Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Шигина Ольга Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Гармония". Автор учебника О.В.Кубасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорск»

   Утверждена приказом                                          

   по МБОУ «СОШ № 1»                                                

   Приказ №____ от _______2013г.                                                                                                      

   Директор школы __________Ганеев И.И.

 Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению учителей

 начальных классов

 Протокол № __ от _______2013 г.                                                РуководительШМО__________ Жукова Н.А.

Рабочая программа

по литературному чтению.

УМК «Гармония»

4 «В» класс

Учитель: Шигина Ольга Александровна

2013 – 2014 учебный год

г. Семикаракорск

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы О.В Кубасовой по УМК «Гармония».

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

· всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

· потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

· читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

· готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Общая характеристика учебного курса

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

· обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

· внимание к личности писателя;

· бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

· наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные, метапредметные и предметные задачи обучения чтению

Личностные задачи

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Методические приёмы: чтение вслух, чтение «про себя». Работа с разными видами текста. Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения. Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Составление плана. Работа с текстом художественного произведения. Определение темы и главной мысли текста. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций. Умение работать с разными видами информации.

Формы работы – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.

Виды домашних заданий: творческого  характера; по уровням сложности; по вариантам.                                                                            

            Дидактическое обеспечение учебного процесса:

для учителя:

  1. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы» 4класс «Ассоциация ХХ1 век», 2006г.
  2. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония», - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2010г.

для учащихся:

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы» в четырёх частях, 4класс  Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2012г.
  2. Кубасова О.В. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы» в двух частях, 4класс  Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2012г.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия» (диск 1)
  3. DVD-диски с экранизированными произведениями (DVD-фильм).
  4. Портреты писателей и поэтов.
  5. Ресурсы Интернета

          - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

  1. Словари синонимов и антонимов, толковый словарь.

Содержание программы.

1 блок. «Что  за прелесть  это  сказки!..»

И. Токмакова  «В чудной  стране», Рнс  «Всё у нас, слава богу, хорошо». Рнс  «Пётр I и мужик». Рнс  «Марья и ведьмы».  Рнс «Василиса Прекрасная». Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья», С.Маршак «Отчего у месяца нет платья». Бразильская сказка «Жизнь человека». Х.К.Андерсен «Русалочка». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Д. Джекобс «Рыба и кольцо». В.Берестов «Сказка», К.Чуковский «Приключения белой мышки».  А.Линдгрен  «Крошка Нильс Карлсон». Дж. Родари «Эти бедные привидения».

2 блок. «О подвигах, о доблестях, о славе». Былины.

Былина – жанр литературы. Былина «Добрыня и змей». «Добрыня и змей» в обработке Ю.Круглова. «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

3 блок. «Уж сколько раз твердили миру…» Басни.

Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя», Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и козел». Басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Мышь и крыса», «Две бочки». Л.Толстой «Лев и лисица», С.Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе».

4 блок. «Оглянись вокруг». Рассказы

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе». К.Паустовский «Заячьи лапы».  Р.Фраерман «Девочка с камнем». Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой». А.Платонов «Цветок на земле». К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Н.Носов «Огородники». Н.Носов «Клякса». Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Елка», О.Григорьев «Две трубы». С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет». А.Чехов «Ванька». Г.Сенкевич «Янко-музыкант». Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Л.Кассиль «У классной доски». Книги о войне. В.Лидин «Завет».

5 блок.  «Золотая колесница». Мифы Древней Греции

Н.Куна «Олимп». «Орфей и Эвридика», Н.Кун «Царство мрачного Аида». Книги с мифами Древней Греции. «Дедал и Икар»

6 блок.  «В начале было слово, и слово было Бог».  Библейские сказания. Библейские сказания «Семь дней творения», «Бог сотворил человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая.» «Моисей» С.Лагерлёф  «Святая ночь». С.Лагерлёф  «В Назарете», А.Мень «Милосердие Иисуса».

7 блок. «Мир - театр, люди – актеры…». Пьесы.

Особенности пьесы. С.Маршак «Про козла». Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». С.Козлов «Снежный цветок».

8 блок. «Мир волшебных звуков».  Поэзия. Знакомство со статьей Я.Смоленского «Как читать стихи».В.Жуковский «Песня» А.С.Пушкин «Няне», «Птичка». А.С.Пушкин «Зимняя дорога», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». М.Ю. Лермонтов «Утес».  М.Ю.Лермонтов «Молитва». И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка». А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…» С.Есенин «С добрым утром!», М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…», В.Маяковский «Тучкины штучки». С.Маршак «Пожелания друзьям», С.Черный «Зеленые стихи». Ю.Владимиров «Чудаки», Д.Хармс «Очень страшная история». В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня».

Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли», В.Высоцкий «Песня Кэррола».

9 блок. «Когда, зачем и почему?». Познавательная литература.

Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина». И.Соколов-Микитов «Русский лес», Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое». «Крещение Руси». Н.Соловьев «Сергий Радонежский». В.Губарев «В открытом космосе», Л.Яхнин «Метро». М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего». М.Константиновский «Что такое электрический ток?», Н.Надеждина «Лук от семи недуг». А.Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?». К.Паустовский «Великий сказочник», «Сказки Пушкина»

10 блок. «Самого главного глазами не увидишь». Повесть-сказка.

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Планируемые результаты

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития; выпускники начальной школы научатся:

· осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

· читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;

· применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);

· полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

· знанию основных моральных норм;

· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

· работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

· определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

· устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

· находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

· выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;

· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

· отличать поэтический текст от прозаического;

· распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

· соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;

· владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

· осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

· делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

· цитировать (устно);

· передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

· высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

· вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

· составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

· составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;

· определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

· создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

· осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

· ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

· пользоваться алфавитным каталогом;

· ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

· пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться

· осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

· воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

· испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

· уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

· бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

· воспринимать художественную литературу как вид искусства;

· соотносить литературу с другими видами искусства;

· испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

· развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

· определять сходство и различие произведений разных жанров;

· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели чтения;

· использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

· выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

· высказывать и пояснять свою точку зрения;

· применять правила сотрудничества;

· работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

· находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;

· понимать особенности некоторых типов композиции;

· выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

· цитировать (письменно);

· осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;

· писать изложения;

· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);

· делать устную презентацию книги (произведения);

· пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

· работать с детской периодикой;

· расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности

Нормы  оценки  знаний,  умений  и  навыков  учащихся   по  литературному  чтению

Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

Оценка  «1» — ученик читает целыми словами со скоростью  меньше 50 слов в минуту вслух и  меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое  не составляет,  не  понимает содержание.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

«1» - если  задание  не  выполнено  совсем.

 Устные ответы 

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

  Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

  Оценка  «1»  ставится,  если  ученик  совсем  не  отвечает.

  Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка  «1»- совсем  не  знает  стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Оценка  «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям

                Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка  «1» - совсем  не  пересказывает,  даже  по  вопросам  учителя.

Распределение часов по разделам

Название раздела

Кол-во часов

1

«Что  за прелесть  это  сказки!..»

20

2

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

3

3

«Уж сколько раз твердили миру…»

4

4

Оглянись вокруг

20

5

Золотая колесница

4

6

«В начале было Слово…»

9

7

«Самого главного глазами не увидишь…»

10

8

«Мир – театр, люди в нём – актёры…»

6

9

Мир волшебных звуков

11

10

Когда, зачем и почему?

14

Итого:

102

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во час.

Виды деятельности

1

02.09

С. Михалков «Гимн Российской Федерации»

1

Выразительное чтение, чтение наизусть

2

03.09

И. Токмакова «В чудной стране».

1

Выразительное чтение

3

05.09

«Петр I и мужик» (русская народная сказка)

1

Выразительное чтение, работа над вопросами

4

09.09

«Петр и Петруша» (русская народная сказка)

1

Словарная работа

( объяснение значений слов); творческое задание (придумать продолжение сказки), работа над правильным вдумчивым чтением

5

10.09

«Марья и ведьмы» (русская народная сказка)

1

Выразительное чтение, пересказ

6-8

12.09

16.09

17.09

«Василиса Прекрасная»

(русская народная сказка)

3

Творческое задание (придумать продолжение сказки); чтение по ролям

9

19.09

«Почему у месяца нет платья» (сербская сказка) «Жизнь человека» (бразильская сказка)

1

Ознакомление с содержанием сказок и проведение анализа их содержания

10-12

23.09

24.09

26.09

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

3

Рассказ о жизни и творчестве писателя, выборочное чтение, выразительное чтение, работа с иллюстрациями к сказке, чтение по смысловым частям

13-14

30.09

01.10

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

Знакомство с содержанием сказки, работа над выразительным чтением

15

03.10

Обобщающий урок по сказкам А.С.Пушкина

1

Обобщение знаний о сказках А.С.Пушкина, развитие творческих способностей

16

07.10

Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

1

Оценка иллюстраций к сказкам, выразительное чтение

17-18

08.10

10.10

А.Линдгрен «Крошка Нильс  Карлсон»

2

Безошибочное чтение незнакомого текста. Работа над содержанием произведения. Составление портретов героев с использованием слов из текста. Работа с иллюстрациями, творческое задание (продолжить сказку, историю, мультфильм)

19

14.10

Дж. Родари «Эти бедные привидения»

1

Выразительное чтение, подробный пересказ

20

15.10

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

 Работа над содержанием произведения. Совершенствование навыка чтения.

21-22

17.10

21.10

«Добрыня и Змей» (пересказ А.Нечаева)

2

Знакомство с былинным сказом и правилами чтения былин. Словарная работа. Работа с иллюстрациями. Работа над созданием целостного литературно-художественного образа былинного героя. Характер героя, его поступки и мотивы.

23

22.10

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

Работа над содержанием, составление плана.

24

24.10

«Алёша Попович и Тугарин»

1

Выразительное чтение, пересказ

25

05.11

Г.Х.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»

Эзоп «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать».

1

Различие жанров произведений: литературные формы на основе сравнения персонажей, структуры языка. Словесный портрет Эзопа, данный его современниками.

26

07.11

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки».

1

Формирование понятия «басня», обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над развитием логического мышления, умения делать выводы.

27

11.11

Л Толстой «Лев и Лисица», С.Михалков «Просчитался», «Услужливый»

1

27

12.11

С.Михалков «Заячье горе», И.Демьянов «Валерик и тетрадь»

1

29

14.11

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе»

1

Раскрытие понятия «рассказ». Работа над последовательным воспроизведением содержания рассказа. Пересказ. Творческое задание(устное составление диафильма)

30-31

18.11

19.11

К.Паустовский «Заячьи лапы»

2

Передача содержания по вопросам; пересказ по частям; творческий пересказ. Работа со словами. Художественные особенности языка.

32

21.11

Р.Фраерман «Девочка с камнем»

1

Знакомство с содержанием рассказа; характеристика героя

33

25.11

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

Диалог при обсуждении произведения; работа над правильностью и выразительностью чтения

34

26.11

Ю.Яковлев «Полосатая палка»

1

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием воображения, творческих способностей

35-36

28.11

02.12

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

Показ особенностей выразительных средств языка, передающих любовь к музыке

37

03.12

Н.Носов «Огородники»

1

Диалог при обсуждении произведения; работа над правильностью и выразительностью чтения

38

05.12

О.Григорьев «Две трубы»

1

Упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении, характеристика персонажей произведения; работа над развитием воображения

39

09.12

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

1

Упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении, работа над содержанием рассказа

40

10.12

А.П.Чехов «Ванька»

1

Работа над содержанием рассказа, словарная работа

41-43

12.12

16.12

17.12

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

3

Ознакомление с содержанием рассказа. Словарная работа: драгоценные камни, верстак, шлифовать камни. Работа с иллюстрациями.

44-45

19.12

23.12

Л.Кассиль «У классной доски»

2

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Работа над содержанием рассказа с параллельным уточнением значения малоизвестных слов. Составление портрета учительницы.

46

24.12

В.Лидин «Завет»

1

Работа над содержанием рассказа.

47

26.12

Р. Бредбери «Всё лето в один день»

1

Работа над содержанием рассказа.

48

30.12

Обобщающий урок. Книги о Великой Отечественной войне.

1

Рассказы учащихся о произведениях на военную тему.

49

31.12

Герои Эллады.

Персей

1

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле.

50

13.01

« Орфей и Эвридика»

1

51

14.01

«Дедал и Икар»

1

52

16.01

Обобщение по разделу

1

53-54

20.01

21.01

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю»

2

Знакомство с библейскими сказаниями. Работа по содержанию.

55

23.01

Первый грех. Обещание Спасителя.

Изгнание из рая.

1

Работа с библейскими сказаниями о Моисее; чтение по главам; пересказ; работа с иллюстрациями.

56

27.01

Всемирный потоп.

1

57

28.01

Моисей

1

58-59

30.01

03.02

С.Лагерлеф «Святая ночь»

2

Знакомство с библейскими сказаниями о Святой ночи; работа над содержанием.

60

04.02

А.Мень «Милосердие Иисуса».

1

Завершение работы с текстами библейских сказаний; обобщение знаний по разделу. Работа с иллюстрациями. Вопросы по содержания сказаний.

61

06.02

Блудный сын. Пересказ Т. Литвиновой

1

62-70

10.02-

27.02

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

9

Повторение известных литературных жанров. Понятие жанра «повесть». Знакомство с творчеством Антуана де Сент Экзюпери, с содержанием сказки. Чтение про себя, «цепочкой», по ролям. Работа по вопросам, пересказ

71

03.03

Обобщение по разделу

1

72

04.03

А. Барто «Ах, руки, руки!»

1

Безошибочное чтение с соблюдением норм литературного произношения.

73-75

06.03

10.03

11.03

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

3

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Знакомство с творчеством Н.Носова, с содержанием пьесы.

76

13.03

Н.Носов «Два друга»

1

Пересказ пьесы. Выборочное чтение о каждом из героев. Словесное рисование.

77

17.03

Обобщение по разделу

1

78

18.03

В.Жуковский «Песня», А.Пушкин «Птичка», «Няне»

1

Работа над выразительным чтением стихов. Смысл понятия «стихотворение».

79

20.03

А.Пушкин «Зимняя дорога», М.Лермонтов «Горные вершины», «Утес», «Молитва»

1

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. работа с поэтическим текстом, над выразительным чтением. Словарная работа, чтение наизусть

80

01.04

И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка»

1

Чтение наизусть

81

03.04

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла»

1

Описание иллюстраций, выразительное чтение

82

07.04

С. Есенин «С добрым утром!»

1

Работа над выразительным чтением, развитием дикции. Словесное рисование.

83

08.04

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток» В. Маяковский «Тучкины штучки»

1

Упражнение в выразительном чтении стихотворений, работа над пониманием идеи стихотворения.

84

10.04

С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров « Чудаки».

1

Работа над развитием дикции, памяти, внимания.

85

14.04

Д. Хармс «Очень страшная история». В. Хотомская «Два гнома»

1

Рассказ о жизни и творчестве Д. Хармса. Анализ произведения. Выразительное чтение.

86

15.04

В. Хотомская «Три сестрицы». О. Высоцкая «Весенние рубашки».

1

Анализ содержания стихотворений.

87

17.04

Ю. Мориц «Песня», « Чтоб летали мы все и росли».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

1

Знакомство с творчеством Ю. Мориц. Анализ содержания.

88

21.04

Обобщение по разделу

89

22.04

Н.Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»

1

Последовательное чтение по частям учебного текста. Повторение: мифы Древней Греции.

90

24.04

Ю.Яковлев «О нашей Родине», И. Соколов-Микитов «Русский лес»

1

Выбор вида чтения в соответствии с целью. Словарная работа: весна света, кладовая солнца, глаза земли

91

28.04

Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

Выборочное чтение

92

29.04

«Крещение Руси»

1

Работа над содержанием статьи

93

01.05

Н.Соловьев «Сергий Радонежский»

1

Прогнозирование содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ

94

05.05

В. Губарев «В открытом космосе»

1

Пересказ эпизода или части произведения в свободной или в заданной учителем формой

95

06.05

Л. Яхнин «Метро»

1

Составление плана, выборочный пересказ, творческий пересказ.

96

08.05

М. Ильин, Е.Сегал «Что из чего», «Сто тысяч почему»

1

Выборочный пересказ, творческий пересказ.

97

12.05

Н.Надеждина «Лук - от семи недуг». М.Константиновский «Что такое электрический ток?»

1

Упражнение в составлении вопросов и ответов на них, составление плана, пересказ по плану.

98

13.05

В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

Чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

99

15.05

А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная».

1

Выразительное чтение целыми словами. Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями.

100

19.05

К. Паустовский «Великий сказочник»

1

101

20.05

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи».

1

Упражнение в работе с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её, узнавать и соотносить применительно к фактам, событиям.

102

22.05

К.Паустовский «Сказки Пушкина»

1

 Т.к. уроки №74 и №93 выпадают на праздничные дни буду проводить их за счёт уплотнения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...