Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Бакшаева Анна Александровна

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы      «  Литературное чтение" для 1-4 классов  (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях )

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ   3 КЛАСС

для УМК образовательной системы «Школа России»

Г.Лесной

2013-2014гг

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы      «  Литературное чтение" для 1-4 классов  (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях )

Составитель: учитель начальных классов Бакшаева  А.А.

Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
  • контрольно-измерительные материалы.

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  3-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа  России».

3. Соответствие    Федеральному государственному образовательному стандарту

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.).

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы :

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа России »

Для реализации программы используются:

Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: 
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях 

2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь.3 кл.
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса

К  окончанию курса обучающиеся научатся:

знать/понимать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

уметь:

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • демонстрировать осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • понимать смысл заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
  • уметь делить текст на части, озаглавливать части;
  • уметь выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг ;высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • работы со словарями, справочниками.        

Получат возможность научиться:

  • продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и cлушание как

                  эффективные стратегии учения;

  • работая в парах или группах,  высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), свое понимание авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор);
  • участвовать  в коллективном обсуждении произведения, его главной мысли, характера и поступков героя;

публично выступать с чтением произведений наизусть, в диспутах, в инсценировании произведений

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда

данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои>помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

                                                                                                                                                                                                                                                            7. Универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

выразительно читать и пересказывать текст;

-  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).\

- постановка вопросов для поиска и сбора информации;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать собеседников.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

7. Целевая установка

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный

читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  • Курс «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой строится на двух ведущих принципах:  
  • литературно-художественном
  • коммуникативно-речевом

Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей:

  • дружба
  • доброта
  • взаимопонимание
  • уважение к старшим, к Родине

Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования.

9. Специфика  программы

  • В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).

Специфика начального курса литературного чтения заключается  и в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

10. Основные содержательные линии курса

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: проверочная работа, внеклассное чтение, инсценирование, урок:  

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы литературных понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий –  понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий и алгоритмов.

Урок развития речи.

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  • рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  • итоговый контроль.
  • КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют  изданию М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 кл.

13. Объем и сроки изучения

В соответствии с учебном планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю). 

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3кл. в 2-х частях 

2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 кл.

3. Аудиоприложение к учебникуЛ.Ф. Климановой: 3 класс

Методические пособия для учителя:

Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методические рекомендации: 3 класс. Методическое пособие для учителя.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ уроков

Тема урока

Тип

урока

Вид контроля

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Самое великое чудо на свете ( 4 ч)

1

Рукописные книги Древней Руси

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Дать знания о рукописных книгах.

Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова.

Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете»

Иметь представление  о рукописных книгах,  о деятельности первопечатника Ивана Федорова.

Составлять небольшое монологическое высказывание с порой на авторский текст;

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотации).

2

Первопечатник Иван Федоров

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3

Проверь себя.

Р

ФО

УО

ТК

4

Самые интересные книги,  прочитанные летом.

Р,К

ФО

УО

ТК

Устное народное творчество (12 ч)

1

Русские народные песни. Небылицы.

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Углубить знания о русском фольклоре.

Знакомство с докучными сказками.

Знакомство с народной сказкой; формировать навыки беглого выразительного чтения

Знакомство с народной сказкой

«Иван – царевич и серый волк»

Знакомство с народной сказкой

«Сивка- бурка»

Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество»

Сформировать представление о том, что называется устным народным творчеством,

какие литературные произведения к нему относятся,

расширить представление о малых фольклорных жанрах,

уточнить и расширить представление о волшебных сказках , их построении и отличительных признаках ( сказочных приметах).

- читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

- делить текст на смысловые части;

создавать небольшой устный текст.

выполнять словесное рисование картин природы;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

- предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

2

Докучные сказки.

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3-4

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

Вн. чт. Устное  народное творчество

Р

ФО

УО

ТК

6

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

8

Вн. чт. Русские народные сказки

Р, Р\Р

ФО

УО

ТК

9

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

11

Вн. чт.  «Волшебные сказки».

Р

ФО

УО

ТК

12

Урок – КВН. Обобщение по теме «Устное народное творчество»

Р,К

ФО

УО

ТК

Поэтическая тетрадь 1( часть 1) ( 10 ч)

1

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

ОНЗ

Р\Р

ФО

УО

ТК

Знакомство со статьей Я, Смоленского «Как научиться читать стихи»;

 Знакомство с поэзией Тютчева.

Знакомство с биографией поэта, с его стихотворением «Листья».

Знакомство со стихотворением Фета. Выразительное чтение.

Знакомство с жизнью и творчеством Никитина, с его стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Знакомство со стихотворением «Встреча зимы». Учить понимать настроение, мысли поэта.

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Выразительное чтение.

Понимание поэтической речи. Выразительное чтение.

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Познакомиться на практике с понятиями.

Стихотворение. Рифма и настроение в стихотворении.

Словесное рисование в рассказах и стихах.

Формулировать полный, развернутый ответ на вопрос учителя по тексту, пользуясь при этом текстом произведения,

Высказывать свое отношение к прочитанному,

Рассказывать наизусть заданное стихотворение,

 

Готовить выразительное чтение с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи.

Выразительно читать стихотворения;

-использовать интонацию;      

                                             

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);                        анализировать средства художественной выразительности.                                                        описывать поэтический образ осени в стихах,                                                                                               выразительно читать стихотворения;                           анализировать поэтическое изображение осени в стихах;                                                         читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);                                                       использовать интонацию.                                         находить рифму в произведении;                                      читать сознательно текст художественного произведения;                                                               составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;            

2

Ф. И.Тютчев  «Листья»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3-4

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

Вн.чт. Стихи русских поэтов об осени

Р,Р/Р

ФО

УО

ТК

6

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать

беспробудно…», «Утро»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

И. С. Никитин «Встреча зимы»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

8

И. З. Суриков «Детство»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

9

И. З. Суриков «Зима»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

10

Урок – путешествие в Литературную страну

Р

ФО

УО

ТК

Великие русские писатели  ( 24 ч)

1-2

А. С. Пушкин  «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…»,

«В тот год осенняя погода…

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Пушкина.

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

Познакомиться со сказкой Пушкина; развивать умение передавать настроение;

обучать делению на части, выразительно читать, анализировать поступки героев,

давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.

Бегло, сознательно, правильно, выразительно читать

-Осуществлять выборочное чтение систематично, целенаправленно для составления устного рассказа о героях на основе самостоятельно отобранного материала.

- Выполнять творческий  пересказ прочитанного, составлять диафильм к небольшому тексту.

- Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности.

Осуществлять выборочное чтение систематично, целенаправленно для составления устного рассказа о героях на основе самостоятельно отобранного материала.

- Выполнять творческий  пересказ прочитанного, составлять диафильм к небольшому тексту.

-Рассказывать об авторе

- передать в выразительном чтении настроение автора, его отношение к героям произведения.

Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности.

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;                  

Определять тему и главную мысль произведения,                                                                        

Осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя);                                                                                  

Читать наизусть  выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина;

Характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина.

Читать выразительно и сознательно текст сказки;

Определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

   Читать по ролям;

участвовать в обсуждении прочитанного;

Высказывать свое отношение к героям сказки.

Сравнивать авторские сказки и народные;

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

Находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы;

получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры

3-4

А. С. Пушкин  «Зимнее утро», «Зимний вечер»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

6

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

8

Вн.чтение. Сказки А.С. Пушкина

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

9

И. А. Крылов  Басня «Мартышка и очки»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

10

И. А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

11

Вн. чт. Басни И. А. Крылова

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

12

И. А. Крылов  «Ворона и Лисица»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

13

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Крылова

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

14

М. Ю. Лермонтов. «Утес»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

15

Вн.чт. Стихи русских и современных писателей

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

16

М. Ю. Лермонтов. «Осень»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

17

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный  смысл стихотворений.

18

Л. Н. Толстой «Акула».  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

19

Вн. чт. Л. Н. Толстой детям

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Толстого.

Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной  передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Знакомство с произведением «Прыжок»; учить анализировать поступки героев.

Учить видеть красоту природы; разобрать научный текст «Куда девается вода из моря».

20

Л. Н. Толстой  «Прыжок»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

21

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

22

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

ОНЗ

ФО

УО

ТК

23

Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

24

Вн. чт. По страницам детских энциклопедий

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч.)

1-2

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Некрасова; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Знакомство с произведением «Дедушка Мазай и зайцы»; учить делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

Знакомство с жизнью и творчеством К. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения.

Знакомство с жизнью и творчеством Бунина.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности,

Определение характера произведения, выявление главной мысли.

Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения.

Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений.

Практическое знакомство с понятиями.

Олицетворение, сравнение, метафора.

Читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему

3

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5-6

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Развивающий час (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Р,

Р\Р

ФО

УО

ТК

Литературные сказки ( 7 ч)

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Д.Мамина-Сибиряка

Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Знакомство с жизнью и творчеством В.Гаршина; давать характеристику героям произведения.

Знакомство с жизнью и творчеством В.Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно, правильно строить высказывания.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Совершенствование навыков работы с текстом, анализа художественного произведения.

Перечитывание текста по частям, озаглавливание их.

Эстетическое переживание прочитанного.

Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному.

Развитие устной речи.

Выбор опорных слов в тексте. Наблюдение за языком, деление на части и составление плана.

Составление цитатного плана, использование его для пересказа.

Виды чтения на уроке.

Совершенствование ролевого и выразительного чтения.

Прогнозировать жанр произведения;                       Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;                   читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

участвовать в анализе содержания;                      оценивать события, поступки героев;                 создавать небольшой устный текст на заданную тему.                                                              выполнять творческую работу (сочинение сказок);                                                                           читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;                               определять тему и главную мысль произведения.

2

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3-4

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

ФО

УО

ТК

5-6

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Урок – КВН. Обобщение по первой части учебника

Р,

Р\Р

ФО

УО

ТК

Были-небылицы ( 9 ч)

1-2

М.Горький. «Случай с Евсейкой»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством М. Горького, проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»  

Знакомство с рассказом Паустовского «Растрёпанный воробей».  

Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского;

учить понимать поступки и состояние героев, совершенствовать умение давать характеристику персонажу.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем.

Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора.

Составление цитатного плана.

Пересказ с использованием цитатного плана.

Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

Осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

2-4

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

Вн.чт. Паустовский К. «Жильцы старого дома»

Р

Р\Р

ФО

УО

ТК

6-8

А. Куприн. «Слон»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

9

Урок – путешествие по «Былям – небылицам»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) ( 4 ч)

1

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством С. Черного. Выразительное чтение.

Знакомство с жизнью и творчеством Блока. Выразительное чтение.

Знакомство с биографией Есенина. Выразительное чтение.

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Формирование приемов понимания прочитанного.

Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности,

Определение характера произведения, выявление главной мысли.

Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения.

Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений.

Практическое знакомство с понятиями.

Олицетворение, сравнение, метафора.

Эстетическое переживание прочитанного.

Развитие творческого воображения и фантазии.

Понимать значимость великих русских писателей и поэтов для русской культуры;

Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,

 

Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

2

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», Ворона».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3

С. Есенин «Черёмуха».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Р

К

ФО

УО

ТК

Люби живое. ( 18 ч)

1

М. Пришвин «Моя Родина».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством М.Пришвина

Знакомство с жизнью и творчеством Соколова-Микитова

Знакомство с жизнью и творчеством В.Белова

Знакомство с жизнью и творчеством В.Бианки; проанализировать рассказ «Мышонок Пик»  

Знакомство с рассказом Б. Житкова; обучать составлению сжатого пересказа.

Знакомство с жизнью и творчеством Дурова ; учить делить текст на части; составить план рассказа.

Знакомство с жизнью и творчеством Астафьева.

Знакомство с жизнью и творчеством Драгунского; обучать и понимать поступки героев.

Обобщение знаний по теме «Люби живое».

Формирование приемов понимания прочитанного.

Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем.

Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора.

Составление цитатного плана.

Пересказ с использованием цитатного плана.

Эстетическое переживание прочитанного.

Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Развитие устной речи.

Совершенствование навыков чтения и пересказа.

Обогащение лексики учащихся.

Виды чтения на уроке.

Выборочное информативное чтение .

Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;                                                    

соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

Составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица

Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями;

определять тему и главную мысль произведения;

делить текст на смысловые части,

составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения.

 определять построение, характер текста;

использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге;

2

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4-5

В. Белов «Малька провинилась»,

ОНЗ

ФО

УО

ТК

6

В. Белов «Ещё про Мальку».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

В. Бианки «Мышонок Пик»  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

8

В. Бианки «Мышонок Пик»  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

9

Б. Житков «Про обезьянку»  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

10

Б. Житков «Про обезьянку»  

ОНЗ

ФО

УО

ТК

11

Б. Житков «Про обезьянку»  

ОНЗ

12

В. Дуров «Наша Жучка».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

13

О братьях наших меньших.

(В.Чаплина)

Р,Р\Р

14-15

В. Астафьев «Капалуха» .

.

ОНЗ

ФО

УО

ТК

16-17

В. Драгунский «Он живой и светится».

ОНЗ

18

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверочная работа «Люби живое».

Р,К

ФО

УО

ТК

Поэтическая тетрадь 2 (часть 2) ( 7 ч)

1

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Ознакомить с произведениями Маршака.

Вспомнить о жизни и творчестве поэтессы А.Барто

Знакомство с жизнью и творчеством Михалкова;

Анализ стихотворных текстов.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности,

Выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, определение их функции в художественной речи,

Эстетическое переживание прочитанного.

Развитие творческого воображения и фантазии.

Развитие устной речи.

Совершенствование словарного запаса.

Постановка вопросов к прочитанному

Словесное рисование

Конкурс чтецов.

Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

Знать наизусть 2-3 стихотворения, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

2-3

А. Барто «Разлука», «В театре».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4

С. Михалков «Если», «Рисунок».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

Внекл.чтение. Стихи детских поэтов.

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

6

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

К

ФО

УО

ТК

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (11ч)

1

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с жизнью и творчеством Б. Шергина; учить понимать смысл пословиц.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя, учить анализировать текст,

делить его на части, обучать сравнивать тексты.

Знакомство с жизнью и творчеством М.Зощенко; учить выражать отношение к прочитанному.

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова; повторить правила пользования телефоном.

 Знакомство с жизнью и творчеством В.Драгунского.

Обобщение знаний по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Формирование приемов понимания прочитанного.

Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем.

Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей.

Практическое знакомство с понятиями.

Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора.

Развивать и воспитывать читательский интерес и умение аннотировать прочитанные книги.

Эстетическое переживание прочитанного.

Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному.

Развитие устной речи.

Совершенствование навыков чтения и пересказа.

Обогащение лексики учащихся.

Виды чтения на уроке.

Выборочное информативное чтение .

Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности.

Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно»,

употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

Предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

Осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли;

 

Соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

Выполнять пересказ прочитанного,

-рассказывать об авторе

- передать в выразительном чтении настроение автора, его отношение к героям произведения.

2

А. Платонов «Цветок на земле».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3

А. Платонов «Цветок на земле».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4

А. Платонов «Ещё мама».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

М. Зощенко «Золотые слова».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

6

М. Зощенко «Великие путешественники»  .

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Н. Носов «Федина задача»,

ОНЗ

ФО

УО

ТК

8

Н. Носов «Телефон».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

9

Рассказы Н.Носова

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

10

В. Драгунский «Друг детства». 

ОНЗ

ФО

УО

ТК

11

Обобщение изученного по теме  «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Р

К

ФО

УО

ТК

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» ( 7 ч)

1

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Знакомство с журналами для детей.

 Ознакомиться с рассказами Ермолаева

Знакомство с жизнью и творчеством Г.Остера.

Знакомство с жизнью и творчеством Р.Сефа

Обобщение знаний по теме «По страницам детских журналов».

Формирование приемов понимания прочитанного.

Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности,

Выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, определение их функции в художественной речи,

Определение характера произведения, выявление главной мысли.

Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения.

Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений.

Устанавливать темп чтения от смысла читаемого;                                                                        работать с иллюстрациями;                                                

читать осознанно текст художественного произведения;                                                                                               оценивать события, героев произведения;                              читать стихотворные произведения.                           анализировать произведение;                                                   определять средства художественной выразительности;                                                                  

выразительно читать стихотворения наизусть.                                                                             прогнозировать содержание текста по заголовку;                                                                            участвовать в диалоге;                                                    читать осознанно текст художественного произведения;

2

Г. Остер «Вредные советы»,

ОНЗ

ФО

УО

ТК

3

Г. Остер «Как получаются легенды».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

4

Р. Сеф «Весёлые стихи».

ОНЗ

ФО

УО

ТК

5

Обобщение изученного по теме «По страницам детских журналов».

Проверка техники чтения.

ОНЗ

ФО

УО

ТК

6

Р. Сеф «Веселые стихи»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Урок в библиотеке «По страницам детских  журналов»

Р,Р\Р

ФО

УО

ТК

Зарубежная литература ( 15 ч)

1-2

Мифы Древней Греции

«Храбрый Персей»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

Ознакомить с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами;

учить делить текст на смысловые части, понимать содержание мифа;

ознакомить с другим героем – Прометеем;

 дать понятие Золотого века.

Знакомство с жизнью и творчеством Андерсена;

работа над сказкой, деление ее на части, учить ставить вопросы по содержанию сказки.

Обобщение, контроль знаний

 

Формирование приемов понимания прочитанного.

Составление кратких характеристик героев по описанию, речи, поступкам, отношению к этим героям центральных персонажей.

Практическое знакомство с понятиями.

Систематизация имеющихся знаний о сказках.

Уточнение различий народной и авторской сказок, понятие о главной теме народных сказок, социальных предпосылках ее возникновения.

Понятие о классификации народных сказок.

Эстетическое переживание прочитанного.

Развитие творческого воображения и фантазии.

Развитие устной речи.

Совершенствование навыков пересказа.

Виды чтения на уроке.

Чтение первичное, вслух, подготовленное, самостоятельное, выборочное, ролевое.

Осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;

 

Различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

Находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности

3

Вн.чт. Мифы, легенды, предания

Р

ФО

УО

ТК

4-6

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

7

Вн. чт. Сказки датского сказочника

Г. Х. Андерсена

Р

ФО

УО

ТК

8

Шарль Перро «Рике с хохолком»

ОНЗ

ФО

УО

ТК

9

Волшебные сказки зарубежных писателей.

ОНЗ

ФО

УО

ТК

10

Итоговый контроль по проверке техники

чтения за год

К

ФО

УО

ТК

11

Развивающий час по теме «Зарубежная

Литература»

Р

ФО

УО

ТК

12

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс

3-го класса). Задания на лето

Р

ФО

УО

ТК

13

14-15

Обобщение изученного за год.  

Контрольная работа за II полугодие.

К

ФО

УО

ТК

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.  ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

  1. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.

Наклонится   стебелёк   у   клевера,   розовая   головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

—  Трудно тебе, шмель?

—   Ещё бы!

—   А почему на другие цветы не садишься?

—   На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.

—  А на клевере?

—   На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

—   Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя,  шмеля,  клевер бы  впустую цвёл.  Семян  не давал.   Без   семян   клевера   не   посеешь.   Без   клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...

—   Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера!   (117 слов)

                                                                                                                 Э. Шим

1.  Какой   цветок  для  сбора  мёда  облюбовал   шмель?   Почему?

2.  Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе

помогли бы в этом? Прочти их.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

Петух и наседка

Во дворе наседка водит за собой цыплят.

Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.

Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.

Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!

А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!

Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи:  «Куа-а-ак!...»

И   стремглав под забор.  (110 слов)

                                                                                                            Э. Шим

1.  Когда обычную курицу называют наседкой?

2.  Какой она становится по внешнему виду, по характеру?

3.  Расскажи, как она расправилась с петухом?


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

—   Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

—  Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

—   Правда ведь, пчела?

—   Не трону... Неохота мне нападать.  Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

—   Нет, ты живи! Долго живи!

—   Не дано мне долгой-то жизни...

—   И сколько же тебе жизни отпущено?

—  Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

(116 слов)                                                                                                     (Э. Шим)

1.  Как трудится пчёлка целый день?

2.  Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?

3.  Что интересного ты узнал о пчеле?

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ.

Весна

Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»

Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

(135 слов)

                                                                                                       А. Аксёнова

1.  Что напомнила музыка детям?

2.   Как ты думаешь,  как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России  Моро М. И. ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.:...

Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской  программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по технологии, "Школа России", 2 класс, ФГОС....