Выступление на ШМО учителей нач. кл.
материал по чтению (3 класс) по теме

Киселева Елена Юрьевна

Выступление на ШМО учителей  нач. кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_nach._kl.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО уч. нач. кл.

ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста».

Подготовила: учитель – Киселева Е.Ю.(март 2009г)

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ».

           Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. В педагогической и методической литературе проблема самостоятельной деятельности уч-ся разработана достаточно глубоко. Наиболее полное определение самостоятельной работы уч-ся дает в своих исследованиях Б.П.Есипов, где многие положения получили заслуженное признание среди учителей.                                                                      

            Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу уч-ся показали, что при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы , мыслительная деятельность, умения и навыки уч-ся.  Большими возможностями для организации самостоятельной работы  обладают уроки литературного чтения. Работа над художественным произведением в нач. классах – это область элементарного анализа. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить событийную сторону произведения, но и почувствовать его художественное своеобразие. Для постижения идейно-художественной ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельное суждение. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала , дидактической целью и уровнем развития уч-ся.

         Наиболее яркий пример этого – пересказ. Рассмотрим, одинакова ли степень самостоятельности уч-ся при подготовке к различным видам пересказа.

Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.

Выборочный пересказ. Теперь ученикам  предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

Краткий пересказ – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное  в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то словесное рисование или ответы на вопросы учителя.

Наивысшая степень самостоятельности проявляется в творческих работах поискового характера. Они вполне возможны в начальных классах. К 4 классу дети уже знакомы с различными жанрами, некоторыми литературоведческими понятиями, поэтому проводится работа на сравнение произведений разных  жанров, разных авторов. Возможны и литературные работы собственного сочинения: стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. Конечно, работы этой группы сложны, но готовить  к ним мл. школьников необходимо. Подобные задания требуют от младших школьников полной самостоятельности. Показателем литературного развития уч-ся будет из умение переносить полученные знания в новую ситуацию, умение самостоятельно постичь новый материал.

Планируя самостоятельную работу учитель должен исходить из того, что различное сочетание самостоятельных работ только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора механического набора вопросов и заданий, независимых дидактических целей.

         Не менее важно  и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будут развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становятся убеждениями.

          Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается как можно больше узнать обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной  необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

           Единой классификации дидактических игр пока не существует. Поэтому разделим их по некоторым признакам. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако  в одних играх  отчетливее выступают одни признаки, в других – другие. Учительский опыт показывает, что чаще всего обращаешься к настольно-печатным и словесным играм – викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам и пятнашкам, шашкам, картам, ребусам, головоломкам, загадкам, кроссвордам. Рассмотрим последнее подробнее.

        Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кросс. учащиеся соревнуются больше с «самим собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.д. Успех и победа положительных черт характера уч-ся над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими уч-ся.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания, способствуют  предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к уч-ся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении уч-ся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, уч-ся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

        Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды на определенные разделы или темы по отдельным предметам.

       При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для уч-ся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими уч-ся дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого уч-ся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. В процессе этой работы развивается логика, мышление, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность. При составлении чернового варианта кроссворда уч-ся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания по информатике, умения работать с различными программами. Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, юмористический, с фрагментами, ребусный, крис-кросс, рассыпной, с нестандартным заполнением,слогокроссворд,символьный, двухбуквенный, реверсивный, дуаль;  по оформлению: классический, белый, с перегородками,сканворд, италика, готика, обратный, бесконечный, русский, линейный, чайнворд, филворд, немецкий, венгерский, рисунок, косой, круговой, сотовый, объемный, колодец и др.

          Очевидно, что применение кроссвордов не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно. Эксперементально доказано (общеобразовательные школы Дагестана), что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения кроссвордов формируются гораздо быстрее. Применять можно целиком как сами кроссворды, так и их фрагменты.

Использованная литература: журнал «Начальная школа», №1, 2007г., журнал «Начальная школа», №2, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...