, спиленной на дрова

С.98    остался только пень…

В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали.

С какой целью ребята разжигали костер?

Погреться, поесть картошки

Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94

В тексте автор везде называет березу Передышкой и пишет с большой буквы?

Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой.

На этом история заканчивается? Все, березка погибла?

Нет

Прочитайте, что было дальше. С.98

Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить

Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку?

Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть

Почему же место по-прежнему назвали Передышкой?

По привычке, в память о березе

Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось?

Отдых, дыхание

Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары.

А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце?

Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему?

Итог

Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять?

Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России.

 

Я хочу закончить урок стихами  Вс. Рождественнского «Березка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.