открытый урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Димитрова Алла Алексеевна

Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vtoroy_variant.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :Ганс –Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока : ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.

Задачи урока:                                                                                                                  Знакомство учащихся с фактами биографии Г. Х.Андерсена.

Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».

Создать условия для формирования читательских умений.

Создать условия для развития читательской памяти, внимания.

Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Закреплять навыки работы с текстом.

 Развивать умение учащихся высказывать свое мнение по вопросу, умение работать  в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников.

                     

Ход урока

1 Организационный момент

- Начнем урок литературного чтения. Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза  своему соседу и

поделитесь друг с другом радостью и улыбкой.

2 Проверка домашнего задания.

- На дом вам  было задано  проиллюстрировать самостоятельно прочитанную сказку. Из ваших работ мы подготовили выставку  «Город сказок» . Внимательно посмотрите и скажите какое  настроение у вас появляется, когда вы смотрите на эти работы.

- Сколько света, добра, творчества в ваших рисунках! Спасибо вам за этот свет и веру в добрый хороший мир.

3 Введение в урок.

-Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Перед нами портрет великого сказочника. (слайд)

-Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд? Узнали ли вы его?

- Какие сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?

-Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Г.-Х. Андерсена. Для каждой группы подготовлено свое задание. Достаньте из конверта  задание № 1

1 группа.

Узнайте героя сказки  по его речи и определите, из какой это сказки?

- Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).

  - Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему по- вчерашнему десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин! (Принцесса из сказки «Свинопас»). 

- Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней и летать над этим большим лесом, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут даже кусты и деревья кажутся нам родными. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! (Принц «Дикие лебеди»)

2 группа

Узнайте героя по его описанию и определите, из какой это сказки? 

-Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. (Русалочка из сказки «Русалочка»).

-Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая... (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

-Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты! (Снежная королева из сказки «Снежная королева»)

3группа.

Слова распределить на три группы, каждая группа слов должна относиться к какой-нибудь сказке Андерсена. (слова на экране)

-терпение, крапива, лебеди, колдунья, рубашка («Дикие лебеди»)

-  лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз («Гадкий утёнок»)

- дупло, ведьма, собака, трубка, принцесса («Огниво»)

4 группа                                                                                                                                  В толковом словаре найти значение слов

батист - тонкая ткань

оловянный- сделанный из олова. Олово - серебристо-белый металл, который идёт, на изготовление жести для консервных банок, а так же для покрытия других металлов с целью защиты от ржавчины и коррозии

стойкий- прямое значение: устойчивый; переносное значение: непоколебимый, упорный, твердый духом. 

 барышня - уважительное отношение к девушке

 табакерка - шкатулка для хранения табака

мундир – одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общности

уличные мальчишки- мальчишки, живущие на этой улице

- Отвечаем и сигнализируем (отвечают группы по очереди)

-Ребята из 4 группы проконсультируют нас  позже

4 Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена

- Мы услышали отрывки из замечательных сказок Андерсена. А сейчас дети из 4 группы познакомят нас с биографией Андерсена. (рассказ сопровождается показом слайдов)
 Ганс-Христиан Андерсен родился 2апреля  1805 году в старом датском городе Оденсе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши.  Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актером, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген - столицу Дании. Он много работал, но продолжал сочинять.   Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Всемирную известность сказочника он приобрёл после издания первого сборника сказок.  В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России». Он написал 170 сказок. Сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. В честь его дня рождения – 2 апреля - проводится Международный день детской книги. В  1958г. Учреждена международная Золотая медаль Г.-Х. Андерсен, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года.

Продолжает учитель

Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

- А теперь задание всему классу. Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос (слайд)

1975 год (год 170-летия со дня рождения писателя) был объявлен Международным годом Андерсена. 2005 год тоже отмечался во всем мире как год Ганса Христиана Андерсена. Почему именно 2005 год?

- Вы подсчитали, да?(200 лет со дня рождения)

5.Сообщение темы урока

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками  – это праздник. А сейчас слово предоставляется 3 группе

-Мы должны были найти воспоминания  К. Паустовского о знакомстве с творчеством Андерсена. Обратите внимание на слайд.

-А я попрошу вас быть очень внимательными, в их ответе содержится тема урока.(самостоятельное чтение)

“… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки  Христиана  Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…»

-А кто был внимательным и запомнил, какую первую сказку прочитал  Паустовский?

-Так какая тема урока?

6.  Определение целей и задач в работе над сказкой

- Откройте учебники на с.117. Прочитайте название главы. И в течении работы над сказкой подумайте над значением этого высказывания.

- Прочитайте эпиграф на с. 118

-Нравится ли вам этот эпиграф?

- Объясните, как вы понимаете смысл данного эпиграфа.

-Ребята, мы еще вернемся к обсуждению этого эпиграфа чуть позже.

-А теперь давайте определим задачи, которые мы должны сегодня решить

1. Познакомиться с содержанием сказки

2. Узнать значение незнакомых слов

3. Определить героев произведения

7. Словарная работа

О чем вам говорит название сказки? 

Эта сказка об игрушке – солдатике, сделанном из олова . Стойкий , потому что устойчивый, прочный. (-Но есть у этого слова другой смысл, а какой – мы узнаем, прочитав эту сказку.)

-  Перед чтением уточним значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте. А поможет нам в этом 4 группа.

Мы узнали значение этих слов из словаря.

8. Чтение сказки

1.- Начало сказки мы послушаем в  исполнении диктора. (Чтение отрывка и показ слайда)

    - С какой целью мы  слушали чтение диктора?

 Мы слушали образец выразительного чтения, чтобы знать, как правильно читать

- А сейчас мы послушаем, как читают наши дикторы (читают сильные дети)

2. –Как вы думаете, по какой причине мы прервали чтение?

Увидели значок консультанта Бабы-Яги, который поможет объяснить значение слова «тролль»

-Так кто же такой тролль? (слайд)

-Подумайте и скажите, можно ли уже определить вид сказки?

Волшебная сказка, т.к. присутствуют сверхъестественные силы – тролль.

Физминутка

Отдохнули? Снова в путь по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

3. Продолжим чтение. Во время чтения подумайте над вопросом:  Кто из героев вызывает у вас симпатию, а кто  антипатию? Почему? Читаем «жужжащим чтением» до последнего абзаца на с.121

4. Чтение в группах с последующим выполнением заданий.

Как вы думаете, о чем будет рассказываться дальше?

Об испытаниях, которые выполи на долю оловянного солдатика

Достали из конверта задание № 2

1группа

 Прочитать ( начиная с последнего абзаца  на с.121 и до слов «Я спасен!»- подумал солдатик на с.123) и ответить на вопросы.

- О чем вы прочитали в данном отрывке?

-Как выдержал это испытание оловянный солдатик?

- О ком он думал в трудные минуты?

2группа

 Прочитать ( начиная со слов «Но тут послышался такой гул»  на с.123 и до слов «встретить смерть в страшной пучине» на с.124) и ответить на вопросы.

- О чем вы прочитали в данном отрывке?

-Как выдержал это испытание оловянный солдатик?

- О ком он думал в трудные минуты?

3группа

 Прочитать ( начиная со слов «Однако случилось совсем другое»  на с.124 и до слов «Вот это называется стойкостью» на с.125) и ответить на вопросы.

- О чем вы прочитали в данном отрывке?

-Как выдержал это испытание оловянный солдатик?

- Кого он встретил в конце этого испытания?

 4группа

 Прочитать ( начиная со слов «Оловянный солдатик так растрогался»  на с.125 и до слов «солдатик совсем расплавился» на с.126) и ответить на вопросы.

- О чем вы прочитали в данном отрывке?

-Как выдержал это испытание оловянный солдатик?

- Кто разделил с ним это последнее страшное испытание?

-Что вы можете сказать о вопросах всех групп?

- Почему они почти одинаковы?

-А теперь вопрос ко всему классу:

Поняли ли вы второй смысл слова «стойкий»?

Стойкий - это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями

- О чем думал  солдатик ( во время своего приключения ) в те минуты, когда ему было особенно страшно?

Смерть надо встречать мужественно

5.Послушайте, чем закончилась сказка (слайд)

-Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?

Это сердечко влюбленного солдатика

9.Итог урока

Так почему мир чувств человеческих называют и хрупким, и прочным?

Мир чувств можно назвать прочным, потому что он не боится никаких испытаний, он не боится смерти. Мир чувств можно назвать хрупким, т. к. человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.

Давайте вернемся к эпиграфу и прочитаем его вслух.

-Подходит ли эпиграф к данной сказке?

-Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом.

10 Рефлексия

У вас на столах лежат маленькие сердечки - символы этой грустной истории. Запишите на сердечках несколько существительных, символизирующих смысл этой сказки. Эти сердечки я дарю вам в память о нашем уроке, но знакомство с Андерсеном  продолжается.

11. Домашнее задание (слайд)

Прочитать сказку родителям

Узнать, что побудило автора написать эту сказку? (по желанию)