физкультминутки на уроках чтения
статья по чтению (3 класс) на тему

Гермонова Нина Николаевна

использование физкультминуток на уроках чтения с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._fizkultminutki_na_urokah_chteniya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья. Известный русский физиолог А.А.Ухтомский открыл чудесную способность организма человека настраиваться на выполняемую работу. Если учитель правильно использует эту способность, то он поможет ребенку более успешно трудиться на уроках чтения и письма.  

     Не секрет, что на напряженном уровне внимание школьника не может удерживаться долго. Во время высшего напряжения наступает момент передышки - внимание падает, ученик уходит от активной деятельности, выключается из работы. И здесь вина не учителя, который, казалось бы, все сделал, чтобы ребенок хорошо работал. Доказано, что никакая умственная работа не может все время выполняться с одинаково высоким напряжением. Вот почему приходится неоднократно замечать, как ученики зевают, начинают двигать ногами, поворачиваться, задевают друг друга. Наступила умственная усталость. Задача учителя - своевременно заметить этот спад внимания и ввести в свой урок на небольшой отрезок времени другой вид полезной работы, чтобы можно было снова поднять внимание всех детей на нужный уровень. Здесь уместно привести слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».  

         Мы, учителя начальных классов, стараемся так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

      Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

         К проведению физкультминуток предъявляются следующие требования:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  2. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

   Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

  1. Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  2. Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
  3. Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. Упражнения для кистей рук;
  3. Гимнастика для глаз;
  4. Гимнастика для слуха;
  5. Упражнения, корректирующие осанку;
  6. Дыхательная гимнастика.

Провожу физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

 Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

          В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук.

 Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

     Учителям  начальных классов надо больше обращать внимание на упражнения для отдыха глаз. Так как глаза ребенка в период обучения его грамоте быстро устают, ведь через органы зрения в мозг ребенка поступает больше информации, чем через все вместе взятые органы чувств. А отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

  1. гимнастику для глаз.

1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно.

2. Отвести взгляд от тетради - на уроках письма, от букваря или азбуки - на уроках чтения и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира.

3. Сесть в положение готовности внимательно слушать учителя. По команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» - открывают.

4. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. Уроки обучения грамоте, на которых применялись физкультминутки, проходят, как правило, с большим интересом и более результативны. Дети быстрее и прочнее усваивают материал, не чувствует усталости.

      Так же преобладающим видом деятельности на уроке  чтения является слушание и говорение. И работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:

  1. гимнастику для слуха.

Гимнастика для улучшения слуха.

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. (Ушки должны стать теплыми.)
  2. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  3. Выгибание ушек вперед, а затем в обратную сторону (10 раз)

        Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:

  1. дыхательную гимнастику.

Упражнения для разминки

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

           Задуй свечу

  1. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
  2. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
  3. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

        Егорка

Как на горе на пригорке стояли 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … (произносить на выдохе)

      Обрызгайте белье водой (в один приём три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

            В цветочном магазине

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3 раза).

     

          Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

            Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силу каждому учителю. Если мы будем использовать это как систему, то результат будет очевиден и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека. Именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье, приучать их к здоровому образу жизни.

Гермонова Н.Н.

КС(К)ОУ «Калининска школа-интернат»    

          2012г.

Физкультминутка - элемент современного урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках математики

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...

Физкультминутки на уроках окружающего мира

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...

Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...

Физкультминутки для уроков английского языка

Физкультминутки в стихотворной форме, которые я использую на своих уроках, и которые очень нравятся детям...

Физкультминутки на уроках математики в коррекционной школе

Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития обучаю...

Физкультминутки на уроках чтения,письма

Физкультминутки взяты из книги В.И.Ковалько "Школа Физкультминуток"...

Физкультминутки на уроках чтения, письма и русского языка..

Занимательные стихи на разную тематику, которые могут использоваться на уроках письма, чтения и русского языка....