УМК Школа России
рабочая программа (чтение, 4 класс) на тему
ПоЯснительнаЯ записка, содержание учебноо курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, характеристика контрольно-измерительных материалов, требованиЯ к результатам обучениЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat._4_klas.docx | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа Косенко Е.В. по литературному чтению для 4 б класса создана на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс – М.: Просвещение. 2011 год.
Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа, согласно учебному плану ГБОУ СОШ 2065 «Вектор», на 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим были равномерно уменьшены все разделы курса для полного его изучения и для увеличения часов на повторение.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения нацелен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности; развития интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг;
- развитие художественно-творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; формировать умения понимать художественное произведение;
- формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.
Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы).
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
- Содержание учебного курса.
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
Летописи, былины, жития | Чтение летописи, былин, житие. Понимание значимости литературы для сохранения русской культуры. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер и герои былин. Пересказ былины от лица героя. Словесное описание картины В. Васнецова «Богатыри». Рассказ о битве на Куликовом поле. Интересные факты из жизни святого человека. Описание характера героев. | 5 | |
Чудесный мир классики | П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Автобиография писателей и поэтов. Мотивы народной сказки и литературной, русской и турецкой. Герои сказок, их характеристика и отношение к ним. Деление сказок на части, составление плана, пересказ. Интонация стихотворений, авторское отношение к изображаемому, заучивание наизусть. Рисование иллюстраций к стихотворению. Особенности басни. Определение главной мысли. Смысл названия художественного текста и его герои. | 17 | |
Поэтическая тетрадь 1 | Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин. Автобиография поэтов. Картины природы в лирических стихотворениях. Передача настроения и чувства стихотворения. Ритм и интонация (тон, паузы, темп) в стихотворениях. Сравнения, эпитеты. Выразительное чтение, заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | 8 | |
Литературные сказки | В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов, С.Т. Аксаков. Автобиография писателей. Особенности литературных жанров. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои произведений и авторское отношение к ним. Мотивы народных сказок в литературном тексте. Рисование иллюстраций. Составление плана, пересказ, словесное иллюстрирование. Проект «Моя сказка». | 10 | |
Делу время – потехе час | Е.Л. Шварц, В.Ю. Драгунский, В.В. Голявкин. Нравственный смысл, жанр произведений. Особенности юмористического текста. Пересказ текста от лица героев. Смысл заголовка. Герои произведения. | 6 | |
Страна детства | Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко. Особенности развития сюжета. Герои произведения. Составление плана, пересказ. | 6 | |
Поэтическая тетрадь 2 | В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева. Тема, главная мысль стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Тема детства в произведениях. Сравнение произведений разных авторов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. | 4 | |
Природа и мы | Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. Анализ заголовка. Герои произведений и их характеристика на основе поступка. Деление текста на части, составление плана, выборочный пересказ. Составление проекта. | 10 | |
Поэтическая тетрадь 3 | Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин. Средства художественной выразительности. Картины весны, лета, осени в лирических произведениях. Мотивы народного творчества. | 6 | |
Родина | И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин, Б.А. Слуцкий. Образ Родины в поэтических текстах. Авторское отношение к изображаемому. Конкурс чтецов других стихотворений о Родине. | 6 | |
Страна Фантазия | Е.С. Велтистов, Кир Булычев. Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказов. Просмотр кинофильма. | 7 | |
Зарубежная литература | Дж. Свифт, Г.Х. Андерсен, Марк Твен, Сельма Лагерлеф. Герои приключенческой литературы и особенности их характеров. Сравнение героев и их поступков. Выразительное чтение диалогов. Пересказ понравившегося эпизода. Просмотр кинофильма. | 12 |
- Тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Количество часов | Плановые сроки. Неделя. | Скорректированные сроки |
1 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. | 1 | 1 | |
2 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | ||
3-4 | Былина «Ильины три поездочки». | 2 | ||
5 | Житие Сергия Радонежского. | 1 | 2 | |
6-8 | П.П. Ершов « Конек-горбунок». | 3 | ||
9 | А.С. Пушкин «Няне» | 1 | 3 | |
10 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора…». | 1 | 4 | |
11-13 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 3 | ||
14 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 | 5 | |
15-16 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 2 | ||
17-18 | Л.Н. Толстой «Детство». | 2 | 6 | |
19 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | 7 | |
20-21 | А.П. Чехов «Мальчики». | 2 | ||
22 | Урок-викторина «Чудесный мир классики». | 1 | 8 | |
23 | Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | 1 | ||
24 | А.А. Фет «Весенний дождь», « Бабочка» | 1 | ||
25 | Е.А. Баратынский «Весна, весна…» | 1 | 9 | |
26 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». | 1 | ||
27 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | 1 | ||
28 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…». | 1 | 10 | |
29 | И.А. Бунин «Листопад». | 1 | ||
30 | Повторение. Конкурс чтецов. | 1 | ||
31-33 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 3 | 11 | |
34-35 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 2 | 12 | |
36-37 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 2 | ||
38-39 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 2 | 13 | |
40 | Проект «Моя сказка». | 1 | 14 | |
41-42 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 2 | ||
43 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | 15 | |
44 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | ||
45 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | 1 | ||
46 | Урок-викторина «Делу время – потехе час». | 1 | 16 | |
47-48 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | 2 | ||
49-50 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 2 | 17 | |
51 | М.М. Зощенко «Елка». | 1 | ||
52 | Тест «Страна детства» | 1 | 18 | |
53 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | 1 | ||
54 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | ||
55 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | 1 | 19 | |
56 | Повторение. Конкурс чтецов. | 1 | ||
57-58 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | 2 | ||
59-60 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | 2 | 20 | |
61-62 | М.М. Пришвин «Выскочка». | 2 | 21 | |
63 | Е.И. Чарушин «Кабан». | 1 | ||
64-65 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 2 | 22 | |
66 | Проект «Природа и мы». | 1 | ||
67 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 | 23 | |
68 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | ||
69 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | 1 | ||
70 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | 24 | |
71 | С.А. Есенин «Лебедушка». | 1 | ||
72 | Повторение. Конкурс чтецов. | 1 | ||
73-74 | И.С. Никитин «Русь». | 2 | 25 | |
75 | С.Д. Дрожжин «Родине». | 1 | ||
76 | А.В. Жигулин «О, Родина…». | 1 | 26 | |
77 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». | 1 | ||
78 | Повторение. Конкурс чтецов. | 1 | ||
79-81 | В.С. Велтистов «Приключения электроника». | 3 | 27 | |
82-84 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». | 3 | 28 | |
85 | Урок-конференция «Страна Фантазия». | 1 | 29 | |
86-87 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 2 | ||
88-90 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». | 3 | 30 | |
91-92 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 2 | 31 | |
93-94 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | 2 | ||
95 | Сельма Лагерлеф «В Назарете». | 1 | 32 | |
96 | Урок-путешествие «Зарубежная литература». | 1 | ||
97 | Брейн-ринг. | 1 | 33 | |
98-102 | Повторение. Резерв. | 5 | 34 |
- Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
№п/п | Тема раздела | Вид контроля |
1 | Чудесный мир классики | Урок-викторина |
2 | Поэтическая тетрадь 1 | Конкурс чтецов |
3 | Литературные сказки | Проект |
4 | Делу время – потехе час | Урок-викторина |
5 | Страна детства | Тест |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | Конкурс чтецов |
7 | Природа и мы | Проект |
8 | Поэтическая тетрадь 3 | Конкурс чтецов |
9 | Родина | Конкурс чтецов |
10 | Страна Фантазия | Урок-конференция |
11 | Зарубежная литература | Брейн-ринг |
- Требования к результатам обучения учащихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны:
-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).
Обучающиеся должны уметь:
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному (полный, краткий);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны знать:
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
- Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.
- Учебно-методическая литература
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
- Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок;
- словари по русскому языку;
- репродукции картин и художественные фотографии;
- детские книги для внеклассного чтения;
- портреты поэтов и писателей.
- классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
- магнитная доска;
- телевизор;
- магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- диапозитивы;
- аудиозаписи, видеофильмы.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей начальных классов
от
Заместитель директора по УВР Канту Е.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро Итоговая контрольная работа по математике за 2 класс Программа «Школа России» Учебник М.И. Морро
Итоговая контрольная работа по математикеза 2 классПрограмма «Школа России»Учебник М.И. Морро...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...