олимпиада по литературному чтению
тест по чтению (4 класс) по теме

Доржиева Светлана Цыренжаповна

для 4-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ф.И участника ____________________________________________________________________

Класс: 4 «____»                                     Дата проведения: _____________________

        Задание № 1

Ответь на вопросы:

 Сколько лет жили старик со старухой в ветхой землянке? _________________________ 

 Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли. _____________________________________________________________________________

 Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему еще не исполнилось двадцати лет! Назови эту сказку. _____________________________________________________________________

 Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки очень познавательны; «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя. _____________________________________________________________________________ 

Задание № 2

  Покажи стрелкой, кто автор каждого произведения:

 «Три Толстяка»                                                                                 Р. Киплинг

«Маугли »                                                                                           А. Гайдар

«Чук и Гек»                                                                                        А. Волков

«Семь подземных королей»                                                             А. Линдгрен                                     «Карлсон, который живёт на крыше»                                              Ю. Олеша

«Сказка о потерянном времени»                                                      Е.Шварц

Задание № 5

Тайны фразеологии. Объясни смысл фразеологизма.         

Клевать носом                                              _________________________________________________

Водить за нос                                  _________________________________________________

Делать из мухи слона                                   _________________________________________________

Свалиться, как снег на голову                    _________________________________________________

Вставлять палки в колёса                            _________________________________________________

В час по чайной ложке                                _________________________________________________

Задание № 6

 Необходимо  написать четверостишие на заданные рифмы.

____________________________________________________________щенка

____________________________________________________________ пока

____________________________________________________________ помогите

____________________________________________________________найдите.

Задание № 7

 У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

 Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

__________________________________________________________________________________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок. 

__________________________________________________________________________________

№4.  Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ?

     а) глядел из печки огонек

     б) лес точно терем расписной      

     в) буре плач его подобен        

     г) белоснежная лебедушка

     д) уж небо осенью дышало

     е) седые моря      

 № 4.  Сравнения – б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

           ( по 1 баллу - за каждое верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма олицетворения )

№2.  По началу произведения определи  его жанр:

          1) Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса...

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...

3)  Мартышка к старости слаба глазами стала;

     А у людей она слыхала,

     Что это зло еще не так большой руки...

 4)  В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии...

 5)  В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

 6)  Остался Садко на синем море.

      Со тоя со страсти со великие

      Заснул на дощечке дубовой...

№ 2.

  1.   стихотворение
  2. рассказ
  3. басня
  4.  летопись  
  5. сказка

былина ( по 1 баллу за каждый верно определённый жан

№5.  В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

  Например: ''Жара – розовые щечки''  означает  ''Мороз – Красный нос''.

Запиши, как  произведения  называются  на самом деле. Укажи авторов.

  1) ''Найденная луна''                                                 

  3) ''Прекрасный лебедь''    

  2) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке''    

            4) ''Умник на солнце''

1) «Краденое солнце» К.Чуковский

2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  А.Пушкин

4) « Незнайка на Луне» Н.Носов

( 8 баллов – по 1 за каждое верное название и каждого автора )

№1.  Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?

            сеинен    вючтет   ошела    шпирнив   дорира  

10. Ответь на вопросы:

А) Назовите автора, который придумал Чебурашку. ______________________________

Б) В каком городе жила семья Свансенов в повести о Малыше и Карлсоне?____________

В) Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», Узник» и множество других.Был убит на дуэли.   ____________________________________________________

Г) Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя? _________________________________________________________

Ответы-А)Успенский. Б) Стокгольм. В) Лермонтов. Г) Марк Твен.

Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет.

А) зонтик_______________________     Г)  крапива ________________________________

Б) санки  _______________________Д)  бумажный кораблик_________________________

В) скорлупка грецкого ореха ____________________________________________________

(«Дикие лебеди», Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Снежная королева»,«Дюймовочка»)

Прочитай пословицы и крылатые выражения. Распредели высказывания на 2 группы в зависимости от их происхождения: пословицы(происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения ( происходят не из фольклора, имеют автора). Для крылатых выражений укажи автора и название произведения.

А) Бабушка надвое сказала._____________________________________________________

Б) Чует кошка, чье мясо съела.___________________________________________________

В) А Васька слушает да ест. _____________________________________________________

Г) Остаться у разбитого корыта. _________________________________________________

Д) Сколько веревочке не виться, а конец будет. ____________________________________

Е) От радости в зобу дыханье сперло.  ____________________________________________

Ж) А ларчик просто открывался._________________________________________________

Пословицы: А, Б, Д Крылатые выражения: В) Крылов «Кот и повар».

                                       Г) Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

                                       Е) Крылов «Ворона и лисица».

                                       Ж) Крылов «Ларчик»

Олимпиадные задания по литературному чтению.

3 класс.

Имя, фамилия      ----------------------------------------------------------------------------------------------

1. Это каждый должен знать, обязательно на «5».

1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

А) сказке;    Б) стихотворению;    В) рассказу;    Г) басне.

2. Какая из этих сказок является литературной?

А) «Лиса и Волк»;   Б) «Мороз Иванович»;      В) «Волк и семеро козлят»;

Г) «Сивка-Бурка».

. 3. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

А) В.Гаршин;        Б) В.Одоевский;     В) Д.Мамин-Сибиряк;    Г) С.Аксаков

4. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?

а) «Какая бывает роса на траве»;

б) Куда девается вода из моря»;

в) «Лев и собачка»;

г) «Прыжок».

2. Основы культуры чтения школьников.

5.. В каждой книге есть начальный лист, с которого начинается знакомство с книгой. Как называется этот лист?

А) титул;

Б) форзац;

В) псевдоним.

6.. Какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?

А) предисловие;

Б) подзаголовок

В) корешок

3. Из жизни писателей.  

1. «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным . Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую песенку о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я от всей души отпраздновал оба».

              Кто так рассказывал о себе?

 Ответ: -------------------------- (Корней Иванович Чуковский)

2. Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки.

         Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»?

 Ответ: --------------------------------(Дмитрий.Наркисович.Мамин-Сибиряк)

4. Творчество читателей.

9.. Почини «сломанные» пословицы.

  1. У семи нянек кулаками не машут.
  2. Чем хвалишься, от того и наберёшься.
  3. После драки дитя без глазу.
  4. С кем поведёшься, на том и провалишься.
  5. Не суйся в волки, коли делать нечего.
  1. Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин

1. У семи нянек дитя без глазу.

2. Чем хвалишься на том и провалишься.

3. После драки кулаками не машут.

4. С кем поведёшься от того и наберёшься.

5. Не суйся в волки, если хвост- тёлкин.

6. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

10.Игра «Буриме».

Буриме – это литературная игра. Она возникла во Франции. Вам предлагается написать четверостишие на заданные рифмы. Например:

---------------… щенка

-----------------… пока

-------------… помогите

---------------… найдите

Задание 2.

Под каким псевдонимом мы знаем автора произведения о двух озорных мальчишках Тома и Гека?


Какой жанр произведения построен на  собирательном образе исторических героев?

а) Басня             б) Былина         в) Стихотворение

Задание 7.

Поставь одинаковую цифру перед  литературным произведением о его автором:

  С. Михалков                        Сказка о потерянном времени

  Н. Некрасов                                    Винни-Пух и все-все-все

  В. Губарев                                    Маленький принц

 А. Толстой                                     Королевство кривых зеркал

 С. Я. Маршак                         Приключения капитана Врунгеля

 А. де Сент-Экзюпери             Праздник непослушания

 А. Некрасов                                    Золотой ключик

 А. Милн                                    Кузька

 Е. Шварц                                    Дедушка Мазай и зайцы

 В. Александрова                        Кошкин дом

Собери героев в две группы. Напиши название произведения.

Осел, Чернавка,  Елисей,  Соловей, Соколко, проказница-Мартышка, Семь богатырей,  косолапый Мишка

1._______________________________________________________

2.

  Узнай по описанию. Назови автора и название произведения:

 “Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове. Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все препятствия”

Найди ответ на вопрос.

1.Кто создавал первые  рукописные книги на Руси?
А. Князья.                           В. Монахи.
Б. Торговцы.                        Г. Писатели.

2.Как называется одна из древнейших форм книги?
А. Свиток.                              В. Рулон.
Б. Клубок.                                Г. Гармошка.

3. Кто основал первую библиотеку на Руси?
А. Ярослав Мудрый.             В. Иван IV Грозный.
Б. Петр I Великий.                   Г. Екатерина II Великая.

Кто из названных писателей пишет о животных? Правильный ответ обведи кружком.

а) Пушкин                 б) Чарушин

в) Пришвин               г) Чуковский



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный тур олимпиады по литературному чтению

В работу включены различные вопросы нестандартного характера для учащихся з классов.Задания разного уровня сложности могут  привлечь и заинтересовать ребят....

олимпиада по литературному чтению 4 класс

В олимпиаду содержит задания на знание литературоведческих терминов, жанров художественных произведений, проверку уровня начитанности....

Олимпиады по литературному чтению.

Представлены разработки олимпиад по литературному чтению для начальных классов....

Олимпиада по литературному чтению (школьный этап)

Задания школьного этапа олимпиады по литературному чтению в 4 классе....

Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...

Олимпиада по литературному чтению. 4 класс.

Олимпиада. Литературное чтение. 4 класс. Можно использовать как подготовительную и отборочную внутри класса....