Почему нам не смешно
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Махова Наталья Валентиновна

материал по Литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почему нам не смешно31.63 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок по литературному чтению - 2 класс. ФГОС « Почему нам бывает смешно?»

Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 2 часть стр 141-149

Тип урока

Урок-исследование

Дидактическая цель

Тема урока: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

Цели урока:  продолжить выявлять секреты «смешного»; показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной; заставить задуматься над секретом «смешного», учить работать в паре.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о контрасте, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки, умение составлять  сочинять смешные истории).

Воспитательная:  воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые

результаты

 Планируемые результаты : учащиеся должны научиться выявлять секреты «смешного»; понимать ироническую интонацию произведения, сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать свое мнение.

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей 

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь находить слова из толкового словаря

- Уметь  сравнивать разные точки зрения на одну проблему и высказывать свое мнение.

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Н.А. Чуракова  Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 2 класс 2 часть стр 141

Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А Чураковой

- проектор, экран, компьютер, презентация, карточки  для самостоятельной работы, портрет В.Драгунский, выставка книг

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Литературное чтение 2 класс «Перспективная начальная школа»    Тема урока: В.Драгунский « Сверху вниз, наискок!»

 

         Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

            Содержание урока

Планируемые

результаты

I этап. Мотевирование к учебной деятельности

Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу

Организует и настраивает детей на совместную работу.

Вот звонок сигнал нам дал-

Литературы час настал.

Время даром не теряйте

И работу начинайте.

-С каким настроением пришёл ты сегодня?

(карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.)

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(2 минуты)

Цели:

- организовать актуализацию знаний;

- организовать выполнение учащимися  учебного действия;

Высказывают своё предположение, рассказывают .

Я сам найду

 способ!

Организует составление совместного плана действий.

Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

Проверка домашнего задания

     Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности

(«надо»)

Устанавливаются тематические рамки ( «могу»)

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу»)

Постановка проблемы:  Что я не знаю?

         Наш план действий:

1. Сами найдём способ .

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Выполним. Выскажи свое мнение.

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

III. Выявления места и причины затруднения 

(2 мин)

Цели:

- организовать выявление учащимися места и причины затруднения

Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

   - Почему нам бывает смешно?

-   А что вызывает у вас смех?

Такими смешными бывают эти дошкольники…. (2 слайд)

Оформлять свои мысли в устной  форме

 (Коммуникативные УУД)

IV.Постановка проблемы.

( 3  минуты)

Цели:  

- научить понимать секреты «смешного»    

 Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.

Проговаривают ответы

Предлагает обсуждение   возникновения понятий.

   Законы «смешного», нам нужно понять

Рассказ мы для этого будем читать

А кто написал его, ты разгадаешь

Следуй по точкам и сразу узнаешь (Драгунский  3 слайд)

(Учитель выставляет портрет писателя на доску)

-Разгадали фамилию автора?

А какие произведения мы читали В. Драгунского?

    «Что я люблю» «Друг детства» «Что любит Мишка»

- Что вы помните об этом писателе?

Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и  имеющуюся информацию.

(Познавательные УУД).

V. Работа по новой теме

(8 мин)

 

Цель:  продолжить выявлять секреты; показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной; заставить задуматься над секретом «смешного», учить работать в паре.

Работа с рисунками.

Портретом писателя

Дети называют прочитанные рассказы

Из толкового словаря находят слова

монтёр маляры бригада азарт скипидар

Включает учащихся в работу через игровую деятельность.

Устраивает выставку книг автора

Виктор Юзефович Драгунский написал несколько повестей, много юмористических рассказов о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Прототипом главного героя является его сын Дениска, а в образе отца легко можно узнать самого писателя. Многие истории В.Драгунский написал , взяв сюжеты из жизни Дениски и его друзей.(4 слайд)

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом В.Драгунского –«Сверху вниз, наискосок!»». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали?

-Давайте подумаем: какова цель нашего урока?

 Открыть закон «смешного» в рассказе.( 5 слайд)

Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. .

Сейчас мы и узнаем, какие смешные истории были в рассказе В.Драгунского

Уметь правильно определить ответ по описанию .

(Познавательные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10  минут)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

-придумывали интересные, смешные истории

Чтение по цепочке

Учитель читает первый абзац рассказа

Прочитаем рассказ по цепочке и выясним какие смешные истории были в рассказе. Ребята слушайте, и подумайте ответить на вопрос.

-Кто же герои? Что вы можете о них сказать?

-И почему рассказ так назван?

Ученики читают первую часть рассказа по цепочке.

-Найдите значение слов со звездочкой в толковом словаре 

монтёр маляры бригада азарт скипидар

Оформлять свои мысли в устной  форме

 (Коммуникативные УУД)

VII.

Физкультминутка   (1 мин)

 Танцевальная разминка 6 слайд

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8-9 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока; умение читать по ролям

 

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Ученики строят план достижения цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

 -О чем эта часть? ( О ремонте во дворе)

-Как вы думаете , родители тоже радовались тому, что «повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песка»?(Наверное, родителям это не нравилось, так как дети приходили домой испачканные в песке и краске)

-Нравилось ли ребятам помогать рабочим?

-Вы поняли, кто герои? Вам они знакомы? ( Дениска и Мишка –друзья одноклассники. Соседская  девочка Аленка).

-Кто рассказывает нам эту историю?

-Что случилось с ними на этот раз? (Они покрасили всё вокруг, и даже Аленку)

-А когда произошла эта история?

-Как вы думаете Мишке и Дениске нравилось красить всё подряд? (7 слайд)

Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом. Перечитайте их.(Выделенные слова помогают почувствовать атмосферу праздника и веселья, которая царила во время забавы ребят.)

Перечитайте рассказ и найдите в нем два-три самых смешных места.

-Подумайте, чем они похожи собой. (Они связаны с покраской чего-либо: Алёнки, белья, управдома)

В чем же сереет «смешного» Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. («Смешно, когда есть контраст») (8 слайд)

Резкая противоположность - контраст

Уметь определять и формулировать цель   с помощью учителя;  определить способы исследования

(Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках

(Познавательные УУД).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

( 3-4 минут)

Цель:

выявить границы применимости нового знания;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задание.

Организует и контролирует работу детей

          Работа в группах и парах.

Прочитайте отрывок, который начинается со слов «И тут дверь вдруг распахнулась…»

-Подумайте, есть ли контраст в том, как одет управдом и какую краску использовали мальчики( белый и темно – коричневый  9 слайд)

- Объясните поведение Дениски и управдома, Мишки и Аленки. (Дениска и управдом замерли, а Мишка и Аленка веселились)

-Где же контраст?  ( Ужас – веселье)

-Найдите эпизод с покраской Аленки. Прочитайте парами.

(Здорово получается!  Поставляй вторую, скорей! Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят!  Я буду настоящая индейка! )

-Какова реакция детей? (восторг, азарт)

       Азарт – сильное возбуждение, задор, увлечение.

А теперь представьте реакцию родителей? ( Кошмар!  Ужас! Трагедия! Волосы!  Чистое белье совершенно испорчено!)

Чтобы разгадать секрет «смешного» еще раз обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом, и слова выделенные цветом. Сделайте выводы («Нас делают смешными наши недостатки…»)

- Как вы думаете, о каких недостатках идет речь?

- Иметь недостатки хорошо или плохо?

- Какие тайны мы открыли? ( Смешными бывают дошкольники, смешно, когда есть контраст)

-Что же явилось причиной всей этой истории? ( Интерес к работе взрослых, у которых все получалось «складно и аккуратно». И наш герой хотел стать маляром)

-Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмём. Будешь моляром!

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

X.Домашнее задание

(1 мин)

Обсуждают и записывают домашнее задание.

Читать рассказ и пересказать содержание, составить план

XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 ( 2 – 4 минуты)

Цель:

провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

оценить собственную деятельность на уроке;

-С каким произведением мы познакомились?

-Откройте секреты «смешного» ?

-Что нового узнали?

Как вы думаете, почему рассказ В. Драгунского так назван? (10, 11 слайд)

(Дети с восторгом красили и приговаривали: « Сверху вниз, наискосок!» Очевидно, автор хотел подчеркнуть отношение ребят к своей «работе»)

К какому жанру можно отнести это произведение? Выбирайте нужный ответ.

        стихотворение

        сказка

        рассказ

  Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем В.Драгунскому «Прощай!»  на следующем уроке мы будем читать «Шляпа гроссмейстера»

- Ребята, что вы нового узнали  сегодня на уроке  (Ответы детей)

-  Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

-  Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мои смешные пальчики"

Проведение развития речи, физкультминуток с использованием игровых форм по обучению грамоте...

Тест "Смешные человечки"

Данный тест был опубликован в книге М.И.Ильиной "Подготовка к школе". Мною он использовался в 1 классе с целью уточнения взаимодействия детей в классном коллективе....

Почему нам бывает смешно. Сказки про Змея Горыныча.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

"Почему нам бывает смешно" (К.И. Чуковский. "Федотка", О.Дриз. "Доктор").

На примере стихотворения К. И. Чуковского “Федотка” и О. Дриз “Доктор” показать детям примеры, когда нам смешно из-за отсутствия всяких логических связей, из – за путаницы и недопонимания, и, не прово...

Конспект урока "Почему нам бывает смешно"

Пользуйтесь конспектом урока...

Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"

Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Почему нам бывает смешно? ( УМК "Перспектива" 2 класс)

Технологическая карта урока чтения во 2 классе...