Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass_.docx | 86.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Гаврилова Г. Ф./ Протокол № ___ от «__»_____2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/Шарипова Э. С./ «____»_____2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» _________/ Шамсетдинова Ф.Д. / Приказ № ______ от «____» ________2012 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
в 3 классе
Составитель:
учитель _1_квалификационной категории Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »___________2012 г
2012-2013 уч.год
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждения федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); 2. Примерные программы начального общего образования (Письмо МО и Н РФ от 7 июля 2005 г №03 -1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»); 3. Базисный и примерные учебные планы на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования (Приказ МО и Н РТ от 9.07.2012г № 4154/12); 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год; 5. Программа по литературному чтению для учащихся 3 класса начального общего образования. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». Москва, Просвещение, 2008г.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
6. Учебный план МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год; 7. Положение о рабочей программе учителей МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ (Приказ от1.09.2012 №87); Настоящая программа рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.)
Цели решаемые при реализации рабочей программы: Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе для 5-6 классов. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение.
Для реализации программного содержания используется:
Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2007.
Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературного чтения в количестве 3 часа в неделю, т.е. 102 ч. в год. По базисному учебному плану МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» в 2012 году на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится 2 часа в неделю, т. е. всего 68 ч. в год. По причине несоответствия количества часов в рабочей программе сокращены часы на выполнение творческих работ, на повторения. Уплотнены темы в разделах: «Зарубежная литература», «Устное народное творчество». Включены 6 уроков НРК. В разделах «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Люби живое», «Поэтическая тетрадь 4», «Фольклор».Общий уровень литературного образования учащихся начальных классов будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образования; преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.
Уплотнение программы по обучению грамоте происходит по следующим разделам:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе НРК | в том числе на внеклассное чтение | в том числе на контрольные уроки |
1 | Самое великое чудо на свете | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 5 | 1 | Проверка техники чтения - 1 | |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 | 1 | ||
4 | Великие русские писатели | 11 | 1 | 1 | Тест - 1 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 | 1 | ||
6 | Литературные сказки | 4 | Тест - 1 | ||
7 | Были-небылицы | 4 | 2 | ||
8 | Поэтическая тетрадь 3 | 3 | |||
9 | Люби живое | 8 | 1 | Тест - 1 | |
10 | Поэтическая тетрадь 4 | 3 | 1 | 1 | Проверка техники чтения - 1 |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 7 | Тест - 1 | ||
12 | По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» | 3 | Тест - 1 | ||
13 | Зарубежная литература | 6 | Проверка техники чтения - 1 | ||
14 | Повторение «Фольклор» | 3 | 2 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | 7 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (5 ч)
1. Русские народные песни. Докучные сказки.
2.Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима». 5.Внеклассное чтение. Страницы русской классики
Великие русские писатели ( 11 ч)
1. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 5.Стихи о Родине поэтов Татарстана. НРК, Внеклассное чтение. Любимые стихи.
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»; 4. Великий поэт татарского народа - Г. Тукай.НРК;
Литературные сказки (4 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (4)ч
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон»; 4. Внеклассное чтение. В. А. Жуковский «Спящая царевна» В. В.Маяковский «Сказка о Пете толстом ребенке и о Симе, который тонкий» Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.
Поэтическая тетрадь 3 (3 ч)
1.С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (8 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». 9.Обобщение. «Люби живое» Г. Мухамметшин «Белая кошка» НРК.
Поэтическая тетрадь 4 (3 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; 5. Внеклассное чтение. Произведения писателей родного края. Стихи К. Булатовой НРК.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (7ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов.«Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (3 ч.)
«Мурзилка» и «Веселые картинки»
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература ( 6 ч)
1.«Храбрый Персей».
2.Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок»; 3. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; 4.Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше».
Повторение «Фольклор» (3 ч.)
1.Пословицы и поговорки русского народа (1ч.);2. Пословицы и поговорки народов родного края. НРК (1ч.);3. Внеклассное чтение по теме «Татарские народные сказки» НРК(1ч.).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 3 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 3
Учитель Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна
Количество часов
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Плановых контрольных уроков 8 ч.
Внеклассное чтение 7 ч.
Планирование составлено на основе
Примерной авторской программы начального общего образования Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России». Москва, Просвещение, 2008г.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник
Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2007.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Список литературы
1. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1-4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005
2. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
3. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. - М.: Просвещение, 2005
4. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2007
5. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2004
6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004
7. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. Олимпиада. Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004
8. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс.-М.: ВАКО, 2007.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...