К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Микитас Татьяна Ивановна

Урок литературного чтения с презентацией  по УМК "Школа 2100"  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии проблемного диалога в начальной школе

Урок  литературного чтения в 3 классе УМК «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

 

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 «Волшебная сила бессмертной музыки»

(заключительный урок по теме)

Цели:

Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. учить выразительности чтения, развивать творческие способности учащихся.
  2. воспитывать эмоционально-чувственное отношение к природе.
  3. развивать читательские умения школьников, обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи

Развивающие:

  1. развивать  умение самостоятельно добывать и использовать  необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
  2. развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
  3. развивать познавательную активность;
  4. развивать креативное мышление  при анализе литературных и музыкальных произведений.

Воспитательные:

  1.  формировать ценностно-ориентированного отношения к  воспитывать любовь к родному краю, мотивированное  стремление беречь и охранять природу родного края;
  2. формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Оборудование:

  1. карандаши
  2. альбомные листы.
  3. магнитофон; проектор, компьютер

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Разминка

Скороговорка «На ёлке шишки, на столе книжки» слайд1

- чтение шёпотом

- медленное чтение с ускорением

- чтение в парах

III. Постановка проблемного вопроса

- Как думаете, почему сегодня я предложила вам работу именно с этой скороговоркой?

- Сегодня мы завершаем работу с рассказом «Корзина с еловыми шишками»

- Прочтите тему нашего урока: «Волшебная сила бессмертной музыки» (на доске)

- Как думаете, на какой вопрос предстоит вам ответить? (В чём заключается волшебная сила музыки?) слайд 2

- А в чём по-вашему волшебная сила музыки?

Дети высказывают свои предположения- они отмечаются на доске

- Как думаете, что нужно сделать, чтобы решить эту учебную задачу? (Лучше разобраться в тексте произведения, подумать, прочитать более внимательно)

IV.  Актуализация знаний учащихся:

- Кто автор этого произведения? (портрет К. Г. Паустовского) слайд 3

- О каком замечательном человеке написал К.Г. Паустовский в своём рассказе? (портрет Э. Грига) слайд4

-  Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства

- А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием и озаглавили части рассказа.

- Двое ребят на доске расположат рисунки, по ходу развития действия рассказа.

(двое ребят работают с выставкой рисунков)

- О чём первая часть? Как её озаглавили?                  ( «Встреча»)

- О чём говорится во второй части?                                («Рождение музыки»)

- Третья часть о чём повествует?                                         («Дагни в гостях»)

- Где происходит действие в четвёртой части?                     («На концерте») слайд 5

Проверка правильности распределения рисунков на доске относительно частей рассказа.

- Соотнесите рисунки на доске с названиями частей произведения. Всё ли правильно получилось?

V. Работа с текстом произведения.

- Продолжим работать с текстом произведения

- Найдите в первой части описание осеннего пейзажа с. 135 (выборочное чтение)

- Какие изобразительные приёмы использует автор?  

(олицетворение, метафора, сравнение, эпитеты – слова появляются на слайде после того как дети их называют.) слайд 6

- Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания  природы? (Творческий человек черпает своё вдохновение у природы)

- В паре с соседом прочитайте и выпишите в тетрадь ключевые слова для описания осеннего леса

Воздух, шум прибоя, мох, эхо, листья слайд 7

- Перескажите этот отрывок с опорой на ключевые слова

- Посмотрите на эту иллюстрацию. слайд 8

 Какой момент рассказа напомнила она вам? (встреча композитора и девочки)

- Сейчас наши ребята представят нам эпизод встречи композитора и девочки.

(Инсценировка)

- Какой подарок решил сделать композитор девочке и почему именно ей?

- Что надеялась получить Дагни в подарок?

-Почему Григ отсрочил подарок?

-ФИЗМИНУТКА

- Как мы назвали вторую часть?

- С чем сравнивали друзья дом композитора?

- Что было единственным украшением этого дома? слайд 9

- Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?   (с. 139)- выборочное чтение

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

- Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагни?

 - Что изменилось за это время в природе?

- Зачем опять К. Паустовский включает описание природы?

- Прошло время, Дагни покидает  родной дом.

- По какой причине она делает это?

-  Куда любила ходить Дагни в городе? Почему она плакала после спектаклей?

(Она осталась такой же чуткой и впечатлительной, какой была в детстве)

-Какое  чудо случилось с ней однажды на концерте?

- Какие чувства испытала она, Магда, Нильс, когда объявили посвящение? (зачитать)

- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?  (с. 143)

-Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига  (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:  

(запись на слайде 10: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?

- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

- Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (с. 144)

 (Вы открыли для меня  то прекрасное, чем должен жить человек.)

- А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

- Не просто послушайте, а попробуйте нарисовать, что вы услышали в этой мелодии

Слушание Э.Григ «Утро»  и рисование.

Показ своих работ

- Понравилась вам музыка Э. Грига?

- Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная  сила  музыки?  слайд 11

(Музыка вселяет надежду на лучшее, поднимает настроение, даёт положительный эмоциональный заряд и т.д)

- Чьи гипотезы подтвердились?

VI. Обобщающая беседа

- Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Г.Паустовского? (запись на слайде 12)

  1. Привлек меня тем…
  2. Показался интересным тем, что…
  3. Взволновал…
  4. Заставил задуматься о…
  5. Вызвал на размышление…

VII. Рефлексия

-  Кто может похвалить себя за хорошую работу?

- Кто может похвалить работу кого то из наших учеников?

- Кто хотел бы разбираться лучше в материале урока?

- Я тоже сегодня немного волшебница и принесла вам вот такую шкатулку (внутри зеркало). Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся. Загляните в неё. Кого увидели?

- Да без вас не было бы этого урока. Значит,  вы и есть самые главные мои помощники.

VIII. Домашнее задание

Дети получают карточки в форме шишек с заданиями

На шишках записано дом задание. У каждого оно своё: выписать ключевые слова с. 51 р.т,  и  подготовить пересказ по ключевым словам фрагмента текста, ставят вопросы к тексту с. 51 №3, Ответ на вопрос «Чем должен жить человек?», чтение глав рассказа , выбрать самый понравившийся отрывок и подготовить его выразительное чтение (для слабых детей)

Литература:

  1. Н.В. Лободина, О.А. Юдина Открытый урок // Приглашаем на урок.-Волгоград.-2010
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.4stupeni.ru/
  4. http://pedsovet.org/
  5. http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Урок литературнрго чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" с презентацией....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....