Методическое пособие
материал по чтению на тему
Работа над образами героев литературных произведений с помощью " лесенки героев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных учебных универсальных действий
на уроках литературного чтения с помощью «лесенки героев».
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог, и т.д., занимает литературное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных – с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста ‐ относится к познавательным УУД.
Именно здесь мы начинаем пользоваться «лесенкой героев». Работа начинается с простого и идёт к сложному анализу. Учим детей находить главных героев, оценивать их поступки. Делим главных героев на «положительных» и « отрицательных».
Лучше всего такую работу начинать со сказки, где выражены и «добро», и «зло». Учим анализировать поступки героев, доказывая свою точку зрения, называть личностные качества каждого, тем самым увеличивая словарный запас обучающихся. Эта работа продолжается весь первый класс.
Во втором классе, когда дети уже не испытывают трудностей в определении главных героев, четко называя их и классифицируя на «положительных» и «отрицательных», вводим понятие « герои-помощники». На примерах из литературных произведений показываем, как поступки данных героев помогают раскрывать положительные или отрицательные качества других. Анализируя поступки этих героев даём оценку их поступкам. Вся эта работа идёт весь второй класс. Дети определяют кто из героев произведений является «героем-помощником», какие его поступки раскрывают образ главного героя. Причём, в произведении может быть либо «положительный» герой, либо только « отрицательный».
В третьем и четвёртом классе вводим «нейтрального героя». Этот персонаж присутствует в произведении, но не влияет на его ход.
В результате такого анализа все герои систематизируются и выстраивается «лесенка героев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard
В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Методическое пособие по автоматизации звуков.
Авторские комментарии:Учителям-логопедам: Уважаемые коллеги! Разрабатывая циклограммы, мне хотелось систематизировать лексический материал для прохождения каждого из этапов автоматизации з...
методическое пособие по русскому языку 2 класс. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....