рабочая программа по литературному чтению в 3 классе.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе. УМК: программа начальных классов "Школа России", Москва, Просвещение. 2008 год;
учебник "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, Москва, Просвещение, 2010год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению.
Пояснительная записка
Учебно- методический комплек.
1. Программа начальных классов «Школа России» , Москва, просвещение. 2008г.
2. Учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. (Москва: Просвещение 2010г.)
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей между всеми видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного произведения, выдвигает на первый план художественный образ, как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что он охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни и драматические произведения.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Внеклассное чтение – это раздел чтения. Цель его – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на непреходящую ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой центральное место отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
В содержание программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)
Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
В четвертом классе учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.
В 4 классе систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей с книгами в течении 2 недель, создается классная библиотека, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, сказки, рассказы о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на уроке-утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
К концу 3 класса учащиеся должны :
Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.
Понимать содержание прочитанного произведения, определять тему.
Учащиеся должны уметь:
Составлять план (полный, краткий, картинный).
Составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий).
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц.
С помощью учителя давать характеристику действующим лицам.
Учащиеся должны знать:
Наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
Названия и авторов литературных произведений.
6 – 7 сказок, 10 – 15 пословиц, поговорок на разные темы.
Литературное чтение (3 класс) – 102 часа.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Основные виды работ |
| Самое великое чудо на свете. | 3 часа |
|
|
1. | Рукописные книги древней Руси. |
|
|
|
2. | Первопечатник Иван Федоров. |
|
|
|
3. | Урок – путешествие в прошлое. |
|
|
|
| Устное народное творчество. | 9 часов |
|
|
4. | Русские народные песни. |
|
|
|
5. | Докучные сказки. |
|
|
|
6-7. | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
|
8 -9. | «Иван – царевич и серый волк». |
|
|
|
10-11. | «Сивка – бурка». |
|
|
|
12. | Урок-КВН (обобщающий урок). |
|
|
|
| Поэтическая тетрадь №1. | 8 часов |
|
|
13. | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». |
|
|
|
14. | Ф.Тютчев «Листья». |
|
|
|
15. | А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». |
|
|
|
16. | И.Никитин «Степь моя» |
|
|
|
17. | И.Никитин «Встреча зимы». |
|
|
|
18. | И.Суриков «Детство». |
|
|
|
19. | И.Суриков «Зима». |
|
|
|
20. | Урок – путешествие в Литературную страну. (обобщающий урок) |
|
|
|
| Великие русские писатели. | 17 часов |
|
|
21-22. | А.С. Пушкин. Стихи |
|
|
|
23-25. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». |
|
|
|
26. | И.А. Крылов «Мартышка и очки». |
|
|
|
27. | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». |
|
|
|
28. | И.А. Крылов «Ворона и лисица». |
|
|
|
29. | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» |
|
|
|
30 | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». |
|
|
|
32 | Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя). |
|
|
|
33 | Л.Н. Толстой «Акула». |
|
|
|
34 | Л.н. Толстой «Прыжок». |
|
|
|
35 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
|
|
|
36 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». |
|
|
|
37 | Литературный праздник (обобщающий урок) |
|
|
|
| Поэтическая тетрадь №2 | 4 часа. |
|
|
38 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» |
|
|
|
39 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
|
|
|
40 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». |
|
|
|
41 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы». |
|
|
|
| Литературные сказки. | 7 часов |
|
|
42. | Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки». |
|
|
|
43. | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» |
|
|
|
44-45. | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». |
|
|
|
46-47. | В.Одоевский «Мороз Иванович». |
|
|
|
48. | Проверь себя. |
|
|
|
| Были – небылицы. | 9 часов |
|
|
49-50. | М.Горький «Случай с Евсейкой». |
|
|
|
51-53. | К.Паустовский «Растрепанный воробей». |
|
|
|
54-56. | А.Куприн «Слон». |
|
|
|
57. | Урок – путешествие (обобщающий урок) |
|
|
|
| Поэтическая тетрадь №3 | 4 часа |
|
|
58. | С.Черный «Воробей», «Слон». |
|
|
|
59. | А.Блок «Сны», «Ворона». |
|
|
|
60. | С.Есенин «Черемуха». |
|
|
|
61. | Урок - викторина |
|
|
|
| Люби живое. | 13 часов. |
|
|
62. | М.Пришвин «Моя Родина». |
|
|
|
63-64. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». |
|
|
|
65 | В.И. Белов «Малька провинилась». |
|
|
|
66-67. | В.Бианки «Мышонок Пик». |
|
|
|
68-70 | Б.С. Житков «Про обезьянку». |
|
|
|
71. | В.Л. Дуров «Наша Жучка». |
|
|
|
72. | В.П. Астафьев «Капалуха». |
|
|
|
73 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» | |||
74. | Проверь себя. |
|
|
|
| Поэтическая тетрадь №4 . | 4 часа |
|
|
75. | С.Я. Маршак «Гроза днем». |
|
|
|
76. | А.Л. Барто «Разлука», «В театре». |
|
|
|
77. | С.В. Михалков «Если». |
|
|
|
78. | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Проверь себя. |
|
|
|
| Собирай по ягодке – наберешь кузовок. | 10 часов |
|
|
79. | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке –наберешь кузовок» |
|
|
|
80-81. | А.П. Платонов «Цветок на земле». |
|
|
|
82 | А.П. Платонов «Ещё мама». | |||
83. | М.М. Зощенко «Золотые слова». |
|
|
|
84. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
|
|
|
85. | Н.Н. Носов «Федина задача». |
|
|
|
86. | Н.Н. Носов «Телефон». |
|
|
|
87. | В.Ю. Драгунский « Друг детства». |
|
|
|
88. | Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
|
|
|
| По страницам детских журналов. | 5 часов |
|
|
89. | Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». |
|
|
|
90. | Г.Б. Остер «Вредные советы». |
|
|
|
91. | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». |
|
|
|
92. | Р.Сеф «Веселые стихи». |
|
|
|
93. | Читательская конференция « По страницам детских журналов» |
|
|
|
| Зарубежная литература. | 9 часов. |
|
|
94-95. | «Храбрый Персей». |
|
|
|
96-98. | Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок» |
|
|
|
99. | Проверь себя. |
|
|
|
100. | Закрепление. |
|
|
|
101. | Брейн – ринг (обобщающий урок) |
|
|
|
102. | Задание на лето. |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Технологическая карта урока по литературномучтению на тему А.Куприн "Скворцы", Н.Сладков "Скворец-молодец" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
"Дружба-это я и ты" Внеклассное мероприятие в3классе
Цельмероприятия:-формирование представления о том, что такое дружба-воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
Рабочаяпрограмма
Программа для учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...