Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
статья по чтению на тему
Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_nravstvennogo_vospitaniya_na_urokah_chteniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
Руднева Валентина Тимофеевна
учитель начальных классов
«Только книга и знания смогут сделать нас
духовно сильными, честными, разумными людьми,
которые способны искренне любить человека,
уважать его труд и сердечно любоваться
прекрасными плодами его непрерывного труда»
М. Горький
После набора детей в первый класс, познакомившись с ними, с их семьями, с результатами психологического обследования, обнаружила средние результаты готовности детей к школе.
Наблюдения показали, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других.
Считаю, что воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, т.к. в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.
Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того чему учили его в семье. И тогда, меняются прежние взгляды под влиянием воспитания.
Поэтому цель моей работы следующая:
Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам.
- Обучение умению слушать и понимать текст.
- Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.
Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.
Ребенок в первом классе уже готов к серьезной филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях.
Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.
Известный философ Н.А.Рубакин, автор многих работ о книге, говорит, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей». Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания в 1 классе.
Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся текст.
Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное). Поэтому сначала ставлю общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж? Повторному восприятию текста помогают следующие приемы:
- повторное комментируемое чтение,
- высказывание личностных суждений,
- перечитывание и уточнение читательских позиций.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений я использую модельный схематический план. Например, к русской народной сказке «Колобок»:
Далее идет воссоздание прослушанного произведения по плану. В результате, ребята овладевают интонацией, эмоциональной выразительностью речи, идет обсуждение образов героев (Какими представляете героев? Как они разговаривают?)
Данные методы и приемы учат ребенка внимательно слушать и слышать предлагаемый текст. Вся эта работа помогает детям понять и тем самым обогатить свой жизненный опыт.
Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.
Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.
Основные принципы анализа художественного произведения, используемые мною на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:
- Цель анализа художественного произведения - осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает, анализу подлежит текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
- Анализ делаем только после эмоционального восприятия произведения. Поэтому обсуждаем на уроке то, что не воспринимается детьми при самостоятельном чтении: мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого использую прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предлагаю подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация т.е. ставлю ученика в позицию автора.
- При анализе учитываю жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра.
Лирика – изображение чувств. Поэтому анализ лирических произведений строю на основе поиска ключевых слов, рисующих образ, переживание автора, вызывающих у детей сопереживание.
Одним из приемов работы над лирическим текстом является «построчное рисование». Данный пример использую на первых порах, чтобы учащиеся смогли увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею.
При анализе драмы обращаю внимание, что в основе развития действия лежит конфликт, и все поступки героев оцениваются через их речь, что помогает выйти на идею автора. Например, С.Я. Маршак «Теремок».
Все эти приемы анализа направлены на личностное освоение, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике.
Одним из приемов анализа текста является перечитывание, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию навыка чтения, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.
Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.
И так, уже к концу 1 класса 50% учащихся уже с первого раза могут выделить главную мысль из услышанного или прочитанного.50% ребят могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст.
Таким образом, у моих детей формируется потребность к чтению, умение размышлять над прочитанным, они учатся доказывать свою точку зрения.
За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется:
- у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т.к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;
- в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение становится серьезным и толковым;
- при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев произведений;
- по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над текстом.
Другими словами, проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, создаю условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащаю его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, ...
Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....
Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...
Нравственное воспитание на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...
Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
Выступление на конференции...
Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...
Нравственное воспитание на уроках чтения
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением п...