Контрольные работы.
тест по чтению (4 класс) по теме

Гоян Елизавета Михайловна

Проверка знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_raboty.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая проверка навыка чтения молча

(конец первого полугодия)

Эрнест Гофман

Ёлка (отрывок).

24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц таинственным шёпотом сообщил сестрёнке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький тёмный человечек с большим ящиком под мышкой; но Фриц наверное знает, что это их крёстный – Дроссельмейер. Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула:

– Ах, что-то смастерил нам на этот раз крёстный?

Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза, и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Крёстный сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать. Поэтому, когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил крёстный Дроссельмейер, снимал стеклянный парик, стаскивал жёлтенький сюртучок, повязывал голубой передник и тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко; но вреда часам он не причинял, наоборот – они снова оживали и сейчас же принимались весело тиктакать, звонить и петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крёстного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает птичка, то ещё какая-нибудь штучка. А к Рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же заботливо убирали его подарок.

– Ах, что смастерил нам на этот раз крёстный! – воскликнула Мари.

Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и обучаться ружейным приёмам прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, так что пойдёт шум и грохот.

– Нет, нет, – перебила Фрица Мари, – крёстный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдёт к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном.

– Лебеди не едят марципана, – не очень вежливо перебил её Фриц, – а целый сад крёстному и не сделать. Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся.

И вот дети принялись гадать, что им подарят родители. Мари сказала, что мадемуазéль Трудхен (её большая кукла) совсем испортилась: она стала такой неуклюжей, то и дело падает на пол, так что у неё теперь всё лицо в противных отметинах, а уж водить её в чистом платье нечего и думать. Сколько ей не выговаривай, ничего не помогает. И потом, мама улыбнулась, когда Мари так восхищалась Гретиным зонтиком. Фриц же уверял, что у него в придворной конюшне как раз не хватает гнедого коня, а в войсках маловато кавалерии. Папе это хорошо известно.

Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас расставляют их на столе.

Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь, динь-динь!» Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком «Ах, ах!» замерли на пороге.

Словарь

Сочéльник – канун Рождества, день перед Рождеством.

Мадемуазéль – обращение к девушке во Франции.

Марципáн – булка с миндальными орешками.

Крёстный – человек, становящийся духовным отцом ребёнка при его крещении.

        

Фамилия, имя___________________________________________. Класс_______.

Поразмышляй над вопросами, отметь ответы, выполни задания.

1. О чём рассказывается в отрывке?

  • о зиме
  • об ожидании праздника Ёлки
  • о подарках
  • о родителях

2. Где происходили события?

  • в городе
  • в доме
  • на улице
  • во дворе

3. Когда происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши.

________________________________________________________________________

4. Что происходило в запертых комнатах? Запиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как дети относились к крёстному? Запиши.

________________________________________________________________________

6. Кем был крёстный Дроссельмейер?

  • учителем
  • мастером
  • старшим советником суда

7. К какому празднику дети ожидали подарки? Запиши.

____________________________________________________________________

8. Чьи подарки больше всего нравились детям?

  • родителей
  • гостей
  • крёстного

9. Что ожидал получить в подарок от крёстного Фриц? Найди ответ в тексте. Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что ожидала от крёстного Мари? Найди ответ в тексте.  Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11*. Из какого произведения взят отрывок? Запиши название произведения.

  • из рассказа
  • из повести
  • из сказки

________________________________________________________________________

        

Итоговая проверка навыка чтения молча

(конец второго полугодия)

Н.И. Сладков

Проталина

I

Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу.

– Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела!

На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись Грач.

– Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!

– Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала!

– Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые края покинул. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!

– Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, как вижу, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:

– Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!

Сорока и Грач только крыльями всплеснули:

– Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился к ней с юга, что чуть крылья в пути не вывихнул.

– А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня, как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала.

Сорока и Грач клювы разинули – заслушались.

Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать да каркать.

II

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.

И выглянул Крот – зашмыгал носом.

– Никак, я прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

– Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока.

– Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой…

– Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок.

Крот принюхался к Грачу, Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит:

– Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и – назад. Потому что, чую, погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

– Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!

– Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.

– Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

– А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина.

– Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

– Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться!

– А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков! И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

– А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует.

– Правильно! – сказала Сорока. – А я семенами и жуками займусь…

Тут снова начались крики и перебранка.

А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились.

Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

– Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда тепло и тихо.

 

        

Фамилия, имя___________________________________________. Класс_______.

Поразмышляй над вопросами, отметь ответы, выполни задания.

1. О чём спорили птицы? Запиши ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему Сорока считала проталину своей?

  • Она её первая увидела.
  • Она её ждала.
  • Она на ней жила.

3. Почему Грач считал проталину своей?

  • Он её первый увидел.
  • Он о ней мечтал всю зиму.
  • Он увидел много насекомых.

4. Почему Жаворонок считал проталину своей?

  • Он её первый увидел.
  • Он заметил много жучков-паучков.
  • Он здесь родился.

5. Чему и как радовался Жаворонок? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Зачем появился на проталине Крот?

  • Порадоваться приходу весны.
  • Встретить друзей.
  • Вытолкнуть землю из норы.

7. Сколько в небе жаворонков? Найди ответ в тексте и запиши.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выбери утверждения, которые даны в тексте.

  • Весной проталины появляются.
  • Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков.
  • Весной птицы спорят.
  • Весной крот вылезает из-под земли.
  • А петь-то как над проталинами хорошо!

9. Что важное сказал автор?

  • Весной тает снег.
  • Весной прилетают птицы.
  • Весной появляются проталины.
  • Весной спорят птицы.
  • Всё живое радуется весне.

10. Определи главную мысль сказки. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________