Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы « Литературное чтение" для 1-4 классов (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс. Школа России. ФГОС | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС
для УМК образовательной системы «Школа России»
Г.Лесной
2013-2014гг
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы « Литературное чтение" для 1-4 классов (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях )
Составитель: учитель начальных классов Бакшаева А.А.
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
- контрольно-измерительные материалы.
1. Роль и место дисциплины | Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России». |
3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту | Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.). Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы : 1. Круг детского чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. 5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи. |
4. Программное обеспечение | Образовательная система «Школа России » Для реализации программы используются: Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: 2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь.3 кл. |
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса | К окончанию курса обучающиеся научатся: знать/понимать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. В результате изучения литературного чтения ученик должен уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Получат возможность научиться:
эффективные стратегии учения;
публично выступать с чтением произведений наизусть, в диспутах, в инсценировании произведений |
6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку | Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; – делить текст на части, озаглавливать части; – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – подробно и выборочно пересказывать текст; – составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; – размышлять о характере и поступках героя; – относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; – находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; – относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои>помощники, нейтральные персонажи); – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. |
7. Универсальные учебные действия. | Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – выразительно читать и пересказывать текст; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).\ - постановка вопросов для поиска и сбора информации; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать собеседников. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
7. Целевая установка | Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности). |
8. Принципы, лежащие в основе построения программы |
Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей:
Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования. |
9. Специфика программы |
I. Работа с текстом до чтения. 1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения; 2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения. II. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. 2. Выявление первичного восприятия. 3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного. 4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере). III. Работа с текстом после чтения. 1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные. 2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения; 3. Работа с заглавием, его осмысление. 4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.); 5. Итоговое задание (в т.ч. творческое). Специфика начального курса литературного чтения заключается и в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. |
10. Основные содержательные линии курса | В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии. |
11. Виды и формы организации учебного процесса |
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы литературных понятий. Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и др. Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок развития речи. |
12. Виды контроля | В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
|
13. Объем и сроки изучения | В соответствии с учебном планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю). |
14.Библиографический список | Список литературы для обучающихся, учебники: 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3кл. в 2-х частях 2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 кл. 3. Аудиоприложение к учебникуЛ.Ф. Климановой: 3 класс Методические пособия для учителя: Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методические рекомендации: 3 класс. Методическое пособие для учителя. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ уроков | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Самое великое чудо на свете ( 4 ч) | ||||||
1 | Рукописные книги Древней Руси | ОНЗ | ФО УО ТК | Дать знания о рукописных книгах. Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова. Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете» | Иметь представление о рукописных книгах, о деятельности первопечатника Ивана Федорова. | Составлять небольшое монологическое высказывание с порой на авторский текст; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотации). |
2 | Первопечатник Иван Федоров | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3 | Проверь себя. | Р | ФО УО ТК | |||
4 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | Р,К | ФО УО ТК | |||
Устное народное творчество (12 ч) | ||||||
1 | Русские народные песни. Небылицы. | ОНЗ | ФО УО ТК | Углубить знания о русском фольклоре. Знакомство с докучными сказками. Знакомство с народной сказкой; формировать навыки беглого выразительного чтения Знакомство с народной сказкой «Иван – царевич и серый волк» Знакомство с народной сказкой «Сивка- бурка» Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество» | Сформировать представление о том, что называется устным народным творчеством, какие литературные произведения к нему относятся, расширить представление о малых фольклорных жанрах, уточнить и расширить представление о волшебных сказках , их построении и отличительных признаках ( сказочных приметах). | - читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; - делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст. выполнять словесное рисование картин природы; - рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; - предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм -пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). |
2 | Докучные сказки. | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3-4 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | Вн. чт. Устное народное творчество | Р | ФО УО ТК | |||
6 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
8 | Вн. чт. Русские народные сказки | Р, Р\Р | ФО УО ТК | |||
9 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
10 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
11 | Вн. чт. «Волшебные сказки». | Р | ФО УО ТК | |||
12 | Урок – КВН. Обобщение по теме «Устное народное творчество» | Р,К | ФО УО ТК | |||
Поэтическая тетрадь 1( часть 1) ( 10 ч) | ||||||
1 | Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | ОНЗ Р\Р | ФО УО ТК | Знакомство со статьей Я, Смоленского «Как научиться читать стихи»; Знакомство с поэзией Тютчева. Знакомство с биографией поэта, с его стихотворением «Листья». Знакомство со стихотворением Фета. Выразительное чтение. Знакомство с жизнью и творчеством Никитина, с его стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…» Знакомство со стихотворением «Встреча зимы». Учить понимать настроение, мысли поэта. Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Выразительное чтение. Понимание поэтической речи. Выразительное чтение. Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1». | Познакомиться на практике с понятиями. Стихотворение. Рифма и настроение в стихотворении. Словесное рисование в рассказах и стихах. Формулировать полный, развернутый ответ на вопрос учителя по тексту, пользуясь при этом текстом произведения, Высказывать свое отношение к прочитанному, Рассказывать наизусть заданное стихотворение,
Готовить выразительное чтение с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи. | Выразительно читать стихотворения; -использовать интонацию;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства художественной выразительности. описывать поэтический образ осени в стихах, выразительно читать стихотворения; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); использовать интонацию. находить рифму в произведении; читать сознательно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
2 | Ф. И.Тютчев «Листья» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3-4 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | Вн.чт. Стихи русских поэтов об осени | Р,Р/Р | ФО УО ТК | |||
6 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
8 | И. З. Суриков «Детство» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
9 | И. З. Суриков «Зима» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
10 | Урок – путешествие в Литературную страну | Р | ФО УО ТК | |||
Великие русские писатели ( 24 ч) | ||||||
1-2 | А. С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода… | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя. Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя. Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя. Познакомиться со сказкой Пушкина; развивать умение передавать настроение; обучать делению на части, выразительно читать, анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план. | Бегло, сознательно, правильно, выразительно читать -Осуществлять выборочное чтение систематично, целенаправленно для составления устного рассказа о героях на основе самостоятельно отобранного материала. - Выполнять творческий пересказ прочитанного, составлять диафильм к небольшому тексту. - Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности. Осуществлять выборочное чтение систематично, целенаправленно для составления устного рассказа о героях на основе самостоятельно отобранного материала. - Выполнять творческий пересказ прочитанного, составлять диафильм к небольшому тексту. -Рассказывать об авторе - передать в выразительном чтении настроение автора, его отношение к героям произведения. Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности. | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; Определять тему и главную мысль произведения, Осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя); Читать наизусть выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина; Характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина. Читать выразительно и сознательно текст сказки; Определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; Читать по ролям; участвовать в обсуждении прочитанного; Высказывать свое отношение к героям сказки. Сравнивать авторские сказки и народные; читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; Находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры |
3-4 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
6 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
8 | Вн.чтение. Сказки А.С. Пушкина | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
9 | И. А. Крылов Басня «Мартышка и очки» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
10 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
11 | Вн. чт. Басни И. А. Крылова | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
12 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
13 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
Знакомство с жизнью и творчеством Крылова Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. | ||||||
14 | М. Ю. Лермонтов. «Утес» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
15 | Вн.чт. Стихи русских и современных писателей | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
16 | М. Ю. Лермонтов. «Осень» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
17 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
Знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. | ||||||
18 | Л. Н. Толстой «Акула». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
19 | Вн. чт. Л. Н. Толстой детям | Р,Р\Р | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством Толстого. Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам. Знакомство с произведением «Прыжок»; учить анализировать поступки героев. Учить видеть красоту природы; разобрать научный текст «Куда девается вода из моря». | ||
20 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
21 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
22 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
23 | Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
24 | Вн. чт. По страницам детских энциклопедий | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
Поэтическая тетрадь 2 (7 ч.) | ||||||
1-2 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…» | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством Некрасова; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Знакомство с произведением «Дедушка Мазай и зайцы»; учить делить текст на части, анализировать содержание прочитанного. Знакомство с жизнью и творчеством К. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения. Знакомство с жизнью и творчеством Бунина. | Формирование приемов понимания прочитанного. Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности, Определение характера произведения, выявление главной мысли. Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения. Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений. Практическое знакомство с понятиями. Олицетворение, сравнение, метафора. | Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему |
3 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5-6 | И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Развивающий час (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» | Р, Р\Р | ФО УО ТК | |||
Литературные сказки ( 7 ч) | ||||||
1 | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам» | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством Д.Мамина-Сибиряка Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние. Знакомство с жизнью и творчеством В.Гаршина; давать характеристику героям произведения. Знакомство с жизнью и творчеством В.Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно, правильно строить высказывания. | Формирование приемов понимания прочитанного. Совершенствование навыков работы с текстом, анализа художественного произведения. Перечитывание текста по частям, озаглавливание их. Эстетическое переживание прочитанного. Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному. Развитие устной речи. Выбор опорных слов в тексте. Наблюдение за языком, деление на части и составление плана. Составление цитатного плана, использование его для пересказа. Виды чтения на уроке. Совершенствование ролевого и выразительного чтения. | Прогнозировать жанр произведения; Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; участвовать в анализе содержания; оценивать события, поступки героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему. выполнять творческую работу (сочинение сказок); читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. |
2 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3-4 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | ФО УО ТК | ||||
5-6 | Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Урок – КВН. Обобщение по первой части учебника | Р, Р\Р | ФО УО ТК | |||
Были-небылицы ( 9 ч) | ||||||
1-2 | М.Горький. «Случай с Евсейкой» | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством М. Горького, проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой» Знакомство с рассказом Паустовского «Растрёпанный воробей». Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского; учить понимать поступки и состояние героев, совершенствовать умение давать характеристику персонажу. | Формирование приемов понимания прочитанного. Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем. Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей. Формирование приемов понимания прочитанного. Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора. Составление цитатного плана. Пересказ с использованием цитатного плана. | Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; |
2-4 | К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | Вн.чт. Паустовский К. «Жильцы старого дома» | Р Р\Р | ФО УО ТК | |||
6-8 | А. Куприн. «Слон» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
9 | Урок – путешествие по «Былям – небылицам» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
Поэтическая тетрадь 1 (часть 2) ( 4 ч) | ||||||
1 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством С. Черного. Выразительное чтение. Знакомство с жизнью и творчеством Блока. Выразительное чтение. Знакомство с биографией Есенина. Выразительное чтение. Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1». | Формирование приемов понимания прочитанного. Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности, Определение характера произведения, выявление главной мысли. Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения. Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений. Практическое знакомство с понятиями. Олицетворение, сравнение, метафора. Эстетическое переживание прочитанного. Развитие творческого воображения и фантазии. | Понимать значимость великих русских писателей и поэтов для русской культуры; Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,
Понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.). |
2 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», Ворона». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3 | С. Есенин «Черёмуха». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4 | Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1». | Р К | ФО УО ТК | |||
Люби живое. ( 18 ч) | ||||||
1 | М. Пришвин «Моя Родина». | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством М.Пришвина Знакомство с жизнью и творчеством Соколова-Микитова Знакомство с жизнью и творчеством В.Белова Знакомство с жизнью и творчеством В.Бианки; проанализировать рассказ «Мышонок Пик» Знакомство с рассказом Б. Житкова; обучать составлению сжатого пересказа. Знакомство с жизнью и творчеством Дурова ; учить делить текст на части; составить план рассказа. Знакомство с жизнью и творчеством Астафьева. Знакомство с жизнью и творчеством Драгунского; обучать и понимать поступки героев. Обобщение знаний по теме «Люби живое». | Формирование приемов понимания прочитанного. Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем. Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей. Формирование приемов понимания прочитанного. Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора. Составление цитатного плана. Пересказ с использованием цитатного плана. Эстетическое переживание прочитанного. Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развитие устной речи. Совершенствование навыков чтения и пересказа. Обогащение лексики учащихся. Виды чтения на уроке. Выборочное информативное чтение . | Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; Составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица Определять позиции героев и позицию автора художественного текста; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. определять построение, характер текста; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; |
2 | И. Соколов – Микитов «Листопадничек». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3 | И. Соколов – Микитов «Листопадничек». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4-5 | В. Белов «Малька провинилась», | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
6 | В. Белов «Ещё про Мальку». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | В. Бианки «Мышонок Пик» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
8 | В. Бианки «Мышонок Пик» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
9 | Б. Житков «Про обезьянку» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
10 | Б. Житков «Про обезьянку» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
11 | Б. Житков «Про обезьянку» | ОНЗ | ||||
12 | В. Дуров «Наша Жучка». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
13 | О братьях наших меньших. (В.Чаплина) | Р,Р\Р | ||||
14-15 | В. Астафьев «Капалуха» . . | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
16-17 | В. Драгунский «Он живой и светится». | ОНЗ | ||||
18 | Обобщение по разделу «Люби живое». Проверочная работа «Люби живое». | Р,К | ФО УО ТК | |||
Поэтическая тетрадь 2 (часть 2) ( 7 ч) | ||||||
1 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | ОНЗ | ФО УО ТК | Ознакомить с произведениями Маршака. Вспомнить о жизни и творчестве поэтессы А.Барто Знакомство с жизнью и творчеством Михалкова; Анализ стихотворных текстов. | Формирование приемов понимания прочитанного. Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности, Выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, определение их функции в художественной речи, Эстетическое переживание прочитанного. Развитие творческого воображения и фантазии. Развитие устной речи. Совершенствование словарного запаса. Постановка вопросов к прочитанному Словесное рисование Конкурс чтецов. | Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; Знать наизусть 2-3 стихотворения, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. |
2-3 | А. Барто «Разлука», «В театре». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4 | С. Михалков «Если», «Рисунок». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | Внекл.чтение. Стихи детских поэтов. | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
6 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2». | К | ФО УО ТК | |||
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (11ч) | ||||||
1 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с жизнью и творчеством Б. Шергина; учить понимать смысл пословиц. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, учить анализировать текст, делить его на части, обучать сравнивать тексты. Знакомство с жизнью и творчеством М.Зощенко; учить выражать отношение к прочитанному. Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова; повторить правила пользования телефоном. Знакомство с жизнью и творчеством В.Драгунского. Обобщение знаний по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Формирование приемов понимания прочитанного. Анализ прочитанного, определение его идеи, авторского замысла, добиваясь его осмысления и легкой ориентации в нем. Составление кратких характеристик героев книги по описанию, речи, поступкам, описанным автором, отношению к этим героям центральных персонажей. Практическое знакомство с понятиями. Определение «авторского» стиля – выделение слов, определенный строй предложений, характерный для данного автора. Развивать и воспитывать читательский интерес и умение аннотировать прочитанные книги. Эстетическое переживание прочитанного. Характеры героев, их чувства и переживания. Высказывание своего отношения к прочитанному. Развитие устной речи. Совершенствование навыков чтения и пересказа. Обогащение лексики учащихся. Виды чтения на уроке. Выборочное информативное чтение . Иметь представление о человеке, самом себе, месте человека в мире, о духовных качествах человека, о творческой деятельности. | Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; Предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
Соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; Выполнять пересказ прочитанного, -рассказывать об авторе - передать в выразительном чтении настроение автора, его отношение к героям произведения. |
2 | А. Платонов «Цветок на земле». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3 | А. Платонов «Цветок на земле». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4 | А. Платонов «Ещё мама». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | М. Зощенко «Золотые слова». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
6 | М. Зощенко «Великие путешественники» . | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Н. Носов «Федина задача», | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
8 | Н. Носов «Телефон». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
9 | Рассказы Н.Носова | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
10 | В. Драгунский «Друг детства». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
11 | Обобщение изученного по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Р К | ФО УО ТК | |||
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» ( 7 ч) | ||||||
1 | Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | ОНЗ | ФО УО ТК | Знакомство с журналами для детей. Ознакомиться с рассказами Ермолаева Знакомство с жизнью и творчеством Г.Остера. Знакомство с жизнью и творчеством Р.Сефа Обобщение знаний по теме «По страницам детских журналов». | Формирование приемов понимания прочитанного. Раскрытие особенностей ритма и лексики стихотворений применительно к их тематической направленности, Выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, определение их функции в художественной речи, Определение характера произведения, выявление главной мысли. Определение настроения стихотворения, использование данных литературного анализа для выразительного чтения. Литературный анализ - поиск олицетворений, сравнений. | Устанавливать темп чтения от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения. анализировать произведение; определять средства художественной выразительности; выразительно читать стихотворения наизусть. прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; |
2 | Г. Остер «Вредные советы», | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
3 | Г. Остер «Как получаются легенды». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
4 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
5 | Обобщение изученного по теме «По страницам детских журналов». Проверка техники чтения. | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
6 | Р. Сеф «Веселые стихи» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Урок в библиотеке «По страницам детских журналов» | Р,Р\Р | ФО УО ТК | |||
Зарубежная литература ( 15 ч) | ||||||
1-2 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | ОНЗ | ФО УО ТК | Ознакомить с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами; учить делить текст на смысловые части, понимать содержание мифа; ознакомить с другим героем – Прометеем; дать понятие Золотого века. Знакомство с жизнью и творчеством Андерсена; работа над сказкой, деление ее на части, учить ставить вопросы по содержанию сказки. Обобщение, контроль знаний |
Формирование приемов понимания прочитанного. Составление кратких характеристик героев по описанию, речи, поступкам, отношению к этим героям центральных персонажей. Практическое знакомство с понятиями. Систематизация имеющихся знаний о сказках. Уточнение различий народной и авторской сказок, понятие о главной теме народных сказок, социальных предпосылках ее возникновения. Понятие о классификации народных сказок. Эстетическое переживание прочитанного. Развитие творческого воображения и фантазии. Развитие устной речи. Совершенствование навыков пересказа. Виды чтения на уроке. Чтение первичное, вслух, подготовленное, самостоятельное, выборочное, ролевое. | Осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;
Различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства. Находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); Определять позиции героев и позицию автора художественного текста; Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности |
3 | Вн.чт. Мифы, легенды, предания | Р | ФО УО ТК | |||
4-6 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
7 | Вн. чт. Сказки датского сказочника Г. Х. Андерсена | Р | ФО УО ТК | |||
8 | Шарль Перро «Рике с хохолком» | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
9 | Волшебные сказки зарубежных писателей. | ОНЗ | ФО УО ТК | |||
10 | Итоговый контроль по проверке техники чтения за год | К | ФО УО ТК | |||
11 | Развивающий час по теме «Зарубежная Литература» | Р | ФО УО ТК | |||
12 | Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса). Задания на лето | Р | ФО УО ТК | |||
13 14-15 | Обобщение изученного за год. Контрольная работа за II полугодие. | К | ФО УО ТК |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.
- ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.
С утра до вечера
Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.
Наклонится стебелёк у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.
— Трудно тебе, шмель?
— Ещё бы!
— А почему на другие цветы не садишься?
— На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.
— А на клевере?
— На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.
— Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвёл. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...
— Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера! (117 слов)
Э. Шим
1. Какой цветок для сбора мёда облюбовал шмель? Почему?
2. Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе
помогли бы в этом? Прочти их.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.
Петух и наседка
Во дворе наседка водит за собой цыплят.
Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.
Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.
Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.
Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.
Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!
А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!
Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи: «Куа-а-ак!...»
И стремглав под забор. (110 слов)
Э. Шим
1. Когда обычную курицу называют наседкой?
2. Какой она становится по внешнему виду, по характеру?
3. Расскажи, как она расправилась с петухом?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ В СЛУХ.
Сколько живёт пчела
Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
— Правда ведь, пчела?
— Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...
— Нет, ты живи! Долго живи!
— Не дано мне долгой-то жизни...
— И сколько же тебе жизни отпущено?
— Чуть побольше месяца. Всего-навсего!
(116 слов) (Э. Шим)
1. Как трудится пчёлка целый день?
2. Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?
3. Что интересного ты узнал о пчеле?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ.
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(135 слов)
А. Аксёнова
1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Моро М. И. ФГОС...
рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС
Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.: М.:...
Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС
Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, "Школа России" ФГОС.
Рабочая программа по технологии, "Школа России", 2 класс, ФГОС....