"Сказки наши верные друзья"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Литературная викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_dlya_uchashchihsya_3_klassa.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
«Сказки- наши друзья».
Цели:
- Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок;
- Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
- Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
- Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе
- Воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.
Оборудование:
- большой цветной кубик,
- рисунки детей к сказкам,
- рисунок книжки,
- портрет Льва Кассиля,
- карточки с цифрами: 2,3,4,5 для жюри,
- “цветик-семицветик”,
- мешочек с “волшебными” вещами,
- музыкальное сопровождение: “В мире много сказок…”
Ход игры
- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие по стране Литературии.
- К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)
Да, это книга,а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки -
Пусть герои оживут!
(Пока звучат строки стихотворения, дети прикрепляют рисунки сказочных героев на доске).
- А знаете ли вы, что у книжки, так же, как и у каждого из нас бывают именины?
С 23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.
- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.
- Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.
Начинаем нашу викторину “Поиграем”. Сегодня в ней принимают участие команды:
1. “Знайки”
Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;
2. “Читалкины”
Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;
3. “Почемучки”
Девиз:
“Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”
А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри – уч-ся 4 класса).
Разминка
(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)
- Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
- Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
- Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
- Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)
- Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
- Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)
- Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?) - Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
- От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).
- Викторина состоит из 5 туров:
1-й тур – “Пушкиниана”; 2-й – “Сказки зарубежных писателей”;
3-й – “Кому принадлежат эти вещи?”; 4-й – “Русские народные сказки”;
5-й – “Сказки русских писателей”.6-й –«Поиск», 7-й – «Герб сказки».
- На столе разложены карточки с названием туров, каждый тур имеет свой номер. Этот номер нам нужен для того, чтобы, бросив кубик с пятью номерами, определить номер тура. (Капитаны команд по-очереди бросают кубик. Выпавший номер определяет тур.)
1-й тур. “Пушкиниана”
(Максимальная оценка – 5 баллов.)
(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать)
1. Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.)
2. Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)
4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)
5. Из какой сказки эти строки?
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
6. Из какой сказки эти строки?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)
8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)
9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)
(Заслушиваются выбранные ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в твблицу.)
2-й тур. “Сказки зарубежных писателей”
(Конкурс капитанов. Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами и отвечают на них. Команды имеют право помочь. Максимальная оценка – 2 балла)
1. Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон. “Малыш и Карлсон” А. Линдгрет)
2. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас. “Кот в сапогах” Ш.Перро.)
3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи? (А. Миллн “Винни-Пух и все-все-все”)
(Подведение итогов.)
3-й тур. “Кому принадлежат эти вещи?”
(Участники команд по- очереди достают из мешочка карточки на которых написаны слова, обозначающие волшебные вещи. Максимальная оценка – 2б.)
- Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)
- Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)
- Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
- Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
- Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)
- Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
- Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
- Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
- Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)
(Подведение итогов)
4-й тур. “Русские народные сказки”
(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать. Максимальная оценка – 2б.)
- Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)
- Какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)
- Кто варил кашу, используя ум и смекалку? (Солдат в сказке “Каша из топора”.)
- Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”; “В некотором царстве, в некотором государстве…”.)
- Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковер.)
- Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
- Из какой сказки эти строки?
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок”.) - Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
- На какой птице летала Дюймовочка?(Ласточка)
(Подведение итогов)
5-й тур. “Сказки русских писателей”
(“Цветик-семицветик”. На лепестках, написаны вопросы, представители команд выбирают любой лепесток с вопросом, обсуждают ответ с командой.)
- Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.)
- Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.)
- Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)
- Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.)
- Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.(Н.Носов. «Живая шляпа»)
6-й тур. «Поиск»(по 1 баллу за правильный ответ)
Давайте поможем заблудившимся словам вновь попасть в сказку.
1.Крот,нора,ласточка,мышь,скорлупа,эльф.( «Дюймовочка»)
2.Перина,дождь,девушка,горошина.( «Принцесса на горошине»)
3.Снег,розы,зима,сани,зеркало,королева,дружба.( «Снежная королева»)
4.Ноги,голос,колдовской напиток.(«Русалочка»)
5.Лебедь,утка,птичий двор,дупло,яйцо,мечты.( «Гадкий утенок»)
7- й тур. «Герб сказки»
Каждая команда рисует герб любой сказки,отражая в рисунке содержание сказки.По гербу сказки нужно отгадать название .
Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.
Закончился наш праздник, но увлекательное путешествие по стране Литературии только начинается. Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.
Она оставила для вас письмо.
Письмо от Книги.
Ребята, я рада была видеть вас в своем книжном царстве.
Я – книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен!
Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
До встречи. Книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши верные друзья на улицах и дорогах. Презентация. Окружающий мир. 1 класс. "Школа 2100"
В данной презентации показаны дорожные знаки, которые изучаются в первом классе на уроке Окружающего мира или ОЗОЖ. Можно использовать по разным системам....
Классный час "Наши верные друзья"
Классный час «Наши верные друзья»Класс: 2 Цели:познакомить учащихся с историей, назначением и разными видами светофоров;научить учащихся переходить улицу по зелёному сигналу светофора...
Классный час "Наши верные друзья". 1 класс
Данное мероприятие знакомит детей с породами собак, с историями знаменитых животных, способствует формированию у детей любви к животным и ответственному отношению к братьям нашим меньшим. В конце заня...
Презентация " Наши верные друзья"
•Ни одно другое животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. А какая любовь! Какая преданность! Какая верность! Вот уже 20 веков существует этот нерасторжимый союз....
Внеклассное занятие для начальной школы.Наши верные друзья - домашние животные.
Методическая разработка представляет собой подробный план-конспект внеклассного мероприятия для 1-4 классов . Тема занятия "Наши верные друзья". Разработка может быть использована...
Наши верные друзья
Классный час по ПДД. Цель: объяснить значение светофора, правила перехода улиц и дорог при светофорном регулировании. В конспекте содержится материал об истории возникновения светофора, игру " Светофо...
Наши верные друзья
Материал для внеклассного занятия о здоровом образе жизни...