Библиографический урок по произведению В. Бианки "Любитель холодных ванн" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок формирует начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи,а также систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaliy_bianki_lyubitel_holodnyh_vann_.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка библиографического урока:
Внеклассное чтение 2 класс
В. Бианки
«Любитель холодных ванн»
Работа выполнена учителем начальных классов
Сизовой Ольгой
Александровной
Санкт-Петербург
2009
Цели:
- Способствовать полноценному восприятию рассказа и формировать познавательные интересы у учащихся.
- Формировать начальное представление о научно-познавательной и научно-художественной книге, о научном и художественном стилях речи.
- Формировать систему читательских умений и умение получать информацию из познавательного текста.
Задачи.
1. Совершенствовать навыки чтения.
2. Обучать выразительному чтению.
3. Развивать речь учащихся.
Оборудование:
- текст рассказа В. Бианки «Любитель холодных ванн» (для каждого учащегося)
- текст научной статьи из «Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России» (для каждого учащегося)
- таблица №1, №2, №3 (для каждого учащегося)
- план научной статьи
- Стадия «Вызов»:
Прием «Верите ли вы?»
Верите ли вы, что оляпка…
- поет в трескучий мороз?
- зимой ныряет в прорубь?
- может жить под водой?
- умеет бегать по дну?
- это лягушка?
- умеет грести под водой крыльями?
- перья оляпки покрыты жиром?
Ученики записывают свои предположения в таблицу. Да «+», Нет «-».
Таблица №1
№ п/п | Предположения | Да/Нет | Правильные ответы |
1 | Оляпка поет в трескучий мороз? | ||
2 | Оляпка зимой ныряет в прорубь? | ||
3 | Оляпка может жить под водой? | ||
4 | Оляпка умеет бегать по дну? | ||
5 | Оляпка это лягушка? | ||
6 | Оляпка умеет грести под водой крыльями? | ||
7 | Перья оляпки покрыты жиром? |
- Стадия «Осмысление». Работа с текстом.
Прием «Инсерт»
- Хорошо читающий ученик читает рассказ В. Бианки «Любитель холодных ванн» для своей группы, учащиеся делают свои пометки (значки):
«V» - уже знал;
«+» - новая информация;
«-» - думал иначе.
Ученики заполняют таблицу № 2.
Таблица №2
V | + | - |
Оляпка – чернобрюхая птичка с острыми коготками | Гребет крыльями, как пловец руками | Поет в трескучий мороз |
Бегает по дну | Ныряет в прорубь | |
Одежда из воздуха предохраняет от мороза | Перья покрыты жиром |
- Ученики обсуждают в группах заполненные таблицы. Результаты выносятся на доску.
- Ученикам следует вернуться к Таблице №1 и проверить, верны ли были их предположения. В графе «Правильные ответы» снова поставить значки.
Физкультминутка
- Ученики читают научную статью из Атласа – определителя птиц и птичьих гнезд средней полосы России (Боголюбов, Жданова, Кравченко, Москва «Экосистема» 2006):
Оляпка - птица из отряда воробьиных, тело покрыто плотным оперением, клюв загнут на конце, ноги сильные, с загнутыми когтями. Голова бурая, спинка и брюхо – черные, шея – белая. Длина тела – 20 см, размах крыльев – 30 см. Хорошо плавает, ныряет, бегает под водой. Питается насекомыми, маленькими рыбками. Гнездится у воды.
-Где можно встретить такой текст?
(В справочнике, энциклопедии)
-Энциклопедия – это книга, в которой собраны разнообразные научные сведения. В энциклопедии можно прочитать статьи о знаменитых людях, о явлениях природы, о животных, об исторических событиях, об изобретениях, открытиях и о многом другом.
Текст, который мы прочитали, взят из энциклопедии, это научный текст, потому что в нем содержатся научные сведения. Но ведь и в рассказе Бианки мы нашли сведения об оляпке.
5) Давайте сравним эти тексты и подумаем, чем они похожи и чем отличаются.
Прием «Табличные формы обработки информации РКМ. Сводная таблица»
На доске:
Таблица №3
Познавательный рассказ | Линии сравнения | Научная статья |
| ||
| ||
| ||
|
-Для чего написана научная статья?
-Знаете ли вы ее автора?
-А кто написал рассказ «Любитель холодных ванн»?
-Как вы думаете, почему Бианки написал этот рассказ, какую цель ставил перед собой автор?
-Как Бианки относится к водяному воробью? Обоснуйте свое мнение текстом рассказа.
- Можете ли вы сказать что-либо о характере человека, написавшего научную статью? Можно ли по статье определить, как автор относится к оляпке?
По ходу обсуждения учитель записывает основные выводы на доске в форме таблицы.
Примерное содержание таблицы №3:
Познавательный рассказ | Линии сравнения | Научная статья |
Дать интересные сведения, пробудить у читателя любовь к природе. | Цель | Дать точные сведения. |
Отношения автора ярко проявляется. | Отношение автора | Отношения автора определить нельзя |
Есть персонажи. | Персонажи | Нет персонажей. |
Речь образная, эмоциональная. | Речь | Речь точная, используются термины. |
-О чем сообщается в статье? Составим ее план.
План научной статьи.
- Кто это?
- Как выглядит?
- Какого размера?
- Как передвигается?
- Чем питается?
- Где живет?
-Можно ли, пользуясь этим планом, составить научную статью о другом животном?
ΙΙΙ. Стадия Рефлексия
-С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Чем различаются научная статья и познавательный рассказ?
-Заполните таблицу №3 самостоятельно.
ΙV. Домашнее задание.
Задание на выбор:
- Подготовить рассказ об оляпке в научном стиле. Для этого можно воспользоваться планом научной статьи, дополнить ее теми сведениями, которые вы получили из рассказа.
- Подготовить рассказ о любом диком животном в научном стиле. Сведения об этом животном можно найти в познавательных книгах, энциклопедии, можно попросить родителей помочь вам. Интересные познавательные книги можно принести в класс и порекомендовать их своим товарищам.
V. Список литературы:
Темпл Ч., Мередит К., Стилл Д. Пособие 1 и 5 «Чтение и письмо для развития критического мышления». –М., 1997
Заир-Бек С.И., Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития.- СПб.: Скифия, 2002
Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. Критическое мышление на уроках естествознания\\ Естествознание в школе.- 2004. №3.- с.35-39.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб пособие.-М.: Народное образование, 2001\\ Школьные технологии №1.-с.3-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана для 1 класса УМК "Школа России"...
Интегрированный библиографический урок в 4 классе "Осень в поэзии"
Предлагаемый Вашему вниманию урок позволяет ввести учащихся в образный мир поэзии, показать возможности отражения в нём мира природы. - Показать, ...
Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России
Конспект урока по изобразительному искусству"Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.", 2 класс, УМК Школа России...
Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра»Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного» (УМК "школа России", 2 класс)
Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с палитрой теплых и холод...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Теплые и холодные цвета.Борьба теплого и холодного" (УМК "Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся о теплых и холодных цветах.Задачи урока: Дидактические:1) познакомить с палитрой теплых и холодных цветов;2) формировать представ...