И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Попкова Елена Валентиновна

На уроке дети знакомятся с великим поэтом И.А. Буниным и его стихотворением "Листопад". Дети учатся чувствовать поэтический мир и анализировать стихотворение о природе. У них формируется умение осознанно, грамотно, выразительно читать и развивается речь, память, мышление, воображение. А главное воспитывается любовь к природе, умение видеть красивое рядом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку чтения «Листопад» МОУ ЛСОШ № 1 Учитель Попкова Е.В.

Слайд 2

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…» Александр Блок

Слайд 3

Левитан «Золотая осень»

Слайд 4

А.А.Рылов «Осень»

Слайд 5

В.Поленов «Золотая осень»

Слайд 10

Физкультминутка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тих клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад!

Слайд 11

Работа над выразительностью. быстро, медленно, не торопясь. тихое удивление, мы очарованы и восхищены красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)



Предварительный просмотр:

        Открытый урок чтения с презентацией

                                                                                                                   

                                                                                                                     Учитель Попкова Е.В.

                                                                    МОУ ЛСОШ №1  8.10.2012г.

И.А.Бунин «Листопад»  

Цели:

- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»;

- учить чувствовать поэтический мир;

-развивать умение анализировать стихотворение о природе;

-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,

- развивать речь, память, мышление, воображение;

-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»

Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой.

                                               Ход урока

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

                                           (Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

Слайд №1

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад» и с биографией самого поэта.

III.Проверка домашнего задания.

- Но прежде чем начать новую тему, проверим домашнее задание.

Чтение наизусть стихотворений на тему «Осень»

IV. Работа над новой темой.

1)    Знакомство с биографией писателя

Слайд №2

- Ребята, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин .

 Слово учителя.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

- Каким себе его представили?

2)  Первичное знакомство со стихотворением.

–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем)

 Проверка первичного восприятия

- Что вам представилось?

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что вас удивило?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

(ответы детей)

3) Самостоятельное чтение текста.

4) Лексическая работа (5 слайд)

-Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный).

- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).

-Как вы понимаете слово замирает? (Застыла)

- Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».

5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа.

-Найдите и прочитайте описание леса

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота)

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие).        

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Прочтите  следующую часть.

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)

- А что там? (паутина)

-С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-Есть ли ветер?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

- Можно ли услышать тишину?

- Прочтите заключение.

-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

Сделайте вывод, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?

Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?

6) Физкультминутка  

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тих клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

7) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»

Слайды 3-9

-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.

(ответы детей)

Выборочное чтение

Найдите и прочитайте цветовую гамму в изображении осенней картины у Бунина

 - Чему противопоставляется золотая листва на картине художника?

 Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина.

 - Что общего у них?

(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)

8) Работа над выразительностью.

– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

- Потренируйтесь читать выразительно.

-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.

V. Обобщение

а) Конкретизация темы стихотворения

 - О чём это стихотворение?

Попробуйте дать своё название стихотворению.

б) Определение главной мысли произведения

 - Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение?

 (Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе)

в) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?

 -Что помогает слышать и воспринимать поэта?

VI. Рефлексия

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

- Открывает ли анализ произведения что-то новое для вас?

VII.Домашнее задание

Д.З. Выучите стихотворение наизусть. Ответьте на вопросы в конце стихотворения.

Использованная литература:

  1. Программно – методические материалы: Чтение. Начальная школа/ Сост. Т.В.Игнатьева
  2. Матвеева Е.И. Литературное чтение Учим младших школьников понимать художественный текст. 1-4 классы
  3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников
  4. Кубасова О.В. Выразительное чтение