Доклад по теме самообразования
план-конспект занятия по чтению по теме

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

  1. Чтение
  2. Аудирование.
  3. Устная речь.
  4. Письменная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme_samoobrazovaniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

  1. Чтение
  2. Аудирование.
  3. Устная речь.
  4. Письменная речь.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

Основные направления:

  • Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.
  • Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте).
  1. 2. Лексический уровень (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства словаря личности зависит качество речи и успешность общения.

Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника:

  1. Речевая среда в семье, среди друзей.
  2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
  3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
  4. Словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Приёмы объяснения значений слов подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и другим, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

  • работа с синонимами;
  • работа с омонимами;
  • работа с антонимами и паронимами;
  • работа со словами иноязычного происхождения;
  • работа с устаревшими словами;
  • работа с многозначными словами;
  • работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;
  • работа с новообразованными словами;
  • работа с фразеологизмами;
  • работа с тропами;
  • составление тематических групп слов.

3. Грамматический уровень. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

4. Уровень текста. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

  • устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
  • различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
  • различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
  • сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
  • записи по наблюдениям, ведение дневников;
  • различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
  • статьи в газеты, отзывы о прочитанном.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

  • во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
  • во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
  • в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
  • в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ  по теме самообразования:

   Выступление с опорой на мультимедиапродукт;

Мультимедиавыступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся.  Этому способствует использование звуковых и зрительных демонстраций, фрагментов видеофильмов и мультипликации, выделение главных мыслей. Во время выступления учителю не приходится тратить время на выписывание текста на доске, смену мелких и невзрачных иллюстраций. Учащимся легче отвечать, когда они опираются на отображаемый на экране план выступления или изображение объекта. Особенно часто использую мультимедиапрезентации на уроках краеведения при проведении экскурсий и путешествий по родному краю.

   Электронное тестирование;

Электронное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.. Но кроме этого в своей работе я пользуюсь и готовыми тестами. К урокам литературного чтения и ознакомления с окружающим миром составляю кроссворды для проверки знаний.

   Использование электронных сборников-тренажёров;

С использованием компьютера на уроке появилась возможность увеличить объём выполнения тренировочных упражнений.

Задания носят различный характер: установите соответствие, решите кроссворд, вставьте пропущенные слова, поставьте подписи к картинкам прослушайте описание и найдите объекты на картинке и другие.

При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

   Работа с электронными энциклопедиями.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

 

Систематичное и активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса, активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, а значит и влияет на качество обучения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

доклад по теме самообразования

тема самообразования "Развитие творческой активности на уроках литературного чтения"...

Доклад по теме самообразования

Доклад  по теме самообразования  Развитие творческих способностей у младших школьников...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...