Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна

Рабочая программа  по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы С. В. Иванова «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.), соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnoe_chtenie.docx76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы С. В. Иванова «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.), соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи  курса:

  • расширять представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  • воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;
  • развивать  интерес детей к чтению и потребности в нем;
  • создавать  условия  для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
  • развивать  речевые навыки школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему). 

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен: воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним);

понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное

отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

        Во 4 классе проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.          

        Программа включает  следующие основные  рубрики круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.  Кроме того, в  программе определены  основные требования  к  знаниям,  умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Основные линии программы:

- развитие навыка чтения;

- развитие восприятия произведения;

- развитие литературоведческих представлений и понятий;

- развитие речевых умений;

- развитие творческой деятельности

Программа рассчитана на 102 часа: 3 часа в неделю. 

В авторскую учебную программу внесены изменения в связи с праздничными и каникулярными днями: т.к. годовой календарный график рассчитан на 35 учебных недель, то   программа составлена из расчета 105 часов. Добавлено 3 часа – 1 час в раздел «Произведения Н.П. Вагнера» (тема «Н.П. Вагнер «Руф и Руфина») и 2 часа в раздел «Путешествия. Приключения. Фантастика» (тема: «Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)», тема «Д.Ч. В.В. Вересаев «Звезда»).

Распределение учебного времени по четвертям:

1 четверть – 27 ч.                            3 четверть – 29 ч.

2 четверть – 21 ч.                            4 четверть – 28 ч.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, -  М.: Вентана-Граф, 2007. – 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. А. Ефросинина. -3-е изд. дораб.  – М.: Вентана-Граф, 2013 – 96с.: ил.

3. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2/ Л. А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2011 – 48 с.: ил.

Основной формой образовательного процесса является урок. В рамках каждого изучаемого раздела проводятся уроки слушания, уроки обучения работе с книгой (художественной, учебной, справочной).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения.

Практикуются  действия учащихся: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста; изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание; игровые приемы; работа с кроссвордами, дидактические литературные игры. Письмо: дописывание, списывание, сочинения; различные формы устной речи: составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах.

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

Виды учебной деятельности:

  • восприятие  на слух художественных произведений;
  • характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение  жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
  • чтение текстов вслух;  
  • чтение про себя;
  • сравнение  произведений разных жанров;
  • пересказ текста художественного произведения;
  • работа с иллюстрациями;
  • выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
  • участие в диалоге;
  • инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие  в драматизации;
  • конструирование устных сочинений.

Формами организации учебной деятельности учащихся являются: фронтальная, коллективная (групповая, парная), индивидуальная.

Формы текущего контроля: разноуровневые работы (для текущей проверки); литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности); тесты по изученному произведению, теме, разделу; тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного; диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности; тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия); тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 4-го класса); итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

знать:

  • название и основное содержание изученных литературных   произведений;   имена,   отчества  и  фамилии авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

•        сказок народных и литературных;

•        стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка,  рассказ,    стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

•        виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической     деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни  

               

 8 ч.                

02.09 –

18.09

Чтение и анализ произведения.

Слушание и работа с детскими книгами. Выделение особенностей былины: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Выделение особенностей легенды:  реальный факт   в сказочном сюжете.

2

Басни. Русские баснописцы 

5 ч.

20.09 – 30 .09

Чтение и анализ произведения. Работа над понятием «мораль». Характеристика героев басен, их поступков

3

Произведения Василия

Андреевича Жуковского

4 ч.

02.10 –

09.10

Работа с видами сказок. Составление плана, пересказ по плану.

4

Произведения Александра Сергеевича Пушкина

5 ч.

11.10 –

21.10

Нахождение художественных средств выразительности: эпитеты, сравнения, рифмы. Работа над ритмом, тоном, определение логических ударений и пауз. Определение основного содержания текста.

Характеристика героев.

5

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова

3 ч.

23.10 – 28.10

Определение темы и  жанров произведений. Выделение  эпитетов, сравнений, метафор  и олицетворений  в произведениях.

Чтение сказки, характеристика положительных и отрицательных героев. Чтение выразительно и наизусть произведения М. Ю. Лермонтов. Выделение главной мысли произведения. Работа со словарями – справочниками.

6

Произведения Пётра Павловича Ершова

2 ч.

30.10 – 01.11

Выразительное чтение эпизодов  из сказки, чтение  наизусть отрывков из сказки П.П. Ершова; характеристика положительных и отрицательных героев

7

Произведения Всеволода Михайловича Гаршина

4 ч.

11.11 –

18.11

Определение  жанра и темы произведения; работа с текстом произведения; составление  плана и пересказ по плану

8

Произведения русских писателей о детях

3 ч.

20.11 –

25.11

Различие героев главных и второстепенных, создание  их образов; пересказ по плану.

9

Произведения зарубежных писателей

9 ч.

27.11 –

16.12

Использование структурных  единиц текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод) ;

знакомство с  произведениями  зарубежных писателей, вошедшие в программный курс чтения; использование  поискового  и просмотрового  чтения  для работы с текстом произведения и образами героев.

10

Мифы народов мира

2 ч.

18.12 –

20.12

Выделение особенностей мифов народов мира; сравнивание  мифов народов мира, их героев, факты и события;

11

Книги Древней Руси

3 ч.

23.12 –

27.12

Знакомство с  житием как жанром древнерусской литературы.

Работа по  содержанию текста.

Знакомство с  жанрами  литературы  Древней Руси;

12

Произведения Льва Николаевича Толстого

7 ч.

13.01 –

 27.01

Формулирование  морали басни

Выявление  точки зрения автора и выражение  своей

 Сравнивание  художественных  и научно – познавательных рассказов.

 Характеристика  героев

произведения;

работа  по содержанию, составление  сюжетно- композиционного   треугольника произведения; определение  рассказа – повествования с эпизодами описания

13

Стихи Александра Александровича Блока

 3ч.

29.01 –

03.02

Определение темы, комментирование  заглавия, определение  тона, темпа, ритма выразительного чтения

14

Произведения Константина Дмитриевича Бальмонта

4 ч.

05.02 –

12.02

Выделение    эпитетов, олицетворений, сравнений; логического ударения

15

Произведения Александра Ивановича  Куприна

4 ч.

14.02 –

21.02

Чтение  аналитически, выделение  повторов, устойчивых эпитетов, описание  героев

16

Стихотворения  Ивана Алексеевича Бунина

3 ч.

24.02 –

28.02

Определение  темы, интонационного рисунка  стихотворений, тона, темпа, ритма

17

Произведения Самуила Яковлевича Маршака

6 ч.

03.03 -

14.03

Чтение  в лицах, выделение  реплик, инсценирование  отдельных  картин

18

Стихи Николая Алексеевича Заболоцкого

2 ч.

17.03 –

19.03

Определение  темы и главной мысли  стихов

19

Произведения о детях войны

2 ч.

21.03 –

02.04

Рассказ о любимом литературном герое

20

Стихи Николая Михайловича Рубцова

3 ч.

04.04 –

09.04

Определение главной мысли , описание картин, выделение эпитетов , сравнений

21

Произведения Сергея Владимировича Михалкова

4 ч.

11.04 –

18.04

Работа над понятиями  «басня», «вступление», «рассказ», «мораль», «олицетворение».

 Чтение  басен, нахождение  и комментирование  части текста

22

Юмористические произведения

3 ч.

21.04 –

25.04

Выделение  особенностей  юмористических рассказов (иронический тон; юмористические слова и выражения, комические эпизоды); работа над понятиями «юмор», «ирония».

«вычитывание » юмористических эпизодов определение и комментирование  отношения автора, выразительное чтение  диалога

23

Очерки

4 ч.

28.04 –

05.05

Определение тему очерка, выделение  фактов  и информации о герое, событии, месте происходящего;

24

Произведения

Н.П. Вагнера

3 ч.+1ч.

07.05 –

13.05

Выделение  заголовков и авторов приключенческих и фантастических произведений; рассказ эпизодов из изученных произведений

25

Путешествия. Приключения. Фантастика.

6ч. +2ч.

16.05 –

30.05

выразительное чтение  описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений.

Итого

105 ч.

Содержание программы

                                                                  4  класс (105 ч.)                                                                                                                           

           Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.        .

   Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

   Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных,  вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.        

Восприятие литературного произведения.  Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений  героев, авторской точки зрения.  Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание
собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.        

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

            Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки:  плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение

мечты парода.

Былины:  плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Формы и средства контроля

        Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению  после каждого раздела есть задания «Проверь себя».

Итоговый контроль проводится в форме тестовых заданий.

Формы и средства контроля

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольных работ

8

Итого

8

         

I четверть

Контрольная работа №1

«Устное народное творчество»

 I вариант

1.Допиши предложение:  Фольклор – это________________________________      

2.  Отметь загадку – вопрос. Напиши отгадки.

А) Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала

Солнышко застлала.  _______________________________  

Б) Что в хлебе родится, а есть не годится?-   ___________________________

В) Красная девица росла в темнице.

Люди в руки брали, косы рвали. _____________________________________

3. Заполни таблицу:

Жанры фольклора

4. Прочитай произведения. Укажи  жанр.

А) Шит колпак,                                                             пословица

Да не по-колпаковски.

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?

Б) Не надобен клад, коли в семье лад.                        дразнилка

В) Рыжий – красный                                                     скороговорка

Человек опасный

  1. Прочитай отрывок. Допиши пропущенные слова.

Однажды над Русской землёй появилось белое облако. Оно шло по небу. А как дошло до середины, остановилось. Тут вылетела из облака молния, грянул гром, и пролился дождик. После дождика встали в небе три радуги. Люди смотрели на радуги, думали:  в Русской земле родился богатырь. Так и было.

Родился богатырь ______________________________________ .

  1. Из какого произведения эти слова?  Запиши название произведения.

Пойдём – ко мы сражатися

За матушку, за родну землю,

За родну землю, за славный город Москву…

                                 

II вариант

1. Допиши предложение:  Легенда – это_____________________________________    

2. Определи тему каждой пословицы. Укажи   ответы.

А) Пчела мала, да и та работает.                                                О дружбе

Б) На чужой стороне и весна не красна.                                     О Родине

В) Друзья познаются в беде.                                                      О труде

3. Заполни таблицу:

                                         Сказки бывают

4. Прочитай. О каком былинном богатыре говорится в отрывке? Впиши его имя.

             Мать положила сына в люльку. Принесла пелёнки, чтобы спеленать. А младенец вдруг говорит:

- Не годится мне это, матушка. Пеленай меня в крепкие латы булатные.

            Как просил сын, так мать и сделала. Вместо игрушки дала ему палицу.

____________играл палицей и рос не по дням, а по часам. Когда он первый раз на ноги встал, земля дрогнула,  дубы вершинами прошумели, по озёрам от берега к берегу  волна пробежала.

  1. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Укажи  ответ.

Как в старом – то было городе,                                                           былина

Во славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,                                  басня

Богатый мещанин Кузьма Минин – сын.                                         героическая песня

Он собрал – то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов – нижегородских купцов.

  1. Из какого  произведения отрывок. Запиши полный ответ.

Было у человека два сына. Старший  - спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему всё не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть. И говорит он отцу:

- Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю  наследства. Я пойду путешествовать. _______________

I четверть

Контрольная работа №2

 «Творчество А.С.Пушкина и В.А.Жуковского»

I вариант

1.        Отметь жанр фольклора.

□       рассказ

  • басня
  • былина
  • повесть
  • стихотворение

2.        Отметь заголовок русской народной сказки.

□       «Марья Моревна»

□       «Блудный сын»

□       «Волх Всеславович»

□        «Ярило-Солнце»

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

Ярило — герой ... мифа.

  • древнегреческого                                                                 древнекитайского
  • славянского
  • древнеиндийского
  • африканского

4.        Отметь фамилию автора басни «Квартет».

  • И.И. Хемницер
  • Эзоп
  • Л.Н. Толстой
  • А.Е. Измайлов
  • И.А. Крылов

5. Что такое мораль? Отметь ответ.

□       правило                                                                                                                                                                          □       установка                                                                  

□       нравоучение

□       закон

□       присказка

6.        Отметь лишнее слово.

  • былина
  • сказка
  • потешка
  • рассказ
  • пословица

    7.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.И. Хемницер и И.А. Крылов — это ...

□        сказочники

  • поэты
  • баснописцы
  • летописцы

8.        Кто автор баллады «Светлана»? Отметь ответ.

  • И.А. Крылов
  • Л.Н. Толстой
  • А.С. Пушкин
  • А.Е. Измайлов
  • В.А. Жуковский

9.        Допиши одно слово в ряд других.

Арион, Ярило, Брахма, Яма,        

10.        Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответы.

□        фамилия автора

□        титульный лист                                                                                                                                                         □        предисловие

□         оглавление (содержание)                                                                          

□         иллюстрация

II вариант

1.        Отметь фамилию русского баснописца.

□        Л.Н. Толстой                                                                              

□        Н.А. Некрасов

  • И.И. Хемницер
  • А.А. Блок                                                                                          
  • С.А. Есенин

2.        Отметь заголовок героической песни.

□ «Берёзонька»

□ «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»                                                                     □ «Марья Моревна»

□ «Святогор»

□ «Волх Всеславович»

3.        Допиши предложение.

Сказку «Спящая царевна»  написал В.А. Жуковский, а «Сказку о золотом петушке» - __________________

4.        Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? Отметь ответ.

□ И.А. Крылов                                                                          

□ Л.Н. Толстой                                                                          

□ И.И. Хемницер                                                                                                                                    □ А.Е. Измайлов

5.        Отметь лишнее имя героя произведения.

□ Илья Муромец                                                                            

□ Святогор                                                                                      

□ Марья Моревна                                                                                                                                    □ Добрыня Никитич                                                                            

□ Волх Всеславович

6. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

В сказках бывает присказка, а в баснях ...

□ заголовок                                                                        

□ герои                                                                            

□ абзацы                                                                            

□ мораль                                                                          

□ текст

7.        Допиши предложение.

Сказка, пословица, потешка, былина — это произведения ___________________________________________________________________

8.        Отметь имя героя  «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина.

□ царь Салтан                                                                              

□ князь Гвидон                                                                        

□ царь Дадон                                                                    

□ царь Матвей                                                                      

□ царь Берендей

9.        Допиши одно слово в ряд других.

И.А.    Крылов,    Л.Н.    Толстой,    И.И.    Хемницер, И.И. Дмитриев

_________________________

10.        Что является элементом (частью) книги? Отметь ответ.

□  сказка

□  миф

□ легенда

□  оглавление (содержание)

□  шутка

II четверть

Контрольная работа № 3

«Произведения П.П. Ершова, В.М. Гаршина»

       I вариант  

  1.        Отметь имя и отчество Гаршина:

□  Михаил Юрьевич                                                                                      

□   Всеволод Михайлович                                                                                

□  Пётр Павлович                                                                                              

□  Василий Андреевич                                                                                    

□  Лев Николаевич

2. Отметь имя и отчество Ершова:

□  Михаил Юрьевич                                                                                    

□   Всеволод Михайлович                                                                                

□  Пётр Павлович                                                                                              

□  Василий Андреевич                                                                                    

□ Лев Николаевич

3. Отметь заголовок сказки В.М. Гаршина.

□  «Ашик-Кериб»

□  «Спящая царевна»

□  «Лягушка-путешественница»

□  «Сказка о золотом петушке»

□  «Марья Моревна»

4. Какими словами начинается «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина? Отметь ответ.

□  Жили - были

□  Давным - давно

□  Жили на свете

□  Жили когда - то

□  Жили – были

5. Как называется художественное определение

□  ирония

□  аллегория

□  метафора

□  эпитет

□  сравнение

6. В каком словаре можно найти значение слова? Отметь ответ.

1) в орфографическом

2) в толковом

3) в энциклопедическом. 

II вариант

1.        Дополни предложение.

Пушкина зовут Александр  Сергеевич,  а Ершова —______________________ 

2.        Отметь имя и отчество Гаршина

□  Михаил Юрьевич                                                                                      

□  Всеволод Михайлович                                                                                

□  Пётр Павлович                                                                                              

□  Василий Андреевич                                                                                    

□ Лев Николаевич

3.        Отметь заголовок сказки П.П. Ершова.

□  «Конёк - горбунок»

□  «Спящая царевна»

□  «Лягушка-путешественница»

□  «Сказка о золотом петушке»

□  «Марья Моревна»

4. Какими словами начинается «Сказка о жабе и розе» В.М. Гаршина? Отметь ответ.

□  Жили - были

□  Давным - давно

□  Жили на свете

□  Жили когда - то

□  Жили – были

5. Как называется переносное значение слова, указывающее на сходство и различие предметов. Отметь ответ.

 □  мораль

□  аллегория

□  метафора

□  эпитет

□  ирония

6.Что тебе поможет быстро найти нужное произведение в книге-сборнике?

Отметь ответы.

□  фамилия автора

□ титульный лист                                                                                                                                                         □ предисловие

□ оглавление (содержание)                                                                          

□ иллюстрация

II четверть

Контрольная работа №4

«Произведения русских и зарубежных писателей»

 I вариант    

1. Отметь фамилию автора сказания.

□  К.М. Станюкович                                                                              

□  Н.А. Некрасов                                                                        

□   Х.К. Андерсен                                                                  

□  В.М. Гаршин                                                                              

□  М.Ю. Лермонтов

2.        Отметь заголовок сказки Х.К. Андерсена.

□ «Самое невероятное»                                                                                    

□ «Конёк-Горбунок»                                                                                            

□ «Спящая царевна»

3.        Допиши предложение.

Сказку «Ашик-Кериб» написал _____________________________                                                                                                                        

4. Отметь лишнее слово.

□ баллада

□ рассказ

□ басня

□ былина

□ стихотворение

5.        Кто автор стихотворения «Песнь о вещем Олеге»? Отметь ответ.

□ М.Ю. Лермонтов                                                                                                     □ Н.А. Некрасов                                                                                    

□ А.А. Фет                                                                                                      

□ А.С. Пушкин                                                                                            

□ С.А. Есенин

6.        Дополни предложение.

Пушкина зовут Александр  Сергеевич,  а Ершова_____________________

7. Отметь обобщающие слова, которыми можно дополнить предложение.

А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это ...

□ баснописцы                                                                                                

□ летописцы                                                                                          

□ поэты                                                                              

□ авторы сказок

8.        Отметь имя героя произведения Виктора Гюго.

      □  Гек Финн                                                                              

      □ тётя Полли                                                                                

      □  Аггей                                                                      

      □ Тенардье                                                                                

      □ Сид

9.        Отметь жанры произведений М.Ю. Лермонтова.

□ баллада

□  стихотворение

□  легенда

□ сказка

□  песня

10.        Допиши одну фамилию писателя в ряд других.
В. Гюго, М. Твен, Х.К. Андерсен, Ш. Перро, ___________________________

II вариант

1.        Отметь имя и отчество Гарина-Михайловского.

□  Михаил Юрьевич                                                                                      

□  Николай Георгиевич                                                                                

□  Пётр Павлович                                                                                              

□  Василий Андреевич                                                                                    

□ Лев Николаевич

2.        Отметь заголовок сказки В.М. Гаршина.

□  «Ашик-Кериб»

□  «Спящая царевна»

□  «Лягушка-путешественница»

□  «Сказка о золотом петушке»

□  «Марья Моревна»

3.        Допиши предложение.

Виктор Гюго написал произведение о детях «Козетта», а Марк Твен - _____

  1. Запиши полное имя французского писателя Гюго____________________
  2. Кто автор сказки «Самое невероятное»? Отметь ответ
  • Ш. Перро
  • братья Гримм                                                                          
  •  Х.К. Андерсен
  • Ц. Топелиус

6.        Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

□      А.С. Пушкин

  • С.А. Есенин
  • Н.А. Некрасов
  • В. Гюго
  • М.Ю. Лермонтов

7.        Допиши предложение.

Имя и отчество Жуковского — Василий Андреевич, а Лермонтова _________

8.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

Н.Г. Гарин-Михайловский и Марк Твен писали произведения...

  • о животных
  • о природе  
  • о детях

9.        Отметь фамилию баснописца.

□        А.С. Пушкин

□        М.Ю. Лермонтов  

□        И.И. Хемницер

  • В.М. Гаршин
  • П.П. Ершов

10. Допиши одно слово в ряд других.

Козетта, Максимка, Фенька, Сид, ________________________________

III четверть

Контрольная работа №5

«Творчество русских поэтов XIX века»

I вариант

1.        Отметь фамилию поэта.

  • А.П. Чехов
  • Л.Н. Толстой                                                                  
  • И.А. Бунин
  • А.П. Платонов
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

2.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...

□       летописцы
□       поэты

  • баснописцы
  • сказители

 3. Отметь имя и отчество Бунина.

 □ Александр Александрович

 □ Сергей Александрович

 □ Александр Сергеевич  

 □ Иван Алексеевич

 □ Самуил Яковлевич

4. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

 □ И.А. Бунин

 □ А.А. Блок

 □ Л.Н. Толстой

 □ Н.А. Некрасов

 □ Ш. Перро

5. Кто автор стихотворения «Рождество». Отметь ответ.

 □ А. С. Пушкин

 □ А.А. Блок

 □ М. Ю. Лермонтов

 □ Н.А. Некрасов

 □ С. Я. Маршак

6. Прочитай стихотворение. Какая рифма в этом стихотворении? Отметь ответ. Укажи рифмующиеся слова.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

- охватывающая (охватная)

- парная (смежная)

- перекрёстная

 II вариант.

1.Отметь имя и отчество Бунина.

□ Александр Александрович

□ Сергей Александрович

□ Александр Сергеевич  

□ Иван Алексеевич

□ Самуил Яковлевич

2. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка». Отметь ответ.  

□ С.А. Есенин

□ И.А. Бунин

□ С.Я. Маршак

□ А.А. Блок

□ К.Д. Бальмонт

3. Из какого произведения строфы. Отметь ответ.

В нём воркованье голубя весной.

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

□ К.Д. Бальмонт «Россия»

□ И.А. Бунин  «Листопад»

□ С.Я. Маршак «Словарь»

□ А.А. Блок «Россия»

□ К.Д. Бальмонт «Русский язык»

4.Отметь жанр и тему произведения И.А. Бунина «Листопад»

□ рассказ о природе

□ стихотворение о природе

□ рассказ о животных

□ сказка о природе

□ стихотворение о Родине

5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

□ И.А. Бунин

□ А.А. Блок

□ Л.Н. Толстой

□ Н.А. Некрасов

□ Ш. Перро

6. Прочитай стихотворение. Какая рифма в этом стихотворении? Отметь ответ. Укажи рифмующиеся слова.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

- охватывающая (охватная)

- парная (смежная)

- перекрёстная

III четверть

Контрольная работа №6

 «Литературные жанры»

I вариант

1.        Отметь жанры произведений Л.Н. Толстог

□       сказка

□       рассказ

  • басня
  • стихотворение                                                              

□       быль

2.        Отметь фамилию поэта.

  • А.П. Чехов
  • Л.Н. Толстой                                                                      
  • И.А. Бунин
  • А.П. Платонов
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк

3.        Отметь слово, которым можно дополнить предложение.

И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин, К.Д. Бальмонт — русские ...

□       летописцы
□        поэты

  • баснописцы
  • сказители

     4. Отметь имя и отчество Бунина.

□ Александр Александрович

□ Сергей Александрович

□ Александр Сергеевич  

□ Иван Алексеевич

□ Самуил Яковлевич

5. Отметь лишнюю фамилию в ряду других.

□ И.А. Бунин

□ А.А. Блок

□ Л.Н. Толстой

□ Н.А. Некрасов

□ Ш. Перро

6. Кто автор рассказа «Вертел»? Отметь ответ.

  • Л.Н. Толстой  
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк
  • К.М. Станюкович
  • В.М. Гаршин
  •  А.П. Чехов

7. Допиши одно слово в ряд других. Обложка,  заголовок, титульный лист,  иллюстрация,

8. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»? Отметь ответ.

□        С.А. Есенин

  • А.А. Блок
  • Н.А. Некрасов                                                                        
  • И.А. Бунин
  • К.Д. Бальмонт

9. Отметь заголовки произведений С.Я. Маршака.

□       «Зелёная застава  

□       «Подснежник»                                   

  • «Снежинка»
  • «Детство»                                                                      
  •  «Словарь»

10. Допиши одну фамилию в ряд других.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, С.Я.Маршак,________________

            II вариант

1.        Отметь жанры произведений С.Я. Маршака.

  • рассказ
  • стихотворение
  • басня
  • былина

□  загадка

2.        Отметь заголовки произведений В.В. Вересаева.

  • «Россия»    
  • «Легенда»                                                                      
  •  «Детство»
  • «Листопад»                                                                    
  • «Звезда»

3.        Допиши предложение.

Адеил — герой        

4.        Отметь лишнее слово.

  • рассказ                                                                                        
  •  сказка                                                                
  • легенда                                                            
  • былина
  • переплёт

5.        Кто автор восточной сказки «Звезда»? Отметь ответ.

□        А.А. Блок

□      М.Ю. Лермонтов

□      К.Д. Бальмонт  

□      В.В. Вересаев

□      А.П. Чехов

6.        Закончи предложение, отметив ответ.
Бунина зовут Иван Алексеевич, а Платонова —

□       Иван Сергеевич

  • Антон Павлович
  • Лев Николаевич
  • Дмитрий Наркисович
  • Андрей Платонович

7.        Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке? Отметь ответы.

  • название книги
  • цвет обложки
  • переплёт

□      объём книги

□        каталог

8.        Запиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, стихотворение, басня, ___________

9.        Отметь заголовки стихотворений К.Д. Бальмонта.

  • «Детство»
  • «Русский язык»
  • «Россия»
  • «Словарь»
  •  «Снежинка»

10.        Героем какого произведения является профессор?
Отметь ответ.

□      рассказа А.П. Чехова

  • сказки В.В. Вересаева
  • пьесы-сказки С.Я. Маршака

IV четверть

Контрольная работа №7

«Произведения о детях»

I вариант

1. Отметь заголовки произведений СВ. Михалкова.

□      «Хижина дяди Тома»

□        «Зеркало»

□       «Весна в лесу»

□       «Чужая беда»

□        «Леночка с букетом»

2.        Допиши предложение.

Х.К. Андерсен написал сказку «Девочка со спичками», а Н.П. Вагнер —_________________________

3. Отметь лишнее слово.

□ рассказ

  • сказка
  • эпитет
  • басня                                                                              
  • былина

4. Кто автор басни «Зеркало»? Отметь ответ.

 □        И.И. Хемницер
□       И.А. Крылов

  • С.В. Михалков                                                                          
  • И.И. Дмитриев
  • А.Е. Измайлов

5.        Допиши предложение.

Заболоцкого зовут Николай Алексеевич, а Рубцова — ____________________

6.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

Самуил Яковлевич Маршак — ...

□      летописец                                                                                            

□      детский писатель                                                                                

□     баснописец                                                                    

□     переводчик                                                                                    

□      поэт

II вариант.

 1.        Отметь жанр и тему рассказа Н.Н. Носова «Федина задача».

  • рассказ о животных
  • рассказ о природе
  • сказка о детях
  • рассказ о детях
  • сказка о животных

2.        Отметь заголовок стихотворения.

  • «Фея Фантаста»
  • «Тихая моя родина»
  • «Звезда»
  • «Двенадцать месяцев»

3.        Допиши предложение.

Адеил — герой сказки В.В. Вересаева «Звезда», а Ваня Солнцев -_____________________________________________________________________

3. Кто автор очерка «Катины-сказки»? Отметь ответ.

  • Ю.Я. Яковлев
  • А.И. Куприн                                                                        
  • М.А. Шолохов
  • Н.С. Шер                                                                                                                                             □         В.М. Песков

4.        Допиши предложение.

Маршака зовут Самуил Яковлевич, а Михалкова - ______________________

5.        Допиши предложение.

С.Я. Маршак, СВ. Михалков, А.Л. Барто — это_________________________. 6.Допиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, легенда, очерк,___________________________________

IV четверть

Контрольная работа №8

«Писатели и поэты о детях  и для детей»

I вариант

1.        Отметь жанр и тему рассказа Н.Н. Носова «Федина задача».

  • рассказ о животных
  • рассказ о природе
  • сказка о детях
  • рассказ о детях
  • сказка о животных

2.        Отметь заголовок стихотворения.

□        «Сын полка»

  • «Фея Фантаста»
  • «Тихая моя родина»
  • «Звезда»
  • «Двенадцать месяцев»

3.        Допиши предложение.

Адеил — герой сказки В.В. Вересаева «Звезда», а Ваня Солнцев -_____________________________________________________________________

4. Отметь лишнее слово.

  • двустишие                                                                                  
  • пятистишие                                                                            
  • эпитет                                                                                        
  • четверостишие
  • восьмистишие

5. Кто автор очерка «Катины-сказки»? Отметь ответ.

  • Ю.Я. Яковлев
  • А.И. Куприн                                                                        
  • М.А. Шолохов
  • Н.С. Шер                                                                                                                                             □         В.М. Песков

6.        Допиши предложение.

Маршака зовут Самуил Яковлевич, а Михалкова - _______________________

7.        Допиши предложение.

С.Я. Маршак, СВ. Михалков, А.Л. Барто — это_________________________

8. Кто автор очерка «Любимая мать-отчизна». Отметь ответ.

□      Н.Н. Носов

□      А.И. Куприн                                                                                

□      М.А. Шолохов                                                                          

□      Н.С. Шер

  • Ю.Я. Яковлев

9. Отметь заголовки произведений Н.П. Вагнера.                                                                           □     «Берёза»

  • «Акула»
  • «Руф и Руфина»                                                                              
  • «Вертел»

□      «Сказка»

10. Допиши одно слово в ряд других.

Сказка, рассказ, легенда, очерк,____________________________________

II вариант

1.        Отметь имя и отчество поэта Рубцова.

□      Сергей Владимирович

  • Иван Алексеевич
  • Сергей Александрович
  • Александр Александрович
  • Николай Михайлович

2.        Отметь заголовки произведений СВ. Михалкова.

□     «Хижина дяди Тома»

□      «Зеркало»

□      «Весна в лесу» D «Чужая беда»

□      «Леночка с букетом»

3.        Допиши предложение.

Х.К. Андерсен написал сказку «Девочка со спичками»,  а Н.П. Вагнер —_______________________

4. Отметь лишнее слово.

□        рассказ

  • сказка
  • эпитет
  • басня                                                                              
  • былина

5. Кто автор басни «Зеркало»? Отметь ответ.

□        И.И. Хемницер
□        И.А. Крылов

  • С.В. Михалков                                                                          
  • И.И. Дмитриев
  • А.Е. Измайлов

6.        Допиши предложение.

Заболоцкого зовут Николай Алексеевич, а Рубцова — ____________________

7.        Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.

Самуил Яковлевич Маршак — ...

□ летописец                                                                                            

□ детский писатель                                                                                

□ баснописец                                                                    

□переводчик                                                                                    

□ поэт

8.        Отметь фамилию поэта.

□ В.П. Катаев                                                                                    

□ Н.М. Рубцов                                                                                  

□ Н.П. Вагнер                                                                        

□ А.П. Платонов                                                                      

□ Дж. Свифт

9.        Отметь лишнее слово в ряду других.

□ обложка                                                                            

□ эпитет                                                                          

 □ метафора                                                                            

□ сказка                                                                                

□ повесть

10.        Допиши одну фамилию в ряд других.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А, Фет, И.А. Бунин,____________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

В наличии

1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Учебник

Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2/ Л. А Ефросинина, М. И. Оморокова, -  М.: Вентана-Граф, 2007. – 160 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

2. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2/ Л. А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2011 – 48 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

Рабочие тетради:

Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. А.Ефросинина. - 3-е изд. дораб.  – М.: Вентана-Граф, 2013 – 96с.: ил.

К

К

К

К

К

25

25

25

25

25

100%

100%

100%

100%

   100%

 1.2

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Д

1

100%

 1.3

Сборник программ

 к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Д

1

100%

2. Печатные пособия

 1.

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом).

Д

1

100%

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

3.1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

  «Тематическое планирование в начальной школе»

Д

            1

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...