Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения
статья по чтению по теме

Фёдорова Наталия Анатольевна

Как бегло, осознанно, выразительно научить читать в темпе разговорной речи к концу начальной школы? Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prochnykh.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдорова Н. А.

Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

   Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…

                                                                                                 В. Сухомлинский 

Перед учителем начальных классов стоит задача научить бегло, осознанно, выразительно читать в темпе разговорной речи (120-150 слов в минуту) к концу начальной школы.

Как это сделать? В настоящее время появилось достаточно литературы на эту тему. В книгах, статьях, адресованных преподавателям, воспитателям детских садов, родителям, освещаются не только вопросы, связанные с обучением чтению, но и предлагаются конспекты занятий, практические советы, различные упражнения.

Но как бы много не писали на эту тему, по мнению Л. Н. Толстого лучшей методикой для учителя будет та методика, которой он хорошо владеет. Проработав в начальной школе 27 лет, я использовала в своей работе многие приёмы и упражнения по совершенствованию техники чтения, описанные в литературе. Одни дали хорошие результаты, другие видоизменялись  и продолжают изменяться, третьи совершенно не пригодились в работе.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

Поэтому работа над беглым, осознанным, выразительным чтением ведётся мною на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

От уроков обучения грамоте к читательской самостоятельности

Правильно учить всегда трудно. Особенно непросто правильно учить детей читать. Появившаяся в последнее время тенденция передоверять обучение младших школьников чтению родителям, воспитателям, не имеющим специальной подготовки, и вообще людям случайным крайне вредна и опасна. Все они в лучшем случае могут ребёнка научить одному читательскому действию – грамоте. Но грамота – это не чтение. Грамота – это лишь одно из условий для чтения. Более того, оторванное от чтения книг, обучение грамоте, к сожалению, достаточно часто порождает у обучающихся стойкое нежелание учиться читать. В то же время психологи Костромина С. Н. и Нагаева Л. Г. считают, что «прежде чем ребёнок перейдёт к самостоятельному чтению, его техника чтения должна быть достаточно совершенна, т.е., если ребёнок читает послоговым способом, то давать ему стихи, рассказы, даже сравнительно небольшого объёма, нецелесообразно, так как ребёнок, концентрируясь на прочитывании (слогослиянии), будет затрудняться одновременно вникать и в содержание». Не осознавая до конца прочитанного, ребёнок теряет интерес к содержанию. В связи с этим, на этапе послогового чтения психологи советуют ограничиться чтением учебника и специальных упражнений.

Постепенно ребёнок начнёт читать всё лучше и лучше, переходя от послогового чтения к способу слог +слово. На этом этапе уже можно ребёнку предложить небольшие, но интересные по содержанию книги, учитывая его интересы и склонности. От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или нежелания учиться читать во многом зависит успех и его настоящего и его будущего. Поэтому так необходимо, чтобы ученик научился осознанно читать в период обучения грамоте.

В I класс приходят дети с различной дошкольной подготовкой: некоторые из них уже читают, другие знают часть букв и читают простые слоги и лёгкие тексты, третьи знают несколько букв, но не умеют читать, и лишь немногие не знают ни одной буквы.

Поэтому для наиболее эффективного обучения с первых дней учителю совершенно необходимо иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей по чтению. В первые дни пребывания ребёнка в школе считаю целесообразным зафиксировать умения и навыки по чтению: «не умеет читать», «читает по слогам», «читает целыми словами». Читали целыми

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Ось –89, М., стр.121        

словами и отдельные слова по слогам 3 человека, читали по слогам 4 человека, знали несколько букв, но читать не умели 5 человек. (Данные на 12 человек предыдущего выпуска). Проведенное тестирование показало, что к школе отлично подготовлен был 1 мальчик, 4 человека подготовлены были хорошо, 7человек – слабо, не подготовленных детей не было.

Как начинать обучение грамоте всех детей класса? Дети, умеющие читать, получали посильные индивидуальные задания: прочитать небольшой текст, составить слова из предложенных букв, прочитать и отгадать загадку и т. д.

Знакомство с новым звуком и буквой проходило традиционно и со всем классом. Дети, умеющие читать, как правило, не имеют тех необходимых знаний о буквах и звуках, которые требует программа. Но они являются хорошими помощниками учителю на уроке при чтении небольших текстов, загадок, чистоговорок и т. д. Всё это печатается на доске, в тетрадях по чтению, которая есть у каждого ребёнка – первоклассника. Сюда ученик печатает новую букву, слоги и слова с изучаемой буквой. А читающим детям я ещё и печатаю дополнительные тексты. Использую также и карточки с напечатанными текстами.

При изучении буквы Р р  и звуков р  р детям было предложено отгадать загадку и доказать правильность своего ответа: «В воде она живёт, нет клюва, а клюёт». Дети без труда отгадывают загадку, а я предлагаю подумать над следующим вопросом: «Кто ловит рыбу?»  Дети дают много ответов.  

Учитель: Кто же сегодня для всех нас ловит рыбку? Об этом мы узнаем, послушав стихотворение в исполнении Саши.

Саша: (читает в тетради) Р - Рыбак не спит на печке,

Карасей он ловит в речке.

Не на удочку, не шапкой –

Карасей он ловит лапкой.

Учитель: Кто же наловил для нас к уроку карасиков лапкой? ( Рысь – показываю иллюстрацию рыси и карасей)

Далее ведётся по традиционной методике выделение звуков р,  р из слов рыбак, речка и работа с этими звуками.

Учитель:  Звуки  р , р обозначены на письме буквами Рр. На что похожи эти буквы? ( Дети вместе с учителем в  в о з д у х е  пропечатывают эту букву).

Учитель: Каких же рыбок наловил на речке и принёс нам рыбак? Посмотрите на рыбок и скажите, чем рыбки отличаются от зверей и птиц? (ответы детей) Откройте тетради по чтению. Тело рыб покрыто чешуёй. Наши рыбки пока без одежды. Возьмите в руки ручки и «оденьте» в необычную чешую рыбку. Она будет состоять сегодня из букв Рр.  

В тетради каждого ученика к уроку по изучению новой буквы  по трафарету или по шаблону обвожу нужный рисунок. Он выполняется такой величины, чтобы дети могли в нём печатать, а потом, дома, по желанию, раскрасить цветными карандашами. Эта работа позволяет ребёнку хорошо запомнить изучаемую букву и зрительно, и её написание.

Даже хорошо читающий первоклассник допускает ошибки при чтении, поэтому уроки обучения грамоте и уроки чтения в 1, 2 классах начинаю со звуковой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Разминку может проводить любой ученик – ведущий. Он ведёт указкой по ленте букв, дети делают глубокий вдох и на выдохе читают изученные буквы: гласные, согласные, буквы первой строки, буквы второй строки. После изучения всех букв алфавита задание для звуковой разминки усложняется. На выдохе учащимся предлагается прочитать, сделав вздох, 15 согласных звуков одного ряда.

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З    и  т. д.

Не всегда и не всем это удаётся сделать с первого раза. Но ежедневная систематическая работа в этом направлении помогает не только добиться чёткости произношения звуков, но и безошибочного запоминания изучаемых букв.

В период обучения грамоте обязательным этапом урока является чтение слогов по слоговой таблице. Виды работ с таблицами разнообразны: чтение по строчкам, в столбиках,  найти и показать пальчиком определенный слог, договорить этот слог до слова, индивидуальное чтение «цепочкой», чтение слогов только девочками или только мальчиками, чтение слогов парами и т. д.

В своей работе я использую несколько таких таблиц. Первая таблица состоит из соединений двух гласных звуков. Это для обучаемого легче, чем любые соединения, что отвечает правилу: от простого к сложному. Для прочтения слова, состоящего из гласных звуков, важно то, что ученик фактически не ограничен временем прочтения каждой буквы. Первый звук он может тянуть столько, сколько ему потребуется, чтобы переключить речевой аппарат на прочтение следующей буквы. Независимо от воли обучаемого переход от одного звука к другому здесь в любом случае происходит плавно, а ускорение прочтения уже самого первого слова способствует усвоению речевым аппаратом самого навыка такого перехода. Поэтому после очень медленного, но, разумеется, правильного прочтения любого слова, ученик повторением доводит темп прочтения до близкого к норме.

В порядке постепенного наращивания трудностей следует сначала соединение в одно слово гласного звука с согласным, затем согласного с гласным и, наконец, одного согласного звука с другим согласным, именно в такой последовательности и составлены таблицы, используемые мною на уроках обучения грамоте.

При проверке домашнего задания  и техники чтения выявляла слоги и соединения букв, в которых дети допускали наибольшее количество ошибок, печатала их на доске и, обязательно, до автоматизма отрабатывала их прочтение на последующих уроках.

Работая над совершенствованием техники чтения, нельзя забывать совет русского методиста Д. И. Тихомирова: «Научить маленьких наших читателей мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются, в частности, при работе над выразительностью чтения. Именно голосом, дикцией ребёнок выражает своё отношение, свои чувства к описанным в книге фактам.

Уже при прочтении односложных слов, а затем при каждом удобном случае обучаю детей выразительному чтению. Использую для этого упражнения типа:  

А. А! А?

Уа? Уа!

У. У! У?

А я? А я!

В доступной форме, на примерах, ученикам объясняю, что слово, сказанное монотонно, без выделения интонацией, громкостью и некоторым удлинением какого-то слога (ударного) может оказаться просто непонятным. Что, например, означает без ударения произнесённое слово дома – то ли дома (сидеть дома), то ли дома (строить дома).

По мере усложнения учебного материала и усложняются задания:

  1. прочитай предложения, соблюдая интонацию:

Мама купила конфеты.

Мама купила конфеты?

Мама купила конфеты!

  1. прочитай, расставляя логические ударения в предложениях:

Мне подарили собаку.

Мне подарили собаку.

Мне подарили собаку.

3) прочитай фразу: «В лесу живёт барсук»  ласково, сердито, сожалея, радуясь и т. д.

Расширяя кругозор, работая над выразительностью речи детей, в 1 классе заучиваю с ними небольшие стихотворения А. Барто, С. Маршака, С.Михалкова, Б. Заходера и др. поэтов. «Непроизвольное заучивание детьми в раннем возрасте многих текстов детских книжек наизусть очень хорошо потом может быть использовано для ускоренного усвоения ребёнком навыков чтения», - считает Е. Федорин в книге «Я учусь читать!».

Любимым видом чтения у учащихся является чтение по ролям. Нравится им и инсценирование небольших произведений или отрывков из них. После прочтения нового рассказа, стихотворения всегда прошу высказать своё мнение об услышанном.

Всё это помогает осмысленному пониманию текстов.

Быстрое чтение и скорочтение

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В. А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости у школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. Уже со второго  полугодия 1 класса требую от учащихся ведения дневника читателя, куда они записывают название книги, её автора, время чтения и количество прочитанных страниц. В эти дневники по желанию дети делают рисунки, пишут отзывы по прочитанным книгам. Книги дети выбирают первоначально по своим возможностям, затем по рекомендательному списку, предложенному учителем. В I  классе советую дополнительно к учебному материалу читать от 10 до 15 мин в день. К IV  классу это время возрастает до 30 мин. Обычно, эти 15-30 минутные чтения очень быстро входят у ребёнка в привычку, а остановка на интересном месте побуждает у ребёнка желание открыть книгу вновь.

Формирование привычки проводить время за книгой – очень важное условие становления навыка чтения. Нам хорошо известна пословица: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на тех наших действиях, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, влияя на поведение. Многие действия, выполнение которых стало потребностью, сформировали наши привычки, положительные и не очень. Наша задача – использовать эту особенность организма автоматизировать повторяющиеся действия. Именно регулярное чтение будет способствовать формированию привычки проводить время с книгой, а, следовательно, в дальнейшем определять потребность в чтении.

Большое внимание уделяю проверке и подготовке домашнего задания по чтению. Считаю, что «домашние» тексты должны прочитываться от 3 до 5 раз, даже если ребёнок хорошо понял смысл прочитанного.  Дело в том, что многократное чтение одного и того же отрывка приводит к зрительному запоминанию слов. А это в  свою очередь – к узнаванию этих слов в последующих текстах. С этой же целью часто практикую чтение трудных слов с доски с обязательным осмыслением прочитанного, веду систематическую работу над скороговорками.

В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту, т. е. скорость разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Но «быстрочтение, -пишет профессор Н. Д. Никандров, - часто полезно, иногда приемлемо, иногда вредно».

Как известно, овладевают навыком обычного чтения дети в разное время. Кто-то хорошо читает ещё до школы, кто-то явно задерживается. И это значит, что нельзя ответить на вопрос, с какого класса или с какого возраста можно и нужно учить детей скорочтению. Вопрос должен звучать иначе – когда этого конкретного ребёнка можно начать учить скорочтению. И одним из оснований будет достаточное овладение навыком «обычного» чтения, в том числе навыком чтения вслух.

« Может возникнуть вопрос: не проще ли сразу учить «правильно», т.е. быстро, нежели потом переучивать или переучиваться самому читателю? Нет, не лучше, поскольку в данном случае нет однозначного ответа на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо». Плохо, когда мы мешаем ребёнку научиться нормально читать вслух. Что ещё хуже, не учитываем и другой важной функции чтения в период начального школьного обучения. В это время чтение есть одно из средств попутного обучения грамоте вообще и грамотному письму в частности. Медленное чтение при этом много полезнее, чем быстрое.

Предельно серьёзным является и эстетическая сторона в чтении. Ведь ребёнок редко читает собственно научные тексты, многие учебные тексты, особенно по гуманитарным дисциплинам, тоже близки по стилю к художественным. И медленное чтение выполняет функцию эстетического

воспитания, при правильном подходе развивается потребность в чтении не только для информации, но и для самой радости общения с художественным текстом.

Поэтому так необходимо детей научить в первую очередь безошибочному осознанному чтению с первых же занятий по обучению чтению.

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения

Занятия в школе должны давать детям не только знания, но и заинтересовывать, чтобы им хотелось получать эти знания.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно

  Никандров Н. Д. Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно. Начальная школа, 1994, №4, стр.21      

владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, беглость, выразительность.

Какие же упражнения я использую в работе по совершенствованию навыков чтения?

К ним относятся:

  • упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

Остановлюсь на некоторых приёмах, не описанных ранее.

В начале каждого урока провожу в течение 3 мин жужжащее чтение.  

Жужжащее чтение – это одновременное чтение всеми учениками текста вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Каждый читает со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Часто на уроках звучит хоровое чтение. Ведущим в таком чтении может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Использую этот вид не только на уроках чтения, но и на остальных уроках: при чтении правил, условий задач, текстов по истории и окружающему миру и т. д. В процессе такого чтения на равных работают все ученики: как быстро читающие, так и читающие медленно. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами. Считаю, что этот вид чтения приносит большую пользу. Одним из самых распространённых недостатков чтения являются регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. Хоровое чтение позволяет устранить этот недостаток, а также является прекрасным упражнением для отработки выразительности чтения.

Со II класса провожу зрительные диктанты по текстам И. П. Федоренко. Они позволяют при условии ежедневной работы развить оперативную память настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смыл предложений, читать ему становится интересно, а потому процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Заимствовала я так же из системы И. П. Федоренко и И. Г. Пальченко  и другие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Провожу периодически и самозамер техники чтения. Дети в течение 1 минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневник. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.        

Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, взятые мною из сборника упражнений Т.И. Кондраниной:

  1. Чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро.
  2. Чтение как одного слова служебных слов с тем словом, к которому оно относится  ( в лесу,  по реке_).
  3. Чтение скороговорки многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения.
  4. Чтение  1-2 предложений, прочитывая слова по кругу.
  5. Чтение предложений на расстановку логического ударения, выделяя голосом наиболее важное по смыслу слово.
  6. Чтение отрывков в разных темпах:   тихо – обычно – громко, громко – тихо – обычно, медленно – громко, быстро – тихо и т.д.

Эти упражнения занимают третью часть урока, остальное время отводится на тематическое чтение, которое сочетается с другими задачами и видами деятельности.

Развитие интереса к чтению

Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребёнок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто сетует на обратное, в глубине души надеясь, что вот-вот ребёнок полюбит читать, и продолжает стимулировать и подталкивать ребёнка разными способами: заставляя и уговаривая.

Придавая первостепенное значение развитию интереса к чтению, уже на самом первом этапе обучения большое место отвожу работе с родителями. Интересуюсь семейной библиотекой, тем, какое место в семье занимает чтение. Этому вопросу посвящены ряд родительских собраний: «Роль чтения в развитии младших школьников»;  «Руководство чтением младших школьников»; конкурсы «Папа, мама, я – читающая семья», посещение родителями открытых уроков чтения. Провожу индивидуальные консультации с родителями по вопросу совершенствования техники чтения.

Практически на каждом родительском собрании сообщаю о результатах проверки техники чтения, которую провожу ежемесячно. Эта проверка способствует формированию потребности читать и даёт представление и ребёнку, и родителям  о том, насколько ученик продвинулся на этом пути. Поэтому обязательно показываю ребёнку его достижения. Лучшим средством для этого служит таблица учёта достижений «Мы читаем», которая висит в классе на видном месте. Этот приём стимулирования способствует более высоким темпам продвижения при овладении техникой чтения. Особого секрета тут нет – большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на  какое-то время ту наглядную функцию достигнутых успехов выполняет таблица достижений, придавая ребёнку чувство удовлетворённости самим собой.

Большую роль в привитии любви к чтению играет и связь с библиотеками, особенно школьной. Союз учителя и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь – отличным от школьного подходом к работе с книгой. Дети же в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы  с книгой ( выбор книги, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале.

Впервые в нашу школьную библиотеку дети приходят с классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, места отдыха и общения.

В последующие посещения дети  подбирают книги для очередного занятия  сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.

А.Ю.Захарова, библиотекарь нашей школы, частый гость в классе. Она проводит беседы, библиотечные уроки, утренники и праздники, входит в состав жюри или возглавляет его в литературных викторинах и конкурсах.

Школьной программой предусмотрен урок внеклассного чтения – как основная форма работы с детской книгой. Этот урок нацелен на развитие коммуникативности ребёнка – умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом дети учатся сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняются во владении литературными нормами родного языка, используют художественные формы передачи отношения  к прочитанному – декламацию, инсценирование и т.д. Поэтому в системе внеклассного чтения провожу уроки-утренники, уроки-отчёты, устные журналы, уроки-викторины, уроки-конкурсы и т.д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя  этим урокам и предшествует очень долгая и кропотливая работа. Такие уроки дети часто называют праздниками, с удовольствием готовятся к ним: подбирают и читают необходимые книги, выполняют предложенные задания, пишут небольшие сочинения, делают рисунки и поделки. К таким урокам привлекаю и родителей, которые становятся не только оформителями, но и их участниками.

О том, насколько интересны эти уроки для детей, можно судить по их сочинениям-отзывам  и желанию принять участие в новых праздниках, встречах с новыми литературными героями.

Комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся, что сказалось на конечных результатах. На конец  4 класса из 17 учащихся читали со скоростью выше 120 слов в мин -8 человек (47%), от 110 до 120 слов в мин – 5 человек (29%), от100 до 110слов в мин – 3 человека (18%). Только у одной девочки скорость составляет 76 слов в мин (6%).

В конце каждого учебного года прошу детей заполнить анкету. Одним из вопросов является вопрос о любимом школьном предмете. В I классе чтение назвали любимым предметом 10 человек из 13, во II классе – 14 из 16, в III классе – 9 из 16, в IV классе – 10 из 17.

В своей работе я исхожу из того, что формирование  у детей техники чтения происходит на базе устойчивого интереса к чтению. Другими словами, если сформировать у ребёнка потребность читать, любовь к самому процессу чтения, он успешно овладеет и необходимыми навыками сознательного, беглого, выразительного чтения!

 

Литература

  1. Кондранина Т.И.   Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения.  Москва, 1998
  2. Костромина С.Н.,  Нагаева Л.Г.   Как преодолеть трудности в обучении чтению.  Москва,  «Ось-89», 1999
  3. Лопухина И.С.  Логопедия. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999
  4. Федорин Е.Д.  Я учусь читать.  Москва, 1993
  5. Боязова Л.Б., Волков В.А.  О некоторых приёмах обучения навыкам чтения. Начальная школа, 1998, №1, с.60-63
  6. Гритчина Н.М.  Ещё раз о навыках чтения. Начальная школа, 1994, №2, с. 64-67
  7. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. Начальная школа, 1990, №8, с. 52-62
  8. Лагутина Т.В.  От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения.  Начальная школа, 1994, №2, с. 60-64
  9. Никандров Н.Д., Ситникова Н.А.   Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно. Начальная школа, 1994, №4, с. 19-21
  10. Светловская Н.И.  Право на выбор. Начальная школа, 1994, №4, с. 14-19
  11. Соколова В.Л. О внеклассном чтении. Начальная школа, 1995, №3, с. 68-69
  12. Фролова В.Д. развитие интереса к чтению. начальная школа, 1989, №12, с. 27-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Доклад для педчтения:  «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...