тексты для проверки техники чтения в 3 классе
тест по чтению (3 класс) на тему

Входная и промежуточные контрольные работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тексты для проверки техники и выразительности чтения

ВХОДНАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(10–15 сентября)

1 ВАРИАНТ

ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ

В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

– Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

– Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! – говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)

(По E. Пермяку.)

1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?

2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?

3. Почему краски оказались волшебными?

4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?

ВХОДНАЯ  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(10–15 сентября)

2 вариант

* * *

На лесной поляне – кучки рыхлой земли. Будто маленькие грядки.

Но кто же здесь копает землю?

Вдруг впереди трава зашевелилась. Я замер. А там земля стала подниматься холмиком.

Показались две широкие лапки с когтями, мокрый нос.

Ну  конечно,  это  крот.  Выглянул  на  белый  свет.  Опять  в  глубину нырнул.

А на поляне осталась свежая кучка земли. Как маленькая грядка.

Летят с деревьев семена, упадут на вспаханную землю. И вырастет здесь березка или сосенка. (71 слово.)

(По Э. Шиму.)

1. Озаглавьте рассказ.

2. Какой из заголовков больше подходит к данному рассказу: «Ай да крот!», «Неутомимый крот», «Труженик»?

3. Что появилось на поляне?

4. Как выглядел крот?

5. На что похожи кучки рыхлой земли?

6. Какую пользу приносит крот?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ОКТЯБРЕ

1 вариант

СКАЗКА В ЛЕСУ

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером  он  вернулся  на  поляну.  Под  каждый  гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим – наперсток. Здесь – пряник, там – яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов.)

(По К. Паустовскому.)

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила малютка?

6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?

7. Что писал для детей Андерсен?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ОКТЯБРЕ

2 вариант

ГОСТИНИЦА ДЛЯ ЗЕРЕН

Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это гостиница для зерен.

Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.

Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.

Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами. (75 слов.)

(По П. Елизаветину.)

1. Для чего нужен элеватор?

2. Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен?

3. Как ухаживают за дорогим гостем – хлебом – в этой гостинице?

4. Опишите внешний вид элеватора.

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НОЯБРЕ

1 ВАРИАНТ

КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.

Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.

Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)

(По Н. Сладкову.)

1. Почему дупло названо загадкой?

2. Как  можно  узнать,  кому  и  для  чего  служит  дупло,  которое  ты найдешь?

3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?

4. Для кого дупла бывают ночлежками?

5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?

6. Чьи кладовые бывают в дупле?

7. Как зимует в дупле летучая мышь?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НОЯБРЕ

2 ВАРИАНТ

ЛЕБЕДЬ

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка. (79 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему лебедя называют царем водяной птицы?

2. Когда лебедь может убить собаку?

3. Что вы узнали о ручных лебедях?

4. Опишите лебедя.

5. Почему запрещена охота на лебедей?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

1 вариант

ЛЕСНОЙ ЛАКОМКА

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя.

(79 слов.)

(По Вл. Арсеньеву.)

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

2  вариант

ТЕПЛИНКА

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (76 слов.)

(По В. Солоухину.)

1. Что называют «теплинкой»?

2. Какие припасы были у мальчиков?

3. Как ребята развели теплинку?

4. Как они испекли яички?

5. Как они жарили грибы?

6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7. Каков получился обед в лесу?

Проверка читательских умений

работать с текстом художественного произведения

Эта басня сложена про тебя

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог. Приведем пример.

Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь, и там уже отобедали.

А ну-ка догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?                          (256 слов) (Х.К. Андерсен)

Прочитай текст «Эта басня сложена про тебя» Г.Х. Андерсена. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Выдели определение, соответствующее жанру басни.

а) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе;

б) короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки;

в) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выбери наиболее близкое по значению объяснение словосочетанию «гениальный способ».

а) Самый лучший, совершенный;

б) наиболее удачный;

в) очень правильный.

3. Объясни с помощью других слов значение слова «мудрец».

а) Старый человек;

б) человек большого ума и опыта;

в) человек, придумывающий невероятные истории.

4. Какой жанр Х.К. Андерсен назвал «чудесным зеркалом»?

а) Сказку;

б) басню;

в) рассказ.

5. Почему на басню никто не мог рассердиться?

а) О людях говорится только хорошее;

б) человеческие недостатки обсуждаются на примере животных и диковинных вещей;

в) описываются события, которые не могут произойти в жизни людей.

6. Выпиши из текста начало басни (4 слова).

7. Назови главного героя (персонаж) басни.

_______________________________________________________________

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль басни.

а) «Кто рано встаёт, тому Бог подает»;

б) «За двумя зайцами погонишься– ни одного не поймаешь»;

в) «Поспешишь, людей насмешишь».

9. Ответь на вопрос Х.К. Андерсена: что же хотели сказать этой басней древние мудрецы?

___________________________________________________________________

10. Запиши 1–2 названия произведений Х.К. Андерсена.

___________________________________________________________________                                    

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ЯНВАРЕ

1 ВАРИАНТ

АНТАРКТИДА

Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.

Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.

Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли на карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом.

Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов.)

(Из журнала «Мурзилка».)

1. Где лежит Антарктида?

2. Почему беден животный мир этого края?

3. Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?

4. Кто еще обитает у ее берегов?

5. Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?

6. Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе? (Толща льда, слой льда.)

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В ФЕВРАЛЕ

УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА КНИГИ

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.

Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного. (78 слов.)

(По И. Лавринович.)

1. О чем просит книга своих читателей?

2. Как вы обращаетесь с книгами?

3. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?

4. Объясните название текста. (Убедительная просьба – настоятельная, настойчивая.)

5. Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В  МАРТЕ

1 ВАРИАНТ

УТРЕННИЕ ЛУЧИ

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый  луч  пролетел  и  попал  на  жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.

Второй  луч  попал  на  зайчика.  Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов.)

(По К. Ушинскому.)

1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?

2. Кого разбудил первый луч?

3. Как встретил новый день зайчик?

4. Как проснулся курятник?

5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?

6. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В  МАРТЕ

2 ВАРИАНТ

* * *

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Они выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался Вова. Мама и бабушка молчали.

Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба. (82 слова.)

(По В. Осеевой.)

1. Озаглавьте рассказ.

2. Как вели себя за столом Вова и Миша?

3. Можно  ли  сказать,  что  мальчики  заботливые,  внимательные?  Почему?

4. Что вам не понравилось в поведении детей?

Проверка читательских умений  

работать с текстом художественного произведения

Н. Сладков «ПЕСЕНКИ ПОДО ЛЬДОМ».

Внимательно прочитай текст, представляя подробно  образы.

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл.

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая; такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица.

Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла. Я постоял тихо— песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

— Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять  кивнула  и  спела на   виду  подлёдную песню.

— А я ведь знаю тебя! — сказал я.-Ты оляпка — водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

А нам чего бы его не послушать.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ, ВЫБРАВ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

  1. Как называется рассказ?
  • Песенки на реке
  • Песенки подо льдом
  • Птичка подо льдом
  • Не помню
  1. Кто автор произведения?
  • К.Паустовский
  • Н. Киселев
  • Н.Сладков
  • Не помню
  1. Когда случилась эта история?
  • Зимой
  • Весной
  • Осенью
  • Не помню
  1. Где бежал автор на лыжах?
  • По реке
  • По озеру
  • По дороге
  • Не помню
  1. Что услышал автор, когда бежал на лыжах?
  • В лесу пели птицы
  • Что-то пело под ногами
  • Звенели сосульки
  • Не помню
  1. Когда главный герой первый раз стукнул лыжей по льду, что случилось?
  • Появилась дырка
  • Песенка смолкла
  • Рыбы испугались
  • Не помню
  1. Что случилось, когда он стукнул второй раз?
  • Из-подо льда вылетела птица
  • Лёд провалился
  • Лыжа поломалась
  • Не помню
  1. Какая была птица?
  • Соловей
  • Оляпка
  • Ворона
  • Не помню                                              Баллы_____ Отметка ________

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В  АПРЕЛЕ

1 ВАРИАНТ

ЛИПА

Ночью ветер повалил липу. Вчера еще люди отдыхали под тенью ее раскидистой кроны. Они с наслаждением вдыхали ее душистый медовый запах. А теперь многие проходили мимо, топтали листья, ломали сучья, не оказывали ей никакой помощи. И только один человек сказал:

– Ее можно спасти.

Ствол липы обвязали тряпками, обложили узкими досками. И длинный лубок готов. А в трех местах его густо обмотали проволокой.

Подняли липу. Обрезали лишние и слабые ветки. Ежедневно поливали водой. Она теперь стояла, как и прежде.

И опять под ее раскидистой кроной отдыхали люди. (86 слов.)

(По Б. Павлову.)

1. Что случилось с липой?

2. Кто пришел на помощь?

3. Что обозначает выражение «повалил липу»?

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В  АПРЕЛЕ

2  ВАРИАНТ

КТО САЖАЕТ ЛЕС?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)

(По Г. Снегиреву.)

1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?

2. Что было необыкновенного в поведении сойки?

3. Кто же сажает дубки?

4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.)

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

ПОМОЩНИК

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками – полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама  назвала  Алешины  руки  каменными.  Они  бьют  все,  к  чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

– Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, – сказал отец.

(87 слов.)

(По Н. Елинсону.)

1. Про кого говорят, что у него золотые руки?

2. Как называли Алешины руки папа и мама?

3. Почему мама называла руки сына каменными?

4. Что же разбил Алеша?

5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?

6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

ЯШКА

Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.

Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.

А мальчишка так важно мне в ответ:

– Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.

Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.

Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.

Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)

(По Л. Савоненковой.)

1. Кого же звали Яшкой?

2. Как добились мальчики доверия белочки?

3. Чем подкармливали они своего друга?

4. Кого еще кормили в этом парке ребята?

ЯЩИК С ПИОНАМИ

Бабушка  праздновала  свой  юбилей.  Мы решили подарить ей пионы. Мама  срезала  в  цветнике  крупные  бутоны.  Каждый цветок мы обернули бумагой.

Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут наши цветы!

Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.

Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.

Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов.)

(По Н. Павловой.)

1. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?

2. Почему шуршала бумага?

3. На что был похож шорох бумаги?

4. Как закончила писательница свой рассказ?

5. Объясните слово «юбилей».

6. Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?

КТО ЖИВЕТ В ДУПЛЕ?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.

Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка. (87 слов.)

(По И. Недоле.)

1. О какой птице рассказал автор?

2. Какое чудо испугало Борю?

3. Кого вертишейка испугалась на этот раз?

4. Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной! (90 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

1. Как собирались журавли к отлету?

2. Где они остановились на отдых?

3. Когда птицы снова отправились в путь?

4. Подумайте, как можно озаглавить рассказ.

5. Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?

6. Почему макушки деревьев кажутся черными?

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Падает  мягкий  снег.  Он  сыплется  крупными  хлопьями,  ложится  на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

Если выйти в сумерки и снегопад за околицу – такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.

(85 слов.)

(По Г. Скребицкому.)

1. Как падает на землю первый снег?

2. Каким становится лес после снегопада?

3. Почему синицы названы «хлопотливыми»?

4. Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах – крылатые? Какая разница в значении этих слов?

5. Что значит «выколачивать семена»?

АЙ ДА МУРАВЬИ!

Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но... ошибся.

Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.

Однажды  муравейник  исчез.  Смотрю  по  сторонам.  Пусто.  Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

(По Д. Клещеву.)

1. Чему порадовался писатель?

2. Кто разрыл муравейник?

3. Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков?

4. Почему у рассказа такое заглавие?

5. Как по-другому можно похвалить муравьев?

ЖУРАВЛЬ

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему запрещена охота на журавлей?

2. Каков внешний вид журавля?

3. Где гнездятся журавли?

4. Чем опасен ранний журавль?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

МУРЗИК НЕ ВИНОВАТ

– Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! – заплакал Виталик.

– Нечего его жалеть, он ведь не пожалел рыбку,– сказала мама.

– Мамочка, он не виноват!

– Как же «не виноват»! А кто карася из аквариума съел?

– Это не он.

– А кто же?

– Это я...

– Ты съел? – удивилась мама.

– Нет, я не съел. Я его на свисток променял. (52 слова.)

(По Н. Носову.)

1. Как можно озаглавить разговор мамы и Виталика?

2. За что мама хотела наказать Мурзика?

3. Как оправдал Мурзика Виталик?

4. Почему мальчик решил во всем сознаться?

* * *

Воробей Чив пыжился, волочил свои крылышки, а хвост задирал высоко вверх. И вдруг он увидел себя в снеговой лужице. Чив от неожиданности даже зажмурился: какой он взъерошенный и от сажи черный!

Скорей побежать искупаться!

В луже он приседал, окунался с головой, бил по воде крылышками и хвостом. Брызги летели вверх, и в них горела радуга. Из лужи Чив выскочил свеженький и чистенький.

А вода в лужице стала черная, как сажа. (70 слов.)

(По Н. Сладкову.)

1. Каким увидел Чив себя в лужице?

2. Почему он зажмурился?

3. Как купался Чив?

4. Каким стал воробей после купания?

5. Озаглавьте рассказ.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя. – Косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению учить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец. Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно. (69 слов.)

(По Е. Пермяку.)

1. Почему Митя не закончил строгать палочку?

2. Как ответил мальчик на вопрос отца?

3. Что сказал отец Мите о ножике?

4. Как можно научить ножик терпению?

5. Как теперь стал строгать ножик?

6. Чему учит этот рассказ?

ЧЬИ ВЫ?

Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.

А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»

Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.

Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.

А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.

(71 слово.)

(По И. Недоле.)

1. Объясните название рассказа.

2. Как сторож кричит в минуту опасности?

3. Кто здесь назван сторожем?

4. Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? («Разом поднялись в воздух…»)

5. Как чибисы перехитрили лису?

РАДОСТЬ В ЛУКОВИЦЕ

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

Вот выглянул бутончик Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.

Гиацинт украсил наш праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице. (68 слов.)

(По Н. Павловой.)

1. О каком праздничном столе говорит девочка?

2. Почему синие душистые цветы доставили в этот вечер всем большую радость?

3. Из чего же вырос цветок?

4. Как вырастили красивый гиацинт?

5. Объясните название текста.

ГДЕ ГРИБЫ ВЫШЕ ЛЕСА?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти. (68 слов.)

1. Где грибы выше леса?

2. Почему деревца не растут?

3. Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?

4. Какая зима на Севере?

5. Что появляется в тундре во время короткого лета?

6. Что сказано о цветах?

7. Что еще растет в тундре, кроме цветов?

ОКТЯБРЬ

В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.

Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!

У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.

Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет. (72 слова.)

(По Н. Сладкову.)

1. Какие изменения происходят в природе в октябре?

2. Почему синицы в окна стучат?

3. Какие заботы у людей в этом месяце?

4. Какая погода бывает в октябре?

5. Что обозначает выражение «пустеют леса и поля»? (Улетают многие птицы, некоторые животные засыпают на зиму, облетают с деревьев листья, увядают травы, с полей собрали урожай.)

6. Объясните выражение «семь погод на дворе». (Часто и резко меняется погода.)

КРОШКА ЕНОТ И ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ

Крошка  Енот  был  маленьким,  но  храбрым. Однажды мама Енотиха сказала:

– Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

– Ну да, конечно, – ответил Крошка Енот. – Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда еще не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Ночью взошла луна, большая и светлая.

– Пора, Крошка Енот, – сказала мама. – Иди, пока ты не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков. (101 слово.)

Л. Мур

1. Перескажите текст.

2. Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым.

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя – и началось соревнование.

Соревновались  трое:  гриб  подосиновик,  гриб  подберезовик и гриб моховик.

Первым  выжимал  вес  подберезовик.  Он  поднял  листик  березы и улитку.

Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона. (74 слова.)

Н. Сладков

1. Когда начались соревнования?

2. Кто принимал участие в соревновании?

3. Как соревновались грибы?

4. Кто вышел победителем?

5. Какую награду получил подосиновик?

6. Объясните выражение «ударила первая капля». Почему «ударила», а не упала? (Первые капли тяжелые, падают с силой, ударяют.)

7. Объясните смысл заголовка. (Силач – очень сильный, поднимающий большие тяжести.)

ВРАГИ ЗМЕЙ

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.

Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (84 слова.)

(По Н. Коростелеву.)

1. О борьбе каких двух животных со змеями вы прочитали?

2. Как расправляется со змеей еж?

3. Почему змее трудно справиться с мангустой?

4. Как мангуста побеждает очковую змею?

5. Объясните словосочетание «очковая змея».

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завелся?

Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка! (90 слов.)

Б. Житков

1. Как можно озаглавить этот отрывок?

2. Почему ты так думаешь?

3. Каких кошек называют беспризорными?

МЫШИ

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест.

Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись...

Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем».

«Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем». (104 слова.)

Л. Толстой

1. Как предложила мышка избавиться от кота?

2. Как ты думаешь, воспользуются ли мыши этим советом?

СТАРЫЙ ПЕС

Был у человека верный друг – Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

– Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

– Прости меня, что я не узнал тебя.

Через  несколько  дней  человек  принес  маленького  щенка  и  сказал щенку:

– Живи здесь.

Старый Пес спросил у человека:

– Зачем тебе еще один пес?

– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. (96 слов.)

В. Сухомлинский

1. Какая беда случилась со старым Псом?

2. Как к этому отнесся хозяин?

3. Что тебе понравилось в этом рассказе?

СОЛНЦЕ И РАДУГА
(басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга-дуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк любуется ею. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

К. Ушинский

1. Без чего не бывает радуги?

2. Расскажите  басню близко к тексту.

ХУДОЖНИК-ЗИМА

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходят в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, – решила Зима, – тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

(103 слова.)

Г. Скребицкий

1. Как вы понимаете выражение «река притихла, уснула»?

2. Расскажите, какие волшебные картины зимы ты смог выделить в рассказе и какие из них тебе больше всего понравились?

ЗОЛУШКА

Золушка поднялась с места и убежала быстрее лани. Только на ступеньках лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Принц бережно поднял ее и приказал расспросить, не видел ли кто-нибудь  из  них,  куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видел. Правда, заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девочка, но она скорее всего была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Ш. Перро

1. Перескажите близко к тексту, о чем прочитали.

2. Как понять выражение «ее и след простыл»?

ФИ уч-ся

Проверялось

Показатели         навыка         чтения  

     Способ чтения

Правильность          чтения

     Осознанность

Выразительность

Темп

Слог

Ц + с

Ц слова

Без ошибок

1-2  ошибки

3 и более

Ошибки    на:

Отвечает на вопросы

Понимает главную мысль

Пересказ

Соблюдает интонацию

Соблюдает лог. ударения, ,паузы

Доп   неоправдан.

паузы

На уровне  требований

стандарта

Ниже уровня

Выше уровня

Коэффициент сформированности навыка чтения

пропуск, замену, ,искажение

постановку ударения

повторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1 класс

Данные тексты помогут учителю осуществить проверку техники чтения у читающих детей в 1 классе. Я создаю сборники к каждому классу для проверки техники чтения. Это облегчает мой труд, мне легче прослед...

Тексты для проверки техники чтения 3 класс

Тексты по литературному чтению...

Текст для проверки техники чтения. 4 класс, 1 полугодие.

Техника чтения4 класс (1-4)1 полугодие 2012-2013 учебного года Рекс и Кекс.Слава и Витя сидели на одной парте.Мальчики очень дружили  и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе реш...

тексты для проверки техники чтения 4 класс

здесь собраны тексты для проверки техники чтения в 4 классе...

Тексты для проверки техники чтения. 1 класс.

Эти тексты предназначены для учеников 1 класса. Там разработаны вопросы к текстам и подсчитано количество слов....

тексты для проверки техники чтения 3 класс

тексты и вопросы для проверки техники чтения 3 класс...