Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Хорошилова Наталья Александровна

Рабоча программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit_chteniyu.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск  

средняя общеобразовательная  школа № 5.

Рассмотрено на заседании

экспертно- методического

совета.

Протокол  № 1 от 10.09.2012г.

Руководитель ШМО

Бойко Л.А.  _____________

 

Согласовано

Заместитель директора школы

Турова  Л.И._______________

Утверждено

Приказом директора № ________

от 11.09.2012г.

Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска

Дюкарев А.Ф._________________

Рабочая программа

по литературному чтению

4  класс

    на 2012-2013 уч.год

                                                    Учитель начальных классов

                                                     Иванова Ирина Валерьевна

г.Саяногорск

I. Пояснительная записка

  1. Основа содержания обучения предмета.

        Программа   по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной  программы по литературному чтению, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования,  предложенного Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В.,  с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч.год , (протокол педсовета № 1 от 31.08.2012г.)

      Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.

2. Цели и задачи обучения в 4 классе.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  2. овладение речевой, письменной и коммуникативной        культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  3. воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной* литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  4. формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни5.

3. Общая характеристика предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы ХУП-ХХ1 вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе - пьесу, в 4 классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошков- ской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников6.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

УМК Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, рассмотрен на педагогическом совете (Протокол педсовета № 1 от 31.08. 2012 года), утверждён Приказом директора № 250 от 01.09.2012 года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 102 часа литературного чтения за учебный год при 3 часах в неделю.

5.Особенности преподавания литературного чтения.

В рабочей  программе предусматривается  внедрение НРК и выделение 10-15% от времени на региональный компонент. НРК проводится на уроках в следующих темах:

  1. «Любимые книги».
  2. «У истоков русской детской литературы».
  3. «19 век. Путешествие продолжается».
  4. «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями».

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

  1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).
  2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.
  3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

Работа с текстом во время чтения.

  • Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

  • Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

  1. по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;
  2. знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:
  • рассматривание книги, знакомство с писателем;
  • чтение учителем фрагмента из любого текста;
  • самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;
  • самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;
  1. урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.

6.УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Буне- ев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.
  2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 6 от 03.05.2012г.) и утверждён приказом директора по школе № 148 от 03.05.2012г.

Перечень учебников   соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 уч.год  (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 2885 от  27.12. 2012г.)

Основное содержание программы

4 класс – 102 часа

«Любимые книги» - 6ч. Стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, фантастическая повесть Е.Велтистова.

«У истоков русской детской литературы» - 18 ч. Стихи А.Пушкина, Н.Кончаловской, детские стихи А.Шишкова. стихи Савватия, «Поучения» Владимира Мономаха, светские рассказы, «Повести временных лет», стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и ума».

«XIX век. Путешествие продолжается» - 28 ч. Басни И.Крылова, литературные сказки А.Погорельского, В.Жуковского, В.Даля; стихи и сказки А.Пушкина, стихи А.Майкова, А.Толстого, Ф.Тютчева, А.Плещеева о природе, Н.Некрасова, учебные книги Л.Толстого, К.Ушинского; рассказы А.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, А.П.Чехова.

«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - 50 ч. Стихи Ю.Владимирова, А.Введенского, Д Хармса; К. Чуковского, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской, Э.Успенского, стихи Н.Матвеевой, А.Барто, Ю.Коринца; смешные рассказы В.Драгунского, Н.Носова; литературные сказки В.Маяковского, Ю.Олеша, Б.Галанова; повести А.Гайдара, Л.Кассиля, пьеса-сказка С.Козлова, интервью с  Тимом Собакиным.

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Обязательный минимум диагностического инструментария

№ п/п

Тема

Вид работы

Сроки проведения

1.

«Любимые книги»

Сочинение  о любимом писателе. Проверочная работа.

сентябрь

2.

«У истоков русской детской литературы»

Проверочная работа. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

октябрь

3.

«У истоков русской детской литературы»

Проверочная работа. Сочинение по путешествию.

октябрь

4.

«XIX век. Путешествие продолжается»

Сочинение-обработка сказки. Проверочная работа.

ноябрь

5.

«XIX век. Путешествие продолжается»

Проверочная работа. Практикум «Учусь читать  художественную прозу».

ноябрь

6.

«XIX век. Путешествие продолжается»

Сочинение в форме путевого очерка. Проверочная работа.

декабрь

7.

«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

Проверочная работа.

январь

8.

«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

Практикум «Учусь читать  лирический текст».

февраль

9.

«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

Проверочная работа.

март

10.

«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

Проверочная работа.

апрель -  май

        Основные требования к уровню знаний, умений и навыков  обучающихся

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  5. понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  6. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  7. наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  8. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
  9. этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.
  10. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1.  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подгекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. пользоваться словарями, справочниками;
  6. осуществлять анализ и синтез;
  7. устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  6. задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  3. самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  4. самостоятельно находить ключевые слова;
  5. самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  6. формулировать основную мысль текста;
  7. составлять простой и сложный план текста;
  8. писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  9. аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  10. понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
  11. иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  12. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  13. относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
  14. относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам.

        

Список литературы

  1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Буне- ев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.
  2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
  3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в 4 классе : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2010.

        Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению.

Дата

ТЕМА

час

р/р

вн/чт

НРК

Любимые книги

6 ч

4.09

Введение в курс литературного чтения. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

1

6.09

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

1

9.09

 Е. Велтистов «Приключения Электроника».

1

11.09

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

1

13.09

Вн. чт.  Книги о ребятах – сверстниках.

НРК Знакомство с творчеством А.В. Килижекова.

1

1

16.09

Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе.

1

У истоков русской детской литературы

13 ч

18.09

Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов».    Н.Кончаловская  «Наша древняя столица».

1

20.09

Из «Повести  временных лет»     «Расселение славян»;

НРК  Древние поселения хакасов

1

23.09

 «Изобретение славянской азбуки». «Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

НРК  Тюркская письменность

1

25.09

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Поучение и светский рассказ. Дмитрий Герасимов «О поселянине и медведице».

1

27.09

Путешествие 1.   XVII век. Чудов монастырь. Стихи Савватия. Стихи  Симеона  Полоцкого  и  Кариона  Истомина.

1

30.09

Путешествие 2.   XVIII век.  Сон незнакомого мальчика. Усадьба Аксаковых.  Серёжины книги.

1

2.10

С.Аксаков «Детские годы Багрова – внука».

1

4.10

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».

1

7.10

Статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».

НРК  Детские газеты и журналы Хакасии.

1

9.10

Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1

11.10

Детские стихи Шишкова. «Песенка на купание». «Ягнёнок».

 Образ «идеального» ребёнка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

1

14.10

Вн. чт.   Писатели о себе. Творчество хакасского поэта Петра Тарасовича Штыгашева.

1

1

16.10

Сочинение по теме «Моё путешествие в историю детской литературы»

1

XIX  век. Путешествие продолжается…

28 ч

18.10

Путешествие 3. Москва начала  XIX века.   И.Крылов «Слон и Моська».  «Квартет».

1

21.10

И.Крылов.  Характерные особенности жанра басни.

1

23.10

Путешествие 4.  1828  год.  Первая русская литературная сказка.  А.Погорельский «Чёрная курица»

1

25.10

А.Погорельский «Чёрная курица»

1

28.10

А.Погорельский «Чёрная курица»

1

30.10

1.11

Путешествие 5.  Лето  1831 года. Как писать для детей?

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

11.11

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

13.11

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

 НРК  В мире сказок народов Саяно-Алтайского нагорья.

1

18.11

 Вн. чт.  А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

20.11

В.Жуковский «Спящая царевна». Литературные сказки. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского.

1

22.11

В.Даль «Война грибов с ягодами», «Кузовок».

1

25.11

Сочинение – обработка сказки (подражание В.И.Далю).

1

27.11

А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»).

Обобщение по разделу.

1

29.11

Вн. чт.  «Вчера и сегодня» (книги о родном городе, его прошлом и настоящем).

НРК  Саяногорск – город моего детства.

1

1

2.12

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

С.Аксаков «Детские годы Багрова – внука».

1

4.12

Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А.Плещеева. Стихи А.Майкова, Ф.Тютчева о природе.

1

6.12

НРК  Поэты и писатели Хакасии о природе родного края.

1

9.12

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

1

11.12

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

1

13.12

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги.

Л.Толстой «Два брата».

1

16.12

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

1

18.12

К.Ушинский «Столица и губернский город».

1

20.12

К.Ушинский  «Просёлочная дорога», «Наше Отечество».

1

23.12

К.Ушинский «Жалобы зайки».

Сочинение – подражание Ушинскому.

1

25.12

А.Куприн «Слон».

1

27.12

А.Куприн «Слон».

1

13.01

Обобщение по разделу.

1

 Вн. чт.  Произведения А.П.Чехова для детей.

1

Век  XX.  Новые встречи со старыми друзьями

55 ч

15.01

Путешествие 8. (в библиотеку)

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

1

17.01

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

1

20.01

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».

1

22.01

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.

1

24.01

 Вн. чт.  «Мир детства на страницах русской классики».

1

27.01

Путешествие 9. Петроград. 1923г. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

1

29.01

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

1

31.01

К.Чуковский из книги « Серебряный герб».

1

3.02.

«Обэриуты». Стихи Д.Хармса. Стихи Ю. Владимирова  и А. Введенского.

1

5.02

 Вн. чт.  Современные чудаки.

1

7.02

Путешествие 10. «Вокруг Маршака».          

 С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем».                          

1

10.02

 Вн. чт.   Современные детские журналы.

1

12.02

Е.Шварц «Два брата».

1

14.02

Е.Шварц «Два брата».

1

17.02

Е.Шварц «Два брата».

1

19.02

Б.Галанов «Книжка про книжку» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

1

21.02

А.Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот».

1

24.02

М. Пришвин «Изобретатель».

С.Маршак «Сила жизни».

1

26.02

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

Р.  Бёрнс, Р. Киплинг   Стихи

1

28.02

 Вн. чт.   «Творцы книг».

 НРК   Рассказы о писателях, о художниках – иллюстраторах нашего края.

1

1

3.03

Обобщение по разделу.

1

5.03

Путешествие 11.  1928г. Литературный утренник в Сокольниках.

В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».

1

7.03

А.Барто «Снегирь».

1

10.03

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».

1

12.03

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом».

1

14.03

Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?».

1

17.03

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!»

Р.Фраерман «Гайдар и дети».

1

19.03

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

21.03

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

31.03

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

2.04

Путешествие 13. (самостоятельное). Смешные книжки.

Н.Носов «Федина задача».

1

4.04

В.Драгунский «Что любит Мишка».

1

7.04

Вн. чт.    Юмористические рассказы В.Драгунского и       Н. Носова

1

9.04

Стихи А.Барто.    Юмор или сатира?

1

11.04

Вн. чт.     «Не про меня ли это?» (весёлые произведения).

1

14.04

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров.

Стихи Б.Заходера, Е.Благининой, Ю.Коринца.

1

16.04

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира.

Стихи Э.Мошковской, Э.Успенского.

1

18.04

Стихи С.Чёрного, В.Долиной.

1

21.04

Миниатюры Г.Цыферова.  

1

23.04

Стихи Н.Матвеевой.

1

25.04

Вн. чт.      Любимые стихи.

НРК  Современные  поэты о Хакасии

1

1

28.04

Практикум  «Учусь читать лирический текст»

1

30.04

Обобщение по разделу.

1

5.05

Пьеса – сказка С.Козлова «Снежный цветок».

1

7.05

Пьеса – сказка С.Козлова «Снежный цветок».

1

12.05

Путешествие 15. Совсем молодые детские писатели.

К.Драгунская «Крайний случай».

1

14.05

К.Драгунская «Ерунда на постном масле!». Интервью с Тимом Собакиным.     «Цвет ветра»,

1

16.05

Т.Собакин «Самолёт» «До будущего лета».

1

19.05

Обобщение по разделу. Эпилог. Письмо к читателям.

1

21.05

Вн. чт.      Урок – отчёт «О чём можно, о чём хочется читать».

1

23.05

Проверка техники чтения

1

102

5

13

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...