Научить читать
статья по чтению по теме
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ
Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
- Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
- Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
- Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
- способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);
- скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);
- правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
- понимание прочитанного.
Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.
Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Интересно, что подобного рода проблема реже встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например, японский) или язык, где все буквы произносятся так, как пишутся (например, итальянский). Отечественный дефектолог А. Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему труд но складывать отдельные звуки в слоги.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.
Что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения? Специалисты так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут. Поэтому родители и педагоги должны понимать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим следующую проблему, связанную с воспитанием интереса к чтению. Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых телепередач (мультфильмов, сказок). Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее закончить. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При такой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!» Поэтому было бы замечательно,
если бы в семье на чтение книг было отведено общее время. Тогда
ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу.
Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей
недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.
Совсем другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы. Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.
Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...

"Как помочь ребенку научиться читать?"
Статья содержит рекомендации, которые помогут родителям в обучении детей чтению....

Как научиь читать
Целым словомСоздатель методики Глен Доман верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем лучше он в...