Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
статья по чтению на тему

Руднева Валентина Тимофеевна

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_nravstvennogo_vospitaniya_na_urokah_chteniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Руднева Валентина Тимофеевна

                                                                 учитель начальных классов

 «Только книга и знания смогут сделать нас

духовно сильными, честными, разумными людьми,

которые способны искренне любить человека,

уважать его труд и сердечно любоваться

прекрасными плодами его непрерывного труда»

М. Горький

После набора детей в первый класс, познакомившись с ними, с их семьями, с результатами психологического обследования, обнаружила средние результаты готовности детей к школе.

Наблюдения показали, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других.

Считаю, что воспитание ребенка через литературу – это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, т.к. в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.

Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в «личные». Данный процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия формируются с самого раннего детства, прежде всего, конечно в семье, а затем в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того чему учили его в семье. И тогда, меняются прежние взгляды под влиянием воспитания.

Поэтому цель моей работы следующая:

Создание условий для формирования у младших школьников нравственных норм и правил на уроках литературного чтения.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам.
  2. Обучение умению слушать и понимать текст.
  3. Восприятие целостного текста через анализ литературного произведения.

Трудно переоценить в решении поставленных задач роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Ребенок в первом классе уже готов к серьезной филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях.

Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи.

 Известный философ Н.А.Рубакин, автор многих работ о книге, говорит, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других людей». Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках  литературного слушания в 1 классе.

Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.

Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся текст.

Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное). Поэтому сначала ставлю общие вопросы: что понравилось в произведении? Какой поступок герой совершил? Какие чувства вызвал у вас персонаж? Повторному восприятию текста помогают следующие приемы:

  1. повторное комментируемое чтение,
  2. высказывание личностных суждений,
  3. перечитывание и уточнение читательских позиций.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений я использую модельный   схематический   план. Например,  к   русской   народной   сказке «Колобок»:

Далее идет воссоздание прослушанного произведения по плану. В результате, ребята овладевают интонацией, эмоциональной выразительностью речи, идет обсуждение образов героев  (Какими представляете героев?  Как они разговаривают?)

Данные методы и приемы учат ребенка внимательно слушать и слышать предлагаемый текст. Вся эта работа помогает детям понять и тем самым обогатить свой жизненный опыт.

Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения  является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения.

Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.

Основные принципы анализа художественного произведения, используемые мною на уроках литературного чтения, сводятся к следующему:

  1. Цель анализа художественного произведения  - осознание его идеи, т.е. отношение автора к тому, что он изображает, анализу подлежит текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
  2. Анализ делаем только после эмоционального восприятия произведения. Поэтому обсуждаем на уроке то, что не воспринимается детьми при самостоятельном чтении: мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, их переживания. Для этого использую прием остановки чтения на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предлагаю подумать (предположить) как будет решаться та или иная ситуация т.е. ставлю ученика в позицию автора.
  3. При анализе учитываю жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра.

Лирика – изображение чувств. Поэтому анализ лирических произведений строю на основе поиска ключевых слов, рисующих образ, переживание автора, вызывающих у детей сопереживание.

Одним из приемов работы над лирическим текстом является «построчное рисование». Данный пример использую на первых порах, чтобы учащиеся смогли увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею.

При анализе драмы обращаю внимание, что в основе развития действия лежит конфликт, и все поступки героев оцениваются через их речь, что помогает выйти на идею автора. Например, С.Я. Маршак «Теремок».

Все эти приемы анализа направлены на личностное освоение, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике.

Одним из приемов анализа текста является перечитывание, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию навыка чтения, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

И так, уже к концу 1 класса 50% учащихся уже с первого раза могут выделить главную мысль из услышанного или прочитанного.50% ребят могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст.

Таким образом, у моих детей формируется потребность к чтению, умение размышлять над прочитанным, они учатся доказывать свою точку зрения.

За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется:

- у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т.к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;

- в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение становится серьезным и толковым;

- при этом у детей совершенствуется читательская  память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев произведений;

- по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над текстом.

    Другими словами, проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, создаю условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащаю его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, ...

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

Нравственное воспитание на уроках чтения

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением п...