Урок-конкурс "Строим музей пушкинсих сказок"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Это мероприятие позволяет расширить кругозор детей на знание сказок А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-конкурс "Строим музей пушкинсих сказок" | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка –ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок»
А.С.Пушкин
УРОК-КОНКУРС «СТРОИМ МУЗЕЙ ПУШКИНСКИХ СКАЗОК»
Цели: 1.Прививать любовь к чтению.
2. Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие.
3. Работать над выразительностью чтения.
4. Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.пушкина
Оборудование: - портрет А.С.Пушкина;
- слайды с иллюстрациями художников к сказкам Пушкина;
- выставка книг сказок Пушкина;
- выставка детских рисунков по творчеству поэта.
Вступление.
-Кто изображен на портрете?
- Что вы знаете об этом замечательном поэте?
- Какие произведения А.С. Пущкина адресованы детям?
- Назовите ваше любимое стихотворение Пушкина.
Краткая биография с показом слайдов.
- Сегодня мы проведем конкурсы, посвященные творчеству поэта. За каждый правильный ответ я буду давать жетончик. Тот ,у кого их будет больше, выйдет победителем.
Конкурс «Из какой сказки»
- Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
(«Сказка о царе Салтане»)
- Ты, бесенок, еще молоденок,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне…
(«Сказка о мертвой царевне…»)
- В ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына.
(«Сказка о золотом петушке»)
- Дорогие ребята, сколько разных чудес было в удивительных сказках Пушкина. А это вы помните?
5.В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…
(«Сказка о царе Салтане»)
Правильно! Молодцы! И к вам плывут эти бочки-шарики! Ну-ка, поймайте свою бочку и ответьте на вопрос, находящийся в ней!
(ребята ловят шарики, разбивают их, находят вопросы и отвечают на них.)
Вопросы в «Бочках»
- -Герой какой сказки Пушкина восклицает:
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла!
-Назови героя и сказку.(Царь Дадон в «Сказке о золотом петушке»)
- -Кому принадлежат слова:
Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить!
- Назови героя и сказку. (Балда в «Сказке о попе и о работнике его Балде»)
- –Кто произносит эти слова и к кому они обращены?
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
- Назови героя и сказку. (Произносит царица-мачеха, обращаясь к зеркальцу,которое было ей дано в приданое в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Сказочный эрудит»
Учащиеся должны близко к тексту ответить на вопросы.
1.-Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»
(ровно 30 лет и 3 года)
2. -На какую работу нанял поп Балду?
(Нужен мне работник: повар,конюх,плотник)
3.-С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?
( Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всехмилее,
Всех румяней и белее?)
4.-Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?
( И кричит :»Кири-ку-ку,
Царствуй, лежа на боку!»)
5.-Сколько было сыновей у царя Дадона? (два)
6. – Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу?
(через 8 дней)
7. – Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте?
(солнышко, месяц, ветер)
8. – Какую песенку исполняла белка-чудесница?
(При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде)
9. – Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко)
10. – Сколько человек насчитывала семья попа-«толоконного лба»?
(Поп, попадья, поповна и попенок)
11. – Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рубку?
(три раза. Первый раз пришел невод с одною тиной, второй – с травой морскою, третий – с одною рыбкой, но не простою, а золотой)
Подведение итогов конкурса.
- А теперь мы будем строить музей пушкинских сказок. Для музея нужно помещение.
- Вспомните, какие сказочные дома встречаются в пушкинских сказках.
( землянка, крестьянская изба, терем, царские палаты, шелковый шатер, хрустальный дом, горница, замок, светлица)
Потом заранее подготовленные дети читают отрывки из сказок об отих помещениях:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Пошел он ко своей землянке.
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальны дом.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
- Что же мы выберем для нашего музея? (терем, …)
- Где он будет стоять? ( на берегу моря, на холме)
- А что же будет расти перед нашим музеем? (зеленые дубравы)
Дуб зеленый над холмом.
Глушь лесная.
- Кто поселится рядом с нашим музеем? Вспомните, какие животные, птицы, насекомые, рыбы встречались вам в сказках Пушкина?
- Белка-чудесница.
- Комар, шмель, муха.
- Белая лебедь
- Коршун.
- Два зайца, кобыла.
- Пес Соколко.
- Золотой петушок, кот ученый.
- Золотая рыбка.
- Угадайте, чьи портреты мы повесим в музее.
Учитель зачитывает описание внешности некоторых героев сказок.
- Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук… (Царица и ее сын князь Гвидон.)
2.Видит: весь сияя в злате,
Царь…сидит в палате
На престоле и в венце.
С грустной думой на лице.(Царь Салтан)
3.Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.(Царевна-Лебедь)
- Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ранних дел.(царь Дадон).
- А еще чьи портреты мы поместим в музей? (Балды, бесенка, попа и его семьи, Шамаханской царицы,33 богатырей, Звездочета, молодой царевны, ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи, Чернавки)
- А теперь создадим комнату чудес. Вспомните чудеса,происходящие в сказках Пушкина. Какими волшебными предметами заполним мы полки музея?
(волшебное зеркальце, золотые орешки)
- Кто же будет охранять наш музей?
(Золотой петушок, пес Соколко, 33 богатыря)
В заключении проводится конкурс на лучшее чтение произведений А.С.Пушкина.
Подводятся итоги урока-конкурса, определяется победитель ( по количеству жетонов, полученных за правильные ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"
Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...
"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.
Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...
Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...
Постановка "Музей сказок"
Постановка "Музей сказок"...
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....
Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...