И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с великим поэтом И.А. Буниным и его стихотворением "Листопад". Дети учатся чувствовать поэтический мир и анализировать стихотворение о природе. У них формируется умение осознанно, грамотно, выразительно читать и развивается речь, память, мышление, воображение. А главное воспитывается любовь к природе, умение видеть красивое рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.А.Бунин "Листопад" | 994.47 КБ |
Конспект урока литературного "Листопад" И.А.Бунин | 149.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…» Александр Блок
Левитан «Золотая осень»
А.А.Рылов «Осень»
В.Поленов «Золотая осень»
Физкультминутка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тих клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад!
Работа над выразительностью. быстро, медленно, не торопясь. тихое удивление, мы очарованы и восхищены красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
Предварительный просмотр:
Открытый урок чтения с презентацией
Учитель Попкова Е.В.
МОУ ЛСОШ №1 8.10.2012г.
И.А.Бунин «Листопад»
Цели:
- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»;
- учить чувствовать поэтический мир;
-развивать умение анализировать стихотворение о природе;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,
- развивать речь, память, мышление, воображение;
-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация с портретом И.А. Бунина и репродукциями картин И.И. Левитана «Золотая осень», А.А. Рылова «Осень», В.Поленова «Золотая осень»
Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, терем, расписной, резьбой.
Ход урока
I.Орг. момент.
II.Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).
Слайд №1
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад» и с биографией самого поэта.
III.Проверка домашнего задания.
- Но прежде чем начать новую тему, проверим домашнее задание.
Чтение наизусть стихотворений на тему «Осень»
IV. Работа над новой темой.
1) Знакомство с биографией писателя
Слайд №2
- Ребята, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин .
Слово учителя.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
- Каким себе его представили?
2) Первичное знакомство со стихотворением.
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем)
Проверка первичного восприятия
- Что вам представилось?
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
(ответы детей)
3) Самостоятельное чтение текста.
4) Лексическая работа (5 слайд)
-Объясните значение слова завороженный (очарованный, околдованный, потрясенный, удивленный).
- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).
-Как вы понимаете слово замирает? (Застыла)
- Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
5) Чтение текста по частям, аналитическая беседа.
-Найдите и прочитайте описание леса
- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота)
-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Прочтите следующую часть.
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)
- А что там? (паутина)
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
Сделайте вывод, какие изобразительные средства языка помогли нам представить и почувствовать красоту осеннего леса?
Можно ли сказать, что это стихотворение передаёт состояние души?
6) Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тих клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
7) Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»
Слайды 3-9
-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.
(ответы детей)
Выборочное чтение
Найдите и прочитайте цветовую гамму в изображении осенней картины у Бунина
- Чему противопоставляется золотая листва на картине художника?
Выскажите своё отношение к картинам и стихотворению И.А.Бунина.
- Что общего у них?
(На заднем плане картины лес стоит стеной. Золотая листва на берёзах.)
8) Работа над выразительностью.
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
- Потренируйтесь читать выразительно.
-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
V. Обобщение
а) Конкретизация темы стихотворения
- О чём это стихотворение?
Попробуйте дать своё название стихотворению.
б) Определение главной мысли произведения
- Для чего Бунин И.И. написал это стихотворение?
(Чтобы читатель обратил внимание на красоту, полюбовался тем, что его окружает, чтобы передать то восторженное состояние от увиденного, показать любовь к природе)
в) Над какими «Секретами стихов» мы работали сегодня?
-Что помогает слышать и воспринимать поэта?
VI. Рефлексия
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
- Открывает ли анализ произведения что-то новое для вас?
VII.Домашнее задание
Д.З. Выучите стихотворение наизусть. Ответьте на вопросы в конце стихотворения.
Использованная литература:
- Программно – методические материалы: Чтение. Начальная школа/ Сост. Т.В.Игнатьева
- Матвеева Е.И. Литературное чтение Учим младших школьников понимать художественный текст. 1-4 классы
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников
- Кубасова О.В. Выразительное чтение