Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной "Литературное чтение ", Преподавание ведется по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.docx68.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2общеобразовательного класса разработана на основе авторской программы «Литературное чтение»(Л. Ф. Климанова, Бойкина М.В.–М. : Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, с учетом рекомендаций ГОУ  ДПО «  БелРИПКППС», изложенных в инструктивно – методическом письме«О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году»,

Преподавание ведется по УМК «Школа России»(руководитель проекта А.А. Плешаков)

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Для реализации программного содержания используются:

- Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.Литературное чтение: учебник для 2 класса. – М.: Просвещение, 2012.

- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч – М.: Просвещение, 2012.

C целью выявления степени усвоения программного материала планируется проведение 4 контрольных работ.

                                            Описание  места литературного чтения в учебном плане.

На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 140 учебных часов в год,  4 часа  в неделю.

                Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения курса.

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты :

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои

помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  • с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
  • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

                                      Планируемые результаты обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  • постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в ее аппарате;
  • сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
  • В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Вводный урок (1ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели – детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран 12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

                                         

                                               Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Часы учеб-

ного

време-

ни

Наименование раздела и тем

Плано-

вые сроки

прохожде-

ния

Характеристика деятельности учащихся

1.

1

Вводный урок (1ч). Знакомство с учебником.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров,  отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания, оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои)

Читать вслух слоги и слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, тембр, интонация – раскрывающие особенности произведения)

Интонировать предложения на основе знаков препинания

Сравнивать произведения разных жанров

Характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений

Декламировать стихотворения, прозаические фрагменты по выбору

Пересказывать произведения подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание/характеристика героя произведения, места события, окружающая героя обстановка); по иллюстрациям.

При пересказе учитывать: жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям; работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно, определять его цель; конструировать алгоритм выполнения учебного задания (определять цель-результат, отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий, самостоятельно оценивать ход и результат выполнения задания); самостоятельно формулировать заголовок к учебному тексту.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, аннотация, выходные данные).

Выбирать книгу в библиотеке (по теме, по персоналиям)

Пользоваться каталогом; объяснять значение каталожной карточки;

классифицировать книги по темам, жанрам, персоналиям.

Составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Готовить презентацию прочитанной книги.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли

героев художественных произведений, используя тон, тембр, интонацию речи, мимику, жесты

Участвовать в драматизации: самостоятельно выбирать фрагменты для драматизации, распределять роли, предлагать выразительные средства (мимику, жесты, интонацию); воспроизводить мизансцены

Создавать сценарий диафильма: определять фрагмент для создания сценария, отбирать слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента; определять цвет, звук данного фрагмента; описывать картины, их последовательность

Создавать серии картин, воспроизводить словесные картины графически

2

1.

Самое великое чудо на свете(4ч)

Книги, прочитанные летом

3

2

Проект: «О чем может рассказать школьная библиотека»

4

3

Старинные и современные книги

5

4

Р.Сеф «Читателю»

Контрольная работа №1 по теме «Проверка навыка чтения вслух»

                        Устное народное творчество. (15ч)

6

1.

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки.

7

2.

В.Даль- собиратель пословиц русского народа.

8

3.

Русские народные песни

9

4.

Потешки и прибаутки- малые жанры устного народного творчества.

10

5

Считалки и небылицы- малые жанры устного

народного творчества.

11

6

Загадки- малые жанры устного народного творчества.

12

7

Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»

13

8

«Петушок и бобовое зёрнышко»

14

9

«У страха глаза велики»

15

10

«Лиса и тетерев».

16

11

«Лиса и журавль».

17

12

«Каша из топора».

18

13

«Гуси-лебеди»

19

14

«Гуси – лебеди»

20

15

Урок обобщение по теме «Устное народное творчество». Оценка достижений. Тест

Люблю природу русскую. Осень. (8ч)

21

1.

«Нравится ли тебе осень…» Осенние загадки.

22

2.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

 К.Бальмонт «Поспевает брусника…»

А.Плещеев «Осень наступила…»

23

3.

А.Фет «Ласточки пропали…».

А.Толстой «Осень»

24

4.

С.Есенин «Закружилась листва золотая»

В.Брюсов «Сухие листья»

И.Токмакова «Опустел скворечник»

25

5.

В.Берестов «Хитрые грибы»

Грибы (из энциклопедии)

26

6.

М. М. Пришвин «Осеннее утро»

27

7.

Г.Сапгир «Считалочка»

28

8

Оценка достижений

Русские писатели (14ч)

29

1.

А.С.Пушкин «У лукоморья…»

30

2.

А.С.Пушкин «Вот ветер…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

31

3.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

32

4.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

33

5.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

34

6.

А.С.Пушкин. Викторина по сказкам

35

7.

И.А.Крылов

36

8.

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

37

9.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

38

10.

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»,

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.   Представлять картины природы.                          

Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам.

39

11.

Л. Н. Толстой «Филипок»

40

12.

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

41

13.

Л. Н. Толстой «Котенок»

42

14.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших.(12ч)

43

1.

Н.Сладков «Они и мы»

А.Шибаев «Кто кем

становится?»

44

2.

Б.Заходер «Плачет киска…»

И.Пивоварова «Жила-была собака…»

45

3.

В.Берестов «Кошкин щенок»

46

4.

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

47

5.

Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

48

6.

Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

49

7.

В. В. Бианки «Музыкант»

50

8

В. В. Бианки «Музыкант»

51

9

В. В. Бианки «Сова».

52

10

В. В. Бианки «Сова».

53

11

Разноцветные страницы

54

12

Оценка достижений

Из детских журналов (9ч)

55

1.

Знакомство с детскими журналами

56

2.

Даниил Хармс «Игра» «Вы знаете?..»

57

3.

С.Маршак Веселые чижи»

58

4.

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог»

59

5.

Ю. Д. Владимиров «Чудаки», А. И. Введенский «Учёный Петя».

60

6.

А. И. Введенский  «Лошадка».

61

7.

Д.Хармс «Веселый старичок»

62

8.

Проект: «Мой любимый детский журнал»

63

9.

Контрольная работа №2«Проверка уровня сформированности навыка чтения»

Люблю природу русскую! Зима (9ч)

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения.

Слушать звукизимы, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины зимней природы.

64

1.

Нравится ли тебе зима? Зимние загадки

65

2.

И. А. Бунин «Зимним холодом»

 К. Д. Бальмонт «Светло пушистая…»

66

3.

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Я.Аким «Утром кот…»

67

4.

С. А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».

68

5.

«Два Мороза» (русская народная сказка).

69

6.

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

70

7.

А. Л. Барто «Дело было в январе»

С.Дрожжин «Улицей гуляет…»

71

8.

Разноцветные страницы

72

9.

Оценка достижений

Писатели – детям  (17ч)

73

1

К.И.Чуковский «Путаница»

74

2

К. И. Чуковский  «Радость».

75

3

К. И. Чуковский «Федорино горе».

76

4

К. И. Чуковский «Федорино горе».

Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение

77

5

К. И. Чуковский «Федорино горе».

78

6

С. Я. Маршак. Стихотворения для детей «Кот и лодыри», «Дом, который построил Джек».

79

7

С.Я.маршак «Кот и лодыри»

80

8

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

81

9

С. В. Михалков «Мой щенок».

82

10

А. Л. Барто «Верёвочка».

83

11

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

84

12

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

85

13

Н.Н.Носов «Затейники»

86

14

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

87

15

Н. Н. Носов «На горке»

88

16

Н. Н. Носов «На горке»

89

17

Обобщение по разделу « Писатели детям»

Я и мои друзья (10ч)

90

1

 В. Д. Берестов «За игрой»

 Э. Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду».

91

2

В. В. Лунин «Гляжу с высоты»

В.Берестов «Гляжу с высоты»

92

3

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

93

4

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

94

5

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Составлять короткий рассказ на предложенную тему

95

6

В. А. Осеева «Волшебное слово»

96

7

В. А. Осеева «Хорошее»

97

8

В. А. Осеева «Почему?».

98

9

Е.Благинина «Простокваша»

В.Орлов «На печи»

99

10

Контрольная работа №3 «Проверка уровня сформированности навыка чтения»

Люблю природу русскую! Весна (9ч)

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки весны, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины весенней природы.

100

1.

Весенние загадки

101

2.

 Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»

102

3.

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

103

4.

 А. А. Блок «На лугу», С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот»

104

5.

И.Бунин «Матери»

105

6.

А.Плещеев «В бурю»

106

7.

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

107

8.

И.Пивоварова «Здравствуй»

108

9

Оценка достижений

И в шутку, и всерьёз. (13)

И в шутку, и всерьёз. (14ч)

109

1

Б. В. Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям».

110

2

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

111

3

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

112

4

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения

и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно

читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

113

5

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

114

6

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

115

7

В. Д. Берестов «Знакомый»,

«Кисточка», «Путешественники»

116

8

 И. П. Токмаков «Плим». «В чудной стране»

117

9

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

118

10

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

119

11

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

120

12

В. Ю. Драгунский «Тайное

становится явным»

121

13

Ю.Тувим «Про пана Трулялянского»

122

14

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран. (12ч)

123

1

Фольклор народов зарубежных стран.

124

2

«Бульдог по кличке Дог»

125

3

 «Перчатки», «Храбрецы»

126

4

«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

127

5

Шарль Перро «Кот в сапогах»

128

6

Шарль Перро «Кот в сапогах»

129

7

Шарль Перро «Красная Шапочка».

130

8

Шарль Перро «Красная Шапочка».

131

9

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

132

10

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

133

11

Э.Хогарт «Мафин и паук»

134

12

Э.Хогарт «Мафин и паук»

135

13

Обобщение к разделу «Зарубежная литература»

136

14

Оценка достижений

137

15

Урок-игра «Цветик-семицветик»

138

16

Проект: «Мой любимый писатель - сказочник»

139

17

Контрольная работа №4 «Работа с детскими книгами. Тест»

140

18

Книги, рекомендуемые для прочтения летом

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. – М. : Просвещение, 2011

Учебники

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В 2ч. Ч.1.– М. : Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник.2класс. В 2ч. Ч.2.– М. : Просвещение, 2012

Рабочие тетради

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь, 2класс. – М.: Просвещение, 2012

Методические пособия

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. – М. : Просвещение, 2010

Технические средства:

  1. Классная магнитная доска набором приспособлений для крепления таблиц.
    2. Маркерная доска.
    3. Ноутбук

4.Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические парты

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

                                                                 

 Формы и методы контроля

Важнейшим положением стандарта по чтению является снятие жестких нормативных требований к скорости чтения (количеству слов, прочитанных за минуту) и усиление внимания к осознанности чтения, предполагающего уяснение учащимся при чтении фактического содержания и общего смысла читаемого текста.  

Комплексная проверка проводится в конце каждой четверти.

Примерные (средние) ориентиры, позволяющие определить реально достижимые темпы чтения для учащихся 2 класса по УМК « Школа России» на конец учебного года: 50 слов в минуту.

                                                         Контрольная работа №1 

Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна Не то зверь, не то птица.

Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.

Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (55 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Чем необычна летучая мышь?
  2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не
    то птица». Так кто же она?
  3. Чем полезна летучая мышь?
  4. Когда она охотится?
  5. Как летучая мышь проводит день?
  6. Объясните значение слова «небылицы».

Контрольная работа №2

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)

(По Ю. Дмитриеву.)

  1. Когда клесты выводят птенчиков?
  2. Почему мать не слетает с гнезда?

3.        Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят
птенчиков?

  1. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
  2. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?

Контрольная работа № 3

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю - и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал. (67 слов.)

(По В. Далю.)

  1. Из чего видно, что дело было трудное?
  2. Как справился крестьянин с этим делом?
  3. Объясните смысл названия рассказа.

Контрольная работа №4

Дождинки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку.

Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как бы замерло.

Солнечный луч блеснул, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Избавились от тяжести зеленые сосновые иглы. Ни одной сережки. Сосны обмылись, посвежели, встрепенулись и радостно зашумели. (72 слова.)

(По В. Павлову.)

  1. Что подвешивает дождь на сосновые иглы?
  2. Как изменились капли в свете солнечного луча?
  3. Что случилось с каплями, когда подул ветер?
  4. С чем сравниваются дождевые капли и почему?
  5. Как вы понимаете смысл слова «обильно»? (Щедро, густо.)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...