Обучение грамоте. «Звуки [ф], [ф’]; буквы Ф, ф». Образовательная система "Школа России".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок дан на основе деятельностного метода и игровых технологий. Реализован компетентностный подход. Использованы разные фрмы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная работа, групповая. На уроке предлагаются нетрадиционные упражнения, развивающие и творческие задания. Урок решает задачи развития логического, вариативного мышления, воображения и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok._liter._cht.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района:
«Средняя общеобразовательная школа д. Шапша»
Конспект открытого урока
(в рамках территориального методического совета)
УМК «Школа России»
Литературное чтение. 1 класс
Обучение грамоте
«Звуки [ф], [ф’]; буквы Ф, ф»
Составила и провела:
учитель начальных классов
Обанина Елена Николаевна
Обучение грамоте
УМК «Школа России»
Тема. Чтение слов и слогов с буквой Ф. (2 урок по теме)
Цели.
- Формировать навыки чтения, развивать фонематический слух, работать над чёткостью дикции, выразительностью речи. Дать первоначальное понятие о синонимах.
- Продолжить учить сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки, делить слова на слоги; соотносить слово со схемой слова. Формировать первоначальные навыки исследовательской деятельности; развивать логическое мышление, воображение; вести работу по развитию речи, расширять словарный запас первоклассников.
- Воспитывать интерес детей к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я рада снова видеть Вас и хочу поделиться хорошим настроением.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Улыбкой, как солнышком брызнем и подарим друг другу хорошее настроение. Приятного Вам учебного дня.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
II. Актуализация знаний.
На доске «Необычные рисунки» из элементов печатных букв.
- Как Вы думаете, что это?
- Чем отличаются рисунки?
- Вам предстоит вспомнить, в каких печатных буквах есть такие элементы и дорисовать их. Мы изучили все буквы алфавита, которые обозначают звуки речи. Глядя на любой элемент рисунка, вспоминается сразу несколько букв, поэтому работы у Вас могут получиться разные. Постарайтесь, чтобы буквы в рисунке не повторялись.
Дети работают в парах. Сравнивают результаты и называют буквы.
- Я тоже выполняла такую работу. Вот, что у меня получилось.
- Назовите буквы. Что заметили? Какая буква может быть лишняя? (Ф)
- Расскажите всё, что знаете об этой букве.
III. Постановка темы и цели.
- Догадались, что будем делать на уроке?
- Сегодня на уроке Вы будете читать слоги, слова и предложения с буквой «эф» и выполнять интересные задания, которые помогут Вам научиться читать так, чтобы при чтении не испытывать трудностей, а получать удовольствие от прочитанного.
IV. Работа над новым материалом.
- По ленте букв назовите все гласные, которые указывают на твёрдость согласного. Какие обозначают мягкость согласного? Чего больше: гласных букв или гласных звуков? Почему?
[а] – а, я
[о] – о, е
[у] – у, ю
[э] – э, е
- Какой ещё звук обозначается разными буквами? ([ы] – ы,и: жи, ши, цы, ци) - Назовите звонкие непарные, глухие непарные, звонкие парные, глухие парные.
Можно провести эту работу в форме игры «Я знаю».
- Назовите каждого из трёх поросят английской народной сказки. Какой одинаковый звук встречается в их именах?
- Представьте, что они у нас в гостях и принесли для каждого из Вас телеграмму с заданием. А как называют предприятие, где отправляют телеграммы? (телеграф)
- Прочитайте телеграмму и выполните задание.
Телеграммы: (текст телеграмм напечатан на открытках)
- «Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол».
Задание: «забить гол в ворота» - на рисунке футбольные ворота, в них буквы гласных звуков, за воротами мячи, на них буквы согласных – прочитать соответствующие слоги.
2. «Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле».
Задание: «провести корабль по станциям» - рисунок корабля с буквой «эф», изображение станций, на которых написаны буквы гласных – прочитать соответствующие слоги.
3. «Филин даже с фонарём
Ничего не видит днём»
Задание на расширение зрительного поля: таблица с ячейками, в них буквы, средняя ячейка обведена красным цветом. Глядя в центр, боковым зрением увидеть все буквы в таблице.
- Какая буква повторяется много раз? (ф)
- Сколько раз повторяется эта буква?
- Назовите буквы гласных звуков, которые Вы заметили.
- Чем буквы отличаются от звуков?
4. «…А фазаны попросили:
- Букву Ф
Найди нам, филин!
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло».
Задание: «Азбука-лото»
- Отметьте пуговицей букву «эф».
- Третью букву с начала алфавита.
- Пятую с конца.
- Буква, которая следует в алфавите после «эр».
- Перед «эн».
- Между буквами «дэ» и «ё»
Алфавит нужно знать наизусть. К следующему уроку научитесь по памяти правильно называть первые 10 букв алфавита.
Физминутка.
Интеллектуальная разминка:
- Назовите соседей буквы «эф» в алфавите;
- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
- Назовите второй месяц года.
- Самое длинношеее животное.
- Какую часть окна открывают, чтобы проветрить комнату?
- Назовите последние три слова из Ваших ответов.
жираф
форточка
февраль
- Слово «февраль» какое по счёту? А – «жираф»?
- Представьте, что Вы учёные. Исследуйте эти слова.
- Что можете о них рассказать?
- Какое слово может быть лишним?
При затруднении, детям задать вопросы: «На какие вопросы отвечают слова? Сколько букв гласных звуков в каждом слове? А слогов? Сравните количество букв и звуков в каждом слове.»
Игра «фантазёры»
- А сейчас поиграем в фантазёров. Кого называют фантазёром?
- Из этих слов придумайте предложение. Его содержание может быть необычным, сказочным, фантастическим. Форму слова можно менять.
Если дети затрудняются, привести пример.
- Первоклассники придумали такие предложения: «В самый холодный день февраля в форточку моего окна заглянул симпатичный жираф», «В феврале я выглянул в форточку и увидел огромного жирафа на велосипеде».
- Как видите, придумывать предложения может быть интересно и весело, если превратить эту работу в игру.
- Составьте схему слова «жираф» из сигнальных карточек.
- Что можете сказать о согласных звуках?
Все твёрдые; [ж], [ф]-парные; [ж], [р]-звонкие, [р]-непарный.
- Назовите ещё пять представителей животного мира, в названии которых есть звуки [ф], [ф’].
филин
фламинго
фазан
дельфин
форель
- В слове «форель» буква «е» читается как [э]. Это слово заимствовано из другого языка, поэтому правила русской грамматики на него не распространяется. Таких слов не много, мы ещё будем встречаться с ними, и Вы их узнаете позже.
- Какое из данных слов подходит к схеме: ____|__/__
фазан
дельфин
форель
Работа в печатниках.
- Откройте печатники. Допишите слог и заштрихуйте другую половину предмета.
- Чем слог отличается от слова?
«Секреты слога»
- В слоге два звука. Какие это звуки?
- В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.
- В слове всего два звука. Сколько в слове слогов, как Вы думаете?
Подсказка: «Ау!», «Иа», «уж», «эх» и т. д.
Игра «Помоги принцу спасти невесту»
- Вам предстоит внимательно изучить надписи на замках, которыми закованы башни, и помочь принцу отыскать ту башню, где заточена невеста. Все замки связаны невидимой (логической) цепочкой, т. е. по какому-то правилу. Надпись на одном из замков не соответствует этому правилу. На нём и разрывается цепочка. Отыскав такой замок Вы находите невесту.
На ватмане изображение замка с 9-ю башнями и воротами. На воротах и башнях замки, на них записаны слоги: фер, ма, ки, но, ты, ква, с, то, пор, тфель. Дети должны заметить, что «с» не слог - здесь и невеста.
Подарим принцессе цветы.
- Какие цветы, в названии которых есть [ф] Вы знаете? (узнать названия цветов со звуком [ф] – домашнее задание, которое было дано детям на прошлом уроке)
фиалки
физалис
шафран
флоксы
дельфиниум
Упражнение на развитие логического мышления.
- Я тоже приготовила цветы, но не для принцессы, а для Вас. (Рисунки цветов, на лепестках которых написаны буквы.)
- Какая буква может быть лишняя? Почему?
- Как называют человека, который может любой предмет превратить в букет? (фокусник, факир, волшебник, маг, иллюзионист, фея)
- Эти слова близки по смыслу и могут называть один предмет. Учёные называют такие группы слов синонимами. Синонимы – это слова, которые звучат по разному, но похожие по смыслу, т. е. они означают почти одно и то же. Синонимы позволяют одно слово заменять другими и избегать его повтора много раз. Синонимы делают нашу речь разнообразнее, привлекательнее и живее.
Чтение по учебнику. С.196.
- Прочитайте стихотворение о фокуснике. Какие слова – синонимы встретились? - Кто может рассказать его наизусть?
Чтение с доски.
фея фильм Филипп флаг – флаги фокус - фокусник
конфета фильтр Фёдор фляга – фляги футбол - футболист
буфет гольф Фаина фонтан – фонтаны фантазия - фантазёр
граф – графиня –графин
конфета – конфетница – конфетти
Федя полез за конфетой в буфет – факт, что в буфете не будет конфет.
V. Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что нового узнали? Что запомнилось больше всего?
- Какое у Вас настроение после урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)
Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...
Технологическая карта урока обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В в» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в, ], с печатными буквами Вв; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Дидактические: 1) учить характеризовать з...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [л], [л’] буквы Л, л" (УМК Школа России)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о звуках [л], [л’] и буквах Л, л.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представле...
Технологическая карта урока по обучению грамоте, "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т", УМК "Школа России", 1 класс
Цель: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [т], [т'] и способом их обозначения на письме с помощью букв Т, т.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с согласными зву...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н, н» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о звуках [н], [н’] и букве Н, н.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Различать со...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л л» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представления о звуках [л], [л’], букве «л».Задачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с звуками [л], [л’], букво...