Обучение грамоте. «Звуки [ф], [ф’]; буквы Ф, ф». Образовательная система "Школа России".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

 Урок дан на основе деятельностного метода и игровых технологий. Реализован компетентностный подход. Использованы разные фрмы организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная работа, групповая. На уроке предлагаются нетрадиционные упражнения, развивающие и творческие задания. Урок решает задачи развития логического, вариативного мышления, воображения и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok._liter._cht.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района:

«Средняя общеобразовательная школа д. Шапша»

Конспект открытого урока

(в рамках территориального методического совета)

УМК «Школа России» 

Литературное чтение. 1 класс

Обучение грамоте

 «Звуки [ф], [ф’]; буквы Ф, ф»

Составила и провела:

                                                                         учитель начальных классов

 Обанина Елена Николаевна

Обучение грамоте

УМК «Школа России»

Тема. Чтение слов и слогов с буквой Ф. (2 урок по теме)

Цели.

  1. Формировать навыки чтения, развивать фонематический слух, работать над чёткостью дикции, выразительностью речи. Дать первоначальное понятие о синонимах.
  2. Продолжить учить сопоставлять парные звонкие и глухие согласные звуки, делить слова на слоги; соотносить слово со схемой слова. Формировать первоначальные навыки исследовательской деятельности; развивать логическое мышление, воображение; вести работу по развитию речи, расширять словарный запас первоклассников.
  3. Воспитывать интерес детей к учебной деятельности, активность и самостоятельность в работе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  - Я рада  снова видеть Вас и хочу поделиться хорошим настроением.

                                 Разве любы нам хмурые лица

                                 Или чья-то сердитая речь?

                                 Ты улыбкой сумей поделиться

                                 И ответную искру зажечь.

 - Улыбкой, как солнышком брызнем и подарим друг другу хорошее настроение. Приятного Вам учебного дня.

                                  Мы за парты дружно сели

                                  И на доску посмотрели.

II. Актуализация знаний.

На доске «Необычные рисунки» из элементов печатных букв.

- Как Вы думаете, что это?

- Чем отличаются рисунки?

- Вам предстоит вспомнить, в каких печатных буквах есть такие элементы и дорисовать их. Мы изучили все буквы алфавита, которые обозначают звуки речи. Глядя на любой элемент рисунка,   вспоминается сразу несколько букв, поэтому работы у Вас могут получиться разные. Постарайтесь, чтобы буквы в рисунке не повторялись.

     Дети работают в парах. Сравнивают результаты и называют буквы.

- Я тоже выполняла такую работу. Вот, что у меня получилось.  

                                   

-  Назовите буквы. Что заметили? Какая буква может быть лишняя?  (Ф)

- Расскажите всё, что знаете об этой букве.

III. Постановка темы и цели.

-   Догадались, что будем делать на уроке?

- Сегодня на уроке Вы будете читать слоги, слова и предложения с буквой «эф» и выполнять интересные задания, которые помогут Вам научиться читать так, чтобы при чтении не испытывать трудностей, а получать удовольствие от прочитанного.

IV. Работа над новым материалом.

    - По ленте букв назовите все гласные, которые указывают на твёрдость согласного. Какие обозначают мягкость согласного? Чего больше: гласных букв или гласных звуков? Почему?

                   [а] – а, я

                   [о] – о, е

                   [у] – у, ю

                   [э] – э, е

- Какой ещё звук обозначается разными буквами?   ([ы] – ы,и: жи, ши, цы, ци)                                                                  - Назовите звонкие непарные, глухие непарные, звонкие парные, глухие парные.

    Можно провести эту работу в форме игры «Я знаю».

- Назовите каждого из трёх поросят английской народной сказки. Какой одинаковый звук встречается в их именах?

- Представьте, что они у нас в гостях и принесли для каждого из Вас телеграмму с заданием. А как называют предприятие, где отправляют телеграммы?  (телеграф)

- Прочитайте телеграмму и выполните задание.

Телеграммы: (текст телеграмм напечатан на открытках)

  1. «Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол».

Задание: «забить гол в ворота» - на рисунке футбольные ворота, в них буквы гласных звуков, за воротами мячи, на них буквы согласных – прочитать соответствующие слоги.

       2.  «Флот плывёт к родной земле,

             Флаг на каждом корабле».

Задание: «провести корабль по станциям» - рисунок корабля с буквой «эф», изображение станций, на которых написаны буквы гласных – прочитать соответствующие слоги.

       3.  «Филин даже с фонарём                                                                                                        

Ничего не видит днём»

Задание на расширение зрительного поля: таблица с ячейками, в них буквы, средняя ячейка обведена красным цветом. Глядя в центр, боковым зрением увидеть все буквы в таблице.

 - Какая буква повторяется  много раз? (ф)

 - Сколько раз повторяется эта буква?

 - Назовите буквы гласных звуков, которые Вы заметили.

 - Чем буквы отличаются от звуков?

       4. «…А фазаны попросили:

           - Букву Ф

           Найди нам, филин!

           Но, вздыхая тяжело,

           Филин прячется в дупло».

Задание:   «Азбука-лото»

-  Отметьте пуговицей букву «эф».

- Третью букву с начала алфавита.

- Пятую с конца.

- Буква, которая следует в алфавите после «эр».

- Перед «эн».

- Между буквами «дэ» и «ё»

Алфавит нужно знать наизусть. К следующему уроку научитесь по памяти правильно называть  первые 10 букв алфавита.

Физминутка.

                                          Интеллектуальная разминка:

- Назовите соседей буквы «эф» в алфавите;

- Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?

- Назовите второй месяц года.

- Самое длинношеее животное.

- Какую часть окна открывают, чтобы проветрить комнату?

- Назовите последние три слова из Ваших ответов.

                                      жираф

                                      форточка

                                      февраль

- Слово «февраль» какое по счёту? А – «жираф»?

- Представьте, что Вы учёные. Исследуйте эти слова.

- Что можете о них рассказать?

- Какое слово может быть лишним?

При затруднении, детям задать вопросы: «На какие вопросы отвечают слова? Сколько букв гласных звуков в каждом слове? А слогов? Сравните количество букв и звуков в каждом слове.»

                                         Игра «фантазёры»

- А сейчас поиграем в фантазёров. Кого называют фантазёром?

- Из этих слов придумайте предложение. Его содержание может быть необычным, сказочным, фантастическим. Форму слова можно менять.

Если дети затрудняются, привести пример.

- Первоклассники придумали такие предложения: «В самый холодный день февраля в форточку моего окна заглянул симпатичный жираф», «В феврале я выглянул в форточку и увидел огромного жирафа на велосипеде».

- Как видите, придумывать предложения может быть интересно и весело, если превратить эту работу в игру.

- Составьте схему слова «жираф» из сигнальных карточек.

- Что можете сказать о согласных звуках?

     Все твёрдые; [ж], [ф]-парные; [ж], [р]-звонкие, [р]-непарный.

- Назовите ещё пять представителей животного мира, в названии которых есть звуки [ф], [ф’].

                                                   филин

                                                   фламинго

                                                   фазан

                                                   дельфин

        форель  

- В слове «форель» буква «е» читается как [э]. Это слово заимствовано из другого языка, поэтому правила русской грамматики на него не распространяется. Таких слов не много, мы ещё будем встречаться с ними, и Вы их узнаете позже.

- Какое из данных слов подходит к схеме: ____|__/__

                                                    фазан    

                дельфин

                форель

Работа в печатниках.

- Откройте печатники. Допишите слог и заштрихуйте другую половину предмета.

- Чем слог отличается от слова?

                                                           «Секреты слога»

- В слоге два звука. Какие это звуки?

- В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.

- В слове всего два звука. Сколько в слове слогов, как Вы думаете?

Подсказка: «Ау!», «Иа», «уж», «эх» и т. д.

Игра  «Помоги принцу спасти невесту»

- Вам предстоит внимательно изучить надписи на замках, которыми закованы башни, и помочь принцу отыскать ту башню, где заточена невеста. Все замки связаны невидимой (логической) цепочкой, т. е. по какому-то правилу. Надпись на одном из замков не соответствует этому правилу. На нём и разрывается цепочка. Отыскав такой замок Вы находите невесту.

       На ватмане изображение замка с 9-ю башнями и воротами. На воротах и башнях замки, на них записаны слоги: фер, ма, ки, но, ты, ква, с, то, пор, тфель. Дети должны заметить, что «с» не слог -  здесь и невеста.

   Подарим принцессе цветы.

- Какие цветы, в названии которых есть [ф] Вы знаете? (узнать названия цветов со звуком [ф] – домашнее задание, которое было дано детям на прошлом уроке)

                                      фиалки

                                      физалис

                                      шафран

                                      флоксы

                                      дельфиниум

Упражнение на развитие логического мышления.

- Я тоже приготовила цветы, но не для принцессы, а для Вас. (Рисунки цветов, на лепестках которых написаны буквы.)

- Какая буква может быть лишняя? Почему?

- Как называют человека, который может любой предмет превратить в букет? (фокусник, факир, волшебник, маг, иллюзионист, фея)

- Эти слова близки по смыслу и могут называть один предмет. Учёные называют  такие группы слов синонимами. Синонимы – это слова, которые звучат по разному, но похожие по смыслу, т. е. они означают почти одно и то же. Синонимы позволяют одно слово заменять другими и избегать его повтора много раз. Синонимы делают нашу речь разнообразнее, привлекательнее и живее.

Чтение по учебнику. С.196.

- Прочитайте стихотворение о фокуснике. Какие слова – синонимы встретились?                - Кто может рассказать его наизусть?

                     Чтение с доски.

фея              фильм        Филипп       флаг – флаги               фокус - фокусник        

конфета      фильтр       Фёдор          фляга – фляги             футбол - футболист

буфет          гольф         Фаина          фонтан – фонтаны      фантазия - фантазёр

                                       

граф – графиня –графин

конфета – конфетница – конфетти

 

Федя полез за конфетой в буфет – факт, что в буфете не будет конфет.

V. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?

- Что нового узнали? Что запомнилось больше всего?

 - Какое у Вас настроение после урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [п],[п`]. Буква П п" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [п], [п`] и букве П.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить обучающихся со звуками [п],[п`] и буквой П.2 Вспомнить и закрепить з...

Технологическая карта урока обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В в» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в, ], с печатными буквами Вв; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урока:Дидактические: 1) учить характеризовать з...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [л], [л’] буквы Л, л" (УМК Школа России)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о звуках [л], [л’] и буквах Л, л.Задачи урока:Дидактические:1.    Дать представле...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, "Звуки [т], [т\'], буквы Т, т", УМК "Школа России", 1 класс

Цель: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [т], [т'] и способом их обозначения на письме с помощью букв Т, т.Задачи:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с согласными зву...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н, н» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о звуках [н], [н’] и букве Н, н.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Различать со...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л л» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представления о звуках [л], [л’], букве «л».Задачи урока:    Дидактические:1. Познакомить обучающихся с звуками [л], [л’], букво...