"Прощание с Азбукой!"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Кирюшина Наталья Анатольевна

   Вы в школе почти целый год отучились,

   Вы много успели и много узнали.

   Писать и считать вы уже научились

   И первые книги свои прочитали

   А верным помощником в этом вам стала

   Первая главная книжка.

   И первые буквы она показала

   Девчонкам своим и мальчишкам.

   Буквы потом сложились в слова,

   Слова – в предложенья и фразы. 

   Огромный и красочный мир тогда

   Открылся, ребята, вам сразу.

   Вы прочитаете хороших книг немало,

   Пускай года пройдут и много-много дней,

   Вам Азбука хорошим другом стала,

  Мы этот праздник посвящаем ей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_k_prazdniku_proshchanie_s_azbukoy.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Праздник «Прощание с Азбукой».

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.

                                                                                                                                                                                     Задачи: 

  1. развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
  2.  развитие умения работать в группах;
  3. развитие  мыслительных операций в ходе игры;
  4. воспитание у учащихся интереса  к чтению;
  5. привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Действующие лица: Учитель, ученики, Азбука, проект -  «Веселая Азбука», рисунки ребят.

Учитель.

          Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки».

 (На сцене появляется поезд из учеников. В руках ребят вагончики.)

        

                        Вы в школе почти целый год отучились,

  Вы много успели и много узнали.

  Писать и считать вы уже научились

  И первые книги свои прочитали

  А верным помощником в этом вам стала

  Первая главная книжка.

  И первые буквы она показала

  Девчонкам своим и мальчишкам.

                        Буквы потом сложились в слова,

  Слова – в предложенья и фразы.

                              Огромный и красочный мир тогда

                              Открылся, ребята, вам сразу.

                         Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

1 чтец.

 В поезд можете садиться,

 Этот поезд быстро мчится.      Лена

 От границы до границы,

 По степям до синих гор,

 На зеленый светофор.

 

2 чтец.

В школу он спешит сейчас.

 К нам на праздник в 1 класс.

 Опоздать нельзя на праздник,       Кирилл

 Это каждый знает.

 Мчится поезд первоклассник.

 Скорость набирает! 

 

3 чтец. 

Прибавляет на пути:

 К трем – четыре, два к пяти,

 Чуть пеналами гремит,                 Поля

 Чуть губами шевелит,

 Изучает алфавит.

 

4 чтец. 

Не волнуйтесь наши мамы.

 Мы сидим за партой прямо.

 Если дождик льётся косо,

 Все равно стучат колеса.              Витя

 Светофор огнём горит,

 Школьный поезд вдаль спешит!

5 чтец

 Все мы буквы изучили

 Научились мы читать.

 Мы из Азбуки узнали,

 Как воспитанными стать:            Алёна

 Поднимаем дружно руки,

 На уроках нет нам скуки!

 Изучаем звуки, звуки.

 Разные-преразные, гласные – согласные.

 6 чтец

 Дружат гласная с согласной.

 Составляют вместе слог.

 Если слоги встанут рядом

 Получаются слова:

 ТЫК и ВА, а вместе ТЫКВА.        Костя

 СО и ВА – читай СОВА.

 Букв сначала мы не знали.

 Мамы сказки нам читали.

 А теперь читаем сами!

 Подружились сказки с нами.

7 чтец

 Книгу первую мою

 Берегу я и люблю.

 Хоть пока и по слогам          Петя

 Я её читаю сам.

8 чтец

 И с конца, и с серединки,

 В ней красивые картинки.

 Есть стихи, рассказы, песни.

 С книгой жить мне интересней!        Таня

 Если мамы дома нет,

 То не стану я скучать.

 Я зажгу настольный свет,

 Чтобы книжку почитать.

 Книга добрая, живая.

 Чудеса она творит!

 Обо всём на свете знает

 И со мною говорит.

Учитель:

Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем зале – праздник!
«До свидания, Азбука»!   ( все вместе)

Учитель:

-  Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя - Азбуки- нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!

Звучит песня «Азбука». (Входит четвероклассница, переодетая в костюм Азбуки)

Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Учитель - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Сегодня дети покажут, чему они  научились за этот год. Будь нашей гостьей!

Азбука: - Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадки и мы можем начинать праздник.                    

- Дайте правильный ответ на вопрос и мы начинаем наш праздник.

Чёрные, кривые, от рождения немые.                                                                                                                     А как только встанут  в ряд сразу все заговорят ./Буквы/.

Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!                                                                       Звонкие! Глухие! Разные такие!                                                                                           Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(Звуки).

      Учитель: 

      - Молодцы! Ребята, сколько в русском языке  букв? (33) А звуков? (42)
     - Буквы мы
пишем, а звуки? слышим.

Учитель:

- Ребята, разделите буквы алфавита на три группы.

  1. Буквы, обозначающие гласные звуки (характеристика гласных).                                                                                  Гласные тянутся в песенке звонкой,                                                                                                      Могут заплакать и закричать,                  Костя                                                                                                         Могут в кроватке баюкать ребёнка,                                                                                                             Но не желают свистеть и ворчать.      
  2.  Буквы, обозначающие согласные звуки (характеристика согласных)                                                                                                                 А согласные... согласны шелестеть, шептать, свистеть,    Поля                                                                                Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.   
  3. И буквы, которые не обозначают звука (они указывают на мягкость и твёрдость согласных).                                              
  4.  Твёрдый  знак с  богатырём одолел крутой подъём,                                                       мягкий знак -  попробуй тронь, он горяч, как конь огонь.   Лена

Азбука:

Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним,

Но для тебя они ключи  ко всем хорошим книжкам!

В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь, войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях, растениях, машинах.

Ты побываешь на морях и на седых вершинах.

      (Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)

Нехочуха:- Ой! Куда это я попала?

Учитель:- Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?

Нехочуха:- Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?

Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.

Нехочуха:- Я тоже хочу на праздник.

Учитель:- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?

Нехочуха:-Я нигде не учусь!

Учитель:- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!

Нехочуха:- А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!

Учитель:- Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!                                                                                      Нехочуха:- Не знаю и знать ничего не хочу!

Учитель:- Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?(Ответы детей)

С первых дней учебы в школе ребята изучали Азбуку. Изучая эту книгу, они выполнили коллективный проект «Весёлая Азбука», где  со своими старшими помощниками рассказали о буквах.

 Защита коллективного проекта (дети рассказывают о  буквах).

Учитель:

А коль сегодня у нас праздник, все вместе мы будем играть, веселиться, участвовать в конкурсах. И так начнем конкурсную программу.

Предлагаю поиграть в игру  «Знаю букву, слышу звук». Внимательно слушайте и  называйте букву, которая повторяется в  стихотворении.

1. Утром на траве росою
  Эта буква заблестит,
  А под вечер на крылечке,
  Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,
  Как оса ужалить может.
  Ну, а мае на березе
 Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой, добрым утром,
  Долгою дорогой в дом.
  День за днем назло недугам,
  Даже под дождем идем. /Д/

4. Эту букву паровоз
  На своей трубе привез
  Губы вытяни в трубу
   И получишь букву /У/

5. Эта буква бодрым шагом
  В бой идет под барабан.
  И бодает буква букву
  Будто баловник баран. /Б/

                6 Эту букву любят птицы:

   Голубь, галка, грач, горлица.

                 Кто нам сможет подсказать

                 И эту букву указать? (г)

                       

              7 В алфавите она третья.

                 Сразу ты её приметишь.

                 Что же это за вертушка

                 Ванька-встанька, веселушка? (в)

               8 Эта буква знаменита

                 Стоит в начале алфавита   (а)

Учитель:- А сейчас вы поработаете в группах. Надо составить пословицы и объяснить их смысл, и ты, Нехочуха, поработай с ребятами.

 Хорошая книга – лучший друг.                                                                                                                                         Кто много читает - тот много знает. 

- О чём все эти пословицы? (о книге)                                                                                                                                - Для чего нам нужно уметь читать? (узнавать новое, интересное, быть грамотными, уметь правильно писать)

Учитель:- Молодцы, дети! А вот Нехочухе было трудно, так как она сама ничего не смогла прочесть.

Нехочуха:- Да, ребята сами читали, а я только слушала и мне было как–то не по себе. Но и тоже я приготовила вам задание.                                                                           - Вы  читали сказки?                                                                                     Учитель  читает загадки, показывает героев из сказки. Нехочуха путает детей, называя другое название сказки, а ребята исправляют её.                                                                                                                                                                                             1.Свёколка (Репка)                                                                                                                Кто – то за кого – то ухватился цепко.                                                                           – Ох, никак не вытянуть!                                                                                                        – Ох, засела крепко! ( Репка)                             

2.  Три котёнка (Три поросёнка)                                                                              Жили – были три весёлых братца…

Всё лето резвились они, не зная забот...

Но вот наступила осень.  Надо было заботиться о жилье…(Три поросёнка)

3.Курочка Пеструшка (Курочка Ряба)                                                                                      Как –то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка Ряба)

4.Дед Мороз (Морозко)                                                                                              Сидит под елью старикова дочь, дрожит, озноб её пробивает…                                                                                                А кто-то спрашивает её:                                                                                                                                                                        - Тепло ли тебе, девица?  (Морозко)

5.Гуси –вороны (Гуси – лебеди).                                                                                       В сказке небо синее, в сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня,  реченька спаси меня.
(Гуси-лебеди)                                                                                                        

6.Волк и пятеро козлят (Волк и семеро козлят)                                                      Отворили дверь козлята и пропали все куда – то. (Волк и семеро козлят)

Учитель.

- А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Бюро находок»

Дело в том, что накануне в нашей классной комнате,  побывали герои разных сказок, и каждый из них забыл какой-либо предмет. А кто здесь побывал догадайтесь сами.


золотой ключик - Буратино или Тортила;
метла - Баба Яга;
цветик-семцветик - девочка Женя;
хрустальный башмачок - Золушка;
скорлупка грецкого ореха - Дюймовочка;
золотое яичко - Курочка Ряба;
игла - Кощей Бессмертный;
горошина - Принцесса из сказки Принцесса на горошине;
утиное перышко - Серая шейка
бочонок меда - Винни-Пух;
шапочка красная - Красная шапочка;
конфетка, баночка варенья - Карлосон;

Учитель:-  Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по–прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?                                                                Нехочуха. - Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!                                                                                                                                                                   

Ученик: 

 Азбуку прочли до корки,

 Нам по чтению – “пятерки”!                    Кирилл
Позади нелегкий труд медленного чтения.
А теперь без передышки мы прочтем любые книжки!
                                   

Ученица: 

 Спасибо, Азбука, за все,

Что сделала для нас ты!
За слово первое твое, за стих,

За первый твой рассказ.                      Таня

Ты научила нас читать, писать,

Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,

И с нами будешь ты всегда! 

                               

Учитель:

 Нам надо поблагодарить Азбуку, за то, что научила нас читать.  Давайте составим слова благодарности (работа на доске, из букв дети составляют слова и крепят на магниты)

                                                     

       СПАСИБО,  АЗБУКА!   

Учитель:  

- А сейчас ребята-первоклассники споют частушки. 

                                                                                                                                           
Мы собрали пап и мам, Но не для потехи.          Лена                                                 Мысегодня рапортуем  про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид,      Алёна                             Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит!

Разбудите меня ночью, В самой серединочке,        Костя                                                         Расскажу вам алфавит без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем.                                         Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!                Витя

Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу.                                         Ялюбую вашу книжку Одним махом “проглочу”!            Таня

Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем,                                                               И спасибо десять раз Дружно хором скажем!            Поля

Позади нелёгкий труд слогового чтения:                                                                                Нам сегодня выдают у-дос-то-ве-ре-ни-я!!!          Кирилл

Азбука: - Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга. На память о себе я дарю вам интересные книжки и удостоверения. (Вручает каждому ученику книжку  и удостоверение)

- До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука) 

Учитель:                             

- Ребята, скажем Азбуке «До свидания» и помашем ручками.

         Ура, мы юные читатели!

- Ребята, а где читатели берут книги? (в библиотеке)

  Сейчас я хочу предоставить слово Светлане Алексеевне – библиотекарю нашей школы.

        Слово библиотекарю.

ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!                                   Не крутите старый глобус,                                                                                      Не найдёте вы на нём,                                                                                              Той страны - «Библиотеки»                                                                                          - Той, в которой мы живём.                                                                                Здесь у нас свои порядки:                                                                            Есть шкафы, есть стеллажи,                                                                                        Есть у нас свои квартиры,                                                                                  Полки, адреса свои.                                                                               Приходите к нам учиться,                                                                          Приходите к нам играть.                                                                                                                 Кто тут ленится? Скучает?                                                              Приглашаем почитать!                                                                                                                          Ваши друзья - книги!

Библиотекарь.

Ребята, хочу вам напомнить правила обращения с  книгой:

1.Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.

2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.

3. Нельзя писать и рисовать на книге.

4. Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками.

5. Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои учебники в образцовом

состоянии.

Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

- Слово предоставляем родителям.

Учитель.                                                                                                        Подошёл к концу наш праздник небольшой,                                    Увлекательного чтения вам желаем всей душой.                                              Вам, девчонки! Вам, мальчишки!                                                                              С книгой ладить и дружить!                                                                              Пусть любовь к хорошей книжке                                                                     С вами вместе будет жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...