МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Методические рекомендации содержат подробную технологию подготовки и проведения читательской конференции, а также несколько сценариев проведения читательских конференций и обсуждений детских книг.
Рекомендации адресованы учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям ГПД, методистам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов.
Сведения об авторе: Павлова Елена Николаевна – учитель начальных классов высшей категории, МОУ СОШ №30 Краснооктябрьского района
г. Волгограда. Стаж работы 33 года. Образовательная система
«ШКОЛА2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_slushatelya_kursov_no207_krasilnikovoi_l.m.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методические рекомендации по организации читательской конференции в начальной школе»
Выполнил: Павлова Е.Н.
Проверил: Гончарова Е.М.
Волгоград – 2013 год
Аннотация
Методические рекомендации содержат подробную технологию подготовки и проведения читательской конференции, а также несколько сценариев проведения читательских конференций и обсуждений детских книг.
Рекомендации адресованы учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям ГПД, методистам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов.
Сведения об авторе: Павлова Елена Николаевна – учитель начальных классов высшей категории, МОУ СОШ №30 Краснооктябрьского района
г. Волгограда. Стаж работы 33 года. Образовательная система
«ШКОЛА2100»
Оглавление
Участники конференции. Этапы подготовки и проведения. Подготовительный этап.
Правила проведения читательской конференции:
Технология проведения читательской конференции – презентации книги
Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции.
Методические советы педагогу – организатору читательской конференции
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Читательская конференция по повести-притче Ричарда Баха
Приложение 2 Читательская конференция по повести В. Железникова «Чучело»
Приложение 3 «Моя золотая полка». Отчетная читательская конференция (совместное мероприятие детей и взрослых)
Введение
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Читательская конференция (далее – ЧК) – одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме. Читательская конференция – одна из форм организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Участники конференции. Этапы подготовки и проведения. Подготовительный этап.
Важно помнить, что основная функция ЧК и дискуссий - привлекать к чтению, выявлять мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение ЧК только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы.
Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошее обсуждение становится своего рода увлекательным умственным упражнением. В него незаметно вторгается элемент творческой игры.
Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.
Успех конференции в немалой степени зависит от ее подготовки. Вся подготовительная работа – рекомендательные индивидуальные беседы, обзоры, книжные выставки, отзывы читателей о прочитанных книгах и т. п. – призвана вызвать познавательную активность читателей. Участники хорошо подготовленной конференции выступают заинтересованно, их выступления вызывают эмоциональную реакцию слушателей, желание включиться в обсуждение вопросов. Высказывать свои суждения, осмысливать, а не пересказывать прочитанное побуждают проблемные вопросы.
Важный этап в подготовке читательской конференции – разработка вопросов. Характер вопросов определяется не только спецификой произведения, но и особенностями восприятия книги читателями. Важно, чтобы вопросы активизировали воображение читателей, вызывали желание размышлять. Каждый последующий вопрос должен быть логически связан с предыдущими и с высказываниями ребят. Только в этом случае читатели смогут самостоятельно сделать выводы.
При проведении конференции обычно ведущий придерживается заранее разработанной программы, но это не значит, что он не может отступать от нее. В ходе обсуждения может возникнуть ряд дополнительных вопросов. Ведущий должен очень внимательно слушать не только выступающих, но и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, «столкнуть» различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей.
Важный момент в подготовке и проведении ЧК и диспута - формирование однородной группы читателей, объединенных общим интересом к обсуждаемой проблеме или одной возрастной группой.
Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Этапы подготовки и проведения
В организации ЧК можно условно выделить три этапа.
1. Подготовка к конференции или дискуссии.
2. Публичное обсуждение книги, проблемы или вопроса.
3. Подведение итогов, изучение результативности воздействия.
Подготовительный этап
Подготовительная работа к конференции является той невидимой частью «айсберга», которая незаметна стороннему наблюдателю. Бесспорно, что именно эта предшествующая работа обеспечивает 9/10 всех поставленных задач и замыслов. На подготовительном этапе определяется время, место предстоящего мероприятия и его форма.
Чтобы ЧК стала ярким событием, необходимо сделать ее приближение ожидаемым. Растянутое во времени радостное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует немало уже проверенных на практике средств и творческих «секретов».
Реклама – один из секретов успеха конференции.
1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего обсуждения, задача которой - воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне ЧК с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть.
Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность.
Приглашение - акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
- билеты-игрушки;
- билеты-шапочки;
- билеты-закладки;
- билеты-программы и т. д.
Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-изготовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске — поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной устной форме, обращенное от библиотекаря или учителя к учащимся (или наоборот) также может быть очень заманчивым, интригующим, желанным.
Календарь будет уместен при подготовке и проведении ЧК среди учащихся младших классов. Вывешенный в классе, он поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день календарь будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До незабываемого путешествия на ядре вместе бароном Мюнхаузеном осталось 4 дня».
Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологического настроя на этапе подготовительной работы не является исчерпывающей и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скрытых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, которые позволяют повысить воспитательный потенциал проведения библиотечного мероприятия.
Первый этап ЧК или диспута предполагает беседы педагога с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом педагог узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях.
Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности.
Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей.
Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для ЧК новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме.
Воспитательная и образовательная роль ЧК может быть значительная, если все ее участники, а не только выступающие, придут подготовленными со своим мнением и суждением по обсуждаемой проблеме или теме.
Типы и виды конференций
Кино- и телеэкранизация произведения могут стать основой читательско-зрительской конференции, но в этом случае задачи мероприятия усложняются за счет развития не только читательского, но и зрительского интересов, одновременного повышения уровня культуры чтения и культуры видения. А педагогу, ведущему подобное мероприятие, нужно уметь анализировать, помимо печатного издания, еще и кино- или телефильм.
Как правило, выбираются фильмы-экранизации, рассчитанные на широкую аудиторию, поднимающие социально-значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, в быту, в школе и т.п.
Читательские конференции бывают проблемными и отчетными.
Содержание проблемных конференций связано с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны, они организуются для младших школьников, учитывают уровень их читательского развития.
Содержание отчетной конференции продиктовано заботой педагога о повышении культуры чтения младших школьников, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы или класса и должно указывать на перспективу в чтении.
Например, отчетная ЧК «Что мы читали в этом году». При подготовке к ней необходимо проанализировать читательские формуляры, нацелить участников на самокритичные выступления, защиту своих читательских интересов, на раздумья о перспективах чтения.
Диспуты чаще всего посвящаются актуальным проблемам, связанным с нравственным выбором. Это могут быть взаимоотношения, развитие культуры чувств, подготовка к жизни и др. Примеры названий диспутов: “Человек в мире вещей”, “Читать – это модно?” и др.
Экземплярность книг. Вопросник. Список литературы. Книжная выставка
При подготовке конференции важно обеспечить необходимую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в библиотеке имеется 1-2 экземпляра, то рассчитывать на успех не приходится, если только вы не организуете предварительные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к ЧК, - это 5-6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2-3 читателям.
Вопросник
В зависимости от целей и задач дискуссии или ЧК формулируются вопросы. Вопросник желательно составлять вместе с активом, оргкомитетом по подготовке конференции. При составлении вопросника важно помнить, что он выступает не как жестко зафиксированный указатель, как и о чем говорить и дискутировать, а как ориентир в обсуждаемом вопросе.
Вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК или диспуту.
Формулировка вопросов должна соответствовать определенным правилам: вопросы не должны допускать однозначных ответов типа “да” и “нет”, и в то же время расширительного толкования, ухода от темы. Например, не рекомендуется задавать вопрос “Как вы относитесь к людям, живущим по принципу “Своя рубашка ближе к телу?”. Вряд ли во время публичного выступления младшие школьники будут отстаивать правомерность данного принципа. Правильнее было бы поставить вопрос таким образом: “Можете ли вы привести пример (из литературы или личного опыта), когда поступок, совершенный в соответствии с принципом “Своя рубашка ближе к телу”, сыграл важную роль в судьбе человека и его окружающих?”.
Список литературы. Книжная выставка
Список рекомендуемой литературы включает обычно 5-6, реже 8-10 названий, в т.ч. критическую и справочную литературу. Желающих более широко ознакомиться с кругом изданий по теме вы можете отослать к книжной выставке, подготовленной в библиотеке.
Желательно, чтобы книжная выставка, в зависимости от темы конференции, включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания книги, которая обсуждается на конференции.
На выставке будут уместны иллюстрации к обсуждаемым произведениям как профессиональных художников, так и детей. Здесь же можно разместить результаты анкетирования или опроса и т.д.
Если же вы проводите конференцию по какой-либо полемической газетной или журнальной статье, тогда на выставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в интернете.
Правила проведения читательской конференции
Эти правила должен знать и соблюдать ведущий конференции, необходимо довести их до сведения всех участников.
Правила:
- Все участники имеют равные права и обязанности.
- Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции.
- Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать.
- Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени.
- Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги.
- Прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить.
- Спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов.
- Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать.
- Помни, что лучшим доказательством являются факты.
- Выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников.
- Заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Технология проведения читательской конференции – презентации книги
Знакомство с технологией проходит посредством практического участия в конференции.
Парная – фронтальная организация.
Шаг 1. Напишите название, автора и жанр (или тему) двух-трех понравившихся вам книг, прочитанных в этом месяце.
Шаг 2.. Распределитесь на пары.
Задача говорящего – назвать книги партнеру и сказать в одном-двух предложениях, о чем они. Задача слушающего – выбрать интересную для себя книгу. В результате диалога у каждой пары намечены две книги для обсуждения.
Шаг 3. Все пары называют выбранные книги. Общий список книг записывается на доске и в журнале чтения. Последний раздел остается незаполненным. Слушающие будут его заполнять в течение читательской конференции.
Шаг 4. Парная работа: говорящий (докладчик) и слушающий.
Докладчик рассказывает о своей книге. Слушающий будет представлять книгу докладчика аудитории, поэтому он слушает внимательно, задает вопросы, делает пометки в своем журнале чтения. Доклад должен быть достаточно кратким. Докладчик не столько пересказывает сюжетную линию, сколько делится впечатлениями. Цель доклада – порекомендовать (не рекомендовать) книгу для чтения.
Шаг 5. Выслушав доклад, задав уточняющие вопросы, сделав пометки, слушающий обдумывает 2-3 минуты план презентации книги аудитории. Если он также читал книгу, то может добавить и свое мнение.
Шаг 6. Смена ролей. Повторение всей процедуры. В результате каждая пара готова представить две книги, при этом рассказывая о книге партнера. Для презентации потребуются слова и выражения: считает, полагает, кажется, по его (её) мнению, думает, разделяет точку зрения и т.д.
Шаг 7. Презентация книг.
Слушающие записывают свои вопросы к докладчику, если они появились, и делают краткие записи. Цель работы группы – составить список книг для чтения на следующий месяц. В разделе «Замечания» все члены группы ставят номер, ранжируя книги по порядку чтения. По окончании презентаций у каждого члена группы напротив каждой книги стоит номер.
Шаг 8. Обсуждение.
Каждый член группы оглашает свой список из книг, составленный им в ходе конференции, и объясняет, почему данная книга стоит на определённом месте. Например, люблю автора, заинтересовала тема, проблема, понравились персонажи, понравилась презентация книги.
Шаг 9. Оценка конференции: что и сколько узнал, что и сколько хочу еще прочесть?
Индивидуальная – групповая – фронтальная организация
Шаг 1. Аудитория (до 30 человек) делится на 5-6 групп. Взрослые объединяются в отдельную группу или входят в детскую группу.
Шаг 2. Индивидуальная подготовка к представлению книги. Книгу каждый участник приносит с собой. Участникам конференции выдается примерный план представления книги. Время подготовки – 10 минут.
Шаг 3. Работа в группе. Каждый участник представляет свою книгу. Группа слушает, записывает информацию о книге в журнал чтения, задает вопросы докладчику. Время выступления – не более 5 минут.
Шаг 4. Каждый участник работает с журналом чтения, решает, какие книги он будет читать и в каком порядке.
Шаг 5. Обсуждение в группе. Члены группы оглашают свой выбор, объясняют, чем их заинтересовала книга. Определяется книга, лидирующая в группе.
Шаг 6. Книги-лидеры от каждой группы представляются аудиторией. Участники слушают, заполняют журнал чтения, задают уточняющие вопросы. Книги-лидеры ставятся на «золотую полку».
Шаг 7. Выбор книги года по той же схеме, что и выбор книги-лидера в группе.
Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др.
Проведение читательской конференции по данной технологии занимает 2 астрономических часа при группе в 6 человек, что следует учитывать при планировании количественного состава группы.
Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции
Обсуждение
Какие образовательные задачи решаются при такой организации читательской конференции?
Читательская конференция – презентация книги вызывает неизменно большой интерес у детей и взрослых. Эта форма работы считается очень эффективной.
Во-первых, улучшается психологическая атмосфера, снижается число конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным.
Во-вторых, читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных умений учащихся.
В-третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе услышанного свои списки для чтения.
В-четвертых, библиотекари получают возможность ненавязчиво и незаметно контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской и мировой литературы. Круг чтения и детей, и взрослых становится шире и разнообразнее.
Регулярное проведение читательских конференций способствует развитию интереса к чтению, расширяет читательский кругозор, развивает коммуникативные умения, создает условия для интересного общения старших и младших школьников, взрослых и детей, позволяет обнаружить общие интересы, сдружиться, избавляет библиотекарей от необходимости вручать детям рекомендательные списки книг, активизирует читательскую деятельность, позволяет ненавязчиво руководить детским чтением.
Ведущий
Успех ЧК во многом зависит от ведущего. Эту роль может выполнить человек, хорошо знакомый с существом предмета дискуссии. Другое обязательное требование к ведущему - владение искусством публичного выступления, знакомство с кругом рекомендуемой литературы.
При проведении ЧК или диспута можно выбрать одновременно двух ведущих: библиотекаря и читателя или приглашенного гостя, или учителя.
Оформление помещения
Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен.
Здесь же желательно разместить вашу книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии.
Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения ЧК, расстановку мебели. В зависимости от темы ЧК, возможно, потребуется преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой.
Организационные вопросы
В период подготовки ЧК определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения ЧК. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т.д.
Музыкальный фон зачастую создает соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
Специально подготовленное вступительное слово ведущего - своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.
Вот пример замечательной «провокации» для детей:
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины.
Методические советы педагогу – организатору читательской конференции
- Средняя продолжительность ЧК не должна превышать 40 - 45 минут.
- Желательно вести учет книговыдач по теме конференции или диспута на этапе подготовки, так как он поможет вам контролировать и регулировать процесс подготовки участников к предстоящему обсуждению. Подобный учет уместен и после проведения ЧК – он покажет вам, достигнута ли цель вашего мероприятия, была ли она интересна его участникам.
- Целесообразно обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
- Помните, что большая работа по осмыслению содержания обсуждаемого произведения происходит во время подготовки мероприятия, а не во время проведения.
- Желательно вовлекать школьников в процесс подготовки ЧК без принуждения, продумывать функционал участников в соответствии с их способностями и интересами.
- Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении мероприятия.
- Чтобы умело организовать психологический настрой на конференции, можно воспользоваться помощью психолога, пробуждая интерес, любопытство, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
- Привлекать к участию в конференции родителей. Возможно, обсуждение произведения продолжится в семье, побудит к совместному прочтению других произведений.
- Гибко выстраивать структурные части конференции или диспута, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
- Завершить ЧК можно ее коллективным анализом, применяя различные способы рефлексии (обратной связи).
- По возможности оставить на память участникам конференции закладки, фотографии и др.
Приведем пример сценария одной из читательских конференций
Читательская конференция
по книге «Тимур и его команда», посвященная
юбилею А.П. Гайдара
(для 4-х классов)
(Актовый зал, на экране портрет Аркадия Гайдара, стоит выставка книг произведений А.П.Гайдара, рисунки детей по книгам Гайдара, на стенде висит плакат, посвященный литературной конференции по книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда» с вопросами по этой книге, были разосланы пригласительные билеты).
Ведущий: Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на какие идеалы равняться, в чем смысл жизни?»
Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека.
Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным. Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры , только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Стихотворение о Гайдаре читает ученик 4 класса
.
Ведущий: Ребята! Ответьте пожалуйста на вопрос: «Кто такой Гайдар?»
1 выступающий:
Когда в давние времена шли в поход воины- конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал свой путь отряд, назывался «Гайдаром».
Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним.
Ведущий: Ребята! Кто нам расскажет о самом А.П.Гайдаре?
2 выступающий:
Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года. Отец Аркадия был сельским учителем, комиссаром штаба 35 дивизии, мать – учительница.
Аркадий Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию.
Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14. Сложный период в биографии нашей страны – гражданская война - иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем.
Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов. Он считал, что можно воспитать личность, одухотворенную благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат и умер на боевом посту. В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде.
Однажды, небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма. Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова.
Ведущий: Ребята! Расскажите о повести «Тимур и его команда». Какое значение имело это произведение?
3 выступающий: (подводит итог рассказам ребят) Повесть «Тимур и его команда» сыграла большую роль в массовом детском движении, ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара. Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь.
Ведущий: Ребята! В какое время развиваются события, описанные в книге?
4 выступающий:
Повесть «Тимур и его команда» написана в 1940 году, печаталась в разных журналах, а книга вышла в 1941 году. В 1940 году в Европе шла война с фашистами. Через год гитлеровские полчища вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы. Наступило трудное, горькое, героическое время. Встал вопрос: Что же должен делать каждый человек? Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей. Повесть о Тимуре и помогла найти детям ответ на этот вопрос. В этой книге рассказывается о двух командах: команде Мишки Квакина и команде Тимура.
Ведущий: Ребята! Скажите, чем занималась команда квакинцев?
1 выступающий: Квакинцы были хулиганами. Эти ребята ничего хорошего не делали. Сам командир этой команды Мишка Квакин выламывал доски из нового забора, разорял по ночам сады мирных жителей, квакинцы дрались, курили, обижали слабых, они неряшливо одевались.
Ведущий: Ребята! Расскажите о взаимоотношениях «квакинцев»?
2 выступающий: Взаимоотношения квакинцев между собой были очень своеобразными. Они играли в карты и проигравший изображал покойника. Чтобы «оживить» его, все вооружались крапивой и хлестали несчастного до изнеможения. В этих действиях показана их жестокость даже к членам своей команды. В команде Квакина приняты унижения, грубость, тычки.
Ведущий: А теперь скажите, существуют ли в нашей жизни «квакинцы»? Как вы думаете?
3 выступающий: Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество стараются бороться с ними, направляют их на правильный путь.
Ведущий: Расскажите о делах тимуровской команды.
1 выступающий: Команда тимуровцев придумала увлекательную форму помощи Красной Армии. Командир команды Тимур со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали дворы этих людей красной звездой. Это и старуха-молочница, это и семья лейтенанта Павлова, семья полковника Александрова. Тимуровская команда, в отличии от команды Мишки Квакина, брала под свою защиту и охрану семьи, в которой кто-то погиб на фронте. Ребята помогали воды принести, сложить дрова, поймать убежавшую козу. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».
Ведущий: А теперь, ребята, расскажите о взаимоотношениях в команде Тимура?
2 выступающий: Взаимоотношения в тимуровской команде были дружескими, доброжелательными, уважительными. Не все они герои-крепыши, как Гейка, Тимур. Коля Колокольчиков – большой соня, он вечно все просыпает. В команде Тимура есть правило: уважать не только членов своей команды, но и других людей.
Ведущий: В какой команде вы бы участвовали – Квакина или Тимура?
Из зала звучат ответы ребят.
Ведущий: Скажите, а есть ли сейчас «Тимуровское движение»?
3 выступающий: Да, есть. Это, в первую очередь, забота о ветеранах Великой Отечественной войны, помощь семьям воинов, погибших в Афганистане, Чечне, помощь одиноким престарелым людям. Тимуровцы всегда уступают место в автобусах, троллейбусах, метро, электропоездах пожилым людям, людям с детьми, инвалидам. Они защищают слабых, одним словом, творят добро.
Ведущий: Скажите, чему учил Тимур?
4 выступающий: Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям, любить Родину, думать всегда о людях. Последними словами Тимура в книге стали слова: «Я стою… Я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже».
Эти слова он произносит улыбаясь, радостно, ибо находит в этом свое счастье и счастье всех людей. Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно.
Ведущий: Ребята! Живем ли мы сейчас по-гайдаровски?
Здесь идут размышления ребят: жить по-гайдаровски трудно, но интересно, надо любить родину, уважать людей, поступки сверять по добрым делам.
Ведущий: Назовите нам другие книги Аркадия Гайдара? Какой след они оставили в вашей душе?
5 выступающий: «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна».
Дети рассказывают об этих книгах.
1 выступление: Мы все читали во втором классе чудесный рассказ «Чук и Гек». Нам он очень понравился. Я его недавно вновь прочитала, это история о двух братишках, о потерянной ими телеграмме, об отце их, живущим у далеких синих гор, о путешествиях и приключениях, которые произошли из-за их непослушания. Но самое главное, это книга о хороших людях, которые умеют крепко любить, стойко переносить невзгоды и верить в добрую силу.
2 выступление: В 1930 году для мальчишек и девчонок была написана еще одна книга «Школа». Ее по праву можно назвать автобиографией Гайдара. В этой повести говорится о суровой школе, через которую прошла молодежь, о грозном времени, об отцах и детях, которые участвовали в справедливой войне во имя будущего. Главный герой этой книги – Бориска Гориков, в котором мы узнаем самого Аркадия Гайдара.
3 выступление: Я прочитала книгу «Военная тайна». В ней говорится о жестокости врага, о братстве народов. Особенно мне понравилась вставленная в повесть, «Сказка о Мальчише-Кибальчише», в этой сказке даже очень маленькие дети знают военную тайну, а военная тайна заключалась в том, что народ от мала до велика любит свою свободную землю и всегда готов отдать свою жизнь за нее.
4 выступление: Я прочитал повесть «Судьба барабанщика». Это книга о мальчике-пионере, барабанщике, отец которого совершил преступление по службе и получил заслуженную кару. Мальчик остался один, ему жилось очень трудно, на его пути попались плохие люди, которые сбивают его с верного пути, но на помощь приходят хорошие люди, которые возвращают ему детство, счастье и отца, искупившего свою вину.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень интересно рассказывали о книгах Гайдара. А сейчас проведем небольшую викторину по книге А.Гайдара «Тимур и его команда».
1 вопрос:
Кто и кому говорит такие слова:
« Ты о людях всегда думал, и они заплатят тебе тем же».
Ответ: Ольга – Тимуру
2 вопрос:
Я начинаю строчку, а вы продолжите ее:
Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов…
Ответ: Мы веселая команда
Пионеров- молодцов
3 вопрос:
Я называю имена детей, которые были в команде Тимура. Будьте внимательны. Кто из них лишний?
Тимур, Коля Колокольчиков, Гейка, Алешка, Нюрка Женя, Сима Симаков, Таня, Ладыгин, Ольга.
Ответ: Алешка, Ольга.
Ведущий: И так ребята, мы поняли, что вы прочитали много книг Аркадия Гайдара и пришли к выводу, что его книги не потеряли своей актуальности и в наши дни. И мы с полным правом можем сегодня сказать: боец, писатель, гражданин Аркадий Гайдар шагает впереди! Звучит песня «Гайдар шагает впереди»
Ведущий: Читайте книги Гайдара и вы станете добрее, заботливее, мудрее. Спасибо вам за хорошие выступления. А сейчас, в конце нашей конференции, вы услышите стихотворение, посвященное книгам Аркадия Петровича Гайдара.
Звучит стихотворение.
Заключение
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В ФГОС НОО такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей), позволяет достичь поставленный выше целей и задач.
Таким образом, организация и проведение читательских конференций позволяет создать условия для формирования личностных и метапредметных планируемых результатов, приобщение младших школьников к базовым общечеловеческим ценностям, уважению к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Список литературы
- Дискуссионные качели : литературный семинар как способ расширения кругозора молодых специалистов / Н. Боброва // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 48-51.
- Вяткина В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей: общественно-политическая литература / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77-81.
- Вдовина М. Дискуссионные формы работы в библиотеке: метод. рекомендации и разработки занятий / М. Вдовина, Е. Макарова, Е. Степанькова, О. Громова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотека в школе).
- Зуева Л. Дискуссии и ролевые игры : что дает использование активных методов обучения / Л. Зуева // Учительская газета. – 2009. – № 18. – С. 13.
- С. Карнавалы. Роли. Маски: библиотечная игра как творчество / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2009. – № 2. – С. 2-8.
- Рязанцева Л. Организация эффективной презентации / Лариса Рязанцева // Библиополе. – 2006. – № 9. – С. 26-30.
- Учимся отстаивать право на свободу : цикл ролевых игр и занятий / В. Колесникова // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 9-14.
- Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса / Л.Н. Чуносова // Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 12-16.
Приложение 1
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Читательская конференция по повести-притче Ричарда Баха
Цель: познакомить читателей с американским писателем Р.Бахом, обсудить проблемы, поднятые писателем.
Эпиграф к конференции: «Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим» (Ричард Бах).
I. Коротко об авторе
Американский писатель Ричард Бах родился в 1936 году. По профессии он летчик. С 1956 по 1962 год служил в американской авиации, затем занялся журналистикой. Опубликовал несколько книг о летчиках и самолетах. Является прапраправнуком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» опубликована в 1970 году. Она сделала Баха известным не только в Америке, но и во всем мире. Бах вновь вернулся к полетам, занялся парашютным спортом, снял фильм по одной из своих повестей и написал новые книги. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» до сих пор популярна во всем мире, книга регулярно переиздается, по ней ставятся спектакли.
II. Знакомство с содержанием повести
Выразительное чтение отрывков педагогом и заранее подготовленными читателями, краткий пересказ повести.
III. Обсуждение повести
–Кто главные герои повести?
–В чем видит смысл жизни Стая? (в еде)
– В чем видел смысл жизни Джонатан Ливингстон вначале и как изменилось его представление о смысле жизни после того, как он познакомился с Салливаном и Чиангом? (полет, скорость: см. эпиграф любовь и доброта)
– Почему своей повести-притче Ричард Бах предпослал такое посвящение: «Невыдуманному Джонатану Чайке, который живет в каждом из нас»?
–А в чем видите смысл жизни вы?
– Кого из людей (в том числе известных, реальных) можно сравнить с Чайкой?
Примечание: можно прочитать и обсудить статью А.Цирульникова «Планида Калошина» («Первое сентября», 2001, № 23, с. 6). Это рассказ о летчике, который всю жизнь собирал книги. Выйдя на пенсию, он построил дом и зарегистрировал в нем народную библиотеку. Собрал 25000 томов, завез учебники для школьников.
Можно ли сравнить летчика Калошина с Чайкой и почему? Оправдано ли то, что автор статьи в качестве эпиграфов к статье использует цитаты из повести Ричарда Баха?
IV. Притча как литературный жанр
На стенде: «Притча – близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме».
Одна из первых притч написана Эзопом. Ее содержание таково. Отец завещал сыновьям жить дружно. В качестве примера взял пучок прутьев. Каждый прутик в отдельности легко разломил, а весь пучок целиком разломить не смог.
– Так чему же в иносказательной форме учит нас повесть-притча Р.Баха?
– Для притчи характерен особый язык – образный, афористичный. Найдите в повести Р.Баха выражения, которые можно назвать афоризмами.
Использованная литература:
1. Р.Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Детская роман-газета. – 2000. – № 1.
2. А.Цирульников. Планида Калошина // Первое сентября. – 2001. – № 23. – С. 6; Библиотека в школе. – 2001. – № 10. – С. 3.
Приложение 2
Читательская конференция по повести В. Железникова «Чучело»
Цель: Развивать умение размышлять над прочитанным, учить умению логично и убедительно выступать, защищая свою точку зрения, воспитывать отвращение к жестокости, но чуткость и внимание к окружающим, воспитывать ответственность за свои поступки и любовь к прекрасному на примере текста.
Ведущий. События, описанные в книге, переносят нас в 70е -80е годы ХХ века в небольшой городок на Оке. Это было время, когда школьники носили пионерские галстуки, ходили на субботники, когда порядочность, честь и совесть были в большем почёте, нежели сейчас, когда о наркомании только слышали издали, да и то не все, а курящих школьниц почти не было.
В 80 годы по сценарию повести был снят фильм режиссёром Роланом Быковым, где в роли дедушки Лены снялся Юрий Никулин, а главную героиню играла Кристина Орбакайте. Фильм, несомненно, удачный, вызвал острую полемику на страницах газет. Проблемы, затронутые в повести Железникова, актуальны и сегодня.
Попытаемся и мы поговорить о прочитанном, высказать своё мнение о милосердии и жестокости, увидеть психологическую драму, которая произошла в небольшом городке среди школльников. Давайте подумаем: о чём эта книга?
Учащийся. О жизни семьи Бессольцевых, прадед которых был художником, его внук известным доктором, а их потомки продолжают славные традиции: служат людям бескорыстно; заботясь о внутренней духовной красоте.
И ещё о том, как порой трусливый становится храбрым, а считавшийся смелым превращается в труса.
Ведущий. Назовите главных героев книги.
Учащийся. Конечно, это Лена Бессольцева и её дедушка Николай Николаевич, это одноклассники Лены - Дима Сомов, Васильев, Шмакова и Попов, Лохматый, Рыжий, их классный руководитель Маргарита Ивановна.
Ведущий. Давайте вспомним жизнь городка и жизнь дедушки Лены.
Учащийся. Николай Николаевич Бессольцев, дед Лены, жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки. Городку было около восьмисот лет. Николай Николаевич знал, высоко ценил и любил его историю. Дом Николая Николаевича возвышался на одном из холмов - дом старый, сложенный из крепких брёвен, совершенно почерневших от времени.
Отец Николая Николаевича, доктор Бессольцев, был уважаемым человеком; доктор был расстрелян немцами за то, что лечил русских солдат.
Прадед Николая Николаевича был художником. Картины занимали главное место в доме. Дедушка Лены Бессольцевой бережно собирал и хранил картины, проветривал комнаты и много топил, чтобы картины жили при определённой температуре. На покупку найденных картин и на дрова уходила почти вся его пенсия. На себя он не обращал внимания: мяса не покупал, вещи носил старые (пальто и костюм в заплатах).
Лишь с приездом внучки Лены его жизнь несколько изменилась. Ему хотелось, чтобы внучка так же полюбила картины и старый дом, как он сам.
Ведущий. История, которая произошла с Леной, дана в форме исповеди Лены. Расскажите, как школьники готовились к поездке в Москву и как всё сорвалось.
Учащийся. Классный руководитель Маргарита Ивановна предложила на каникулах всем классом съездить в Москву. Димка Сомов, как признанный лидер класса, объявил, что деньги на поездку они заработают сами. Все согласились.
Ребята ходили на фабрику игрушек, собирали яблоки в саду, убирали листья в парке, и денег в общей копилке прибавлялось. Оставалось несколько дней до поездки в Москву.
Однажды заболела учительница физики, и вместо её урока объявили литературу. Но в кабинет вместе с ребятами вошёл старший брат Вальки, который предложил стереть с доски объявление и отправиться всем в кино. Димка был против. Ребята заспорили. Чтобы остаться в лидерах, Димка согласился со всеми.
Когда вышли на улицу, вспомнили, что копилка с деньгами осталась в классе.
Димка вернулся, через несколько минут за ним ушла Лена.
В классе Димка столкнулся с Маргаритой Ивановной и, не выдержав её упрёков в трусости и эгоизме, обо всём рассказал.
Димка не знал о том, что у двери кабинета, дожидаясь его, стояла и слушала Лена, а в классе, спрятавшись под партами, сидели Шмакова и Попов.
На следующий день Маргарита Ивановна объявила, что поездка в Москву отменяется, так как класс провинился и наказан.
Миронова, она же Железная Кнопка, предложила искать предателя.
Не дождавшись, когда Димка сам расскажет обо всём ребятам, Лена берёт вину на себя; объявив, что это она рассказала обо всём Маргарите Ивановне.
Ведущий: Почему же Лена взяла вину Димки на себя?
Учащийся. Димка был для неё идеалом: героем, рыцарем, смелым и добрым. Вспомним первый день, когда Димка не смеялся вместе со всеми над Леной, и она села с ним за одну парту.
А когда ребята пришли в парк сгребать листья, и Лена в туфлях промочила ноги, Димка отдал ей свои сапоги и носки. Он всегда помогал Лене на зависть Шмаковой.
Димка пытался спасти несчастную собачонку, которую Валька на ошейнике вёл в живодёрню.
Лена во всём верила Димке, считая его смелым и справедливым. Взяв вину на себя, она была уверена, что Димка расскажет ребятам всю правду; только чуть-чуть придёт в себя.
Но Лена ошиблась. Димка тянул время и не спешил говорить правду.
Ведущий. Когда, как и в чём проявляется жестокость ребят? Почему Димка пошёл на поводу у всех?
Учащийся. Когда Железная Кнопка задалась целью найти предателя, класс воодушевился: нужно наказать виновника.
Лене не просто объявили бойкот, класс гонял её по улицам города, как зайца. Все: Лохматый, Рыжий, Валька, - кричали на неё, обзывая Чучелом. Но Лена терпела, надеясь, что скоро Димка расскажет всю правду и всё встанет на свои места. Димка явно трусил и вёл двойную игру. И самое страшное для Лены, что тот, в кого она верила, согласился поджечь костёр с чучелом. Казалось, вся душа Лены выгорела от этого костра.
Ведущий. Прослушаем сцену у костра, когда горит платье Лены, набитое соломой (чучело).
Учащийся.
- Сжечь её на костре! - закричал Рыжий.
- Хватайте её - приказала Железная Кнопка.- И тащите в сад.
- Железная Кнопка и Шмакова выволокли чучело, укреплённое на длинной палке. Следом вышел Димка и стал в стороне.
- Чучело было в моём платье, с моими глазами, с моим ртом до ушей. На шее болталась дощечка со словами: «Чучело - предатель»
- Они подтащили меня вплотную к огню. Я так закричала, что они от неожиданности выпустили меня.
- Я бросилась к костру и стала его расшвыривать - мне не хотелось, чтобы чучело сгорело.
- Первым опомнился Димка:
- «Ты что, очумела? Это же шутка»
- Я так его толкнула, что он полетел вверх тормашками. А сама выхватила из огня чучело и стала им размахивать над головой. От чучела летели искры, и все испуганно шарахались от искр.
- Они разбежались, а я так закружилась, пока не упала. Рядом со мной лежало чучело. Оно было опалённое, трепещущее на ветру и от этого как живое.
- Дедушка, знаешь, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке - другим.
Ведущий. Когда и почему Лена решила постоять за себя?
Учащийся. После костра Лене нечего было бояться, и она решила заявить о себе. Во-первых, пошла в парикмахерскую и остриглась наголо, чтобы больше походить на чучело. Во-вторых, пришла в дом к Димке, где ребята танцевали по случаю его дня рождения, и сказала всем, что она о них думает.
Всем сразу стало ясно, что пришла она затем, чтобы сделать то, что хочет. Они все это поняли и замерли. Железной Кнопке она сказала, что удивляется тому, как она, такая справедливая, дружит с живодёром Валькой, ведь тот по рублю сдаёт собак на живодёрню.
С иронией Лена пожалела Димку: он же страдает за предателя.
Когда многие ребята разошлись, Димка узнаёт от Шмаковой и Попова, что те сидели под партой и слышали его разговор с Маргаритой Ивановной. Маска благородства сдёрнута. Димка был подавлен.
А у Лены появилась смелость. Чего теперь бояться, когда надёжный друг предал? Димка, который казался ей лучшим и справедливым, вдруг оказался трусом. И Лена решает уехать из городка.
Ведущий. Что изменил в жизни класса поступок Лены?
Учащийся. Лена взбудоражила весь класс. Попов рассказал всем, что предателем оказался Димка. Лохматый, узнав, что Валька и его брат издеваются над животными, бросает с ними дружить. К тому же оказывается, что это они ранили его отца, егеря.
Рыжий, узнав, что Лена не виновата, раскаивается в своей жестокости и говорит, что впредь не пойдёт за всеми, а будет думать сам, как поступить.
Железная Кнопка вновь пытается восстановить справедливость и объявить бойкот Димке.
Все сражены благородством и бескорыстием дедушки Лены: он подарил городу свой дом и коллекцию картин.
Ведущий: А что можно рассказать о последней картине художника Бессольцева «Машка»?
Учащийся. На ней изображена сестра Николая Николаевича - Мария Николаевна. Жертвенница. Святая душа. Её жениха убили в русско-турецкую войну, и после его смерти она не пожелала выходить замуж.
Мария Николаевна основала женскую гимназию в городке, и первые её выпускницы уехали работать учителями в ближайшие деревни. В первую империалистическую войну ухаживала за ранеными в тифозном бараке. Когда она умерла, её хоронил весь город.
Картину «Машка» Бессольцевы подарили школе.
Ведущий. Послушаем последний фрагмент из книги.
- «Рыжий отошёл от окна, взял оставленную Николаем Николаевичем картину, развернул полотенце и яростно закричал: - Она! Она!
- Кто она?
- Она! Ленка! - Рыжий показал на картину.
- Как две капли, - прошептал Лохматый и заорал: Чучело!
- Врёшь! - сказал Васильев. - Бессольцева.
Да, Машка была очень похожа на Ленку: голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищённая, но какая-то светлая и открытая.
Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее захватывала их сердца и требовала выхода.
Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными неровными буквами написал:
- Чучело, прости нас!
Ведущий: Чему же учит нас эта книга?
Учащийся. Не быть жестокими. Быть внимательными к окружающим. Самим отвечать за свои поступки.
Приложение 3
«Моя золотая полка». Отчетная читательская конференция
(совместное мероприятие детей и взрослых)
Цель: заполнить «золотую полку» любимыми книгами детей и взрослых, познакомиться с их читательскими пристрастиями, вести обучение выразительному чтению наизусть, сделать вывод о важности, значимости книги и чтения в жизни каждого человека.
Оформление: эпиграф на стенде:
«Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги» (Юрий Олеша).
Предварительная подготовка: ответы читателей на вопросы анкеты о том, какая книга была у них любимой в раннем детстве и какая является любимой сейчас, подготовка к рассказу о любимой книге или создание иллюстраций к ней, изготовление пригласительных билетов, подбор книг, названных в анкете.
I. Вступительное слово
Ведущий (библиотекарь). Сегодня у нас читательская конференция. Конференция предполагает, что на нее собираются люди для обсуждения какого-либо вопроса. Вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, – роль книги в жизни человека.
Мы сможем убедиться, какую важную роль играет книга в развитии человека; поразмышлять, хорошие ли мы читатели; рассказать о своих любимых книгах, попытаться увлечь ими других.
У нас на конференции не только дети, но и взрослые читатели. Они также примут участие в нашем разговоре, расскажут о своих читательских пристрастиях, поразмышляют о роли чтения в их жизни и в жизни человека вообще.
Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, нужны нам, сопровождают нас с самого раннего детства до старости.
II. Книги нашего детства
Рассказ о любимых книгах. Выразительное чтение стихов о книге, чтении.
1. Стихотворение В.Инбер «Шелест книжных страниц» читает участник.
2. Ведущий. Когда мы готовились к этой конференции, то вспоминали, какие книги нам особенно запомнились из раннего детства. Вот эти книги. Они положили начало нашей «золотой полке». Юрий Олеша писал: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги». Посмотрите на любимые книги нашего детства. На полке книги, которые вы назвали, отвечая на вопросы анкеты: «Калевала», А.Барто «Игрушки», Дж.Лондон «Сказание о Кише», Д.Хармс «Стихи», К.Чуковский «Доктор Айболит», С.Маршак «Старинные английские песенки», сказка «Колобок». Среди них – книга М.Твена «Приключения Тома Сойера». Героям Твена посвящено стихотворение М.Цветаевой.
3. Стихотворение М.Цветаевой «Книги в красном переплете» читает участник.
4. Ведущий. Какие книги, пришедшие из детства, добавили бы на эту полку наши взрослые читатели?
Слово педагогам. У нас воспитатели поставили на «золотую полку» «Евгения Онегина», сказки К.И.Чуковского, «Овод» и другие книги.
III. Наши любимые книги сегодня
1. Ведущий. Американский и общеевропейский литературные каноны.
В детские годы мы читаем книги, прежде всего, душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше дает книга нашему уму. Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. Профессор Йельского и Нью-Йоркского университетов Гарольд Блюм в научной работе «Западный канон» приводит список из 3000 произведений 850 авторов, заслуживающих внимания каждого образованного человека. На стенде или на экране появляется запись: «Канон – основное правило, обязательная норма».
Это - программа на всю жизнь. Ее осилит не каждый. Но 26 писателей, по мнению профессора, должен знать каждый американец. Среди них – Шекспир, Толстой, Мольер, Данте, Сервантес и другие. А если и это трудно осилить, то minimum minimorum – это Шекспир и Библия. Недавно в Дании на международном симпозиуме по культурной политике был составлен общеевропейский канон. Он состоит из произведений десяти писателей, на основе которых должна формироваться личность европейца. Это Шекспир, Достоевский, Гёте, Ибсен, Данте, Кафка, Сервантес, Томас Манн, Джойс, Гомер а также национальные писатели каждой страны в отдельности.
2. Стихотворение Давида Кугультинова «В моем шкафу теснится к тому том…» читает участник.
3. Ведущий. Начнем рассказ о книгах, которые мы можем назвать любимыми сегодня. Давид Кугультинов писал: «Пушкин – главная книга моей жизни». Среди наших читателей тоже есть такие, кто любит произведения А.С.Пушкина. Например, Оля назвала «Капитанскую дочку» своей любимой книгой. Почему?
4. Оля аргументирует свой выбор.
5. О своих любимых книгах рассказывают ребята.
6. Стихотворение Николая Гумилева «В библиотеке» читает участник.
7. Слово - взрослым читателям. Продолжение рассказа о любимых книгах. Каждая названная книга становится на «золотую полку».
IV. Игра «Собери героев одной книги»
Каждому участнику конференции раздаются карточки с именами литературных героев. Нужно вспомнить, из какой они книги, и собрать их вместе. Побеждают участники игры, первыми собравшие всех героев вместе и правильно назвавшие произведение.
Библия:
Адам | Ева | Каин | Авель | Ной |
Моисей | Иуда | Давид | Соломон | Петр |
«Метель» А.С.Пушкина:
Марья Гавриловна | Владимир | Терёшка | Землемер Шмит | Бурмин |
«Приключения Тома Сойера» Марка Твена:
Том Сойер | Гекк Финн | Джо | Бекки | Тетя Полли |
V. Подведение итогов
1. Ведущий. Думаю, разговор был полезным. Мы узнали, какие мы все разные, какие у нас разные читательские вкусы и интересы. А значит, каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивались наши душа, ум и сердце, мы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить наш разговор я бы хотела словами двух русских читателей – К.Г.Паустовского и А.Т.Твардовского.
2. Отрывок из стихотворения А.Т.Твардовского «Нет, жизнь меня не обделила…» читает участник.
3. Ведущий. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» (Константин Паустовский).
Примечание: в ходе конференции выступили не только читатели-дети, каждый из которых рассказал о своей любимой книге, почему она запомнилась, но и все присутствовавшие на конференции взрослые читатели. Они рассказали о любимых книгах, читали наизусть стихи. Мне кажется это особенно важным: дети убедились, какое значительное место в жизни людей не на словах, а на деле занимает книга, как много она может дать человеку. Именно с этой целью и были приглашены на конференцию взрослые читатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендациипо организации деятельности ПМПк ОУ
Данное пособие разработано для специалистов (психологов, логопедов, учителей) школьных психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, в нем даются образцы заполнения необходим...
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
План проведения читательской конференции в начальной школе
Вашему вниманию представлен план проведения читательской конференции на примере темы "Моя любимая книга"...
Читательская конференция в начальной школе «Мир любимых книг!»
В работе представлен материал по проведению урока-конференции по литературному чтению в 4 классе; критерии оценки отзывов в читательском дневнике; порядок работы над аннотацией, отзывом к прочитанному...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО
В современном обществе, процессы информации увеличивают количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чте...
Методические приемы организации словарной работы в начальной школе
Приемы организации словарной работы на уроках литературного чтения...
Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»
В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...