Г.скребицкий "передышка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению 2 класс «Живое слово» Романовская
Г. Скребицкий «Передышка»
Цель: 1. Формировать навык осознанного, выразительного чтения
2. Развивать умение мыслить, выражать свою мысль, выделять главное.
Нравственная проблема
3. Воспитывать любовь к природе
4. Развивать речь через словарную работу, обогащать ее синонимами.
I подготов п\в | |
Беседа об авторах, описывающих природу | |
Каких известных писателей, описывающих природу, вы знаете? | Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин- Сибиряк, Паустовский… |
Какие это люди? | Наблюдательные, внимательные, любящие природу… |
Сегодня мы пополним список этих людей. Г.Скребицкий «Передышка» | |
II подготов п\в | |
В тексте вам встретятся слова: ВЯЗАНКА ХВОРОСТА ДРОГИ Послушайте произведение и скажите о чем оно? | Чтение учителем текста |
III Снятие п\в | |
Так о чем это произведение? | О березе, о плохом поступке детей |
Давайте это обсудим, но сначала определим жанр этого произведения? | Это рассказ- небольшое произведение, повествующее о каком- либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность событий, малое число действующих детей. |
IV Анализ | |
Прочитаем комбинированно I часть О чем прочитали? | Как выглядела береза, где она росла, что сделали ребята |
Перечитайте отрывок на с.94 (1,2 абзац). Где она росла? | |
Какие слова усиливают представление о жаре, заставляют почувствовать жару, пекло? | Солнце печет, жара, конца- краю нет |
Как назвали место, где росла береза? С. 94 | Посидели ребята… |
А здесь какие слова усиливают состояние сырости, холода? С.96 | Кругом неуютно… |
На сколько логических частей можно разделить эту часть? | 2 части: 1 часть-описание дерева, 2 – поступок ребят |
Давайте озаглавим эти отрывки |
|
Комбинированное чтение II части О чем узнали из этой части? | Как погибла береза |
Перечитаем отрывок, где автор показал гибель березы. Как умело он подбирает слова, чтобы мы сильнее почувствовали разницу между жизнью и смертью. С.97 | Но вот и зима… |
Как озаглавим? | Гибель березы. |
Комбинированное чтение III части О чем эта часть рассказывает? | |
Перечитайте, как ребята осознали свою ошибку? | С. 98 III часть 1 абзац, 3 абзац |
Как озаглавим? | Ошибка исправлена |
Итак, что у нас получилось? (читаем план) | |
Перед нами кратко изложена вся жизнь березы. Попробуем это понять. Найдите описание березы ЛЕТОМ с.94 ВЕСНОЙ С.96 ОСЕНЬЮ С.96 ЗИМОЙ С.97 РИСУНКИ | Зеленая, развесистая Нарядная, клейкие листы Желтая, золотые листья Нежно- розовая на синем фоне |
Найдите описание березы в конце истории. С.97 | (И только Передышка…) Сухая, спиленная на дрова |
Почему так трагически закончилась жизнь дерева? | Безжалостное, необдуманное отношение людей |
Посмотрите, как противопоставлены картины друг другу. | |
Какой была береза в начале этой истории? | Развесистая… |
А какой она стала? | Сухой, спиленной на дрова С.98 остался только пень… |
В чьей-то печи она отдаст последнее тепло людям, которые с ней жестоко обошлись, хотя сами того не предполагали. С какой целью ребята разжигали костер? | Погреться, поесть картошки |
Перескажите, почему место назвали «Передышкой»? С.94 | |
В тексте автор везде называет березу Передышкой и пишет с большой буквы? | Это имя. Он рассказывает о ней, как о живой. |
На этом история заканчивается? Все, березка погибла? | Нет |
Прочитайте, что было дальше. С.98 | Ребята осознали всю трагедию, признались и попытались исправить |
Можно ли сказать, что ребята исправили ошибку? | Нет. Жизнь Передышке уже не вернуть |
Почему же место по-прежнему назвали Передышкой? | По привычке, в память о березе |
Объясните мне глубокий смысл названия «Передышка». От какого слова образовалось? | Отдых, дыхание |
Передышка- это не только место отдыха, это история одного дерева, имя которому Передышка. Дерева, которое давало людям надежду, спасало от жары. | |
А что бы вы хотели мне сказать, что говорит ваше сердце? | Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет ее смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью. Порой жестокость, глупость и невоспитанность наносят большой ущерб природе. |
Какой отрывок вам хотелось бы мне пересказать? Почему? | |
Итог | |
Зачем в нашем учебнике поместили этот рассказ? Что мы должны понять? | Мы- часть природы и должны заботиться о ней, любить и беречь. Достаточно обойти школу и увидеть жестокое обращение с березой и сиренью (качаются, ломают, царапают). Деревья кричат от боли и медленно погибают, а мы не слышим, лишь потом удивляемся, почему они погибают. А к березе у русского человека особое отношение. Береза- символ России. Ни в одной стране мира не растет столько берез, как в России. |
Я хочу закончить урок стихами Вс. Рождественнского «Березка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.