На все руки мастер.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР
Цели:
- расширить читательский кругозор учащихся;
- привить любовь и интерес к книге, к слову;
- развивать внимание, мышление, память, речь.
Сегодня мы с вами вспомним писателя, а какого вы должны мне сказать, отгадав ребус (в нём зашифровано имя писателя)
Б О Л Т » » | Р У К А » » » | « Л И С Т » |
Мы узнали, что нашего писателя зовут Борис.
А чтобы узнать фамилию писателя, послушайте стихотворение «Почта» Самуила Маршака, в котором есть такие строчки:
Житков за границу по воздуху мчится –
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым в вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
- Итак, сегодня на нашем занятии пойдёт речь о Борисе Житкове.
- А кто знает, что с письмом было дальше? ( Оно путешествовало вслед за адресатом в Германию, в Англию, В Бразилию и в конце концов вернулось в Ленинград. Туда, где Борис Житков стал писателем.)
- Ведь писателем он стать не собирался. Можно сказать , что ему повезло, он прожил как бы три жизни:
- в первой – он был мальчиком, мечтавшим о приключениях и путешествиях, учеником и студентом;
- во второй – моряком, инженером, путешественником.
- в третьей – писателем.
Ну, давайте обо всём по порядку.
- Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года недалеко от города Новгорода. В этом году исполнилось…( 130 лет со дня рождения писателя).
- Семья была большой: родители, 3 дочери и сын. Борис Житков был самый младший в семье.
- Отец будущего писателя, Степан Васильевич Житков, учил ребят предмету, на котором делают такие действия: 18 + 6 =
24 + 10 =
- Какой же предмет преподавал отец писателя? ( Математику)
- А мама будущего писателя была прекрасной пианисткой, поэтому с детства Борис Житков интересовался музыкой, играл на скрипке.
Детство Житкова прошло в Одессе. Там он окончил гимназию. Во время учёбы познакомился с К.И. Чуковским, что в будущем определило судьбу Житкова.
К.И. Чуковский (Коля Корнейчук) вспоминал:
«Я сидел на «камчатке», а он (Борис) – далеко впереди. Мне нравилось, что он живёт в порту, что у него есть собственная лодка….телескоп на 3-х ножках, скрипка и чугунные шары для гимнастики, и ручной… волк»
-Да, ребята, не удивляйтесь, он сам взял его ещё щенком и выдрессировал.
Борису Житкову не было ещё и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил в лодке далеко в море, лучше всех вязал морские узлы , вызывая зависть соседних мальчишек. С детства ему нравились мужественные люди. Воля и настойчивость помогли ему овладеть множеством профессий: он работал химиком, кораблестроителем, штурманом дальнего плаванья. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах З.Ш., в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
- А теперь сосчитайте и запишите ответы на наши примеры. Мы получили две цифры- 24 и 34.
- Я не случайно задала вам сосчитать эти примеры. Эти две цифры связаны с биографией писателя.
- Оказывается, когда будущему писателю было 24 года, он окончил Новороссийский университет, прекрасно знал географию, химию, биологию и физику.
- Скажите коротко, что изучают эти науки?
география – (наука о Земле)
химия – (наука о химических элементах, их соединениях и превращениях.)
биология – (наука о живой природе)
физика – (часть природоведения, наука о природе, её закономерностях)
- В 34 года Житков окончил политехнический институт в Петербурге и стал кораблестроителем.
- Ребята, кто нам может сказать, чем занимаются кораблестроители, что они должны знать и уметь?
( Это инженер, умеющий строить морские суда. Для этого он должен хорошо знать точные науки – математику, физику и другие . Уметь применить эти знания на практике).
- С 1917 года будущий писатель работал инженером в порту г. Одессы. Город стоит на берегу Чёрного моря. Борис Житков ловил на море рыбу, купался и посещал береговые мастерские. Там он научился работать на различных станках, делать воздушных змеев, табуретки, а также модели яхт и пароходов. В тоже время он увлекался фотографией, астрономией и знал множество созвездий.
- Но, однажды это вторая жизнь окончилась печально: инженер остался без работы. (все его знания, умения, опыт вдруг стали никому не нужны). Но выход нашёлся.
- Дверцу в новую, третью жизнь распахнул перед Б. Житковым его школьный товарищ – Корней Чуковский. «Попробуй писать рассказы для детей», - сказал он. Житков всегда славился среди знакомых как чудесный рассказчик, он очень здорово разбирался в том, что будет интересно детям, самыми простыми словами мог рассказать о самых сложных вещах. Ведь, все, о чём писал Борис Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Житкову тогда было уже 42 года.
Первый рассказ назывался «Над водой». А , вообще за 15 лет – он написал более 100 произведений для детей. Особенно много у него рассказов про животных, он не просто любил животных, а везде , где бывал, наблюдал за ними и и записывал всё, что видел в свои дневники.
- Посмотрите не выставку: здесь представлены несколько его рассказов про животных.
Отгадайте загадку и нарисуйте животного (рассказ про этого животного есть на выставке):
Стоит большая гора –
Не из камня, а живая.
Уши большие, маленький хвост
И длинный трубчатый нос.
- Итак, ребята, что вы нарисовали? О какой горе идёт речь? (о слоне)
Писатель в рассказе «Про слона» описал то, что увидел в Индии: как слон хоботом посадил 4-х детей к себе на спину, подошёл к дереву и пригнул ветку, чтобы ребята могли достать плоды; как помогал женщине из колодца доставать воду, потому что она стирала; как купался со слонёнком и обливал из хобота водой детей. Но больше всего автора удивил слон, который без всякой команды складывал брёвна в штабеля.
- Есть среди вас те, кто читал этот рассказ? - Как вы думаете, могут ли слоны предчувствовать дождь? (За 5 км до его приближения)
- А теперь по отрывку из рассказа, догадайтесь о ком идёт речь?
«…Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. На ней был надет синий жилет…» (Обезьянка, рассказ «Про обезьянку».)
- А кто из вас читал этот рассказ и знает как её звали? (Яшка)
- В каком рассказе писателя говорится о маленьком, но бесстрашном зверьке, одержавшем победу над змеёй? («Мангуста»).
В этом рассказе автор говорит о том, как он побывал на острове Цейлон, где решил купить маленького зверька – Мангуста.
- А кто знает, какие ещё животные стали героями рассказов Б.С. Житкова? (вам помогут загадки)
Загадки:
1. Полосатые лошадки, африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки на лугу среди травы!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки от копыт до головы.
(зебра)
2. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придёт весна, просыпается от сна.
(медведь)
3. Длинные иголки по земле волочатся,
Приставать к нему никому не хочется.
(дикобраз)
4. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(осёл)
5. В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход.
(крокодил)
- Решетка на нём нарисована чётко,
И очень к лицу людоеду решётка.
(тигр)
- Мохнатенькая, усатенькая,
Сядет – песенку поёт.
(кошка)
- Зубовато, серовато, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(волк)
- Ещё на нашей выставке есть очень оригинальная книга писателя, которая называется «Что я видел». Оригинальная потому, что до Житкова такой книги не создавал никто из писателей. В ней писатель поделился впечатлениями путешественника, повидавшего много всего интересного. Книжка эта для детей 4-5 лет.
- Может и вам ребята, когда вы были в детском саду родители читали эту книжку. Назовите имя главного героя этой книги? (Алёша)
- Главный герой книги – Алёша Почемучка – был реальным мальчиком: он жил в одной квартире со старшей сестрой писателя.
- Есть на нашей выставке и такая интересная книга, которая называется «Что бывало». В неё вошли простые и понятные детям рассказы о жизни.
Прежде чем рассказать об одном из них, отгадайте загадку:
На улице – столбом, а в избе – скатертью? (дым)
- Как вы думаете, что страшнее на пожаре – дым или огонь? (ответы детей)
- Есть у нашего писателя рассказ «Дым»: «Никто этому не верит, а пожарные говорят: «Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. Ещё в дыму ничего не видно, не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу»».
- Ребята, если хотите узнать, что произошло с мальчиком Петей на пожаре, прочитайте рассказ, а сейчас изобразите знак, предупреждающий об опасности огня и дыма.
- Писал он и пьесы для детского театра ( Семь огней).
- Есть у Житкова и цикл рассказов «Морские истории». Это как бы энциклопедия морского дела, где отражён опыт многих поколений моряков.
В этих рассказах море как бы проверяет героев, сталкивает храбрость с трусостью, доброту с жадностью. (так, например в рассказе «Шквал» читателя с первых строк волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма судна, а в рассказе «Компас»- удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода).
И таких рассказов – очень много.
- В конце жизни писатель мечтал о создании журнала картинок для детей , начиная с 3-х лет, т.е. даже более юных, чем возраст читателей книги «Что я видел». Но, не успел. Умер он от рака лёгких 19 октября 1938 года (в 56 лет) в Москве.
- Что бы ещё написал «этот вечный Колумб», как называл его Виталий Бианки, подари ему судьба долгую жизнь?
Подведение итогов:
- Как можно кратко рассказать о писателе, можно ли назвать его мастером? Почему?
(Житков не только интересный писатель, но и неугомонный и внимательный путешественник, эрудит, разносторонне развитый человек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"
презентация мастер класса "Сотворим добро своими руками"...
Мастер-класс ученика: "Помпоны своими руками".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3758542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер- класс ученика: "Помпоны своими руками" (работа ...
Мастер-класс «Все делаем своими руками».
Цель: Формировать у детей знания и умения по изготовлению объемной аппликации из бумаги.Задачи:• Познакомить детей с техникой «торцевание» при выполнени...
Флористический мастер-класс: букет своими руками к 1 сентября.
День знаний невозможно представить себе без цветов, которые школьники преподнесут своим любимым учителям. Но как сделать так, чтобы именно букет, подаренный Вашим ребёнком, произвёл особое впечатление...
Картины своими руками. Мастер-класс
Кто не хочет порадовать своих родных и друзей работами, сделанными своими руками из бросового материала. Данный материал поможет найти необычное решение этой проблемы. Картины из коробок из-под конфет...
Петушок из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Описание: Мастер – класс будет полезен всем, кто хочет порадовать близких людей подарком, сделанным своими руками.Фото в блоге по ссылке http://ped-kopilka.ru/blogs/maiorova-tatjana/master-...
Программа развития творческих способностей обучающихся «На все руки мастер»
quot;На все руки мастер" программа развития творческих способностей...