рабочая программа по литературному чтению в 3 классе.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Прохорова  Татьяна Ивановна

Рабочая  программа  по литературному  чтению  в  3  классе. УМК: программа начальных классов "Школа России", Москва, Просвещение. 2008 год;

учебник "Литературное  чтение" Л.Ф.Климанова, Москва, Просвещение, 2010год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению.

Пояснительная записка

 Учебно- методический комплек. 

       1. Программа начальных классов «Школа России» , Москва, просвещение. 2008г.

 2.  Учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. (Москва: Просвещение 2010г.)

     Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

  Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

 Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей между всеми видами искусства.

     Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного произведения, выдвигает на первый план художественный образ, как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что он охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни и драматические произведения.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

   • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

   • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

     • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

     • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

     • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

    • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

   • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

   • работать с различными типами текстов;• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

        Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.  

     Внеклассное чтение – это раздел чтения. Цель его – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

     Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на непреходящую ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой центральное место отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

       Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

В содержание программы внеклассного чтения на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

      Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка,

умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

     В четвертом классе учащиеся под руководством учителя или под его наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель побуждает их к самостоятельному чтению, выделяет время для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах. Внимание детей обращается на то, что они уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных чтениях.

     В 4 классе систематически устраиваются книжные выставки в уголке чтения для организации самостоятельной деятельности детей с книгами в течении 2 недель, создается классная библиотека, где учащиеся получают первый опыт работы с системой книг.

     Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи,  сказки, рассказы о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

     Работа с детской книгой: ориентировка в одной книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на уроке-утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

К концу 3 класса учащиеся должны :

           Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.

          Понимать содержание прочитанного произведения, определять тему.

Учащиеся должны уметь:

          Составлять план (полный, краткий, картинный).

          Составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий).

          Выделять в тексте слова автора, действующих лиц.

          С помощью учителя давать характеристику действующим лицам.

Учащиеся должны знать:

          Наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

          Названия и авторов литературных произведений.

          6 – 7 сказок, 10 – 15 пословиц, поговорок  на разные темы.

 Литературное чтение (3 класс) – 102 часа. 

п/п

Тема  урока

Количество часов

Дата проведения

Основные виды работ

 

Самое великое чудо на свете.

 3 часа

 

 

1.

Рукописные книги древней Руси.

 

 

 

2.

Первопечатник Иван Федоров.

 

 

 

3.

Урок – путешествие в прошлое.

 

 

 

 

Устное народное творчество.

 9 часов

 

 

4.

Русские народные песни.

 

 

 

5.

Докучные сказки.

 

 

 

6-7.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

 

 

8 -9.

«Иван – царевич и серый волк».

 

 

 

10-11.

«Сивка – бурка».

 

 

 

12.

Урок-КВН (обобщающий урок).

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь №1.

 8 часов

 

 

13.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

 

 

 

14.

Ф.Тютчев «Листья».

 

 

 

15.

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

 

 

 

16.

И.Никитин «Степь моя»

 

 

 

17.

И.Никитин «Встреча зимы».

 

 

 

18.

И.Суриков  «Детство».

 

 

 

19.

И.Суриков «Зима».

 

 

 

20.

Урок – путешествие в Литературную страну. (обобщающий урок)

 

 

 

 

Великие русские писатели.

 17 часов

 

 

21-22.

А.С. Пушкин. Стихи

 

 

 

23-25.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

 

 

 

26.

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

 

 

 

27.

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

 

 

 

28.

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

 

 

 

29.

М.Ю. Лермонтов  «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

 

 

 

30

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

 

 

 

32

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя).

 

 

 

33

Л.Н. Толстой «Акула».

 

 

 

34

Л.н. Толстой «Прыжок».

 

 

 

35

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

 

 

 

36

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве».

 

 

 

37

Литературный  праздник  (обобщающий урок)

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь №2  

 4 часа.

 

 

38

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

 

 

 

39

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

 

 

 

40

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

 

 

 

41

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

 

 

 

 

Литературные сказки.

 7 часов

 

 

42.

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

 

 

 

43.

Д.Мамин – Сибиряк  «Сказка про храброго зайца…»

 

 

 

44-45.

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

 

 

 

46-47.

В.Одоевский «Мороз Иванович».

 

 

 

48.

Проверь себя.

 

 

 

 

Были – небылицы.

 9 часов

 

 

49-50.

М.Горький «Случай с Евсейкой».

 

 

 

51-53.

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

 

 

 

54-56.

А.Куприн «Слон».

 

 

 

57.

Урок – путешествие (обобщающий урок)

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь №3  

 4 часа

 

 

58.

С.Черный «Воробей», «Слон».

 

 

 

59.

А.Блок «Сны», «Ворона».

 

 

 

60.

С.Есенин «Черемуха».

 

 

 

61.

Урок - викторина

 

 

 

 

Люби живое.  

 13 часов.

 

 

62.

М.Пришвин «Моя Родина».

 

 

 

63-64.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

 

 

 

65

В.И. Белов «Малька провинилась».

 

 

 

66-67.

В.Бианки «Мышонок Пик».

 

 

 

68-70

Б.С. Житков «Про обезьянку».

 

 

 

71.

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

 

 

 

72.

В.П. Астафьев «Капалуха».

 

 

 

73

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

74.

Проверь себя.

 

 

 

 

          Поэтическая тетрадь №4 .

 4 часа

 

 

75.

С.Я. Маршак «Гроза днем».

 

 

 

76.

А.Л. Барто «Разлука», «В театре».

 

 

 

77.

С.В. Михалков «Если».

 

 

 

78.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Проверь себя.

 

 

 

 

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

 10 часов

 

 

79.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке –наберешь кузовок»

 

 

 

80-81.

А.П. Платонов «Цветок на земле».

 

 

 

82

А.П. Платонов «Ещё мама».

83.

М.М. Зощенко «Золотые слова».

 

 

 

84.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

 

 

 

85.

Н.Н. Носов «Федина задача».

 

 

 

86.

Н.Н. Носов «Телефон».

 

 

 

87.

В.Ю. Драгунский « Друг детства».

 

 

 

88.

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

 

 

 

 

По страницам детских журналов.

 5 часов

 

 

89.

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

 

 

 

90.

Г.Б. Остер «Вредные советы».

 

 

 

91.

Г.Б. Остер «Как получаются  легенды».

 

 

 

92.

Р.Сеф «Веселые стихи».

 

 

 

93.

Читательская конференция « По страницам детских журналов»

 

 

 

 

Зарубежная литература.

 9 часов.

 

 

94-95.

«Храбрый Персей».

 

 

 

96-98.

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

 

 

 

99.

Проверь себя.

 

 

 

100.

Закрепление.

 

 

 

101.

Брейн – ринг (обобщающий урок)

 

 

 

102.

Задание на лето.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

"Дружба-это я и ты" Внеклассное мероприятие в3классе

Цельмероприятия:-формирование представления о том, что такое дружба-воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочаяпрограмма

Программа для  учащихся  с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...