Интегрированный урок в начальной школе.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Иноземцева Елена Зыгмундовна

Методический материал и разработка интегрированного урока в 3 классе по теме "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Приложение 1.        

 

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

 

  Интегрированный урок. 3 класс.

 

Цели: формировать умения анализировать литературное произведение-сказку, учить понимать главную мысль произведения, образы, раскрываемые средствами литературы, музыки, изобразительного искусства; воспитывать в детях чувство добра, неприятие зла, учить передавать настроение средствами языка, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина,

портрет поэта, кроссворд, плакаты: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!», проигрыватель, картина М. Врубеля «Царевна Лебедь».

                   Ход урока.

1.Учитель чтения.

А. С. Пушкин – великий русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Пушкина с детства приучили к чтению книг. В доме была большая библиотека. Он любил книги, они ему были верными друзьями. С раннего детства будущий поэт был окружён заботой вниманием своей няни – простой крестьянки. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково Мамушкой. Вы помните, как её звали? (Арина Родионовна).

Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои произведения. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые. Давайте вместе вспомним их: я читаю начало сказки, а вы говорите её название.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

А царица у окна

Села ждать его одна.

 

Жил был поп,

Толоконный лоб.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

 

Ученики называют сказки.

- У «Сказки, о царе Салтане…»интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему старшему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – «Сказку о царе Салтане…», Жуковский – «Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела большой успех.

Что в  «Сказке о царе Салтане…» вам запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.) Чьё чтение стихотворения вам больше понравилось? Почему?

2.Учитель музыки.

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка даёт вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти: их разлучили с царём Салтаном. Гвидон тосковал по отцу, ему очень хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить своё желание. Кто ему в этом помог? Сейчас вы послушаете музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».Какая это музыка по характеру? Что в ней вам особенно понравилось? (Музыка гудящая, шмелиная.)

Она звучит неназойливо, в ней ликование, радость. Почему?

3.Учитель чтения.

Как звучит отрывок о полёте шмеля в стихах Пушкина7 Прочитайте.

Какие три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом. Что вы заметили? (Читать нужно по-разному.)

4.Учитель музыки.

А теперь послушайте к этим отрывкам музыку Римского-Корсакова. Определите характер музыки «Белочки», «Тридцати трёх богатырей», «Царевны Лебеди».

Что общего в музыке и стихах о трёх чудесах?

5. Учитель чтения.

Давайте проведём небольшую викторину.

Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане.   ( « Во саду ли, в огороде…»).

Кого в сказке шмель ужалил в нос? (Бабариху)

Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября).

Кто ведёт учёт орехам? (Дьяк).

Как звали сватью? (Бабариха).

Насекомое, которое стало орудием мести. (Комар).

Кем были тётки Гвидона? (Ткачиха и повариха.)

Сколько братьем у царевны Лебедь? (33 богатыря)

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька…(Черномор.)

Пристают к заставе гости.

(Царь)Гвидон завёт их в гости.

(Белка) песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

(Ветер) по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

 6.Учитель изобразительного искусства.

Какими вы представляете себе героев сказки, когда читали её? А когда слушали музыку? Какой вы представили царевну Лебедь? А вот как её изобразил художник.

Беседа о картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».

- Кто хочет изобразить царевну Лебедь? Какие краски вы используете? Какие другие отрывки вам хочется нарисовать?

Прочитайте и подумайте, какие краски можно взять, чтобы изобразить выбранный вами сюжет.

7.Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся находят в сказке отрывок и рисуют к нему картинку сразу красками.

8.Выставка рисунков и исполнение «Финальной песни» (автор слов и музыки Е. Шульга.)

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!»

9.Задание на дом: подготовиться к викторине по другим сказкам А. С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Интегрированные уроки в начальной школе.

Выступление на педчтениях. Презинтация и план выступления....

Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...