Урок-конкурс "Строим музей пушкинсих сказок"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Китаева Светлана Анатольевна

Это мероприятие позволяет расширить кругозор детей на знание сказок А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка –ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок»

А.С.Пушкин

УРОК-КОНКУРС «СТРОИМ МУЗЕЙ ПУШКИНСКИХ СКАЗОК»

Цели: 1.Прививать любовь к чтению.

            2. Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие.

            3. Работать над выразительностью чтения.

            4. Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.пушкина

Оборудование: - портрет А.С.Пушкина;

                            - слайды с иллюстрациями художников к сказкам Пушкина;

                            - выставка книг сказок Пушкина;

                            - выставка детских рисунков по творчеству поэта.

Вступление.

-Кто изображен на портрете?

- Что вы знаете об этом замечательном поэте?

- Какие произведения А.С. Пущкина адресованы детям?

- Назовите ваше любимое стихотворение Пушкина.

Краткая биография с показом слайдов.

- Сегодня мы проведем конкурсы, посвященные творчеству поэта. За каждый правильный ответ я буду давать жетончик. Тот ,у кого их будет больше, выйдет победителем.

Конкурс «Из какой сказки»

  1. Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль – и в щель забился.

(«Сказка о царе Салтане»)

  1. Ты, бесенок, еще молоденок,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

  1. Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне…

(«Сказка о мертвой царевне…»)

  1. В ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына.

(«Сказка о золотом петушке»)

- Дорогие ребята, сколько разных чудес было в удивительных сказках Пушкина. А это вы помните?

5.В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет…

(«Сказка о царе Салтане»)

Правильно! Молодцы! И к вам плывут эти бочки-шарики! Ну-ка, поймайте свою бочку и ответьте на вопрос, находящийся в ней!

(ребята ловят шарики, разбивают их, находят вопросы и отвечают на них.)

Вопросы в «Бочках»

  1. -Герой какой сказки Пушкина восклицает:

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

-Назови героя и сказку.(Царь Дадон в «Сказке о золотом петушке»)

  1. -Кому принадлежат слова:

Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить!

- Назови героя и сказку. (Балда в  «Сказке о попе и о работнике его Балде»)

  1. –Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..

- Назови героя и сказку. (Произносит царица-мачеха, обращаясь  к зеркальцу,которое было ей дано в приданое в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Сказочный эрудит»

Учащиеся должны близко к тексту ответить на вопросы.

1.-Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»

(ровно 30 лет и 3 года)

2. -На какую работу нанял поп Балду?

(Нужен мне работник: повар,конюх,плотник)

3.-С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?

( Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всехмилее,

Всех румяней и белее?)

      4.-Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?

       ( И кричит :»Кири-ку-ку,

        Царствуй, лежа на боку!»)

5.-Сколько было сыновей у царя Дадона? (два)

6. – Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу?

(через 8 дней)

7. – Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте?

(солнышко, месяц, ветер)

8. – Какую песенку исполняла белка-чудесница?

(При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде)

9. – Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко)

10. – Сколько человек насчитывала семья попа-«толоконного лба»?

(Поп, попадья, поповна и попенок)

11. – Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рубку?

(три раза. Первый раз пришел невод с одною тиной, второй – с травой морскою, третий – с одною рыбкой, но не простою, а золотой)

Подведение итогов конкурса.

- А теперь мы будем строить музей пушкинских сказок. Для музея нужно помещение.

- Вспомните, какие сказочные дома встречаются в пушкинских сказках.

( землянка, крестьянская изба, терем, царские палаты, шелковый шатер, хрустальный дом, горница, замок, светлица)

Потом заранее подготовленные дети читают отрывки из сказок об отих помещениях:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Пошел он ко своей землянке.

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми тесовыми вороты.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер.

Все в безмолвии чудесном

Вкруг шатра.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальны дом.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

- Что же мы выберем для нашего музея? (терем, …)

- Где он будет стоять? ( на берегу моря, на холме)

- А что же будет расти перед нашим музеем? (зеленые дубравы)

Дуб зеленый над холмом.

Глушь лесная.

- Кто поселится рядом с нашим музеем? Вспомните, какие животные, птицы, насекомые, рыбы встречались вам в сказках Пушкина?

- Белка-чудесница.

- Комар, шмель, муха.

- Белая лебедь

- Коршун.

- Два зайца, кобыла.

- Пес Соколко.

- Золотой петушок, кот ученый.

 - Золотая рыбка.

- Угадайте, чьи портреты мы повесим в музее.

Учитель зачитывает описание внешности некоторых героев сказок.

  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле;

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук… (Царица и ее сын князь Гвидон.)

2.Видит: весь сияя в злате,

Царь…сидит в палате

На престоле и в венце.

С грустной думой на лице.(Царь Салтан)

3.Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.(Царевна-Лебедь)

  1. Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ранних дел.(царь Дадон).

- А еще чьи портреты мы поместим в музей? (Балды, бесенка, попа и его семьи, Шамаханской царицы,33 богатырей, Звездочета, молодой царевны, ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи, Чернавки)

- А теперь создадим комнату чудес. Вспомните чудеса,происходящие в сказках Пушкина. Какими волшебными предметами заполним мы полки музея?

   (волшебное зеркальце, золотые орешки)

- Кто же будет охранять наш музей?

       (Золотой петушок, пес Соколко, 33 богатыря)

        В заключении проводится конкурс на лучшее чтение произведений А.С.Пушкина.

         Подводятся итоги урока-конкурса, определяется победитель ( по количеству жетонов, полученных за правильные ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.

Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Постановка "Музей сказок"

Постановка  "Музей сказок"...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...